ДУМА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 мая 1995 г. N 14
О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ РЕШЕНИЯ ДУМЫ
ОТ 01.11.94 N 66
"ОБ ОБЛИГАЦИОННОМ ЗАЙМЕ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА"
Заслушав информацию Администрации автономного округа о ходе
реализации решения Думы от 01.11.94 N 66 "Об облигационном займе
Ханты-Мансийского автономного округа", Дума Ханты-Мансийского
автономного округа постановляет:
1. Принять к сведению информацию Администрации автономного
округа "Об облигационном займе Ханты-Мансийского автономного
округа".
2. Предложить Администрации автономного округа доработать
механизм реализации проекта по выпуску облигационного займа
Ханты-Мансийского автономного округа с учетом получения
гарантированного дохода от обращения привлеченных средств.
Председатель Думы
автономного округа
С.С.СОБЯНИН
ИНФОРМАЦИЯ
О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ РЕШЕНИЯ ДУМЫ
ОТ 01.11.94 N 66
"ОБ ОБЛИГАЦИОННОМ ЗАЙМЕ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА"
В ноябре 1994 года на заседании окружной Думы рассматривалась
представленная специалистами Югорского акционерного банка
концепция облигационного займа Ханты-Мансийского автономного
округа.
В текущем году Комитет по экономике и прогнозированию
Администрации округа с помощью экспертов более тщательно
проанализировал концепцию Югорского банка, и были сделаны
следующие заключения и выводы:
1. Концепция, предложенная Югорским акционерным банком,
предполагает возмещение Инвесторам сумм и процентов по займу из
налоговых поступлений в бюджет Администрации. Предполагается
также, что привлеченный займ не обеспечивает дохода, так как
направляется полностью на затратные или долгосрочные проекты.
Теоретически такая схема возможна и существуют прецеденты ее
применения. На практике же велика вероятность того, что Эмитент
(Администрация) оказывается в драматической ситуации:
Администрация производит необходимые текущие затраты из бюджета,
но одновременно вынуждена отвлекать часть налоговых поступлений на
поддержание ликвидности и выплату процентов по привлеченному
займу. Нагрузка на бюджет таким образом только увеличится ("...
правда, в случае уменьшения налоговых поступлений в местный бюджет
на 2 - 5 процентов формальные потери к концу 1995 года составят от
20 до 40 млрд. руб.").
2. Предусмотренная концепцией возможность одномоментного
привлечения займа (путем выкупа облигаций Дилерами) сама по себе
чрезвычайно привлекательна. Однако крупные долгосрочные проекты на
которые планируется направление средств, предполагают, как
правило, поэтапные вложения. Единовременно освоить крупные
инвестиции практически невозможно. В этом случае усилия по
единовременному привлечению займа с его поэтапным освоением не
имеют особого смысла.
При единовременном размещении всего объема эмиссии велик риск
того, что Дилеры не смогут выкупить весь предполагаемый объем.
Информация о неполном размещении может негативно повлиять на
Инвесторов, снизив в их глазах привлекательность выпущенных
облигаций.
При сохранении возможности обслуживания займа из налоговых
поступлений, необходимо было бы предусмотреть возможность
доходного использования части привлекаемых средств. Конкретного
механизма такого использования в проекте не создается.
3. В проекте справедливо отмечается возможность формирования
и поддержания вторичного рынка выпущенных облигаций. Однако,
возможности организации такого рынка в случае использования
предложенной схемы выпуска и обращения весьма ограничены. Игра на
вторичном рынке становится возможной, когда торгуются несколько
разновидностей облигаций, отличающихся датой выпуска, сроком
обращения и сроком, оставшимся до погашения, доходностью и т. д. В
рассматриваемом варианте производится лишь один выпуск и трудно
представить, какие операции, типичные для вторичного рынка ГКО,
сумеет производить Дилер, кроме как размещение облигаций среди
инвесторов.
Для организации вторичного рынка более целесообразным
представляется осуществление механизма постоянных выпусков и
погашения облигаций с достаточно коротким сроком обращения для
каждого выпуска - в несколько траншей, когда размер каждого транша
определяется успехом размещения предыдущего. Таким образом, объем
предложения всегда примерно соответствует объему спроса.
4. Инвестиционный потенциал округа весьма ограничен. Поэтому
без привлечения Инвесторов из других регионов и крупных субъектов
фондового рынка, эмиссия рискует быть не полностью размещенной.
Между тем облигации, Эмитентом которых является Администрация
округа, обладают рядом качеств, безусловно привлекательных для
серьезных Инвесторов и могут успешно обращаться на общероссийском
вторичном рынке.
5. В концепции Югорского банка говорится: "Договор закрепляет
положение, согласно которому в период обращения займа
Администрация не предпринимает никаких действий по выпуску иных
ценных бумаг с претензиями более высокого порядка относительно тех
облигаций, которые размещаются в ходе займа".
Такое условие в принципе совершенно оправдано. Действительно,
Эмитент и его Агент должны предпринять действия, направленные на
защиту своих обязательств от конкуренции со стороны своих же
собственных последующих выпусков займа. Но при сроке (1,5 года) и
условиях обращения облигаций, предполагаемых данным проектом,
такое положение является практически невыполнимым. В условиях
стремительного развития новых, все более эффективных инструментов
фондового рынка Эмитент (Администрация) практически становится
заложником собственных действий, которые по прошествии времени
могут оказаться не самыми эффективными. Между тем существуют схемы
выпуска и обращения обязательств, обладающие преимуществами,
позволяющими не опасаться конкуренции.
В связи с вышеизложенным, а также итогами работы банка за 1994
год, отсутствия у банка особого желания в реализации своей
концепции, Комитет по экономике и прогнозированию Администрации
округа считает целесообразным использование наиболее эффективного
механизма выпуска облигационного займа совместно с Генеральным
агентом, с получением гарантированного дохода от обращения
привлеченных средств на фондовом рынке.
Краткий бизнес - план и проект Положения о порядке размещения,
обращения и погашения бескупонных облигаций Ханты-Мансийского
автономного округа прилагаются (приложения N 1, 2).
Приложение N 1
к информации
о ходе реализации решения Думы
от 01.11.94 N 66
"Об облигационном займе
Ханты-Мансийского
автономного округа"
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ РАЗМЕЩЕНИЯ, ОБРАЩЕНИЯ И ПОГАШЕНИЯ
БЕСКУПОННЫХ ОБЛИГАЦИЙ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
Термины, используемые в настоящем Положении, их определения:
- "Глобальный сертификат" - документ, составляемый Эмитентом
на каждый выпуск облигационного займа и определяющий параметры
этого выпуска;
- "Параметры" - дата выпуска, номинальная стоимость Облигаций,
процентная ставка или дисконт, общий объем выпуска Облигаций, срок
начала погашения, срок обращения, ограничения на владельцев;
- "Размещаемый выпуск Облигаций" - выпуск Облигаций, решение о
размещении которого принято Эмитентом;
- "Погашаемый выпуск Облигаций" - выпуск Облигаций, срок
обращения которого истек и поручение на погашение которого принято
Банком;
- "Размещение выпуска Облигаций" - продажа в период размещения
Банком по договору с Эмитентом Облигаций их первым владельцам;
- "Погашение выпуска Облигаций" - зачисление на счета
владельцев облигаций погашаемого выпуска суммы денежных средств в
размере номинальной стоимости принадлежащих им облигаций плюс
проценты, оговоренные при выпуске Облигаций.
II. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок выпуска, обращения
и погашения бескупонных облигаций (далее по тексту - Облигации)
Ханты-Мансийского автономного округа. Эмитентом облигаций является
Администрация Ханты-Мансийского автономного округа (а дальнейшем
Эмитент), о чем принимается соответствующее Положение.
1.2. Выпуск Облигаций оформляется глобальным сертификатом на
всю сумму выпуска в двух аутентичных экземплярах, один из которых
хранится в уполномоченном депозитарии, а второй в Комитете по
финансам и налоговой политике Эмитента. После окончания срока
обращения Облигаций и исполнения Эмитентом своих обязательств
перед держателями Облигаций глобальный сертификат на выпуск
погашается. Типовой глобальный сертификат прилагается
(Приложение).
1.3. Документом, подтверждающим право собственности на
Облигации, принадлежащие тому или иному держателю счета "депо",
является выписка со счета "депо" в уполномоченном Эмитентом
депозитарии. Облигации могут предъявляться к погашению в сроки,
оговоренные в глобальном сертификате.
1.4. Уполномоченный банк (далее - Банк) выступает в качестве
депозитария и платежного агента, осуществляющего денежные расчеты
с держателями Облигаций на момент их размещения и погашения на
основании выписок со счетов "депо", подтверждающих права владения
Облигациями. Банк утверждается Постановлением Администрации
Ханты-Мансийского автономного округа. Отношения между Эмитентом и
Банком строятся на основе договора о размещении и обслуживании
выпуска Облигаций.
1.5. Эмитент вправе в каждый момент времени потребовать от
депозитария информации о владельцах счетов "депо". Депозитарий
обязан проинформировать при открытии счетов "депо" их владельцев о
возможности открытия текущей информации о состоянии счетов "депо"
Эмитенту.
II. Выпуск и обращение Облигаций
2.1. Облигации выпускаются в бездокументарной форме в виде
записи на счетах в Банке.
2.2. Параметры выпуска Облигаций определяются в проспекте
эмиссии, регистрируемом в Минфине РФ, и фиксируются в глобальном
сертификате, депонируемом в Банке.
2.3. Выпуск считается состоявшимся, если в период размещения
было продано не менее 50 процентов от количества предлагавшихся к
выпуску Облигаций.
2.4. Обращение Облигаций допускается в ограниченной и
неограниченной форме. При ограниченной форме обращения Эмитент
определяет порядок обращения Облигаций, их потенциальных
владельцев и накладываемые для них ограничения. Порядок обращения
Облигаций и ограничения по обращению фиксируются в договоре
Эмитента с Банком.
2.5. При обращении Облигаций на вторичном рынке движение по
счетам "депо" происходит на основании распорядительных документов
в соответствии с регламентом Банка. На основании перевода
Облигаций со счета на счет держателям Облигаций по их требованию
выдаются выписки со счетов "депо", подтверждающие право владения.
2.6. Информация о счетах "депо" в Банке является строго
конфиденциальной.
III. Погашение Облигаций
3.1. Гарантом погашения Облигаций для инвестора является
Эмитент. Погашение Облигаций осуществляется Комитетом по финансам
и налоговой политике Администрации округа самостоятельно либо
платежным агентом - Банком на основании заключенного с ним
договора. В этом случае Банк гарантирует Эмитенту погашение
Облигаций своими активами в пределах заемных средств.
3.2. Погашение Облигаций осуществляется с даты начала
погашения, обозначенной в глобальном сертификате, путем перевода
на счета последних держателей Облигаций их номинальной стоимости
плюс проценты, оговоренные при выпуске Облигаций.
Держатель Облигаций, желающий погасить принадлежащие ему
Облигации, за 5 банковских дней до срока погашения подает
заявление в Банк. Банк переводит необходимые средства на счета
владельцев Облигаций.
3.3. По желанию владельцев Облигаций последние могут
погашаться зачетом налогов, арендной платы и других платежей в
бюджет, а также последующем выпуском облигационного займа округа.
Приложение N 2
к информации
"О ходе реализации решения Думы
от 01.11.94 N 66
"Об облигационном займе
Ханты-Мансийского
автономного округа"
ГЛОБАЛЬНЫЙ СЕРТИФИКАТ N _____
БЕСКУПОННЫХ ОБЛИГАЦИЙ
Настоящий Глобальный сертификат оформлен на весь объем выпуска
бескупонных облигаций (далее - Облигации).
Облигации выпускаются Комитетом по финансам и налоговой
политике Администрации Ханты-Мансийского автономного округа в
соответствии с постановление Администрации округа N ______________
от "____" ___________________ 1995 года.
Государственный регистрационный номер ________________________
Объем выпуска _______________________ (_______________) рублей
Номинальная стоимость Облигаций _______________________ рублей
Дата начала размещения Облигаций _____________________ 1995 г.
Дата начала погашения Облигаций ______________________ 1996 г.
Дата окончания погашения Облигаций ___________________ 1996 г.
Процентная ставка (дисконт) _______________________ % годовых
Форма выпуска бумажная. Выпуск оформлен данным Глобальным
сертификатом. Право собственности на Облигации фиксируется в форме
записи на счетах "депо" в депозитарии Банка _____________________.
Первичным владельцам Облигаций открываются счета "депо" в Банке
_________________________ согласно приложению к настоящему
Глобальному сертификату.
Круг потенциальных держателей: внебюджетные фонды, предприятия
и организации, кредитно-финансовые учреждения.
Обращение Облигаций осуществляется в соответствии с договором
N __________ от ______________ 1994 года между Администрацией
округа и Банком _____________________________.
Ограничения: _________________________________________________
Настоящий Глобальный сертификат составлен в двух подлинных
экземплярах - по одному экземпляру для Администрации округа и
Банка _______________________.
Зам. Главы Администрации округа
Параметры выпуска согласованы:
Президент Банка
______________________________
Заполняется после погашения:
погашено облигаций "___" ______________ 1996 г.
рублями в сумме __________________________ (_________) рублей.
От Администрации округа
От Банка
|