АДМИНИСТРАЦИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июля 1996 г. N 279
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЙ
ОБ ОХРАНЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ И
О ФОРМИРОВАНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ФОНДОВ
ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ КОМИТЕТОВ ПО
ЗЕМЕЛЬНЫМ РЕСУРСАМ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВУ
В целях рационального и эффективного использования земель на
территории Ханты-Мансийского автономного округа, защиты земель от
вредных воздействий, управления и координации работ, связанных с
изучением и использованием земельных ресурсов, до принятия
соответствующих законов РФ и автономного округа:
1. Утвердить Положение об охране земельных ресурсов в
Ханты-Мансийском автономном округе (приложение 1).
2. Утвердить Положение о формировании и использовании фондов
охраны земель комитетов по земельным ресурсам и землеустройству
(приложение 2).
Первый заместитель
Главы Администрации
автономного округа
В.Т.БОБЫЛЕВ
Приложение N 1
к постановлению
Администрации
Ханты-Мансийского
автономного округа
от 23 июля 1996 г. N 279
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОХРАНЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ
1. Охрана земельных ресурсов России в условиях передачи земель
в собственность конкретных землепользователей предусматривает,
кроме реализации Государственной комплексной программы повышения
плодородия почв России, принятие системы правовых,
организационных, экономических и других мероприятий, направленных
на рациональное использование и охрану земельных угодий,
предотвращение необоснованных изъятий земель из
сельскохозяйственного и лесохозяйственного оборота, защиту от
вредных воздействий, а также на восстановление продуктивности
земель.
Использование и перераспределение земель осуществляется в
строгом соответствии с утвержденными генеральными комплексными
планами, проектами и программами по рациональному использованию
земель, охране земельных ресурсов, разрабатываемых Комитетом по
земельным ресурсам и землеустройству Ханты-Мансийского автономного
округа.
2. В целях управления и координации работ, связанных с
изучением и использованием земельных ресурсов создается фонд
охраны земельных ресурсов из средств, полученных по искам о
возмещении ущерба, причиненного в результате деградации почв,
ухудшения экологического состояния земель, их порчи и уничтожения,
штрафов за нарушение земельного законодательства, от продажи
государственных и муниципальных земель, возмещения потерь
сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства при
изъятии сельскохозяйственных и лесных угодий для целей, не
связанных с ведением сельского и лесного хозяйства, а также
процента отчисления от налога и арендной платы за государственные
и муниципальные земли.
3. В целях повышения заинтересованности собственников земли,
землевладельцев, землепользователей и арендаторов в сохранении и
повышении плодородия почв, защите земель от негативных последствий
фонд охраны земель оказывает им экономическую поддержку в
выполнении указанных мероприятий путем финансирования разработки
проектов внутрихозяйственного землеустройства и компенсации
производственных затрат.
При подтверждении местным комитетом по земельным ресурсам и
землеустройству участия землепользователей в выполнении
мероприятий по охране земель, предусмотренных проектами
внутрихозяйственного землеустройства, а также изложенных в
документах, удостоверяющих право на землю, фондом охраны земель
производится полная или частичная компенсация произведенных ими
затрат в порядке, устанавливаемом Правительством Российской
Федерации и Правительством автономного округа.
Земельные участки, рационально и эффективно используемые
гражданами и сельскохозяйственными предприятиями в течение 5 лет
для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и
сельскохозяйственного производства, передаются им в собственность
бесплатно сверх среднерайонной нормы передачи земель в
собственность до предельных размеров, установленных в
Ханты-Мансийском автономном округе.
Средства, полученные от продажи государственных, муниципальных
земельных участков и земель запаса направляются исключительно на
инвестирование сельскохозяйственного производства и охрану земель.
4. Землепользователи, не выполняющие предусмотренные проектом
мероприятия и другие обязательные требования по охране земель,
лишаются государственной поддержки в финансировании этих работ, а
в случае использования земельных участков способами, приводящими к
снижению их плодородия, ухудшению экологической обстановки, порче,
загрязнению и уничтожению почвы, развитию эрозии и других
процессов, ухудшающих состояние земель, несут ответственность в
соответствии с земельным законодательством, вплоть до прекращения
прав на землю.
5. Основанием для изъятия (выкупа) земельных участков для
государственных и муниципальных нужд являются генеральные планы
городов и иных поселений, схемы зонирования территорий и иная
утвержденная в установленном порядке градостроительная или
землеустроительная документация.
Окружные органы государственной власти и местного
самоуправления не вправе изымать земельные участки в
принудительном порядке под предлогом государственных и
муниципальных нужд с целью передачи другим лицам.
Изъятие земельных участков или их частей для государственных
или муниципальных нужд у собственников осуществляется в порядке
выкупа по решениям соответствующего органа исполнительной власти
Ханты-Мансийского автономного округа или местного самоуправления.
При несогласии собственника земельного участка с предложенными
условиями выкупа, включая возможность предоставления взамен
другого земельного участка, орган, принявший решение об изъятии и
выкупе земельного участка, вправе обратиться в суд с иском о
принудительном изъятии и выкупе.
В случаях изъятия части земельного участка, если собственник
земельного участка не может использовать оставшуюся часть по
прежнему назначению или она менее минимальной нормы, выкупается
весь участок.
Утвержденная в установленном порядке оценка земельных участков
и находящейся на ней недвижимости в целях налогообложения, равно
как и цена последней купли-продажи земельного участка и
находящейся на ней недвижимости, совершенной между гражданами и
юридическими лицами, являются основной для определения размера
компенсаций за прекращение земельных прав любых лиц для
государственных и муниципальных нужд.
6. Потери сельскохозяйственного и лесохозяйственного
производства, вызванные изъятием сельскохозяйственных угодий и
земель лесного фонда, оленьих пастбищ для использования их в
целях, не связанных с ведением сельского или лесного хозяйства,
подлежат возмещению в трехмесячный срок после принятия решения о
предоставлении земельного участка либо изменения его целевого
использования.
Не подлежат возмещению потери лесохозяйственного производства
при изъятии земель лесного фонда для целей сельскохозяйственного
производства.
Порядок и размеры возмещения потерь сельскохозяйственного и
лесохозяйственного производства устанавливаются Правительством
Российской Федерации и органами государственной власти
Ханты-Мансийского автономного округа.
7. Изъятие особо ценных сельскохозяйственных угодий с
кадастровой оценкой выше среднерайонного уровня, в том числе
опытно-производственных хозяйств научно-исследовательских
учреждений, учебно-опытных хозяйств, а также земель, занятых
лесами первой группы и особо охраняемыми, но не включенными в
состав природно-заповедного фонда территориями, с целью их
предоставления для несельскохозяйственных и нелесохозяйственных
нужд допускается лишь в исключительных случаях, при отсутствии
других вариантов размещения объектов и при условии обязательного
освоения в замен такой же площади новых земельных участков с
доведением равнокачественного уровня их плодородия и
продуктивности.
8. В случае стихийных бедствий, аварий, эпидемий, и при иных
обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, земельный участок
или часть земельного участка в интересах общества может быть
реквизирован уполномоченными государственными органами с выплатой
владельцу земельного участка возмещения убытков.
Лицо, у которого реквизирован земельный участок или часть
земельного участка, вправе при прекращении действий обстоятельств,
в связи с которыми произведена реквизиция, требовать по суду
возврата ему этого земельного участка или его части.
В случае наступления обязательств, указанных в абзаце 1
данного пункта, и отсутствия необходимости реквизиции земельного
участка или части земельного участка, они могут быть временно, на
период действия этих обстоятельств, заняты для использования в
интересах общества с возмещением убытков, связанных с временным
ограничением его прав. Оценка, по которой владельцу компенсируются
убытки, может быть оспорена им в суде или арбитражном суде.
В случае объявления карантина и запрета хозяйственной
деятельности на определенный период земельные участки не
реквизируются, а их собственникам, землевладельцам,
землепользователям, арендаторам возмещаются причиненные в связи с
этим убытки.
В случае невозможности возврата земельного участка у
собственника изымается земельный участок и возмещается стоимость.
В случаях, предусмотренных уголовным законодательством,
земельный участок или часть земельного участка могут быть
безвозмездно изъяты у собственника, владельца, пользователя,
арендатора, по приговору суда (конфискованы) в виде санкции за
совершенные преступления.
Земельные участки у собственника изымаются безвозмездно за
следующие умышленные или систематические нарушения земельного
законодательства:
- загрязнение земель химическими и радиоактивными веществами,
производственными отходами, сточными водами, заражение
бактериально-паразитическими и карантинными вредными организмами,
засорение сорными растениями;
- невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель,
охране почв от ветровой и водной эрозии, предотвращению других
процессов, ухудшающих состояние почв, а также использование земель
способами, приводящими к порче и уничтожению плодородного слоя
почвы, природных ресурсов, археологических объектов и иных
объектов культурного наследия;
- использование земель способами, приводящими к уничтожению
или систематическому повреждению иных природных ресурсов;
- нарушение установленного режима использования земель
природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного,
рекреационного назначения, других земель с особыми условиями
использования, а также земель, подвергшихся химическому и
радиоактивному загрязнению;
- использование земель способами, приводящими к причинению
вреда здоровью людей или созданию реальной угрозы причинения
такого вреда; неиспользование земельного участка
сельскохозяйственного назначения в течение трех лет подряд.
Конфискация земельного участка или его части у собственника в
административном порядке не допускается.
9. Считать, что основаниями принудительного прекращения прав
на землю признаются:
- выкуп земельных участков для государственных и муниципальных
нужд в соответствии с утвержденной проектной документацией;
- использование участка не по целевому назначению;
- обращение взыскания на участок в случае невыполнения
обязательств;
- неустранение нарушений земельного законодательства в течение
3 месяцев после применения мер административной ответственности,
предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации
от 23 декабря 1993 г. N 1362;
- неиспользование участка сельскохозяйственного назначения в
течение одного года, а для участков, предоставленных для
несельскохозяйственной деятельности, в случаях превышения сроков
строительства (создания) объектов, утвержденных градостроительной
и проектно-технической документацией.
В этот период не включается время, необходимое для освоения
участка, в том числе период мелиоративного строительства, а также
время, в течение которого участок не мог быть использован по
назначению из-за стихийных бедствий или иных обстоятельств,
исключающих такое использование.
10. Прекращение прав на земельный участок, используемый с
нарушением законодательства, производится в следующем порядке.
При выявлении нарушений на виновных юридических лиц или
граждан специально уполномоченными государственными органами,
осуществляющими государственный контроль за использованием и
охраной земель, налагается штраф в соответствии с действующим
земельным законодательством.
Одновременно с наложением штрафа органы, осуществляющие
госземконтроль, выносят предупреждение об устранении в срок до
трех месяцев допущенных нарушений. При невнесении платежей за
землю предупреждение выносится органами государственной налоговой
службы. Сведения о принятых мерах сообщаются соответствующим
комитетам по земельным ресурсам и землеустройству.
В случае неустранения нарушений органы, выявившие нарушения,
вносят в государственный орган исполнительной власти или орган
местного самоуправления, предоставившие земельный участок,
представление о прекращении прав на земельный участок.
Прекращение прав на земельный участок не освобождает виновных
лиц от возмещения причиненного ущерба.
Прекращение прав на земельный участок в случаях,
предусмотренных настоящей статьей, производится на основании
постановления государственного органа исполнительной власти или
органа местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.
Копия постановления вручается собственнику земельного участка,
землевладельцу, землепользователю, арендатору в 7-дневный срок с
момента его принятия и в этот же срок направляется в орган
государственной регистрации прав на землю.
При несогласии собственника, землевладельца,
землепользователя, арендатора с постановление о прекращении прав
на земельный участок, они вправе заявить об этом органу,
принявшему постановление в 15-дневный срок с момента получения
копии постановления.
В этом случае использование принятого постановления не
производится, а требования о принудительном прекращении прав на
земельный участок предъявляются в суд. Государственная регистрация
прекращение прав на землю не производится до решения суда.
При выявлении нарушений на землях, арендуемых у граждан и
юридических лиц, штраф налагается и предупреждение выносится
арендатору с одновременным уведомлением арендодателя о допущенных
нарушениях и необходимости принятия мер по их устранению или
расторжению договора аренды.
Прекращение права собственности на земельный участок
происходит в порядке выкупа, за исключением случаев,
предусмотренных пунктом 8 настоящего Положения.
11. Штрафы за нарушения земельного законодательства налагаются
комиссиями Комитета по земельным ресурсам и землеустройству
Ханты-Мансийского автономного округа и его органов на местах,
окружного госцентра по санитарно-эпидемиологическому надзору и его
органов на местах, окружного комитета охраны окружающей среды и
природных ресурсов и его органов на местах, окружного управления
архитектуры и градостроительства и его органов на местах в
двухмесячный срок с момента обнаружения этих правонарушений.
Наложение штрафов и других взысканий не освобождает виновных
от устранения допущенных нарушений и возмещения причиненного
ущерба, включая упущенную выгоду.
Если постановление о наложении штрафа не обжаловано в
установленном порядке в судебные органы в десятидневный срок с
момента получения этого постановления и виновный не уплатил
добровольно штраф в 15-дневный срок, взыскание суммы штрафа
производиться в бесспорном порядке на основании постановления
комиссии или должностных лиц органов, осуществляющих
государственный контроль за использованием и охраной земель, с
юридических лиц через учреждения банка, а с граждан и должностных
лиц судебным исполнителем.
Штрафы, поступающие от граждан, должностных и юридических лиц,
используются целевым назначением на охрану и освоения земель,
восстановление и повышение плодородия почв, мелиорацию, выполнение
земельно-кадастровых и оценочных работ, благоустройство территорий
поселений, материально-техническое и экономическое стимулирование
работ по осуществлению государственного контроля за использованием
и охраной земель.
12. Уголовная ответственность за нарушением земельного
законодательства устанавливается Уголовным кодексом Российской
Федерации.
Предоставление и изъятие земель с нарушением установленного
порядка, умышленное искажение земельного учета, сведений о
земельном участке и документов о праве на землю, повлекшие
существенный вред охраняемым правам и интересам граждан,
муниципальных образований и государства, рассматриваются как
злоупотребление должностных лиц служебным положением.
13. Юридические лица и граждане обязаны возместить в полном
объеме вред и убытки, причиненные ими в результате нарушения
земельного законодательства.
Самовольно занятые земельные участки возвращаются их законным
собственникам, землевладельцам, землепользователям, арендаторам
без возмещения затрат, произведенных нарушителями земельного
законодательства за время незаконного пользования этими участками.
Приведение земельных участков в пригодное для использования
состояние при их захламлении, других видах порчи, снос зданий,
строений и сооружений при самовольном занятии земельных участков
или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных
межевых и информационных знаков производятся юридическими лицами и
гражданами, виновными в указанных нарушениях, либо за их счет.
Если на самовольно занятом земельном участке на
государственных или муниципальных землях гражданами или
юридическими лицами возведена самовольная постройка и они не
обратились за предоставлением им участка в установленном порядке в
течение трех месяцев с начала возведения постройки, самовольная
постройка подлежит сносу на основании постановления
государственных органов исполнительной власти или местного
самоуправления, в компетенции которых находится земельный участок,
с последующим взысканием расходов на снос и причиненных убытков.
Если отказ в предоставлении земельного участка под самовольную
постройку обжалован в судебном порядке, принудительный снос не
может производиться ранее трех месяцев со дня вступления в силу
решения суда, если судом не будет установлен другой срок.
Для самовольного возведенных гаражей и других временных
построек органы местного самоуправления могут устанавливать другие
сроки сноса построек и освобождения земельного участка.
Приложение N 2
к постановлению
Администрации
Ханты-Мансийского
автономного округа
от 23 июля 1996 г. N 279
ПОЛОЖЕНИЕ
О ФОРМИРОВАНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ
ФОНДОВ ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ
КОМИТЕТОВ ПО ЗЕМЕЛЬНЫМ РЕСУРСАМ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВУ
1. Основные положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Указом
Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N 1767 "О
регулировании земельных отношений в развитии аграрной реформы в
России" (п. 14), Указом Президента Российской Федерации от
16.12.93 N 2162 "Об усилении государственного контроля за
использованием и охраной земель при проведении земельной реформы"
(4), Указом Президента Российской Федерации от 22.07.94 N 1535 "Об
основных положениях государственной программы приватизации
государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации
после 01.07.94", Указом Президента Российской Федерации от
11.05.95 N 478 "О мерах по обеспечению гарантированного
поступления в федеральный бюджет доходов от приватизации",
постановлением Совета Министров - Правительства Российской
Федерации от 23.12.93 N 1362 "Об утверждении Положения о порядке
осуществления государственного контроля за использованием и
охраной земель В Российской Федерации", постановлением
Правительства Российской Федерации от 04.09.95 N 876 "Об
упорядочении учета плательщиков земельного налога и арендной платы
за землю" в целях формирования фондов для целевого финансирования
мероприятий, направленных на повышение плодородия почв, охрану,
улучшение, восстановление и рекультивацию земель.
1.2. Фонды охраны земель комитетов по земельным ресурсам и
землеустройству формируются за счет:
- перечисления части сумм штрафов, налагаемых в
административном порядке комитетами по земельным ресурсам и
землеустройству на граждан, юридических и должностных лиц за
нарушение земельного законодательства в соответствии с
постановлением Совета Министров - Правительства Российской
Федерации от 23.12.93 N 1362;
- распределения средств от приватизации недвижимого имущества
в соответствии с указами Президента Российской Федерации от
22.07.94 N 1535 и от 11.05.95 N 478;
- части компенсационных платежей за отвод сельскохозяйственных
угодий для несельскохозяйственных нужд, которые возмещаются в
соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства
Российской Федерации от 28.01.93 N 77;
- части средств, получаемых от взимания земельного налога и
арендной платы за землю, а также от проведения других операций с
земельными участками (средства от проведения конкурсов и аукционов
по продаже земель, регистрации и оформления прав на землю, ведения
списков плательщиков земельного налога, оказания платных услуг и
т. д.).
Конкретный размер части средств, направляемых в фонды охраны
земель, устанавливается органами местного самоуправления, а
средств от приватизации недвижимого имущества - в соответствии с
указами Президента Российской Федерации от 22.07.94 N 1535 и от
11.05.95 N 478.
1.3. Указанные денежные средства зачисляются по мере их
поступления на счета специальных внебюджетных фондов охраны земель
комитетов по земельным ресурсам и землеустройству, открываемые в
установленном порядке.
1.4. Из общей суммы средств, поступающих в фонды охраны земель
районных (городских) комитетов по земельным ресурсам и
землеустройству, 20 процентов от потерь сельскохозяйственного и
лесохозяйственного производства на основании распоряжения
окрисполкома от 25.10.91 N 564-р и 15 процентов от штрафных
санкций на основании постановления Главы Администрации округа от
15.12.95 N 245 перечисляются Комитету по земельным ресурсам и
землеустройству Ханты-Мансийского автономного округа.
2. Использование фондов охраны земель
комитетов по земельным ресурсам
и землеустройству
2.1. Средства фондов охраны земель комитетов по земельным
ресурсам и землеустройству могут использоваться на:
- мероприятия, направленные на улучшение и восстановление
земель (восстановление плодородия почв, деградированных угодий,
рекультивация земель и т. п.);
- выполнение работ, перечисленных в приложении 2 к
постановлению Совета Министров - правительства Российской
Федерации от 28.01.93 N 77;
- цели, связанные с организацией и осуществлением
земельно-кадастровых работ (инвентаризация земель,
аэрокосмические, топографогеодезические, картографические работы,
почвенные, геоботанические, радиологические и другие изыскания),
государственного контроля за использованием и охраной земель,
землеустроительные и земельнооценочные работы, автоматизированную
обработку земельно-кадастровой документации, научно -
исследовательские и опытно-конструкторские работы по
совершенствованию методов ведения госземкадастра и
землеустройства, составления списков плательщиков земельного
налога и арендной платы за землю;
- другие цели, связанные с использованием земель и
обеспечением деятельности комитетов по земельным ресурсам и
землеустройству, с учетом региональных особенностей и финансовых
возможностей, в том числе на развитие материально-технической и
социальной базы органов Роскомзема всех уровней.
До 30 процентов денежных средств, поступающих за
предоставление платных услуг при проведении операций с земельными
участками и до 20 процентов денежных средств от штрафов за
нарушение земельного законодательства допускается использовать на
материальное стимулирование работников комитетов по земельным
ресурсам и землеустройству.
2.2. Средства на развитие материально-технической базы могут
использоваться по следующим основным направлениям:
- приобретение и аренда приборов, материалов, принадлежностей
и инструментов, средств измерения и оборудования, необходимых для
осуществления государственного контроля за охраной и
использованием земель, госземкадастра, землеустройства и
мониторинга земель;
- проведение съемок, лабораторных анализов, экспертизы;
- приобретение, аренда и эксплуатация специально оборудованных
передвижных средств по осуществлению госземконтроля,
вычислительной и множительной аппаратуры, средств связи и т. п.
индивидуальных средств защиты и средств для их хранения;
- организация и проведение обучения работников комземов в
целях повышения их квалификации;
- проведение региональных совещаний, семинаров по вопросам
деятельности органов землеустройства;
- на развитие социальной базы (медицинское обслуживание,
санитарно-курортное лечение, компенсация расходов на питание и
т. п.).
2.3. Решение о финансировании конкретных мероприятий
принимается руководителем соответствующего комитета по земельным
ресурсам и землеустройству.
При этом проведение мероприятий по улучшению земель,
восстановлению плодородия почв, рекультивации земель и
обустройству территорий согласовывается с соответствующими
органами местного самоуправления, сельского хозяйства и охраны
природы.
3. Учет поступления и расходования средств
фондов охраны земель комитетов
по земельным ресурсам и землеустройству
3.1. Учет поступления и расходования средств фондов охраны
земель осуществляется комитетами по земельным ресурсам и
землеустройству, которые ежеквартально по форме N 4 представляют
отчеты соответствующим органам местного самоуправления и
вышестоящим комитетам.
3.2. Неиспользованные в текущем году средства фондов охраны
земель не подлежат изъятию и переходят на следующий год.
|