ГУБЕРНАТОР ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 февраля 1997 г. N 81
О РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ И СДЕЛОК,
СОВЕРШАЕМЫХ С ЗЕМЕЛЬНЫМИ УЧАСТКАМИ
В соответствии с Указами Президента РФ от 11.12.93 N 2130 "О
государственном земельном кадастре и регистрации документов о
правах на недвижимость", от 27.09.96 N 1270 "Об утверждении
Порядка предоставления информации о государственной регистрации
прав на недвижимое имущество и сделок с ними", постановлением
Правительства РФ от 15.04.96 N 475 "Об утверждении Положения о
структуре и порядке учета кадастровых номеров объектов
недвижимости и Порядка заполнения форм государственной регистрации
прав на недвижимое имущество и сделок с ним":
1. До принятия соответствующего Закона Российской Федерации,
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству автономного округа
и его подразделения на местах регистрируют и оформляют документы о
правах на земельные участки и прочно связанную с ними
недвижимость.
2. Органам, осуществляющим регистрацию недвижимости и
оформление документов о правах на недвижимость (БТИ, комитеты по
управлению имуществом), в 10 дневный срок со дня регистрации
передавать сведения в соответствующий комитет по земельным
ресурсам и землеустройству для внесения в формы государственной
регистрации (прилагаются) и присвоения кадастровых номеров.
3. Утвердить Временное положение о государственной регистрации
прав граждан и юридических лиц на земельные участки и прочно
связанную с ними недвижимость (приложение 1).
4. Установить, что платежи за предоставление информации о
регистрации прав на недвижимость зачисляются в местные бюджеты по
месту нахождения органов, осуществляющих регистрацию прав на
недвижимое имущество.
5. Плата за предоставление информации учитывается в доходах и
расходах соответствующих местных бюджетов отдельной строкой и
используется исключительно на создание и развитие информационного
банка данных о правах на недвижимое имущество.
6. Не использованные в течение года средства не изымаются и
используются по целевому назначению в следующем году.
7. Поручить Комитету по земельным ресурсам и землеустройству
Ханты-Мансийского автономного округа выйти на заседание Думы
Ханты-Мансийского автономного округа с предложением об утверждении
"Положения о регистрационных сборах, взимаемых при регистрации
прав на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость".
8. Администрациям муниципальных образований городов и районов
привести в соответствие с настоящим постановлением свои
нормативные документы, касающиеся регистрации прав на
недвижимость.
9. Признать утратившим силу с момента подписания настоящего
постановления п. 4 постановления Администрации округа от 09.12.95
N 242 и приложение 3 к данному постановлению.
10. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой
информации.
11. Контроль за выполнением постановления возложить на Комитет
по земельным ресурсам и землеустройству автономного округа
(В.В.Белов).
Губернатор
автономного округа
А.В.ФИЛИПЕНКО
Приложение
к постановлению
Губернатора
Ханты-Мансийского
автономного округа
от 4 февраля 1997 г. N 81
ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ И ГРАЖДАН
И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ
И ПРОЧНО СВЯЗАННУЮ С НИМИ НЕДВИЖИМОСТЬ
Раздел 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия и определения
Недвижимость - это земельные участки и все, что прочно связано
с землей, то есть объекты, перемещение которых, без несоразмерного
ущерба их назначению невозможно (плодородный почвенный слой,
здания, мелиоративные, противоэрозионные, гидротехнические и
другие сооружения, замкнутые водоемы, колодцы, скважины,
многолетние насаждения, древесно-кустарниковая растительность,
иные природные или искусственно созданные объекты на земле).
Право на недвижимость - вся совокупность прав на недвижимость
в соответствии с Гражданским кодексом, включая все обременения в
том толковании, какое дается в данных положениях.
Формы государственной регистрации - главный (основной)
документ системы регистрации прав на недвижимое имущество, в
котором содержатся сведения юридического характера, касающиеся
прав на недвижимое имущество, прочно связанное с земельным
участком.
Документ - это составленный в письменной форме Государственный
акт о предоставлении земельного участка в собственность,
свидетельство на право собственности на землю, договор
купли - продажи, документ о дарении, закладная, договор об аренде,
сервитут, документ о праве удержания имуществом, запрет на
пользование имуществом распоряжение, указ или решение суда, а
также любой другой документ, затрагивающий права на недвижимость.
Обременения - это право на недвижимость, включающее право на
залог, аренду, сервитуты, ограничения, обязательства по договору,
право удержания имущества, решения суда об аренде имущества,
передачу прав и другие установленные законодательством права,
налагаемые на недвижимость.
Кадастровый номер - уникальный номер, присваиваемый при
регистрации земельному участку, объекту недвижимости, прочно
связанному с земельным участком предоставленному в собственность,
владение, пользование гражданину или юридическому лицу,
сохраняющийся до тех пор пока он существует как единое целое.
Уникальность кадастрового номера заключается в том, что на
территории Российской Федерации не может быть двух одинаковых.
Операция с недвижимостью - это процедура, посредством которой
права на недвижимость устанавливаются, изменяются, передаются и
прекращаются. Операция с недвижимостью должна совершаться в
соответствии с законами, действующими в настоящее время в
Российской Федерации.
Статья 2. Государственная регистрация прав на земельные
участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости
1. Государственная регистрация прав на земельные участки и
прочно связанную с ними недвижимость является актом, с момента
совершения которого, за гражданами и юридическими лицами
признаются и закрепляются государством права на недвижимое
имущество.
2. Государственная регистрация прав на земельные участки и
прочно связанные с ними объекты недвижимости осуществляется по
формам государственной регистрации прав на недвижимое имущество и
сделок с ним (прилагаются), утвержденными Указом Президента РФ от
28.02.96 N 293 "О дополнительных мерах по развитию ипотечного
кредитования".
3. Структура, порядок учета кадастровых номеров и порядок
заполнения форм государственной регистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ними ведется в соответствии с постановлением
Правительства РФ от 15.04.96 г. N 475.
Статья 3. Субъекты регистрации
Субъектами регистрации являются законные держатели прав на
земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость, включая
без ограничений граждан России и иностранных граждан, российские и
иностранные юридические лица, товарищества и ассоциации,
государственные организации Российской Федерации, органы
государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа,
органы местного самоуправления.
Статья 4. Объекты регистрации
Объектами регистрации являются права на земельные участки и
прочно связанную с ними недвижимость, которые регулируются в форме
юридических документов, устанавливающих, подтверждающих права на
недвижимое имущество.
Статья 5. Права, подлежащие регистрации
1. Права на землю и права на другую недвижимость, которые
должны быть зарегистрированы, включают: право собственности, право
хозяйственного ведения, право оперативного управления, право
пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования,
право аренды, ипотеку, сервитуты и иные права, в случаях,
предусмотренных законодательством.
2. Прекращение, передача, подтверждение, ограничение
(обременение) или изменение права на земельные участки и прочно
связанную с ними недвижимость также является правом, которое может
быть зарегистрировано по данному Положению.
3. Права на недвижимое имущество, существовавшие до даты
вступления в силу Указа Президента РФ от 28.02.96 г. N 293
признаются действительными, государственной регистрации не
подлежат.
Статья 6. Обязательность государственной регистрации прав на
земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость
Государственная регистрация возникновения, передачи,
ограничения (обременения), изменения и прекращения прав на
недвижимость является обязательной, если иное не предусмотрено
законодательством Российской Федерации. Нарушение регистрации этих
прав на недвижимость будет иметь последствия, определяемые
законодательством Российской Федерации.
Статья 7. Удостоверение сделок, совершаемых с земельными
участками и прочно связанными с ними объектами недвижимости
1. Права, приобретаемые в процессе совершения сделок с
земельными участками и прочно связанными с ним объектами
недвижимости, прекращение, передача, подтверждение, ограничение
(обременение) или изменение этих прав перед их регистрацией
подлежат в случаях, предусмотренных законом, нотариальному
удостоверению.
2. Нотариально заверенные документы о сделках с недвижимостью,
дополнительной проверке в органах, осуществляющих регистрацию
прав, не подлежат и считаются истинными. Споры, возникающие по
поводу этих документов, разрешаются в судебном порядке, при этом
ответчиком в суде будет лицо, заверившее документ.
Статья 8. Основания для регистрации
1. Основанием для государственной регистрации прав на
земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость является
обращение любого гражданина или юридического лица с заявлением в
орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, и
приложением документов в соответствии с порядком, установленным
настоящим Положением.
2. Государственная регистрация прав не является
предпринимательской деятельностью и не преследует цели извлечения
прибыли.
Раздел 2. Органы, осуществляющие
государственную регистрацию прав на земельные участки
и прочно связанную с ними недвижимость
Статья 9. Регистратор прав на земельные участки и прочно
связанную с ними недвижимость
1. Государственная регистрация прав на недвижимость
осуществляется регистратором прав на земельные участки и прочно
связанную с ними недвижимость городского (районного) комитета по
земельным ресурсам и землеустройству (далее регистратор), который
по должности является заместителем председателя городского
(районного) комитета по земельным ресурсам и землеустройству.
2. Регистратор осуществляет свою деятельность на территории (в
границах) муниципального образования.
3. Регистратор назначается и отзывается приказом Комитета по
земельным ресурсам и землеустройству округа по согласованию с
администрацией муниципального образования.
4. Регистратор призван обеспечить в соответствии с
Конституцией РФ, настоящим Положением государственную регистрацию
прав на земельные участки и прочно связанные с ними объекты
недвижимости, находящиеся в собственности, хозяйственном ведении,
оперативном управлении, пожизненном наследуемом владении,
постоянном пользовании, аренде граждан и юридических лиц, а также
регистрацию ипотеки и сервитутов и других обременений.
5. Регистратор несет ответственность за содержание и ведение
форм государственной регистрации.
6. На документах прошедших регистрацию, регистратор
проставляет кадастровый номер, место и дату регистрации.
7. Регистратор беспристрастен, независим и руководствуется в
своей деятельности законами РФ, нормативными актами
Ханты-Мансийского автономного округа.
Статья 10. Регистрационные сборы
1. За совершение действий по государственной регистрации прав
на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость,
предоставление выписки из форм государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним, изготовление дубликатов
документов, подтверждающих права на недвижимое имущество,
взимаются регистрационные сборы. Порядок взимания и ставки сбора
устанавливаются Думой Ханты-Мансийского автономного округа.
2. Размер регистрационных сборов и порядок их расходования
регулируются "Положением о регистрационных сборах взимаемых при
регистрации прав на земельные участки и прочно связанную с ними
недвижимость.
3. Плата за предоставление информации взимается в следующих
размерах:
с физических лиц - 25 % установленного законом размера
минимальной оплаты труда;
с юридических лиц - одного установленного законом размера
минимальной месячной оплаты труда.
По мотивированному запросу правоохранительного, судебного или
налогового органа любая информация, находящаяся в распоряжении
комитета, предоставляется бесплатно.
4. Регистрационный сбор уплачивается до выдачи выписки из форм
государственной регистрации.
Оплата производится наличными деньгами в кредитные организации
либо перечисляется со счета плательщика в кредитные организации.
Раздел 3. Общие правила регистрации
Статья 11. Требования к оформлению документов
1. Для того, чтобы право на недвижимость было зарегистрировано
в соответствии с данным Положением, регистратору должны быть
представлены документы, устанавливающие, передающие,
ограничивающие (обременяющие) или прекращающие право на
недвижимость.
2. Все документы, необходимые для регистрации прав на
недвижимость, представляются в подлинниках.
3. Регистратор не принимает документы, имеющие подчистки либо
приписки, зачеркнутые слова и иные неоговоренные исправления, а
также документы, исполненные карандашом.
4. Текст документа должен быть написан ясно и четко,
относящиеся к содержанию документа числа и сроки обозначены хотя
бы один раз словами, а наименование юридических лиц без
сокращения, с указанием адресов их органов. Фамилии, имена и
отчества граждан, адрес их места жительства должны быть написаны
полностью.
5. Документы, подтверждающие сделки с недвижимостью, включая
приобретение прав в результате конкурсной или аукционной
распродажи, должны быть нотариально заверены.
6. Чертеж границ (план) земельного участка должен быть
удостоверен комитетом по земельным ресурсам и землеустройству
территории.
Статья 12. Требования к содержанию документов
1. Чтобы право было зарегистрировано в формах государственной
регистрации, в документе должно подтверждаться, изменяться или
отменяться право относительно определенной недвижимости и должно
быть четко выражено, что документ составлен лицом, которое в
соответствии с записью в формах государственной регистрации
уполномочено распоряжаться соответствующим правом, или документ
составлен с согласия владельца.
2. В случае, если одним документом предоставляется несколько
различных прав, то в нем должно быть указано, относительно какого
или каких прав выдвигается ходатайство о его регистрации. В
противном случае документ должен быть зарегистрирован лишь в
отношении того или тех прав, которые документ сам указывает как
свое основное свойство.
3. Документ может иметь условием или касаться какого-либо
периода времени, но его рамки должны быть определенно установлены.
4. В документе о сервитутах всегда должны указываться
юридически ответственные лица.
5. Для прекращения действия закладного листа требуется или
предоставление самого документа с распиской о получении
обусловленной суммы, или свидетельства о том, что закладное право
прекращено в соответствии с судебным решением.
6. В судебных делах о недвижимости истец может, если суд, в
ведение которого поступило дело, примет такое решение,
ходатайствовать о регистрации искового заявления. При этом
заявление должно быть заверено.
7. В договорах на право пользования указываются временные
обстоятельства. Относительно ипотечных прав указывается закладная
сумма, процентная ставка и приоритетный порядок.
8. В документах о слиянии земельных участков должно быть
представлено свидетельство, нотариально заверенное, о том, что
залогодержатели этой недвижимости произвели взаимные расчеты, в
результате чего был установлен приоритет взаимных обязательств,
или свидетельство о том, что за недвижимостью остаются прежние
обязательства, или о том, что только за одним из них остаются
обязательства.
9. При выделении земельной собственности с оформлением
документов на отдельные земельные участки указывается, в какой
мере зарегистрированные за землевладением сервитуты относятся ко
всему землевладению или только к некоторым тем участкам, на
которые землевладения хотят разделить, и тогда - на какие именно.
10. При регистрации описи арестованной недвижимости по решению
суда, других государственных юридических актов предоставляется
заявление соответствующего органа, который совершил этот акт, или
заверенная выписка из книг его учета, а сам акт (документ) должен
касаться лишь владельца, которое в соответствии с записью в формах
государственной регистрации, уполномочено распоряжаться
собственностью.
11. Ликвидация или изменение какого-либо права на находящуюся
в эксплуатации недвижимость требует согласия лишь владельца
основной собственности, если другие лица на это право не
зарегистрировали специальное заявление о том, что при ликвидации и
изменении прав на находящуюся в совместном пользовании
недвижимость должно быть получено их согласие.
Статья 13. Основание для отказа в государственной регистрации
В регистрации может быть отказано в случае, если:
- окажется, что право по своей природе не может быть
зарегистрировано;
- регистрация является явно излишней, а также в случае, если
составитель документа или тот, кого касается акт, не уполномочен
распоряжаться недвижимостью в указанном направлении;
- лицо, которое имеет лишь обусловленное право владения,
составило документ без указания условий;
- с просьбой о регистрации права обратился недееспособный
гражданин.
Статья 14. Основания и сроки отложения и приостановления
государственной регистрации
1. Документы, поступившие регистратору, подвергаются проверке.
Если возникает подозрение в том, что они полностью или частично не
имеют законных оснований для регистрации, то регистратор
устанавливает месячный срок для дополнительной проверки. Если в
течение этого срока не будут устранены причины препятствующие
регистрации, регистратор принимает решение об отклонении в
регистрации прав.
2. Регистрация может быть отложена при:
- необходимости получения дополнительных сведений от граждан,
юридических лиц или органов власти;
- направлении документов на экспертизу.
По заявлению заинтересованного лица, оспаривающего в суде
право за регистрацией которого обратилось другое заинтересованное
лицо, регистрация этого права может быть отложена на срок не более
десяти дней. Если в течение этого срока от суда не будет получено
сообщение о поступлении заявления, регистрация права должна быть
осуществлена. В случае получения от суда сообщения о поступлении
заявления регистрация откладывается до разрешения дела судом.
3. В случае приостановления или отказа в регистрации в
каталоге документов производится соответствующая запись. При
отказе заявителю в письменной форме направляется сообщение о
причине отказа. Копия письма помещается в дело, заведенное на
данную недвижимость.
Раздел 4. Особенности
в регистрации отдельных видов прав
Статья 15. Регистрация прав на недвижимость, расположенную на
незарегистрированных землях (регистрация прав на объекты
недвижимости, прочно связанной с незарегистрированными участками
земли)
1. Регистрация прав на объекты недвижимости, расположенные на
земельном участке, если право на сам земельный участок не
зарегистрировано, должна осуществляться в том же порядке, что и
регистрация прав на земельный участок, с присвоением ему
кадастрового номера, но без занесения в формы государственной
регистрации информации, касающейся прав на земельный участок.
2. При передаче, продаже, дарении или какой-либо другой форме
передачи прав на недвижимость все обременения, ограничения и
правопритязания, касающиеся этого права на недвижимость, должны
сохраняться, если в момент передачи прав одновременно не
происходит прекращения этих обременений, ограничений и
правопритязаний и если к этому моменту обязательства по ним не
были погашены или каким-либо другим образом не утратили своей
юридической силы.
Статья 16. Регистрация квартир и других помещений
расположенных в зданиях, находящихся в собственности (общей,
коллективной)
Регистрация прав на частные квартиры или другие помещения,
расположенные в зданиях, находящихся в общей совместной или
общедолевой собственности, осуществляется с учетом регистрации
уставных документов кондоминиумов или кооперативов как объектов
недвижимости, прочно связанных с земельным участком.
Статья 17. Регистрация прав аренды
1. Регистрации в формах государственной регистрации подлежат
права аренды, срок действия которых составляет не менее одного
года.
2. В том случае, когда в аренду сдается какой-либо объект
недвижимости или какая-либо его часть, то к документу,
представляемому к регистрации, прилагается карта или поэтажный
план, на котором изображается объект недвижимости или его часть,
сдаваемые в аренду.
Статья 18. Регистрация сервитутов
Регистрация сервитутов осуществляется в формах государственной
регистрации, относящихся к земельному участку, этим сервитутом
обремененному, и может быть осуществлена в формах государственной
регистрации, в пользу которого этот сервитут образован.
Статья 19. Регистрация правопритязаний
1. Регистрации подлежит правопритязание на недвижимость,
противоречащее интересам держателя зарегистрированного права на
эту недвижимость.
2. В соответствии с настоящей статьей любое зарегистрированное
правопритязание одной стороны на недвижимость другой стороны
признается необоснованным при появлении решения или постановления
суда или арбитража, признавшего подобное правопритязание
несостоятельным.
Статья 20. Решения или прочие постановления суда
Любые решения или прочие постановления суда, которые касаются
права на недвижимость, могут быть зарегистрированы с момента их
принятия независимо от того, вступили ли эти решения или
постановления в силу или нет. В этом случае, если решения или
постановления еще не вступили в силу, это решение или
постановление должно рассматриваться как предупреждение о том, что
в отношении прав на данную недвижимость имеются правопритязания со
стороны какого-то истца.
Статья 21. Изменение и прекращение зарегистрированных прав на
недвижимость
Изменения или прекращения зарегистрированных прав на
недвижимость могут быть зарегистрированы только на основании
заявления, поданного лицом, являющимся держателем этих прав.
Статья 22. Регистрация залога
Регистрация залога осуществляется на основании документов,
содержащих информацию о сроках и условиях залога, а также о части
недвижимости (включая чертеж сдаваемой части участка или объекта
недвижимости).
Статья 23. Доверенности
Образование, изменение, ограничение, передача или прекращение
зарегистрированного права на недвижимость может осуществляться по
доверенности только в рамках, предписываемых законодательством
Российской Федерации. Ни один документ, предусматривающий
образование, изменение, ограничение, передачу или прекращение
какого-либо права на недвижимость по доверенности, не должен быть
зарегистрирован до тех пор, пока эта доверенность, составленная в
установленной форме, не будет представлена регистратору.
Статья 24. Опека и другие отношения, связанные с распоряжением
недвижимостью на началах доверительной собственности
Любые права на недвижимость, связанные с распоряжением ею на
началах опеки или других форм доверительной собственности, должны
регистрироваться только на основании документов, порождающих и
определяющих взаимоотношения, связанные с распоряжением
недвижимостью на началах доверительной собственности.
Статья 25. Передача прав на недвижимость в связи со смертью
держателя этих прав
Любые изменения прав на недвижимость, связанные со смертью
держателя этих прав собственности, должны быть зарегистрированы на
основе документа, в соответствии с которым право на недвижимость
передается другому лицу.
Раздел 5. Исправление записей и ответственность
Статья 26. Устранение дефектов
1. Простые технические дефекты в документах, представляемых
регистратору для регистрации, которые не противоречат названию уже
занесенных записей и которые не влекут за собой ущерба для
какой-либо третьей стороны, не могут служить основанием для отказа
в регистрации.
2. Технические дефекты в регистрационных записях, являющиеся
следствием технических дефектов в зарегистрированных документах
или появившиеся в результате ошибок или описок, допущенных
регистратором, могут быть исправлены регистратором, в том числе,
если они не влекут за собой ущерба какой-либо стороне, которая
обоснованно полагалась на достоверность зарегистрированной
информации.
3. Дефекты, которые могут быть устранены регистратором и
которые не могут служить основанием для сомнений в юридической
силе зарегистрированных прав, устраняются регистратором в том
случае, если на основании такого дефекта не были совершены
какие-либо действия и все стороны, которые могли понести ущерб
вследствие устранения этих дефектов, были оповещены об их
обнаружении.
Статья 27. Ответственность
Лица, виновные в умышленном или неумышленном искажении или
потере информации, содержащейся в форме государственной
регистрации, или связанных с формами государственной регистрации
документах, несут ответственность за любые материальные потери или
ущерб, наносимый какой-либо из сторон вследствие этих искажений,
потери или продажи искаженной информации из форм государственной
регистрации, в соответствии с действующим законодательством
Российской Федерации.
Статья 28. Государственные гарантии
Государство гарантирует возмещение потерь любому лицу, которое
не по своей вине несет потери или ущерб, полагаясь на информацию,
содержащуюся в формах государственной регистрации, за счет
регистрационных сборов, взимаемых при регистрации прав на
земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость.
|