Утверждено
решением
Совета народных депутатов ХМАО
от 7 февраля 1992 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
О СТАТУСЕ РОДОВЫХ УГОДИЙ
В ХАНТЫ - МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ
Настоящее Положение определяет статус родовых угодий на
основе:
Декларации прав и свобод человека и гражданина;
Закона РСФСР "О местном самоуправлении в РСФСР";
Закона РСФСР "Об изменениях и дополнениях Конституции
(Основного закона) РСФСР в связи с реформой местного
самоуправления";
Земельного кодекса РСФСР;
Закона РСФСР "О земельной реформе";
Постановлений Совета Министров РСФСР "О некоторых мерах по
социально - экономическому развитию районов Севера" от 4 февраля
1991 г. и "О государственной программе развития экономики и
культуры малочисленных народов Севера в 1991 - 1995 годах";
решения Совета народных депутатов Ханты - Мансийского
автономного округа "Об образовании территорий приоритетного
природопользования"
и с учетом положений Конвенции 1989 года о коренных и ведущих
племенной образ жизни народах.
Закрепление родовых угодий направлено на реализацию права
народов Севера на свои земли, недра, воды, леса, пастбища и другую
естественную среду обитания, восстановление их численности,
культуры и традиционных промыслов.
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Понятие родовых угодий
Родовые угодья - естественно - природный комплекс территорий
(леса, реки, их берега, озера, болота, луга, пастбища и др.), на
которых исторически сложились образ жизни и формы традиционного
хозяйствования коренных жителей Ханты - Мансийского автономного
округа.
Статья 2. Виды родовых угодий
Родовые угодья могут быть:
- угодьями, закрепленными за отдельными гражданами;
- угодьями, закрепленными за семьями;
- угодьями, закрепленными за общиной.
Статья 3. Угодья отдельных граждан
Родовые угодья отдельных граждан представляют собой земли их
традиционного обитания и хозяйствования.
Статья 4. Семейные угодья
Родовые угодья семей представляют собой территории
традиционного обитания и хозяйствования лиц, связанных
родственными отношениями и совместным ведением хозяйства.
Статья 5. Общинные угодья
Общинные угодья могут образовываться:
- из угодий добровольно объединившихся отдельных граждан,
семей;
- из угодий, выделенных в пользование общине для дальнейшего
совместного хозяйствования ее членов.
В составе общинных угодий могут образовываться территории:
- общего пользования;
- резервного фонда.
Статья 6. Община, выборы и регистрация органов управления,
основные полномочия
На территории проживания коренного населения могут создаваться
общины.
Община представляет собой добровольное объединение граждан,
семей, ведущих традиционный образ жизни и связанных между собой
необходимостью сохранения условий традиционного проживания.
Организация и деятельность системы управления общиной,
взаимоотношения с местными Советами народных депутатов и местной
администрацией определяются Законом РСФСР "О местном
самоуправлении в РСФСР".
Орган управления общины может наделяться правами юридического
лица с момента регистрации.
Община в пределах ее компетенции самостоятельно устанавливает
порядок использования общинных угодий.
Семья, отдельный гражданин - владелец угодья имеют право
выхода из состава общины. Порядок выделения угодий при выходе из
состава общины регулируется уставом общины.
Статья 7. Право на владение угодьями
Первоочередным правом на владение угодьями обладают:
- представители коренных народов Ханты - Мансийского
автономного округа, постоянно проживающие на территориях
традиционного обитания и занимающиеся традиционными видами
хозяйствования, в том числе переселившиеся на данные территории из
иных районов в связи с их промышленным освоением и по иным
причинам.
Правом на владение угодьями обладают также:
- лица коренной национальности, их потомки от смешанных
браков, по каким-либо причинам покинувшие места традиционного
обитания и желающие вернуться в них для занятий традиционными
видами хозяйствования;
- старожилы (независимо от национальности), проживающие на
территориях приоритетного природопользования, предки которых
проживали в Ханты - Мансийском автономном округе и занимались
традиционными видами хозяйствования коренных народов;
- новопоселенцы (независимо от национальности) в случае
принятия их в состав общины и наделения ею угодьями по
согласованию с отделом народов Севера районной администрации для
занятия традиционными видами хозяйствования.
Раздел II. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ РОДОВЫХ УГОДИЙ
Статья 8. Общие условия предоставления угодий
Родовые угодья предоставляются в установленном порядке, как
правило, в пределах территорий приоритетного природопользования.
Выделение родовых угодий осуществляется, по возможности, в
границах земель, которыми традиционно пользовались предки данной
семьи, с учетом фактического использования угодий на момент
выделения.
Споры о размере и границах угодий рассматриваются
соответствующей администрацией, в ведении которой находятся земли,
и судом.
Предоставление под угодья земель, находящихся во владении или
пользовании предприятий, учреждений или организаций, производится
после изъятия участков по решению соответствующей администрации в
порядке, установленном Земельным кодексом РСФСР.
Администрация, учитывая интересы всех жителей, проживающих в
данной местности, определяет места общего круглогодичного или
сезонного пользования для любительской охоты и рыбной ловли, сбора
дикоросов, заготовки кормов и выпаса скота. Данные земли не
отводятся под родовые угодья.
Статья 9. Порядок предоставления угодий
Предоставление угодий осуществляется на основе заявлений
отдельных граждан, глав семей, ходатайств общего собрания (схода)
или органа управления общины администрацией, в ведении которой
находятся земли.
Заявление о предоставлении угодий рассматривается
администрацией в месячный срок.
Принятое решение о предоставлении угодий выдается заявителю в
семидневный срок.
Если угодье находится на территории различных Советов,
администрации принимают совместное решение о его выделении.
Споры между администрациями по поводу выделения таких угодий
разрешаются вышестоящей администрацией.
Решение о предоставлении угодий является основанием для отвода
земли и выдачи документов.
Статья 10. Документы на право владения угодьями
Право на угодье удостоверяется государственным актом
установленного образца, который выдается и регистрируется
администрацией, принявшей решение о его предоставлении.
Отдельному гражданину, семье выдается государственный акт на
пожизненное, наследуемое владение угодьями, а органу управления
общиной - государственный акт на бессрочное пользование угодьями.
Статья 11. Обжалование решений о предоставлении угодий
Решения администрации о предоставлении угодий и об отказе в
предоставлении угодий могут быть обжалованы в судебном порядке.
Раздел III. ВЛАДЕНИЕ И ПОЛЬЗОВАНИЕ РОДОВЫМИ УГОДЬЯМИ
Статья 12. Пожизненное наследуемое владение
В соответствии с законодательством Российской Федерации
участки, отведенные под родовые угодья, предоставляются в
бесплатное пожизненное, наследуемое владение.
Продажа, дарение или иное отчуждение, а также залог, передача
в обеспечение обязательств угодий владельцами не допускаются, за
исключением случаев передачи права владения по наследству.
В случае невозможности временно использовать угодье владельцем
(служба в армии, болезнь и т.д.) оно может быть передано с его
согласия другому лицу во временное пользование, в том числе в
аренду. Передача осуществляется решением администрации,
предоставившей угодье, с учетом мнения органа управления общиной.
Статья 13. Целевое и исключительное владение
Право владения родовым угодьем является целевым: отдельный
гражданин и община владеют угодьями для ведения традиционного
хозяйствования.
Возможность пользования угодьями владельцем в иных целях
допускается в пределах, установленных настоящим Положением.
Право владения угодьями является исключительным: оно
принадлежит только их владельцам. Иные граждане, а также
организации не вправе в родовых угодьях осуществлять владение и
пользование угодьями, за исключением случаев, предусмотренных
настоящим Положением.
Принудительное изъятие угодий или их частей для
государственных и общественных нужд не допускается.
Статья 14. Использование природных ресурсов владельцами угодий
Владельцы родовых угодий самостоятельно используют в
соответствии с законодательством природные ресурсы угодий для
ведения традиционного хозяйствования (охоты, рыболовства,
животноводства, оленеводства, сбора дикоросов и пр.), а также для
удовлетворения собственных хозяйственных и бытовых потребностей.
Владельцы угодий имеют право использовать в установленном
порядке для нужд своего хозяйства имеющиеся в пределах угодий
общераспространенные полезные ископаемые, торф, лесные угодья,
водные объекты, пресные подземные воды, а также возводить жилье,
культурно - бытовые и хозяйственные строения и сооружения.
Использование природных ресурсов угодий за рамками
традиционного хозяйствования и собственных хозяйственно - бытовых
потребностей допускается в случаях, предусмотренных
законодательством и настоящим Положением.
Владельцы угодий обязаны соблюдать традиции природопользования
коренного населения. Использование ресурсов общинных угодий
осуществляется также в соответствии с порядком, установленным в
общине.
Статья 15. Распоряжение продуктами традиционных промыслов
Владельцы родовых угодий вправе самостоятельно распоряжаться
продуктами традиционных промыслов, если иное не предусмотрено
действующим законодательством, в том числе реализовывать их на
договорной основе предприятиям, учреждениям, организациям и
гражданам.
Договоры, заключенные в нарушение действующего
законодательства либо на условиях, явно не выгодных владельцу
родовых угодий, признаются а соответствии с законодательством
недействительными.
Статья 16. Предпринимательская деятельность владельцев угодий
В порядке, установленном законодательством Российской
Федерации, владельцы родовых угодий вправе осуществлять
предпринимательскую деятельность в рамках традиционных промыслов и
иной разрешенной законом индивидуальной трудовой деятельности.
Хозяйственная деятельность общин и владельцев угодий,
связанная с нецелевым использованием угодий, разрешается при
условии согласования с районной администрацией.
Статья 17. Обязанности владельцев при пользовании угодьями
Владельцы родовых угодий обязаны:
- рационально использовать природные ресурсы в соответствии с
их целевым назначением;
- обеспечивать их сохранность и воспроизводство, принимать
природоохранные меры, не допускать ухудшения экологической
обстановки на территории угодий в результате своей хозяйственной
деятельности;
- осуществлять охрану угодий от пожара, браконьерства,
незаконного сбора дикоросов и т.п. совместно с природоохранными
службами.
За нарушение природоохранного законодательства и
нерациональное использование ресурсов угодий их владельцы несут
установленную законом и настоящим Положением ответственность.
Статья 18. Хозяйственная деятельность предприятий и граждан на
территории угодий, пользование природными ресурсами угодий
Хозяйственная деятельность предприятий и граждан на территории
родовых угодий, а также использование природных ресурсов угодий
без согласия их владельцев не допускаются.
Сельские (поселковые) администрации в интересах всех жителей,
проживающих на территории Совета, с согласия владельцев родовых
угодий могут выделять на территории угодий участки для
любительской охоты и рыбной ловли, сбора дикоросов, заготовки
кормов и выпаса скота. Размеры участка, порядок, сроки и условия
пользования им определяются в договоре между сельской (поселковой)
администрацией и владельцами угодий.
Статья 19. Договоры на использование природных ресурсов угодий
Община и с ее согласия члены общины, а также владельцы
самостоятельных родовых угодий, могут на договорных условиях
предоставлять предприятиям и отдельным гражданам права: на лов
рыбы, отстрел диких животных, сбор дикоросов, пользование иными
ресурсами угодий, но не требующих отвода земельного участка.
Порядок использования природных ресурсов угодий
устанавливается в соответствии с действующим законодательством и
договорами. Договоры заключаются, как правило, на срок не свыше
одного сезона.
Владельцы угодий могут в порядке, установленном действующим
законодательством, предоставлять предприятиям, организациям и
гражданам, имеющим соответствующее разрешение на лесопользование,
право заготовки древесины. Лесозаготовки осуществляются на
договорной основе с условием полного возмещения ущерба,
причиненного угодью, и выплаты владельцу самостоятельного угодья
или общине части доходов от лесозаготовок, в том числе в виде
лесопродукции.
Договоры, заключенные на основании частей 1 - 2 настоящей
статьи, удостоверяются сельской (поселковой) администрацией. В
удостоверении и регистрации договора может быть отказано, если он
заключен в нарушение действующего законодательства либо на
условиях, явно не выгодных владельцу самостоятельного родового
угодья или общине. Договоры, заключенные в нарушение
установленного порядка, признаются недействительными.
Статья 20. Использование земельных участков угодий для
изыскательских работ
Геодезические, геолого - съемные, поисковые, кадастровые,
землеустроительные и другие исследования на территории родовых
угодий осуществляются предприятиями, учреждениями и организациями
исключительно на основе договоров с владельцами угодий и решений
администрации, предоставившей родовое угодье. Решение о проведении
указанных работ выдается районной администрацией на срок не свыше
одного года.
В договоре на проведение изыскательских работ
предусматриваются: порядок и сроки осуществления работ и
приведения земельных участков в пригодное состояние, количество и
расположение временных построек, складов и иных временных
сооружений, обязанности по возмещению убытков, причиненных
владельцу родового угодья, специальные правила проведения
изыскательских работ, учитывающие специфику природных ресурсов
угодья и другие условия, относящиеся к порядку проведения
изыскательских работ. Договор регистрируется в администрации,
предоставившей угодье.
Сроки и размеры платежей за использование земельных участков,
обязанности по возмещению убытков и приведению земель в состояние,
пригодное для их использования по целевому назначению,
определяются решением администрации, предоставившей угодье с
согласия владельца родового угодья.
Статья 21. Предоставление земельных участков угодий под
промышленные нужды
Предоставление земельных участков на территории родовых угодий
под промышленные нужды: строительство предприятий, дорог, добычи
полезных ископаемых, нефти, газа, прокладки трубопроводов, иное
нецелевое хозяйствование осуществляется в исключительных случаях
по решению окружной администрации и только с согласия владельцев
родовых угодий, а также коренных жителей, интересы которых
затрагиваются отводом.
Для получения согласия коренных жителей на отвод земельного
участка среди них проводится референдум, по итогам которого
соответствующая администрация принимает решение.
Решение об отводе земельного участка на территории родового
угодья принимается окружной администрацией по согласованию с
районной администрацией после получения письменного согласия
владельца угодья на его отвод, положительных итогов референдума
коренных жителей и государственной экологической экспертизы.
Статья 22. Договор о порядке и условиях использования
земельного участка, отведенного под промышленные нужды
При отводе земельного участка заключается договор между
владельцем самостоятельного родового угодья или общиной и
предприятием, которому отводится участок, о цели и сроках отвода
земельного участка, его размерах, а также характере и объеме
производственной деятельности предприятия и других условиях
использования отводимого участка.
Договор должен в обязательном порядке предусматривать полное
возмещение всех убытков (включая неполученные доходы), причиненных
владельцу угодья в связи с отводом участка на проведение работ по
рекультивации земель и лесовосстановлению. Должен быть оговорен
размер и порядок выплаты владельцу угодья части дохода
предприятия, полученного от использования участка, рентной платы
за землю в пределах, установленных действующим законодательством,
в том числе для зачисления в фонд будущих поколений.
Договор регистрируется в соответствующей администрации. В
регистрации договора может быть отказано, если он заключен в
нарушение действующего законодательства либо ущемляет законные
интересы владельца родового угодья. При отсутствии указанного
договора либо отказе в его регистрации отвод земельного участка
под промышленное освоение не производится.
Статья 23. Контроль за законностью использования природных
ресурсов угодий
Использование природных ресурсов угодий и иная хозяйственная
деятельность на территории угодий осуществляется в рамках законов
Российской Федерации и иных нормативных актов, а также обычаев
коренного населения.
Контроль за соблюдением природоохранного законодательства
осуществляется местными администрациями и соответствующими
природоохранными службами. Лица, виновные в нарушении правил
природопользования, в причинении ущерба природным богатствам
угодий, несут ответственность в соответствии с законом.
Статья 24. Порядок въезда в родовое угодье
На территорию угодий запрещается въезд транспорта, заход
речных судов, посадка летательных аппаратов без разрешения
владельцев угодий, за исключением специального транспорта,
используемого в чрезвычайных ситуациях (пожар, наводнение,
совершение уголовных и административных правонарушений),
транспортных средств, движущихся по территории угодий по
магистралям общего пользования и отведенным дорогам.
Запрещается без согласия владельцев угодий завозить оружие,
собак, орудия лова пушных и иных зверей, дичи или рыбы.
Раздел IV. ПРЕКРАЩЕНИЕ ПРАВА ВЛАДЕНИЯ.
ПЕРЕДАЧА НАСЛЕДСТВЕННЫХ ПРАВ
Статья 25. Основания прекращения владения
Владение угодьями прекращается в случаях:
1. Добровольного отказа владельца от угодья.
2. Смерти владельца при отсутствии наследников.
3. Самовольного использования территории угодья не по целевому
назначению.
4. Нерационального использования угодья, выражающегося в
гибели или исчезновении зверей, птиц, рыб, порче леса, другом
ухудшении экологической обстановки.
5. Нарушения владельцем традиций пользования угодьем,
сложившихся у коренных народов.
Решение о прекращении владения угодьями принимается
администрацией, вынесшей решение о предоставлении угодий.
В случаях, предусмотренных пунктами 3 - 5, в качестве
предупредительных мер могут быть приняты решения об условном
лишении права владения в порядке, предусмотренном настоящим
Положением.
Решение о прекращении права владения может быть обжаловано в
судебном порядке.
Статья 26. Добровольный отказ от владения
В случае отказа от угодья подают в администрацию,
предоставившую угодье, заявление, подписанное всеми
совершеннолетними членами. К заявлению прилагается государственный
акт на владение угодьем.
При отказе владельца от родового угодья последнее передается
другим лицам, имеющим право на владение родовым угодьем, в
порядке, установленном настоящим Положением.
Преимущественное право на его получение имеют члены семьи
бывшего владельца, а при их отсутствии - другие его родственники.
Статья 27. Самовольное использование угодий не по целевому
назначению. Нерациональное использование угодий
Самовольным использованием угодий не по целевому назначению
признается передача владельцами угодий права хозяйствования в
угодьях посторонним лицам и организациям без надлежаще
оформленного договора, иные действия, не охватываемые правом
владения угодьями и идущие вразрез с настоящим Положением.
Нерациональным использованием угодий являются действия,
ведущие к гибели и исчезновению зверей, птиц, рыб, порче леса,
иному ухудшению экологической обстановки.
Факты самовольного или нерационального использования угодий
устанавливаются общиной, местной администрацией, природоохранными
органами.
Администрация, предоставившая угодье, с учетом мнения органа
управления общины (если владелец - член общины) принимает решение
об условном лишении владельца угодья права владения на срок до
двух лет.
В случае дальнейшего нарушения порядка владения угодьем
администрация, предоставившая угодье, по представлению названных
выше органов, может вынести решение о прекращении права владения.
Члены общины за нерациональное и самовольное использование
угодий несут ответственность в соответствии с законодательством и
уставом общины.
Статья 28. Нарушение владельцем традиций использования угодий,
сложившихся у коренных народов
При нарушении владельцем родового угодья традиций
природопользования, сложившихся у коренных народов, по заявлению
владельцев соседних угодий или по ходатайству органа управления
общины администрация, предоставившая угодье, принимает решение об
условном лишении права владения на срок до двух лет.
При систематическом нарушении традиций природопользования
может быть принято решение о прекращении владения.
Члены общины за указанные нарушения несут ответственность в
соответствии с уставом общины.
Статья 29. Наследование права владения родовым угодьем
В случае смерти главы семьи право владения угодьем передается
одному из членов семьи по согласованию с другими членами семьи, а
при их отказе от владения - иным родственникам, имеющим право на
владение родовым угодьем.
При отсутствий названных лиц либо при их несогласии на
принятие наследственных прав угодье передается в установленном
настоящим Положением порядке лицу, имеющему право на владение
угодьем.
При отсутствии наследников угодья, входящего в состав угодий
общины, оно передается общине и используется ею самостоятельно, в
первую очередь для передачи во владение членам общины.
Преимущественное право на получение угодья имеют родственники
бывшего владельца.
Споры, возникающие по поводу наследуемого права владения
угодьями, рассматриваются в судебном порядке.
Раздел V. ЗАЩИТА ПРАВ ВЛАДЕЛЬЦЕВ УГОДИЙ
Статья 30. Общий порядок защиты прав владельцев угодий
Права и законные интересы владельцев родовых угодий подлежат
защите в соответствии с законодательством, настоящим Положением,
заключенными договорами в судебном, арбитражном и административном
порядке.
Местные администрации принимают необходимые меры по охране
угодий, защите прав и интересов их владельцев, пресечению
незаконных посягательств на их права со стороны других лиц.
Статья 31. Обозначение границ угодий
Местные администрации принимают меры по составлению карт
угодий, находящихся на их территории, извещают граждан и
организации о их расположении, границах и правовом статусе.
На границах угодий выставляются специальные знаки,
обозначающие вид и владельца угодья, а также содержащие информацию
о правилах поведения и особенностях правового режима угодья
(запреты на въезд, охоту, рыбную ловлю, сбор дикоросов и т.п.).
Местные администрации и иные государственные органы оказывают
содействие владельцам угодий в изготовлении и размещении указанных
знаков.
Статья 32. Требование покинуть угодье
Владельцы родовых угодий вправе потребовать покинуть
территорию угодья любых лиц, находящихся на ней в нарушение
установленного порядка. При отказе покинуть угодье владелец может
прибегнуть к помощи соответствующих государственных органов, а
также применить к правонарушителю иные разрешенные законом меры.
Статья 33. Обжалование неправомерных действий органов
управления и должностных лиц
Владельцы угодий вправе обжаловать неправомерные действия
органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих
их права, в установленном законом порядке в суд, а также
истребовать возмещение ущерба, причиненного данными действиями.
Статья 34. Возмещение убытков, причиненных владельцу угодья
В случае причинения ущерба владельцу угодья незаконным
завладением территории угодья, неправомерным использованием его
природных ресурсов, нарушением порядка пользования земельными,
водными и другими ресурсами угодья, а также причинения других
убытков угодью и имуществу его владельца виновные лица
(предприятия, организации, учреждения и граждане) должны
возместить их в полном объеме, включая неполученные владельцем
доходы.
При отказе от добровольного возмещения убытков владелец
угодья, а также в его интересах местная администрация или прокурор
вправе обратиться в суд с иском о принудительном взыскании
убытков.
Статья 35. Ответственность за нарушение законодательства о
владении угодьями
Граждане и должностные лица, виновные в нарушении правовых
норм владения родовыми угодьями, в том числе установленных
настоящим Положением, несут административную, уголовную, иную
предусмотренную законом ответственность.
|