АДМИНИСТРАЦИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 декабря 1995 г. N 245
О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО
КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ЗЕМЕЛЬ
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16
декабря 1993 года N 2162 "Об усилении государственного контроля за
использованием и охраной земель при проведении земельной реформы",
постановления Правительства Российской Федерации от 23 декабря N
1362 "Об утверждении Положения о порядке осуществления
государственного контроля за использованием и охраной земель
Российской Федерации" и в целях повышения ответственности
собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земли, а
также совершенствования мер экономического воздействия на
нарушителей Земельного законодательства:
1. Утвердить Положение о порядке осуществления
государственного контроля за использованием и охраной земель на
территории Ханты-Мансийского автономного округа (приложение 1).
2. Утвердить размеры штрафов, налагаемых Государственной
земельной инспекцией Комитета по земельным ресурсам и
землеустройству Ханты-Мансийского автономного округа и его
структурными подразделениями за нарушение земельного
законодательства (приложение 2).
3. Установить, что штрафные санкции к нарушителям
(юридическим, должностным и физическим лицам) применяются
независимо от льготного налогообложения по плате за землю.
4. Установить, что средства, поступающие от Положения штрафов,
зачисляются и используются в соответствии с Положением о порядке
осуществления государственного контроля за использованием и
охраной земель на территории Ханты-Мансийского автономного округа.
5. Опубликовать постановление в средствах массовой информации.
6. Контроль за выполнением постановления возложить на
заместителя Главы Администрации округа Л.И.Калашникова.
Губернатор
автономного округа
А.В.ФИЛИПЕНКО
Приложение N 1
к постановлению
Администрации
Ханты-Мансийского
автономного округа
от 15 декабря 1995 г. N 245
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ЗЕМЕЛЬ НА ТЕРРИТОРИИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
I. Общие положения
1. Настоящее положение в соответствии с постановлением
Правительства РФ от 23.12.93 N 1362 "Об утверждении Положения о
порядке осуществления государственного контроля за использованием
и охраной земель Российской Федерации" устанавливает порядок
осуществления государственного контроля за использованием и
охраной земель на территории Ханты-Мансийского автономного округа.
Этот порядок является обязательным для исполнения всеми
физическими, должностными и юридическими лицами.
2. Госземконтроль осуществляется соответствующими органами
представительной и исполнительной власти, а также специально
уполномоченными на то государственными органами в соответствии с
действующим законодательством. Задачей госземконтроля является
обеспечение соблюдения всеми физическими, должностными и
юридическими лицами требований земельного законодательства в целях
эффективного использования и охраны земель.
3. Специально уполномоченным органом, осуществляющим
госземконтроль, является Комитет по земельным ресурсам и
землеустройству Ханты-Мансийского автономного округа и его органы
на местах.
Они осуществляют свои функции во взаимодействии с органами
представительной и исполнительной власти.
4. Представители комитетов по земельным ресурсам и
землеустройству округа, районов и городов являются
государственными инспекторами по использованию и охране земель
соответствующих территорий, а заместители председателей и
начальники отделов государственного контроля за использованием и
охраной этих комитетов - заместителями соответствующих
государственных инспекторов по использованию и охране земель.
Председатель Комитета по земельным ресурсам и землеустройству
- государственный инспектор по использованию и охране земель
округа назначается и освобождается от должности председателем
Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и
землеустройству - главным государственным инспектором по
использованию и охране земель Российской Федерации по согласованию
с органом исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного
округа.
Должностные лица комитетов по земельным ресурсам и
землеустройству округа, районов и городов являются инспекторами по
использованию и охране земель соответствующих территорий.
Государственным инспекторам и инспекторам по использованию и
охране земель органами исполнительной власти выдаются
удостоверения установленного образца.
Государственные инспектора по использованию и охране земель
имеют печать и бланки документов с изображением Государственного
герба Российской Федерации и со своим наименованием.
II. Функции органов, осуществляющих госземконтроль
5. Комитет по земельным ресурсам и землеустройству округа и
его органы на местах осуществляют государственный контроль за:
- соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями и
гражданами земельного законодательства, установленного режима
использования земельных участков в соответствии с их целевым
назначением;
- недопущением самовольного занятия земельных участков;
- предоставлением сведений о наличии, состоянии и
использовании земельных угодий, а также наличии свободного
земельного фонда;
- своевременной рекультивацией нарушенных земель,
восстановлением плодородия и других полезных свойств земли,
снятием, использованием и сохранением плодородного слоя почвы при
проведении работ, связанных с нарушением земель;
- проектированием, размещением и строительством объектов,
оказывающих влияние на состояние земель;
- своевременным и качественным выполнением мероприятий по
улучшению земель, предотвращению и ликвидации последствий эрозии
почвы, заселения, заболачивания, подтопления, окустирования,
иссушения, переуплотнения, захламления, загрязнения и других
процессов, вызывающих деградацию земель;
- соблюдением установленных сроков рассмотрения заявлений
(ходатайств) граждан о предоставлении им земельных участков;
- установлением и сохранностью межевых знаков;
- своевременным возвратом земель, предоставленных во временное
пользование;
- внесением платежей за землю.
III. Права и обязанности должностных лиц органов,
осуществляющих госземконтроль
6. Государственные инспектора по использованию и охране земель
и их заместители в соответствии с возложенными на них функциями по
осуществлению госземконтроля и в пределах своей компетенции имеют
право:
а) направлять в соответствующие органы материалы о нарушениях
земельного законодательства для решения вопроса о привлечении
виновных лиц к ответственности;
б) обращаться беспошлинно в суд и арбитражный суд по делам о
возмещении ущерба, причиненного в результате нарушения земельного
законодательства, по вопросам отмены неправомерных решений,
связанных с изъятием и предоставлением земельных участков, а также
по делам о взыскании штрафов с физических и должностных лиц;
в) приостанавливать промышленное, гражданское и другое
строительство, разработку месторождений полезных ископаемых и
торфа, эксплуатацию объектов, проведение агротехнических,
лесомелиоративных, геологоразведочных, поисковых, геодезических и
иных работ, если они осуществляются с нарушением земельного
законодательства, установленного режима использования земель особо
охраняемых территорий и могут привести к уничтожению, загрязнению,
заражению или порче плодородного слоя почвы, развитию эрозии,
засолению, заболачиванию и другим процессам, снижающим плодородие
почв, включая сопредельную территорию, а также если эти работы
ведутся по проектам, не прошедшим экспертизу либо получившим
отрицательное заключение;
г) вносить в местную администрацию предложения о полном или
частичном изъятии (выкупе) земельных участков в случаях,
предусмотренных земельным законодательством;
д) составлять протоколы о нарушениях земельного
законодательства и передавать их на рассмотрение в соответствующие
комиссии для привлечения виновных к административной
ответственности или рассматривать дела о нарушениях земельного
законодательства самостоятельно в пределах установленных
законодательством размеров штрафов, если сумма штрафа, налагаемого
на граждан, не превышает пяти минимальных размеров оплаты труда,
на должностных лиц - десяти минимальных размеров оплаты труда, на
юридических лиц - двадцати минимальных размеров оплаты труда.
е) беспрепятственно посещать при предъявлении служебного
удостоверения предприятия, организации и учреждения, обследовать
земельные участки, находящиеся в собственности, владении,
пользовании и аренде, а земельные участки, занятые военными,
оборонными и другими специальными объектами, - с учетом
установленного режима их посещения;
ж) давать предприятиям, организациям и учреждениям, а также
гражданам обязательные для исполнения предписания по вопросам
охраны земель, устранения нарушений земельного законодательства;
з) получать от министерств и ведомств утвержденную в
установленном порядке статистическую отчетность о состоянии
земельного фонда;
и) привлекать в установленном порядке специалистов для
проведения обследований земельных угодий, экспертиз, проверок
выполнения мероприятий по охране земель;
к) приостанавливать исполнение неправомерных решений по
вопросам изъятия и предоставления земельных участков до
рассмотрения протестов в соответствующих органах (вышестоящем
органе исполнительной власти, суде, арбитражном суде);
л) вносить в соответствующие финансово-кредитные
органы обязательные для исполнения предписания о прекращении
финансирования (кредитования) строительства и эксплуатации
объектов и других работ в случае их приостановки, а также при
отсутствии документов, удостоверяющих право на землю.
Государственные инспектора по использованию и охране земель и
их заместители, кроме того, имеют право контролировать проведение
аукционов, конкурсов, заключение сделок по купле - продаже,
дарению, обмену, залогу, сдаче в аренду земельных участков и
другие операции с землей и вносить предложения о признании в
установленном порядке недействительными указанных операций,
проводимых с нарушением действующего законодательства.
Инспектора по использованию и охране земель пользуются правами
государственных инспекторов по использованию и охране земель,
указанными в подпунктах "д" (за исключением права рассматривать
дела в нарушениях земельного законодательства самостоятельно), "е"
- "и" настоящего пункта.
Должностные и физические лица, препятствующие осуществлению
государственного контроля за состоянием, использованием и охраной
земель, применяющие угрозы насилия или насильственные действия по
отношению к должностным лицам специально уполномоченных органов,
осуществляющих госземконтроль, несут установленную
законодательством ответственность.
Органы Министерства внутренних дел Российской Федерации в
пределах своей компетенции оказывают помощь должностным лицам
специально уполномоченных органов, осуществляющих госземконтроль.
Должностные лица, осуществляющие госземконтроль, несут
ответственность за своевременное принятие мер к нарушителям
земельного законодательства, за объективность материалов
проводимых проверок.
Убытки, причиненные собственникам земли, землевладельцам,
землепользователям и арендаторам неправомерными действиями
должностных лиц, осуществляющих госземконтроль, возмещаются в
порядке, установленном законодательством.
Жалобы на действия должностных лиц, осуществляющих
госземконтроль, подаются вышестоящему должностному лицу или в суд.
Государственным инспекторам по использованию и охране земель и
их заместителям, инспекторам по использованию и охране земель при
исполнении служебных обязанностей разрешается в установленном
порядке ношение огнестрельного оружия.
Органы исполнительной власти округа, органы местного
самоуправления районов и городов могут устанавливать гарантии
социальной защиты должностных лиц, осуществляющих госземконтроль.
7. Комитет по земельным ресурсам и землеустройству округа
совместно с другими органами, осуществляющими госземконтроль,
составляет ежегодный отчет о контроле за использованием и охраной
земель.
IV. Порядок наложения штрафов за нарушения
земельного законодательства
8. Комитет по земельным ресурсам и землеустройству округа и
его подразделения на местах в соответствии со своей компетенцией в
административном порядке налагают штрафы за нарушения земельного
законодательства в двухмесячный срок со дня обнаружения
правонарушения, а в отдельных случаях - не позднее двух месяцев со
дня совершения правонарушения.
9. Органы Комитета по земельным ресурсам и землеустройству
округа налагают штрафы за:
- самовольное занятие земельных участков, а также
противоправные действия должностных и юридических лиц, повлекшие
за собой самовольное занятие земель;
- нерациональное использование сельскохозяйственных земель,
невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране
почв от ветровой, водной эрозии и предотвращения других процессов,
ухудшающих состояние почв;
- использование земельных участков не по целевому назначению,
а также способами, приводящими к порче земель;
- захламление земель, порчу и уничтожение плодородного слоя;
- нарушение сроков возврата временно занимаемых земель,
невыполнение обязанностей по проведению их в состояние, пригодное
для использования по целевому назначению;
- проектирование, размещение, строительство и ввод в
эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель;
- искажение сведений о состоянии и использовании земель;
- нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан
о предоставлении земельных участков, сокрытие информации о наличии
свободного земельного фонда;
- уничтожение межевых знаков;
- уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение
выданных должностными лицами органов, осуществляющих
госземконтроль, предписаний по вопросам устранения нарушений
земельного законодательства.
10. Дела о правонарушениях, указанных в пунктах 8 - 9
настоящего Положения, рассматриваются комиссиями специально
уполномоченных органов, осуществляющих контроль в соответствии с
законодательством об административных нарушениях, а также
государственными инспекторами по использованию и охране земель и
должностными лицами этих органов согласно их компетенции,
установленной в подпункте "д" пункта 6 настоящего Положения.
11. Суммы штрафов за нарушение земельного законодательства
поступают при наложении их:
а) Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству округа в
размере:
- 20 процентов на внебюджетный счет Администрации округа;
- 80 процентов на спецсчет Окркомзема N 142413 в РКЦ г.
Ханты-Мансийска, МФО N 268615.
б) комитетами по земельным ресурсам и землеустройству районов
и городов в размере:
- 20 процентов на внебюджетные счета администраций районов и
городов;
- 65 процентов на спецсчета комитетов районов и городов;
- 15 процентов на спецсчет N 142413 в РКЦ г. Ханты-Мансийска,
МФО N 268615, Комитета по земельным ресурсам и землеустройству.
Денежные средства, поступающие от штрафов, формируют
специальные фонды комитетов по земельным ресурсам и
землеустройству в соответствии с Указом Президента Российской
Федерации от 16 декабря 1993 г. N 2162 "Об усилении
государственного контроля за использованием и охраной земель при
проведении земельной реформы" и используются согласно смет,
утвержденных Окркомземом на:
1. Осуществление государственного контроля за использованием и
охраной земель округа.
2. Укрепление материально-технической базы комитетов по
земельным ресурсам и землеустройству.
3. Содержание подразделений, осуществляющих госземконтроль.
4. Использование 5 процентов поступающих денежных средств на
материальное поощрение инспекторов, в том числе общественных.
При неуплате штрафа в пятнадцатидневный срок взыскание
денежных средств в размере суммы штрафа с юридических лиц (за
исключением иностранных и международных организаций), привлеченных
к административной ответственности за нарушение земельного
законодательства, производится в бесспорном порядке на основании
постановлений должностных лиц или комиссий специально
уполномоченных органов, осуществляющих госземконтроль.
Взыскание денежных средств с иностранных и международных
организаций, предпринимателей без образования юридического лица,
должностных лиц и граждан производится на основании решения
арбитражного суда и суда.
Приложение N 2
к постановлению
Администрации
Ханты-Мансийского
автономного округа
от 15 декабря 1995 г. N 245
РАЗМЕРЫ
ШТРАФОВ, НАЛАГАЕМЫХ
ГОСЗЕМИНСПЕКЦИЯМИ ОКРГОРРАЙКОМЗЕМОВ
----T-------------------------------------------T-------------------------------¬
¦N ¦Вид нарушений ¦Размер штрафы, МРОТ ¦
¦п/п¦ +-------T-----------T-----------+
¦ ¦ ¦с ¦с ¦с ¦
¦ ¦ ¦граждан¦должностных¦юридических¦
¦ ¦ ¦ ¦лиц ¦лиц ¦
+---+-------------------------------------------+-------+-----------+-----------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦
+---+-------------------------------------------+-------+-----------+-----------+
¦1 ¦За нарушение утвержденной градостроительной¦1 - 3 ¦3 - 10 ¦100 - 200 ¦
¦ ¦документации при отводе земель, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦противоправные действия должностных и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦юридических лиц, повлекших за собой ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦самовольное занятие земель ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------+-------+-----------+-----------+
¦2 ¦За нарушение установленного режима ¦3 - 5 ¦5 - 10 ¦10 - 20 ¦
¦ ¦использования земель природоохранного, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦природно-заповедного, оздоровительного, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рекреационного назначения, других земель с ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦особыми условиями использования, а также ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦земель, подвергшихся радиоактивному ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦загрязнению ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------+-------+-----------+-----------+
¦3 ¦За нерациональное использование ¦3 - 10 ¦3 - 10 ¦10 - 20 ¦
¦ ¦сельскохозяйственных земель, невыполнение ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обязательных мероприятий по улучшению ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦земель и охране почв от ветровой, водной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦эрозии и предотвращение других процессов, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ухудшающих состояние почв, использование ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦земельных участков не по целевому ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦назначению, а также способами, приводящими ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦к порче земель, систематическое невнесение ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦платежей за землю ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------+-------+-----------+-----------+
¦4 ¦За уклонение от исполнения или ¦5 - 10 ¦10 - 20 ¦20 - 30 ¦
¦ ¦несвоевременное исполнение предписаний, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦выданных должностными лицами органов, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦осуществляющих государственный контроль за ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦использованием и охраной земель, по ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вопросам устранения нарушений земельного ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦законодательства ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------+-------+-----------+-----------+
¦5 ¦За самовольное занятие земельных участков ¦7 - 15 ¦ ¦100 - 200 ¦
+---+-------------------------------------------+-------+-----------+-----------+
¦6 ¦За самовольное строительство ¦5 - 7 ¦ ¦15 - 20 ¦
+---+-------------------------------------------+-------+-----------+-----------+
¦7 ¦За захламление земель ¦1 - 5 ¦ ¦15 - 20 ¦
+---+-------------------------------------------+-------+-----------+-----------+
¦8 ¦За загрязнение земель химическими и ¦5 - 15 ¦ ¦500 - 1000 ¦
¦ ¦радиоактивными веществами, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦производственными отходами и сточными ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦водами, заражение бактериально- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦паразитическими и карантийными вредными ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦организмами ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------+-------+-----------+-----------+
¦9 ¦За порчу и уничтожение плодородного слоя ¦5 - 10 ¦ ¦200 - 500 ¦
¦ ¦почвы ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------+-------+-----------+-----------+
¦10 ¦За нарушение сроков возврата временно ¦5 - 7 ¦ ¦200 - 500 ¦
¦ ¦занимаемых земель, невыполнение ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обязанностей по проведению их в состояние, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦пригодное для использования по целевому ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦назначению ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------+-------+-----------+-----------+
¦11 ¦За проектирование, размещение, ¦5 - 20 ¦ ¦100 - 200 ¦
¦ ¦строительство и ввод в эксплуатацию ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦объектов, отрицательно влияющих на ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦состояние земель ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------+-------+-----------+-----------+
¦12 ¦За нарушение сроков рассмотрения заявлений ¦ ¦7 - 10 ¦ ¦
¦ ¦(ходатайств) граждан о предоставлении ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦земельных участков и сокрытие информации о ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦наличии свободного земельного фонда ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------+-------+-----------+-----------+
¦13 ¦За уничтожение межевых знаков ¦0,3 - 1¦ ¦1 - 5 ¦
+---+-------------------------------------------+-------+-----------+-----------+
¦14 ¦За искажение сведений о состоянии и ¦1 - 5 ¦1 - 5 ¦ ¦
¦ ¦использовании земель ¦ ¦ ¦ ¦
L---+-------------------------------------------+-------+-----------+------------
|