Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Ханты-Мансийского автономного округа

Архив (обновление)

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДУМЫ ХМАО ОТ 30.05.1995 N 16 О ПРОЕКТЕ УСТАВА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

(по состоянию на 31 июля 2006 года)

<<< Назад


               ДУМА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                         от 30 мая 1995 г. N 16

                   О ПРОЕКТЕ УСТАВА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

       Рассмотрев проект устава Тюменской области с учетом замечаний,
   содержащихся  в  экспертном  заключении  на указанный устав,  Дума
   Ханты-Мансийского автономного округа, постановляет:
       1. Направить  экспертное заключение на проект устава Тюменской
   области в Тюменскую областную Думу.
       2. Предложить  Тюменской областной Думе привести ряд положений
   проекта устава Тюменской области  в  соответствие  с  Конституцией
   Российской    Федерации,   принятым   Уставом    Ханты-Мансийского
   автономного округа (Основным законом) и достигнутыми  соглашениями
   между   органами   государственной   власти  Тюменской  области  и
   Ханты-Мансийского автономного округа.

                                                    Председатель Думы
                                                   автономного округа
                                                          С.С.СОБЯНИН





                                                           Приложение
                                                      к постановлению
                                                                 Думы
                                                    Ханты-Мансийского
                                                   автономного округа
                                               от 30 мая 1995 г. N 16

                               ЗАКЛЮЧЕНИЕ
                   НА ПРОЕКТ УСТАВА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

       В рассматриваемый  вариант  проекта  устава  в   одностороннем
   порядке со  стороны  Тюменской  области  включены  все  положения,
   вошедшие в протокол разногласий,  подписанный 15 февраля 1995 года
   членами трехсторонней  согласительной  комиссии  по доработке глав
   уставов области и автономных округов,  касающихся основ  отношений
   между ними.
       Наряду с этим,  в  явно  юридически  неотработанной  форме,  в
   проект устава  области введены новые нормы,  фактически ущемляющие
   права автономных округов  как  равноправных  субъектов  Российской
   Федерации.
       Анализ отдельных   норм   рассматриваемого   проекта    устава
   показывает, что   он  в  целом  сориентирован  не  на  действующую
   Конституцию Российской  Федерации  и  предполагает   ее   коренное
   изменение в   части   основ   конституционного   строя  Российской
   Федерации.
       1. В  преамбуле  заявляется,  что  Устав  области направлен на
   обеспечение прав  и  интересов  всех  проживающих  на   территории
   области граждан.    При    этом    полностью    игнорируется   тот
   конституционный факт,  что  на   территории   автономных   округов
   осуществляют государственную  власть в соответствии с Конституцией
   РФ законно избранные и назначенные Президентом РФ  органы  власти,
   Уставы, законы  и  иные нормативные правовые акты которых защищают
   конституционные права населения автономных округов.
       2. Не  соответствует  наименованию статьи 1 положение абзаца 2
   части 1.  Равноправность области и автономных округов должна  быть
   подчеркнута в  преамбуле  Устава  области  или в отдельной статье,
   характеризующей специфику конституционного  устройства  области  и
   автономных округов, например, в статье 12.
       3. В части 3 статьи 1 фигурирует ссылка  на  неконституционный
   договор о  разграничении  предметов  ведения  и полномочий органов
   государственной власти  автономных   округов   и   соответствующей
   области, изначально  устанавливающей  между  субъектами  отношений
   неравноправие. В статье 66(4) Конституции РФ предусмотрен  договор
   об отношениях  между  соответствующими  субъектами  РФ  -  краями,
   областями и  автономными  округами,  в   рамках   которого   могут
   заключаться конкретные  соглашения,  в  том  числе  и  по взаимной
   передаче прав  на  выполнение  отдельных  властных  полномочий   в
   конкретных сферах отношений, с указанием ответственности сторон за
   качественное их выполнение.
       В дальнейшем,  в  тексте Устава области,  содержатся ссылки на
   якобы договорные основы отношений области и автономных округов, но
   имеется ввиду неконституционный договор.
       4. В  части  1  статьи  2  дается  ссылка  на   устаревший   и
   несоответствующий действующей   Конституции  РФ  нормативный  акт,
   приравнивающий конституционно правовой статус автономных округов к
   статусу административно-территориальных    единиц    -   поселков,
   городов, районов.  В статье 51 этот подход доведен до юридического
   нонсенса, когда все населенные пункты, расположенные на территории
   автономных округов,  в том  числе  их  административные  центры  -
   Ханты-Мансийск и  Салехард,  объявляются  частью административно -
   территориального устройства  Тюменской  области,  статус   которых
   определяется законом области.
       В части 2 статьи 2 искажается смысл статьи 67 Конституции  РФ,
   в которой сказано, что "территория Российской Федерации включает в
   себя территории ее субъектов".  Это касается и автономных округов,
   т. е. их территории входят в территорию Российской Федерации, а не
   в территорию области.  Этот факт  подчеркивается  и  в  статье  65
   Конституции РФ,  которая  дает  полный  перечень входящих в состав
   Российской Федерации субъектов.
       В части  3  статьи  2  проекта  устава  установлена норма,  не
   имеющая аналога в Конституции РФ.  В части 3 статьи 67 Конституции
   РФ указано, что "границы между субъектами РФ могут быть изменены с
   их взаимного согласия".  Поскольку  область  и  автономные  округа
   имеют сопрягающиеся административно-территориальные границы, то их
   изменение возможно на основе взаимного согласия этих субъектов,  а
   не на  односторонней  основе  как  это  указано  в  проекте устава
   области.
       5. В  части  3  статьи  3 проекта устава,  в качестве элемента
   судебной власти  в  области   и   "судебной   системы   Российской
   Федерации" введен   неконституционный   орган  -  Судебная  Палата
   области. В  статье   46   рассматриваемого   Устава   этот   орган
   неправомерно наделяется   правами   "областного   Конституционного
   суда". В соответствии с частями "г" и "о" статьи 71 Конституции РФ
   установление системы   федеральных   органов   судебной  власти  и
   судоустройство в   Российской    Федерации    относится    к    ее
   исключительному ведению.
       6. В статье 4 проекта устава также  нарушаются  исключительные
   полномочия Российской   Федерации  в  части  установления  системы
   федеральных органов исполнительной власти,  порядка их организации
   и деятельности.
       7. В статье 7 проекта  устава  неправомерно  в  исключительное
   ведение области включены пункты "б", "в", "з", "и", "к". Указанные
   аспекты прямым образом затрагивают интересы автономных округов и в
   отдельных пунктах    не    могут    передаваться    ими    органам
   государственной власти области  (например,  по  административно  -
   территориальному устройству  автономных  округов),  а  в  других -
   могут передаваться только по договору  (например,  формирование  и
   управление областными программами,  если они охватывают территории
   автономных округов).
       8. Статья  6  проекта  устава внутренне противоречива,  т.  к.
   позволяет толкование  включение  в  систему  нормативных  правовых
   актов области   актов   органов   государственной   власти  других
   субъектов РФ - автономных округов. Кроме того, часть 4 этой статьи
   незаконно устанавливает    верховенство    Устава    области    на
   принимаемыми нормативными актами автономных округов.
       9. В  части 2 статьи 12 проекта устава области следует точно и
   однозначно сослаться на установленный Конституцией РФ  договор  об
   отношениях между автономным округом и соответствующей областью.
       10. Статью 14 следует исключить, т.к. разграничение полномочий
   между органами государственной власти автономных округов и области
   осуществляется  в  конкретных соглашениях и в согласованных сферах
   их совместных интересов.
       11. Статью  15  проекта  устава  области  следует  привести  в
   соответствие со  статьей  29  Устава Ханты-Мансийского автономного
   округа (Основным  законом),  поскольку   в   статью   15   введены
   несогласованные между  органами  государственной  власти области и
   автономных округов положения.
       12. В  статье  18  введена непредусмотренная Конституцией РФ и
   регламентами взаимодействия   трех   Дум   процедура   ратификации
   правовых актов области. Ее следует исключить.
       В заголовке  статьи  18  и  ее  части  2   следует   исключить
   неконституционное понятие   "совместные   правовые   акты  органов
   государственной власти области и автономных округов". Каждый орган
   государственной власти  как  представляющий  субъекты РФ принимает
   только собственные нормативные правовые акты. Другой вопрос связан
   с совместной  подготовкой  правовых актов органами государственной
   власти автономных округов и  области  в  сферах  их  согласованных
   совместных интересов.
       Часть 4 статьи  18  следует  исключить  как  несоответствующую
   Конституции РФ,  т.к.  Устав и правовые  акты  области  не  должны
   противоречить Уставу и правовым актам автономных округов.
       13. В статье 19 проекта устава области следует исключить пункт
   2.1, поскольку от вторгается в  осуществление  полномочий  органов
   государственной власти  автономных округов на своей территории.  В
   соответствии с  частью  1  статьи  5  рассматриваемого  проекта  в
   исключительное ведение   области  неправомерно  отнесены  вопросы,
   имеющие прямое отношение  к  полномочиям  органов  государственной
   власти автономных округов.  С точки зрения сохранения стабильности
   социальной ситуации,  на территории  автономных  округов  ни  один
   вопрос не   может   быть  вынесен  на  областной  референдум,  без
   согласования его формулировки,  времени проведения  референдума  и
   других обстоятельств  с органами государственной власти автономных
   округов. Только они  имеют  достоверную  информацию  о  социальной
   ситуации на  территории  автономных  округов  и  только  они несут
   ответственность, включая персональную, за стабильность.
       14. В  статье  20  проекта  устава  области  введена  путаница
   относительно границ области без упоминания о  границах  автономных
   округов. По  этой  причине неправомерно в части 2 указанной статьи
   записано, что порядок изменения  границ  области  (без  автономных
   округов?) устанавливается областным законом.
       15. В статье  21  рассматриваемого  проекта  в  очередной  раз
   неправомерно связываются  отношения собственности с неопределенным
   понятием "территория  области".  В  этой   связи   государственная
   собственность автономных    округов   по   существу   отнесена   к
   собственности области.
       Кроме того,  в  пункте  4  этой  статьи  искусственно  нечетко
   определен процесс   разграничения   собственности    в    "порядке
   определенной законодательством".       Очевидно,       что      не
   предусматривается в  этом  процессе  законодательство   автономных
   округов.
       16. Неопределенность присутствует и в статье 22 проекта Устава
   области. Говоря  в  обобщенном  виде  "об основе жизнедеятельности
   населения Тюменской области", авторы проекта исключили объективную
   разницу потребления  этой основы - земли,  недр,  водных ресурсов,
   растительного и животного мира, для жителей северных и приполярных
   районов автономного округа и жителей южных районов области.  Таким
   образом получается,  что приполярная ягельная тундра в равной мере
   используется в  интересах коренных малочисленных народов,  ведущих
   кочевой образ жизни и населением юга области.
       В части  2 рассматриваемой статьи неправомерно введено понятие
   "природные объекты,  имеющие  общеобластное   значение",   которые
   находятся на  территории  автономных  округов  и они априори,  без
   согласования с  Российской  Федерацией  и  автономными   округами,
   отнесены к  предметам  совместного  ведения  области,  федерации и
   автономных округов.  Аналогичная  неправомерность  связана   и   с
   неопределенным понятием  "единый  природный  комплекс".  Создается
   впечатление, что органы государственной власти  области  стремятся
   отнести к  своему  месторасположению и,  следовательно,  к ведению
   экологические системы.
       17. В   статье  23  рассматриваемого  проекта  устава  введено
   неопределенное понятие "информационные ресурсы области". При таком
   подходе автономные  округа  незаконно лишаются прав на информацию,
   касающуюся их территорий  и  процессов,  за  которые  ответственны
   органы государственной власти автономных округов.
       18. В пункте 1 статьи 25 проекта устава  области  неправомерно
   включены в бюджетную систему области местные бюджеты.  Не говоря о
   том, что вмешательство в процесс составления и исполнения  местных
   бюджетов со  стороны  субъектов  РФ  запрещен  Конституцией  РФ  и
   соответствующим законодательством,     следует     указать      на
   искусственно введенную  неопределенность  с разграничением органов
   местного самоуправления,  расположенных на  территории  автономных
   округов и на юге области.  Эта неопределенность усилена в главе 8,
   где устанавливаются основы организации местного самоуправления  от
   лица области.  Однако, в соответствии с пунктом "н" части 1 статьи
   72 Конституции   РФ   общие    принципы    организации    местного
   самоуправления, расположенные  на  территории  автономных округов,
   относятся к предметам совместного ведения Российской  Федерации  и
   автономных округов.
       Нельзя также признать правомерной часть 5  статьи  25  проекта
   устава, где  указано,  что  организация  финансирования  областных
   программ и  проектов  осуществляется  уполномоченными  банками  по
   представлению областной   администрации  и  утверждению  областной
   Думы. Если  областные   программы   и   проекты   формируются   по
   согласованию с    автономными    округами,   то   и   система   их
   финансирования должна  находиться   под   контролем   их   органов
   государственной власти.
       19. Статья 27 проекта устава области  содержит  неопределенную
   и, в  дальнейшем  противоречивую  норму,  о  соответствии  местных
   налогов, сборов    и   т.д.   общим   принципам   налогообложения,
   утвержденным областными и окружными  законами.  В  виду  очевидных
   различий условий,  в которых осуществляют свою деятельность органы
   местного самоуправления на юге области и в северных и  приполярных
   районах  автономных  округов,  каждый их них должен регулироваться
   различными правовыми актами общего  вида.  Основное  требование  в
   этой  сфере  состоит  в  соответствии  окружных и местных правовых
   актов федеральным законам.
       20. В статье 29 областная  Дума  неправомерно  наделена  рядом
   полномочий, которые   на   территории  автономных  округов  должны
   выполнять их законодательные (представительные) органы власти.
       К ним относятся пункты "и", "м", "с", "т".
       21. В  части  3  статьи  38  проекта  устава   устанавливается
   недопустимая с  точки  зрения организации власти и конституционных
   особенностей отношений  области  и  автономных  округов  норма   о
   выборах Губернатора  области  население,  включая  проживающее  на
   территории автономных округов.
       Понятие такой  нормы приведет к резким противоречиям в системе
   организации исполнительной  власти  Российской  Федерации,   когда
   могут приниматься взаимоисключающие решения Губернатором области и
   Губернатором автономного округа,  причем Губернатор области  может
   быть некомпетентным в особенностях вопросов автономного округа.
       22. Глава  8  в   целом   посягает   на   полномочия   органов
   государственной власти автономных округов по предметам совместного
   ведения Российской  Федерации  и  автономного   округа   в   сфере
   организации местного   самоуправления   на  территории  автономных
   округов. Наряду с этим, в статье 59 резко ограничены права органов
   местного самоуправления    в    сфере    передачи   им   отдельных
   государственных полномочий. Они неправомерно исключают возможность
   передачи полномочий  органам местного самоуправления на территории
   автономного округа со стороны их органов государственной власти.
       23. В   части  4  статьи  61  неправомерно  расширены  пределы
   ответственности субъектов права  за  исполнение  или  ненадлежащее
   исполнение нормативных   актов  области.  Очевидно,  что  в  такой
   постановке любой областной правовой акт  приобретает  верховенство
   над правовыми  актами автономных округов,  в полном противоречии с
   Конституцией РФ.



<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт создан в системе uCoz