УТРАТИЛ СИЛУ
ЗАКОН ХМАО от 08.10.1999 N 58-оз
10 ноября 1994 года N 4-оз
------------------------------------------------------------------
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОН
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
О РЕФЕРЕНДУМЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
(ОКРУЖНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ)
Принят Думой Ханты-Мансийского
автономного округа 1 ноября 1994 года
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. О терминах настоящего Закона
В настоящем Законе используются следующие термины, которые
являются идентичными:
референдум Ханты-Мансийского автономного округа (окружной
референдум) - окружной референдум, референдум;
Дума Ханты-Мансийского автономного округа - окружная Дума,
Дума;
инициативная группа окружного референдума - инициативная
группа референдума, инициативная группа;
собрания граждан - собрания;
гражданин Российской Федерации - гражданин;
подписи граждан - подписи;
участок окружного референдума - участок референдума, участок;
список граждан, имеющих право участвовать в окружном
референдуме - список участников окружного референдума, список
граждан, список;
окружная комиссия окружного референдума - окружная комиссия
референдума, окружная комиссия;
городская, районная комиссия окружного референдума -
городская, районная комиссия референдума, городская, районная
комиссия;
участковая комиссия окружного референдума - участковая
комиссия референдума, участковая комиссия;
комиссии окружного референдума - комиссии референдума,
комиссии;
бюллетень для тайного голосования - бюллетень для голосования,
бюллетень.
Статья 2. Понятие референдума Ханты-Мансийского автономного
округа
Референдум Ханты-Мансийского автономного округа представляет
собой голосование граждан по наиболее важным вопросам социальной,
экономической, политической жизни автономного округа.
Окружной референдум может быть императивным или
консультативным. Императивным является референдум, в результате
которого принимается решение. Консультативным является референдум,
который проводится для выявления общественного мнения.
Статья 3. Вопросы, выносимые на окружной референдум
На окружной референдум могут быть вынесены вопросы, которые в
соответствии со статьей 72 и п. статьи 76 Конституции Российской
Федерации относятся к ведению автономного округа или к совместному
ведению Российской Федерации и автономного округа.
На окружной референдум не может быть вынесен вопрос,
противоречащий Конституции Российской Федерации и федеральному
законодательству.
Решения окружного референдума, принятые в соответствии с
частью первой настоящей статьи, являются прямым волеизъявлением
граждан и в каком-либо утверждении не нуждаются. Решения, принятые
императивным референдумом, обязательны для исполнения на всей
территории автономного округа. Результаты консультативного
референдума учитываются органами государственной власти
автономного округа при осуществлении своих полномочий.
На референдум не могут быть вынесены вопросы о бюджете,
налогах и сборах.
Статья 4. Право граждан на участие в окружном референдуме
В окружном референдуме имеют право участвовать граждане
Российской Федерации, постоянно проживающие на территории
автономного округа и достигшие 18-летнего возраста.
Не могут участвовать в окружном референдуме граждане,
признанные судом недееспособными, и лица, содержащиеся в местах
лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда.
Какие-либо иные прямые или косвенные ограничения прав граждан
на участие в окружном референдуме запрещаются.
Статья 5. Основные принципы проведения окружного референдума
Граждане участвуют в окружном референдуме на равных
основаниях, непосредственно и лично.
Участие в окружном референдуме является свободным.
Голосование на референдуме осуществляется гражданами путем
тайного волеизъявления.
Cтатья 6. Агитация по поводу окружного референдума
Граждане, общественные объединения вправе беспрепятственно
вести агитацию за или против предложения о назначении окружного
референдума, за или против вопроса или проекта решения, выносимого
на окружной референдум.
Для проведения агитации граждане и общественные объединения
вправе использовать собственные средства и добровольные
пожертвования юридических и физических лиц.
Проведение агитации в помещениях участков окружного
референдума запрещается.
В течение 10 дней до дня референдума запрещается опубликование
в средствах массовой информации результатов опросов общественного
мнения, связанных с предстоящим референдумом.
Общественные объединения и граждане вправе выпускать плакаты,
листовки и иные агитационные материалы.
Все агитационные печатные материалы должны содержать
информацию о том, кто их выпустил. Распространение анонимных
агитационных материалов запрещается.
Городские, районные комиссии окружного референдума,
поставленные в известность о распространении анонимных либо
подложных агитационных материалов, принимают меры по пресечению
этой деятельности и вправе обратиться в соответствующий орган
внутренних дел с предложением о применении необходимых мер
пресечения противоправной агитационной деятельности.
Агитационные печатные материалы могут быть вывешаны в любом
помещении, на любом здании, сооружении и ином объекте с согласия
их собственника или владельца, кроме зданий и помещений комиссий и
участков окружного референдума.
В день референдума любая публичная агитация запрещается.
Статья 7. Финансирование окружного референдума
Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и
проведением окружного референдума, осуществляются за счет
окружного бюджета.
Средства, выделенные из окружного бюджета на подготовку и
проведение окружного референдума, поступают в распоряжение
окружной комиссии референдума и распределяются ею между
городскими, районными комиссиями.
Городские, районные комиссии распределяют средства между
участковыми комиссиями.
Нижестоящие комиссии референдума представляют вышестоящим
комиссиям отчет о расходовании средств, выделенных на подготовку и
проведение референдума, в порядке, установленном окружной
комиссией.
Окружная комиссия представляет отчет о расходовании выделенных
на подготовку и проведение референдума средств в окружную Думу не
позднее двух месяцев со дня официального опубликования результатов
референдума.
Глава 2. НАЗНАЧЕНИЕ ОКРУЖНОГО РЕФЕРЕНДУМА
Статья 8. Право назначения окружного референдума
Право принятия решения о назначении окружного референдума
принадлежит Думе автономного округа.
Решение о назначении окружного референдума принимается Думой
по собственной инициативе, по представлению Главы Администрации
автономного округа или по требованию граждан.
Решение окружной Думы о назначении референдума считается
принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от числа
депутатов, избранных в Думу.
Статья 9. Обязательное проведение окружного референдума
Дума обязана назначить окружной референдум по требованию не
менее двадцати тысяч граждан Российской Федерации, имеющих право
на участие в окружном референдуме.
Статья 10. Реализация права требования проведения окружного
референдума гражданами Российской Федерации
Право инициативы в сборе подписей под требованием о проведении
окружного референдума принадлежит любому гражданину или группе
граждан, имеющих право участвовать в окружном референдуме.
Сбор подписей организуют и осуществляют инициативные группы
окружного референдума в соответствии с требованиями настоящего
Закона.
Статья 11. Образование инициативной группы окружного
референдума
В целях решения вопроса о необходимости проведения окружного
референдума по инициативе граждан проводятся собрания.
Инициаторы проведения собрания обязаны не позднее чем за 3 дня
уведомить соответствующую городскую, районную администрацию о
месте и времени проведения собрания.
Собрание правомочно, если на нем присутствуют не менее 50
граждан, имеющих право участвовать в окружном референдуме.
Перед собранием проводится регистрация его участников.
Собрание избирает свой президиум и обсуждает необходимость
проведения окружного референдума, а также формулировку вопроса или
текст проекта решения, предлагаемого на референдум.
В случае принятия решения о необходимости проведения окружного
референдума и утверждения формулировки вопроса или текста решения,
предлагаемого на референдум, собрание открытым или тайным
голосованием избирает инициативную группу референдума в составе не
менее 5 человек, ее председателя и поручает инициативной группе
организацию сбора подписей граждан. Все решения принимаются
простым большинством голосов от общего количества участников
собрания.
Статья 12. Регистрация инициативной группы окружного
референдума
Надлежащим образом оформленный протокол собрания граждан с
данными о регистрации его участников и списком членов избранной
инициативной группы передается для регистрации инициативной группы
в соответствующую городскую, районную администрацию по месту
проведения собрания. К протоколу прилагается формулировка вопроса
или текст проекта решения, предлагаемого для вынесения на окружной
референдум, и письменные обязательства каждого члена инициативной
группы соблюдать требования настоящего Закона и нести
ответственность за правильность сбора подписей граждан.
Постановление главы городской, районной администрации о
регистрации инициативной группы должно быть вынесено не позднее 7
дней с момента поступления протокола собрания граждан и
соответствующих приложений к нему. Копия постановления главы
администрации выдается инициативной группе в течение трех дней и
имеет силу регистрационного удостоверения.
Отказ в регистрации инициативной группы не допускается, если
собрание граждан было проведено с соблюдением требований
настоящего Закона.
Отказ в регистрации инициативной группы может быть обжалован в
соответствующий районный или городской народный суд.
При регистрации инициативной группе присваивается порядковый
номер и наименование, соответствующее наименованию городской,
районной администрации по месту избрания инициативной группы. Эти
данные указываются на каждом листе, предназначенном для сбора
подписей граждан, и на документах, исходящих от инициативной
группы.
Общее количество инициативных групп по каждому окружному
референдуму не ограничивается.
Данные о зарегистрированных инициативных группах передаются
главами городских, районных администраций в окружную Думу.
Статья 13. Порядок и сроки сбора подписей инициативной группой
окружного референдума
С момента получения копии постановления главы городской,
районной администрации о регистрации инициативная группа вправе
организовывать и осуществлять беспрепятственный сбор подписей
граждан в подписных листах с требованием о проведении окружного
референдума.
Общий период сбора подписей с требованием о проведении
окружного референдума не должен превышать двух месяцев со дня
регистрации первой инициативной группы.
В случае, если в течение этого срока не было собрано
необходимого количества подписей граждан, имеющих право
участвовать в окружном референдуме, дальнейший сбор подписей
прекращается.
С повторным требованием о проведении окружного референдума по
тому же вопросу разрешается выступать не ранее чем по истечении
одного года.
Статья 14. Подписной лист окружного референдума
Листы для сбора подписей граждан под требованием о проведении
окружного референдума (подписные листы) должны содержать
формулировку вопросов, предлагаемых на окружной референдум, или
изложение существа предлагаемого проекта решения (при условии
обеспечения возможности ознакомления с полным текстом проекта
решения), а также полное наименование соответствующей инициативной
группы.
Гражданин, поддерживающий требование о проведении окружного
референдума, подписывает подписной лист, указывая при этом
фамилию, имя, отчество, дату рождения, место жительства, номер и
серию своего паспорта или другого документа, удостоверяющего его
личность и дату подписания.
Каждый подписной лист должен быть заверен председателем и
одним из членов инициативной группы.
На каждом подписном листе производится запись об общем числе
заверенных подписей. Заверяющие подписи председателя и членов
инициативной группы удостоверяются печатью городской, районной
администрации по месту регистрации инициативной группы.
Статья 15. Оформление права требования окружного референдума
По окончании сбора подписей инициативная группа окружного
референдума составляет итоговый протокол, в котором указывается
дата регистрации инициативной группы, дата окончания сбора
подписей и количество собранных подписей. Итоговый протокол вместе
с требованием о проведении окружного референдума и подписными
листами направляется в окружную Думу.
Подписные листы хранятся в окружной Думе в течение двух
месяцев со дня опубликования результатов окружного референдума.
Требование о проведении окружного референдума адресуется
окружной Думе и должно содержать обоснование необходимости
окружного референдума, четкую формулировку вопроса или проекта
решения, предлагаемых на окружной референдум.
Окружная Дума обеспечивает регистрацию полученных материалов и
обобщение содержащихся в них сведений, в том числе суммирование
числа собранных инициативными группами подписей граждан.
В случае необходимости окружная Дума может провести сама или
поручить соответствующим представительным органам местного
самоуправления выборочную или полную проверку достоверности
полученных документов. Данная проверка должна быть проведена в
течение двух недель со дня поступления документов в окружную Думу.
При этом не допускается вызов лиц, подписавших требование о
проведении окружного референдума. Результаты проверки оформляются
актом и в трехдневный срок передаются в окружную Думу.
При обнаружении в подписных листах двух или более подписей
одного гражданина, его подписи не учитываются.
Статья 16. Принятие решения по требованию о проведении
окружного референдума
Требование о проведении окружного референдума должно быть
рассмотрено окружной Думой не позднее двухмесячного срока со дня
поступления последних документов от инициативных групп окружного
референдума.
Дату рассмотрения указанного в части первой настоящей статьи
вопроса окружная Дума сообщает инициативным группам окружного
референдума.
Окружная Дума по требованию о проведении окружного референдума
вправе принять одно из следующих решений:
а) о назначении окружного референдума, дате его проведения и
мерах по его обеспечению;
б) об отклонении требования о проведении окружного референдума
в случае нарушения настоящего Закона инициаторами окружного
референдума;
в) о принятии предлагаемого в требовании о проведении
окружного референдума решения без проведения окружного
референдума.
Статья 17. Срок проведения окружного референдума
Окружной референдум не может проводиться ранее 70 дней и
позднее четырех месяцев со дня решения о его назначении.
Глава 3. УЧАСТКИ ОКРУЖНОГО РЕФЕРЕНДУМА.
СПИСКИ ГРАЖДАН, ИМЕЮЩИХ ПРАВО УЧАСТВОВАТЬ
В ОКРУЖНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ
Статья 18. Участки окружного референдума
Для подготовки и проведения голосования территория каждого
города и района делится на участки окружного референдума.
Участки референдума образуются окружной комиссией референдума
не позднее чем за 55 дней до дня голосования из расчета от 20 до
3000 участников референдума на один участок.
Список участков с указанием адресов участковых комиссий
публикуется окружной комиссией референдума в течение пяти дней
после принятия решения, указанного в части второй настоящей
статьи.
Статья 19. Списки граждан, имеющих право участвовать в
окружном референдуме
Списки граждан, имеющих право участвовать в окружном
референдуме, составляются по каждому участку участковыми
комиссиями и подписываются их председателями.
Списки составляются на основании данных, представляемых
соответствующей городской, районной администрацией.
В список включается каждый гражданин, отвечающий на день
проведения окружного референдума требованиям статьи 4 настоящего
Закона и постоянно или временно проживающий на территории участка
окружного референдума.
Список составляется в алфавитном или ином порядке (по
населенным пунктам, улицам, домам). В списке указывается фамилия,
имя, отчество, дата рождения и адрес гражданина, имеющего право
участвовать в окружном референдуме.
Уточнение списков должно быть завершено не позднее 30 дней до
дня окружного референдума. Граждане, поселившиеся на территории
участка после этого срока и до дня окружного референдума,
включаются в дополнительный список на основании документов,
подтверждающих их место жительства.
Списки вывешиваются для всеобщего ознакомления в помещении
участковой комиссии.
Гражданин может заявить в участковую комиссию об ошибке или
неточности в списке граждан, имеющих право участвовать в окружном
референдуме. Участковая комиссия обязана в течение 24 часов
проверить заявление и устранить ошибку либо выдать заявителю
справку о мотивированном отклонении заявления.
Действия и решения участковой комиссии могут быть обжалованы в
суд в установленном законом порядке.
Глава 4. КОМИССИИ ОКРУЖНОГО РЕФЕРЕНДУМА
Статья 20. Комиссии окружного референдума
Для подготовки и проведения окружного референдума формируются
следующие комиссии:
а) окружная комиссия окружного референдума;
б) городские и районные комиссии окружного референдума;
в) участковые комиссии окружного референдума.
Комиссии окружного референдума в пределах своей компетенции
независимы от других государственных органов.
Комиссии окружного референдума работают коллегиально, открыто
и гласно.
Статья 21. Порядок формирования комиссии референдума
Окружная комиссия референдума формируется совместным решением
окружной Думы и главы администрации автономного округа в составе
председателя, его заместителя (заместителей), секретаря и 10 - 15
членов не позднее 70 дней до дня окружного референдума.
Председатель или секретарь окружной комиссии должен иметь
высшее юридическое образование или ученую степень в области права.
Статья 22. Порядок формирования городских, районных комиссий
окружного референдума
Городские, районные комиссии референдума формируются окружной
комиссией в составе председателя, его заместителя (заместителей),
секретаря и 5 - 10 членов не позднее 55 дней до дня окружного
референдума.
Председатель или секретарь городской, районной комиссии должен
иметь высшее юридическое образование или ученую степень в области
права.
Статья 23. Порядок формирования участковых комиссий окружного
референдума
Участковые комиссии окружного референдума формируются
соответствующими городскими, районными комиссиями в составе
председателя, его заместителя, секретаря и 5 - 10 членов не
позднее чем за 40 дней до дня референдума.
Статья 24. Статус члена комиссии окружного референдума
Лица, входящие в состав соответствующей комиссии окружного
референдума:
- заблаговременно извещаются о заседаниях комиссии и
присутствуют на них;
- имеют право решающего голоса при принятии комиссией решений;
- вправе выступать на заседании комиссии, вносить предложения
по вопросам, входящим в компетенцию комиссии, и требовать
проведения по ним голосования;
- вправе задавать другим участникам заседания вопросы в
соответствии с повесткой для и получать на них ответы по существу;
- вправе знакомиться с любыми документами комиссии.
Статья 25. Полномочия окружной комиссии референдума
Окружная комиссия референдума:
а) обеспечивает на территории автономного округа строгое и
единообразное соблюдение настоящего Закона;
б) издает инструкции и иные акты по вопросам подготовки и
проведения окружного референдума;
в) формирует городские, районные комиссии и организует их
работу;
г) распоряжается выделенными для подготовки и проведения
окружного референдума денежными и другими средствами;
д) рассматривает жалобы на решения и действия городских,
районных комиссий и принимает по ним решения;
е) контролирует обеспечение комиссии окружного референдума
помещениями, транспортом, связью, рассматривает другие вопросы
материально-технического обеспечения референдума;
ж) устанавливает формы бюллетеней для голосования, списков,
протоколов заседаний комиссий, других документов окружного
референдума, образцы ящиков для голосования и печатей комиссий;
з) обеспечивает изготовление печатей комиссий, бюллетеней для
голосования, другой документации окружного референдума и снабжение
ими городских, районных комиссий;
и) определяет результаты окружного референдума в целом по
автономному округу, публикует их в печати;
к) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим
Законом.
Решения окружной комиссии, принятые в пределах ее компетенции,
обязательны для государственных органов, органов местного
самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений,
организаций и должностных лиц, которые обязаны оказывать ей
содействие и предоставлять необходимые для ее работы документы и
информацию.
Срок полномочий окружной комиссии референдума определяется
окружной Думой.
Статья 26. Полномочия городской, районной комиссии окружного
референдума
Городская, районная комиссия окружного референдума:
а) осуществляет контроль за исполнением настоящего Закона на
соответствующей территории;
б) формирует участковые комиссии окружного референдума,
организует их работу;
в) рассматривает жалобы на решения и действия участковых
комиссий и принимает по ним решения;
г) распоряжается денежными и другими средствами, выделенными
для подготовки и проведения окружного референдума;
д) обеспечивает участковые комиссии бюллетенями для
голосования и другой документацией окружного референдума;
е) контролирует обеспечение участковых комиссий помещениями,
транспортом, связью и рассматривает иные вопросы материально -
технического обеспечения окружного референдума;
ж) производит подсчет голосов, поданных по городу, району в
ходе референдума, и передает результаты в окружную комиссию;
з) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим
Законом.
Решения городской, районной комиссии, принятые в пределах ее
компетенции, обязательны для государственных органов, органов
самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений,
организаций, должностных лиц, которые обязаны оказывать ей
содействие и предоставлять необходимые для ее работы документы и
информацию.
Срок полномочий городских, районных комиссий определяется
окружной комиссией.
Статья 27. Полномочия участковой комиссии окружного
референдума
Участковая комиссия окружного референдума:
а) составляет списки (в том числе и дополнительные) граждан,
имеющих право участвовать в окружном референдуме;
б) знакомит граждан с этими списками, принимает и
рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списках и
решает вопросы о внесении в них соответствующих изменений;
в) распоряжается денежными и другими средствами, выделенными
для подготовки и проведения окружного референдума;
г) оповещает население о дне окружного референдума и месте
голосования;
д) контролирует размещение агитационных материалов в порядке,
установленном настоящим Законом;
е) обеспечивает подготовку помещения для голосования и его
надлежащее оборудование;
ж) организует голосование на участке окружного референдума;
з) производит подсчет голосов, определяет результаты
голосования на участке окружного референдума;
и) рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки и
проведения окружного референдума и принимает по ним решения;
к) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим
Законом.
Решения участковой комиссии, принятые в пределах ее
компетенции, обязательны для государственных органов, органов
местного самоуправления, общественных объединений, предприятий,
учреждений, организаций, должностных лиц, которые обязаны
оказывать ей содействие и представлять необходимые для ее работы
документы и информацию.
Срок полномочий участковых комиссий определяется окружной
комиссией.
Статья 28. Организация работы комиссий окружного референдума
Заседание комиссии окружного референдума является правомочным,
если в нем принимают участие не менее двух третей лиц, входящих в
ее состав.
Заседания комиссии созываются и проводятся председателем или
по его поручению заместителем председателя комиссии.
Решения комиссии принимаются открытым голосованием
большинством голосов от числа участвующих в заседании лиц.
Председатель окружной комиссии референдума, его заместитель
(заместители) и секретарь работают, а члены комиссии могут
работать в комиссии постоянно или временно с отрывом от основной
работы.
По решению городской, районной комиссии председатель, его
заместитель (заместители), секретарь и отдельные члены городской,
районной или участковых комиссий могут работать в комиссии
постоянно или временно с отрывом от основной работы.
Оплата труда этим лицам производится из бюджетных средств,
выделенных на содержание соответствующей комиссии окружного
референдума.
Протоколы комиссии окружного референдума подписываются
председательствующим на заседании и секретарем комиссии.
На заседаниях окружной и городских, районных комиссий могут
присутствовать представители средств массовой информации,
аккредитованные при них, а на заседаниях участковых комиссий -
представители любых средств массовой информации. Указанные
представители должны иметь заверенную выписку из протокола
собрания направивших их организаций или иной документ,
удостоверяющий их полномочия.
Статья 29. Обжалование решений и действий комиссий окружного
референдума
Решения и действия окружной комиссии могут быть обжалованы в
суд в порядке, установленном законом.
Решения и действия окружной, городских, районных и участковых
комиссий могут быть обжалованы в вышестоящую комиссию или в суд в
порядке, установленном законом. При этом предварительное обращение
в вышестоящую комиссию окружного референдума не является
обязательным условием для обращения в суд.
Глава 5. ГОЛОСОВАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
ОКРУЖНОГО РЕФЕРЕНДУМА
Статья 30. Помещение для голосования
Помещения для голосования предоставляются в распоряжение
участковых комиссий соответствующей городской, районной
администрацией.
Помещение для голосования должно иметь зал, в котором
оборудуются кабины для тайного голосования либо пригодные для
тайного голосования комнаты. Вход в кабины или комнаты для тайного
голосования и выход из них, а также путь от них к ящикам для
голосования должны находиться в поле зрения членов участковой
комиссии.
Статья 31. Бюллетень для тайного голосования
В бюллетене для тайного голосования воспроизводится текст
поставленного на окружной референдум вопроса или проекта решения и
варианты волеизъявления голосующего: "за" или "против".
В случае постановки на окружной референдум нескольких
альтернативных проектов решений, все они включаются в один
бюллетень, последовательно нумеруются, отделяются друг от друга
горизонтальными линиями и голосуют отдельно.
В случае проведения окружного референдума по различным
вопросам или по проектам различных решений, все они печатаются на
разных по цвету бюллетенях, голосуются отдельно и независимо друг
от друга.
Текст бюллетеня (бюллетеней) утверждается окружной комиссией
референдума. Бюллетени печатаются по распоряжению этой комиссии и
пересылаются городским, районным комиссиям не позднее 20 дней до
дня референдума.
Бюллетени изготовляются на русском языке, а по решению
окружной комиссии референдума - также на иных языках. Если для
участка окружного референдума печатаются бюллетени на двух и более
языках, текст на всех языках помещается в каждом бюллетене.
Участковые комиссии получают бюллетени от городских, районных
комиссий не позднее трех дней до дня окружного референдума.
На обороте полученных бюллетеней ставится печать участковой
комиссии или подписи двух ее членов.
Статья 32. Время проведения окружного референдума
Голосование проводится в назначенный окружной Думой день с 8
до 22 часов по местному времени. Если по участку окружного
референдума проголосовали все внесенные в списки граждане,
участковая комиссия может прекратить голосование ранее 22 часов. В
случае необходимости, с учетом местных условий, городские,
районные комиссии референдума могут по согласованию с окружной
комиссией изменять время начала и окончания голосования при
сохранении его продолжительности.
Статья 33. Досрочное голосование
Гражданин, включенный в списки участников окружного
референдума, который менее чем за 15 дней до референдума уедет и в
день референдума не будет находиться в месте своего постоянного
жительства, может проголосовать досрочно, заполнив бюллетень для
голосования в помещении городской, районной (за 14 - 4 дней) или
участковой (за 3 - 1 день) комиссии так, чтобы при этом не была
нарушена тайна голосования. Если гражданин голосует в помещении
городской, районной комиссии, то на обороте избирательного
бюллетеня ставится печать этой комиссии. Заполненный бюллетень
гражданин помещает в конверт, который заклеивает и передает
дежурному члену городской или участковой комиссии. На месте
склейки на конверте ставится печать соответственно городской,
районной или участковой комиссии либо подписи двух членов
комиссии, а также подпись проголосовавшего гражданина. Городские,
районные комиссии передают списки проголосовавших граждан и
конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую комиссию.
Участковая комиссия отмечает в своем списке участников референдума
проголосовавших таким образом граждан.
Статья 34. Голосование в день окружного референдума
В день окружного референдума за полчаса до начала голосования
председатель каждой участковой комиссии предъявляет членам
комиссии и присутствующим лицам пустые ящики для голосования,
которые всегда за этим опечатываются. Затем председатель
участковой комиссии вскрывает конверты с заполненными бюллетенями
для голосования, оставленными временно выбывшими гражданами, и
опускает извлеченные из них бюллетени в ящики для голосования.
В 8 часов граждане приглашаются для голосования. При выдаче
бюллетеня для голосования член участковой комиссии проставляет в
списке серию и номер паспорта или удостоверения личности, а
гражданин расписывается.
Заполнение бюллетеня производится в кабине или комнате для
тайного голосования, где не допускается присутствия кого бы то ни
было, кроме голосующего. Гражданин, не имеющий возможности
самостоятельно заполнить бюллетень, вправе пригласить в кабину или
комнату любое лицо, кроме члена участковой комиссии.
Участник окружного референдума, изъявляя свою волю по поводу
вынесенного на голосование вопроса или проекта решения,
вычеркивает один из записанных в бюллетене ответов - "за" или
"против".
Заполненный бюллетень гражданин, покинув кабину или комнату,
опускает в ящик для голосования.
Председатель участковой комиссии следит за порядком в
помещении для голосования, его распоряжения для всех
присутствующих обязательны. В случае отсутствия председателя, его
заменяет заместитель председателя, секретарь или член участковой
комиссии.
В том случае когда гражданин, имеющий право участвовать в
окружном референдуме, не может прибыть на участок референдума по
состоянию здоровья или другим уважительным причинам, по его
письменному или устному заявлению участковая комиссия организует
голосование по месту нахождения этого гражданина с использованием
специального переносного ящика для голосования. Таких ящиков не
может быть более двух на участке окружного референдума. Устное
заявление должно быть подтверждено гражданином в письменной форме
при прибытии к нему членов участковой комиссии. Члены участковой
комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись
количество бюллетеней, соответствующее количеству письменных или
устных заявлений. Фамилии граждан, проголосовавших вне участка
окружного референдума, вносятся в отдельный список, в котором
гражданин расписывается в получении бюллетеня для голосования, а
член участковой комиссии - в его выдаче.
Статья 35. Подсчет голосов на участке окружного референдума
По истечении времени голосования председатель участковой
комиссии объявляет голосование оконченным. После этого могут
получить бюллетени и проголосовать только лица, уже находящиеся в
помещении для голосования.
Перед началом подсчета голосов председатель участковой
комиссии в присутствии всего состава комиссии погашает
неиспользованные бюллетени для голосования, оглашает их число,
которое заносится в протокол, проверяет целостность печатей или
пломб на ящиках для голосования и вскрывает их.
На основании списков граждан, имеющих право участвовать в
окружном референдуме, и бюллетеней, находящихся в ящиках для
голосования, участковая комиссия составляет протокол по итогам
голосования на участке окружного референдума.
В протоколе указывается:
а) общее число граждан, имеющих право участвовать в окружном
референдуме, зарегистрированных по участку референдума;
б) число погашенных неиспользованных бюллетеней для
голосования;
в) число бюллетеней, выданных в день референдума и оставленных
ранее проголосовавшими гражданами;
г) число бюллетеней, обнаруженных в ящиках для голосования;
д) число недействительных бюллетеней;
е) число бюллетеней, признанных действительными;
ж) число голосов, поданных за вынесенный на окружной
референдум вопрос или проект решения;
з) число голосов, поданных против вынесенного на окружной
референдум вопроса или проекта решения.
Недействительными признаются бюллетени, в которых не вычеркнут
ни один из вариантов ответа или вычеркнуты оба варианта, а также
бюллетени, не изготовленные официально, не снабженные печатью
городской, районной или участковой комиссии либо подписями двух
членов участковой комиссии.
Если на окружной референдум выносилось одновременно несколько
вопросов или проектов решений, подсчет голосов по каждому из них
проводится отдельно.
Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всем
составом участковой комиссии. Член участковой комиссии, который не
согласен с протоколом в целом или с отдельным его положением,
вправе приложить к протоколу особое мнение.
Один экземпляр протокола незамедлительно направляется в
соответствующую городскую, районную комиссию, второй экземпляр
протокола вместе с опечатанными бюллетенями для голосования
хранится у секретаря участковой комиссии до окончания срока его
полномочий.
Не позднее 10 дней после официального объявления результатов
окружного референдума вся документация референдума, включая
бюллетени для голосования, направляется в соответствующую
городскую, районную комиссию, где она хранится в течение двух
месяцев, а затем уничтожается.
Статья 36. Подсчет голосов в городской, районной комиссии
окружного референдума
Городская, районная комиссия референдума по получении
протоколов всех участковых комиссий производит подсчет голосов,
поданных по городу, району в ходе окружного референдума, путем
суммирования данных, содержащихся в этих протоколах.
Городская, районная комиссия составляет протокол, в котором
указывает:
а) общее число граждан, имеющих право участвовать в окружном
референдуме, зарегистрированных на территории города, района;
б) число погашенных неиспользованных бюллетеней для
голосования;
в) число бюллетеней, выданных в день окружного референдума и
оставленных ранее проголосовавшими гражданами;
г) число бюллетеней, обнаруженных в ящиках для голосования;
д) число недействительных бюллетеней;
е) число бюллетеней, признанных действительными;
ж) число голосов, поданных за вынесенный на окружной
референдум вопрос или проект решения;
з) число голосов, поданных против вынесенного на окружной
референдум вопроса или проекта решения.
Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всем
составом городской, районной комиссии.
Один экземпляр протокола незамедлительно направляется в
окружную комиссию референдума, второй экземпляр хранится у
секретаря городской, районной комиссии до окончания срока ее
полномочий.
Статья 37. Определение результатов окружного референдума
Окружная комиссия референдума не позднее 5 дней по получении
протоколов всех городских, районных комиссий производит подсчет
голосов, поданных по автономному округу в ходе окружного
референдума, путем суммирования данных, содержащихся в этих
протоколах.
Окружная комиссия составляет протокол, в котором указывает:
а) общее число граждан, имеющих право участвовать в окружном
референдуме, зарегистрированных в автономном округе;
б) число погашенных неиспользованных бюллетеней для
голосования;
в) число бюллетеней, выданных в день окружного референдума и
оставленных ранее проголосовавшими гражданами;
г) число бюллетеней, обнаруженных в ящиках для голосования;
д) число недействительных бюллетеней;
е) число бюллетеней, признанных действительными;
ж) число голосов, поданных за вынесенный на окружной
референдум вопрос или проект решения;
з) число голосов, поданных против вынесенного на окружной
референдум вопроса или проекта решения;
и) одно из решений, перечисленных в частях третьей, четвертой,
пятой настоящей статьи.
Окружной референдум признается несостоявшимся, если в
голосовании приняло участие менее 50 процентов граждан, имеющих
право участвовать в окружном референдуме и зарегистрированных в
автономном округе.
Вынесенный на окружной референдум вопрос или решение считается
принятым, если за него проголосовало более 50 процентов граждан,
принявших участие в окружном референдуме. Если на окружной
референдум выносилось несколько альтернативных проектов решений и
ни один из них не получил необходимого количества голосов, то все
они считаются отклоненными.
Окружная комиссия референдума может признать окружной
референдум недействительным, если допущенные при его проведении
нарушения настоящего Закона не позволяют с достоверностью
установить результаты волеизъявления граждан.
Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всем
составом окружной комиссии референдума.
Статья 38. Опубликование и вступление в силу решения,
принятого окружным референдумом
Результаты окружного референдума публикуются в средствах
массовой информации окружной комиссией референдума не позднее семи
дней со дня голосования.
Принятое окружным референдумом решение вступает в силу по
истечении десятидневного срока со дня голосования, если в самом
решении референдума не предусмотрен иной срок.
Глава 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 39. Изменение или отмена решения, принятого окружным
референдумом
Изменение или отмена решения, принятого окружным референдумом,
производится только окружным референдумом.
Статья 40. Ответственность за нарушения настоящего Закона
Лица, допустившие нарушения настоящего Закона, несут
ответственность в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Статья 41. Вступление настоящего Закона в силу
Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования в
газете "Новости Югры".
Со дня введения в действие настоящего Закона решение Совета
народных депутатов Ханты-Мансийского автономного округа от 9
января 1991 года "Об утверждении Положения о референдуме
Ханты-Мансийского автономного округа" утрачивает силу.
Глава Администрации
автономного округа
А.В.ФИЛИПЕНКО
г. Ханты-Мансийск
10 ноября 1994 года
N 4-оз
|