2 июля 1997 года N 38-оз
------------------------------------------------------------------
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОН
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
О ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВЕ
Принят Думой Ханты-Мансийского
автономного округа 20 июня 1997 года
(в ред. Закона ХМАО от 13.02.2001 N 9-оз)
Настоящий Закон включает систему норм, регулирующих отношения,
связанные c разработкой проектов землеустройства, обеспечивающих
законное перераспределение земель, формирование оптимальных по
площади и компактных по размещению вновь созданных субъектов
хозяйствования на земле, установление экологически и экономически
целесообразных ограничений в использовании земель, а также
проведение работ, связанных с изучением и качественной оценкой
земельных ресурсов, установлением в натуре (на местности) границ
земельных участков и закрепление прав на землю.
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Назначение и содержание землеустройства
1. Землеустройство - это система государственных мероприятий,
направленных на организацию наиболее полного, рационального,
эффективного использования земель с целью регулирования земельных
отношений путем территориального планирования, формирования
землепользований различных форм собственности и их взаимного
ограничения (межевания земель) для государственной регистрации
прав на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость.
2. Основными задачами землеустройства являются:
- изучение земельных ресурсов на основе комплексной оценки
природных ресурсов округа;
- межевание земель с установлением и закреплением на местности
границ административно-территориальных образований и земельных
участков собственников земли, землевладельцев, землепользователей
и арендаторов;
- организация и стимулирование рационального использования и
охраны земель;
- разработка комплекса мер по освоению новых земель, улучшению
существующих сельскохозяйственных угодий, сохранению и повышению
плодородия почв, поддержанию устойчивых природных ландшафтов и
охране земель;
- правовое обеспечение рынка земли, прав собственности,
землевладения, землепользования и аренды земельных участков.
3. Проведение работ по землеустройству является обязательным
на землях всех категорий независимо от форм собственности и
хозяйствования при:
- установлении границ административно-территориальных
образований и формировании земельного фонда округа, разграничении
федеральных земель, земель округа, муниципальных образований,
юридических лиц и граждан;
- оформлении сделок с землей (продаже, передаче по наследству,
дарении, сдаче в залог, аренде, обмене, передаче в качестве
взносов, вкладов в уставные фонды);
- приватизации земель и реорганизации сельскохозяйственных
предприятий;
- получении ипотечного кредита;
- разработке окружных и муниципальных схем и проектов развития
и размещения производительных сил, организации земель
природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного,
рекреационного и историко-культурного назначения;
- разработке генпланов, планировке, застройке, земельно -
хозяйственном устройстве населенных пунктов, лесоустройстве,
охотоустройстве, организации государственного фонда недр;
и в других случаях, определенных решениями органов
государственной власти Российской Федерации, Ханты-Мансийского
автономного округа и органов местного самоуправления.
4. Землеустройство включает в себя следующие виды работ:
1) аэрофотогеодезические и топографические земельно -
кадастровые съемки;
2) почвенное обследование;
3) геоботаническое обследование;
4) инвентаризацию земель;
5) составление кадастровых карт земельных, почвенных и
геоботанических ресурсов;
6) работы, связанные с обеспечением ведения земельного
кадастра, внедрения автоматизированных систем, мониторинга земель;
7) перераспределение земель;
8) оформление и выдачу документов, удостоверяющих право на
землю;
9) разработку программ, схем использования и охраны земельных
ресурсов;
10) работы, связанные с установлением порядка и режима
использования земель федерального назначения, земель округа и
муниципальных земель;
11) земельно-хозяйственное устройство территорий населенных
пунктов;
12) внутрихозяйственное землеустройство сельскохозяйственных
предприятий и крестьянских хозяйств;
13) установление границ территорий с особыми природоохранными,
рекреационными и заповедными режимами;
14) составление дежурных карт ограничений и обременений в
использовании земель;
15) устройство территорий федеральных земель, рекреационных и
культурно-заповедных зон, коллективных садоводческих,
огороднических товариществ;
16) установление и изменение на местности границ муниципальных
образований;
17) образование новых и упорядочение существующих
землепользований сельскохозяйственных и лесохозяйственных
предприятий;
18) отвод земель для несельскохозяйственных целей;
19) установление границ зон ограничений и обременений в
использовании земли с определением режимов использования и
характера ограничений и обременений;
20) организацию использования земли в сельскохозяйственных
предприятиях на рекреационных объектах;
21) рекультивацию земель;
22) установление и изменение на местности черты населенных
пунктов;
23) другие работы, необходимость которых определяется заказами
окркомзема.
5. Установленные в процессе проведения работ по
землеустройству целевое назначение, характер, режим использования
и охраны земель, ограничения и обременения, границы
землепользований, земельных участков, данные по качеству и
количеству земель, нормативной цены земли; ставкам земельного
налога и другие данные проектно-изыскательских работ,
рассмотренные и утвержденные в порядке, предусмотренном настоящим
Законом, являются обязательными для органов власти юридических лиц
и граждан, служат юридической основой для регулирования земельных
отношений.
Статья 2. Участники процесса землеустройства
1. Процесс землеустройства - это установленный государством
порядок совершения землеустроительных действий. Он определяет
правовые формы проведения землеустройства.
Процесс землеустройства включает: возбуждение
землеустроительного дела, подготовку его, составление
землеустроительного проекта, рассмотрение и утверждение его,
перенесение землеустроительного проекта в натуру (на местность),
оформление и выдачу землеустроительных документов, осуществление
авторского надзора за выполнением землеустроительного проекта.
2. Заказчиком на проведение землеустройства на территории
округа могут выступать Правительство Российской Федерации, органы
государственной власти автономного округа, органы местного
самоуправления, комитеты по земельным ресурсам и землеустройству,
а также отдельные юридические и физические лица, являющиеся
собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами земли.
3. Участниками работ по землеустройству являются генеральный
подрядчик; генеральная проектная организация, организации,
проводящие изыскательские, обследовательские, проектные работы,
мелиоративные, строительные и другие работы, а также собственники,
владельцы и пользователи земельных участков, чьи интересы
затрагиваются при проведении землеустройства.
Статья 3. Полномочия участников процесса землеустройства по
утверждению землеустроительной документации
Представительный орган государственной власти автономного
округа:
- окружные, региональные прогнозы и программы в сфере
использования земель, окружные схемы землеустройства;
- проекты создания территорий с особым правовым режимом.
- проекты установления и изменения границ муниципальных
образований, пригородных зон;
- проекты установления и изменения границ территорий
общественного самоуправления при наличии разногласий между
органами местного самоуправления муниципальных образований городов
и районов;
- проекты разграничения земель округа;
- проекты запредельного землепользования.
2. Исполнительный орган государственной власти автономного
округа утверждает:
- проекты землеустройства территорий с особым правовым
режимом;
- проекты изъятия и предоставления земель всех категорий и
режимов;
- схемы и проекты формирования и использования
государственного
мелиоративного фонда;
- проекты создания специального земельного фонда,
предназначенного для садоводства, огородничества и животноводства
жителям городов окружного значения;
- материалы инвентаризации земель объектов федерального,
регионального и окружного значения;
- проекты и схемы консервации земель;
- материалы кадастровой комплексной экономической оценки
земель.
3. Органы местного самоуправления муниципальных образований
автономного округа утверждают на своей территории:
- прогнозы и программы по использованию земель, зонированию
территорий, схемы землеустройства;
- схемы, проекты образования и совершенствования
землепользований, землеустройства особо охраняемых территорий
местного значения и земель специального фонда;
- схемы, проекты земельно-хозяйственного устройства,
размещения инженерных коммуникаций, создания сырьевых зон
перерабатывающих предприятий;
- проекты внутрихозяйственного землеустройства;
- проекты изъятия и предоставления земель, материалы
инвентаризации земель в пределах своих полномочий;
- проекты установления и изменения границ земель территорий
общественного самоуправления.
4. Органы общественного самоуправления муниципальных
образований утверждают проекты землеустройства на своей территории
в пределах полномочий, переданных им органами местного
самоуправления.
5. Собственники, землевладельцы, пользователи земельных
участков утверждают проекты землеустроительных работ, составленные
по их заказу на принадлежащие им земельные участки.
Статья 4. Порядок и технические условия разработки
землеустроительной документации
Производственный процесс и технология проведения работ по
землеустройству устанавливаются в техническом задании, выдаваемом
исполнителю заказчиком.
Порядок и технические условия разработки, оформление и выдача
землеустроительной документации определяются законодательством
Российской Федерации, автономного округа, нормативными актами
Госкомзема России, органов государственной власти автономного
округа или Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству
автономного округа.
Статья 5. Назначение и состав землеустроительной документации
1. Землеустроительная документация является официальным
документом при организации управления земельными ресурсами и
решении спорных вопросов. Изменения в материалы землеустройства
могут быть внесены только решением органа, утвердившего
землеустроительную документацию или в судебном порядке.
2. В состав землеустроительной документации входит:
а) проектная документация, разработанные окружные программы и
районные (городские) схемы использования земель, схемы
землеустройства административных районов, зонирования территории
округа, района, населенного пункта, проекты образования новых и
упорядочения существующих землепользований с устранением неудобств
в расположении земель; проекты внутрихозяйственного
землеустройства (организации территории), в том числе
оленеводческо-промысловых хозяйств; проекты размещения и
установления границ особо охраняемых природных территорий и
территорий с особым правовым режимом использования земель; проекты
установления черты поселений и планы их земельно-хозяйственного
устройства; проекты земельно-хозяйственного устройства в районах
крупного гидротехнического и промышленного строительства; рабочие
проекты, связанные с освоением новых земель, улучшением
сельскохозяйственных угодий, рекультивацией нарушенных земель,
охраной земель и повышением плодородия почв;
б) обследовательская и изыскательская документация, включающая
материалы межевания земель, связанных с установлением
(восстановлением) в натуре(на местности) границ муниципальных
образований и земельных участков, предоставляемых
(предоставленных) для различных целей, материалы инвентаризации
всех земель, выявления неиспользуемых и нерационально используемых
земель, выявления и консервации деградированных сельхозугодий и
загрязненных земель, материалы земельнооценочных работ.
Статья 6. Права и обязанности участников землеустройства по
согласованию землеустроительной документации
1. Представительный орган государственной власти автономного
округа согласовывает:
- проекты изменения и уточнения границ автономного округа с
другими субъектами Российской Федерации;
- федеральные прогнозы, программы, генеральные схемы
использования земельных ресурсов.
2. Исполнительный орган государственной власти автономного
округа согласовывает схемы федеральных государственных
землеустроительных мероприятий.
3. Органы местного самоуправления муниципальных образований
согласовывают всю землеустроительную документацию, затрагивающую
их территорию и утверждаемую органами государственной власти
автономного округа.
4. С органами территориального общественного самоуправления
муниципальных образований согласовывается вся землеустроительная
документация, затрагивающая их территорию и утверждаемая
вышестоящими органами.
5. Собственник, владелец, пользователь земли согласовывает все
землеустроительные проекты, касающиеся его земель (размера,
местоположения, качества, режима использования, правового статуса,
ограничений использования).
6. Исключена. - Закон ХМАО от 13.02.2001 N 9-оз.
Статья 7. Права участников процесса землеустройства по
представлению материалов для согласования и утверждения.
Представлять материалы землеустройства для согласования и
утверждения имеют право:
- заказчик или его представитель при проведении
государственных и муниципальных землеустроительных мероприятий в
соответствующий комитет по земельным ресурсам и землеустройству;
- генеральный подрядчик, проектировщик, организация,
выполняющая обследовательские и проектные работы, если это было
отражено в техническом задании или договоре на проведение работ.
Статья 8. Права участников процесса землеустройства при
проведении землеустройства
1. Заказчик имеет право:
- получать всю необходимую информацию по землеустройству
объекта, имеющуюся в комитетах по земельным ресурсам и
землеустройству и других органах государственного управления, без
дополнительной оплаты;
- постоянно контролировать ход землеустройства, требовать
исправления недостатков;
- приостанавливать землеустроительные мероприятия в случае
нарушения прав собственников земли, землевладельцев,
землепользователей, а также при действиях, наносящих значительный
вред окружающей природной среде;
- расторгать договор на проведение землеустроительных работ в
случае нарушения его условий и получать обратно авансированные на
эти цели денежные затраты.
2. Генеральный подрядчик, генеральный проектировщик,
организации, занимающиеся проектными и изыскательскими работами и
осуществляющие землеустроительные проекты, имеют право:
- проводить работы на землях землеустраиваемого объекта с
учетом пожеланий собственника, владельца, пользователя и
арендатора земли, если осуществляются государственные и
муниципальные мероприятия в соответствии с техническим заданием и
в соответствии с договором на проведение землеустроительных работ;
- прекращать или приостанавливать работы по землеустройству в
случае нарушения прав собственников земли, землевладельцев,
землепользователей, а также при действиях, наносящих значительный
вред окружающей среде, или с согласия заказчика.
Статья 9. Обязанности участников землеустройства
1. Все участники землеустройства обязаны:
- соблюдать земельное законодательство Российской Федерации,
Ханты-Мансийского автономного округа;
- выполнять требования государственных органов по управлению
земельными ресурсами, использованию и охране земель, предъявленные
в пределах их компетенции;
- обеспечивать при проведении землеустройства участие
собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земли путем
открытого обсуждения при утверждении землеустроительной
документации, не нарушать их право на землю.
2. Органы и организации, утверждающие проектную,
землеустроительную документацию, обязаны ее рассмотреть в течение
времени, определенного нормативными документами, принять решение
по ее утверждению или выдать мотивированный отказ.
3. Согласование проектной документации производится в течение
трех недель.
4. Заказчик обязан:
- выдать генеральному подрядчику, генеральному проектировщику
или предприятиям, участвующим в землеустроительном процессе,
техническое задание, где определяются цель, задачи, содержание,
особые условия, сроки проведения землеустройства, органы для
согласования и утверждения документации, сроки контроля и приемки
работ;
- организовать финансирование работ;
- в течение месяца принять выполнение работы или выдать
мотивированный отказ;
- организовать при необходимости специальное рецензирование
документации;
- осуществить приемку выполненных работ по качеству.
5. Исполнители работ (генеральный подрядчик, генеральный
проектировщик, другие организации) обязаны:
- выполнить все работы в соответствии с техническим заданием
или договором;
- исправить выявленные заказчиком или рецензентами недостатки
и недоработки;
- в течение трех лет нести ответственность за качество
выполненных работ в случае обнаружения вины;
- привести земли, на которых проводились обследовательские и
изыскательские работы в состояние, пригодное для эффективного их
использования.
6. Все участники землеустройства, определенные данным Законом,
имеют право на защиту их со стороны государственных и судебных
органов.
Раздел II. СИСТЕМА
УПРАВЛЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА
Статья 10. Управление землеустройством
1. Государственное управление землеустройством находится в
совместном ведении Российской Федерации и Ханты-Мансийского
автономного округа и осуществляется путем принятия законодательных
актов, утверждения основных направлений и программ по
использованию и охране земельных ресурсов, финансирования и
государственного контроля за использованием и охраной земель.
2. Управление землеустройством на уровне округа осуществляется
органами государственной власти автономного округа в соответствии
с их компетенцией.
Пункт 2 исключен. - Закон ХМАО от 13.02.2001 N 9-оз.
3. Органами местного самоуправления осуществляется управление
землеустройством муниципальных земель и земель, предоставленных в
их хозяйственное ведение.
Статья 11. Организация землеустройства
Землеустройство проводится по решению органов государственной
власти Российской Федерации, автономного округа и органов местного
самоуправления или по ходатайству собственников земельных
участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, по
инициативе Комитета по земельным ресурсам и землеустройству
автономного округа или его органов на местах.
Статья 12. Разработчики землеустроительной документации
Разработку документации по землеустройству вправе осуществлять
юридические лица и индивидуальные предприниматели без образования
юридического лица, имеющие лицензию на осуществление
соответствующего вида деятельности.
(часть 1 в ред. Закона ХМАО от 13.02.2001 N 9-оз)
Разработчики землеустроительной документации несут
ответственность за качество ее разработки и экологическую
безопасность мероприятий, предусмотренных в землеустроительной
документации.
Статья 13. Заказчик землеустроительной документации
Заказчиком землеустроительной документации могут выступать
граждане, их объединения, учреждения, предприятия, органы
государственной власти автономного округа, органы местного
самоуправления, комитеты по земельным ресурсам и землеустройству и
иные юридические и физические лица.
Статья 14. Отношения между участниками землеустройства
Отношения между участниками землеустройства строятся на
договорных условиях, если иное не предусмотрено законодательством.
Статья 15. Общественный контроль за ходом землеустройства
Органы государственной власти автономного округа и местного
самоуправления могут создавать общественные землеустроительные
комиссии. Общественные землеустроительные комиссии возглавляют
работники Комитета по земельным ресурсам и землеустройству
автономного округа и его территориальных органов. Граждане,
общественные объединения, средства массовой информации имеют право
получать сведения о ходе и результатах землеустройства, направлять
в Думу Ханты-Мансийского автономного округа, органы исполнительной
власти автономного округа и органы местного самоуправления,
комитеты по земельным ресурсам и землеустройству запросы и
получать на них ответы.
Решения по землеустройству, имеющие важное значение в жизни
значительных групп населения, могут обсуждаться на сходах,
собраниях, конференциях, научно-технических советах и т.д.
Надлежащим образом оформленные протоколы обсуждения могут быть
представлены в органы власти для рассмотрения.
Статья 16. Финансирование землеустройства
Проведение государственных земельно-кадастровых съемок,
почвенных и геоботанических обследований , ведение земельного
кадастра и мониторинга земель, разработка схем использования и
охраны земель осуществляется за счет федерального бюджета.
Составление схем землеустройства округа, городов, районов
округа - за счет бюджета округа. Инвентаризация земель, земельно -
хозяйственное устройство - за счет бюджетов органов местного
самоуправления.
При утверждении окружного и местных бюджетов, средства на
работы по землеустройству выделяются отдельной строкой из средств,
поступивших от платы за землю.
Работы, связанные с установлением границ земельных участков в
натуре (на местности), организацией территории, освоением новых
земель, улучшением сельскохозяйственных угодий, охраной земель и
повышением плодородия почв, а также другие работы, проводимые по
инициативе заказчиков, выполняются за счет их средств.
Раздел III. ГАРАНТИИ УЧАСТНИКОВ
ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНА "О ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВЕ"
Статья 17. Государственные гарантии участникам
землеустроительной деятельности
Всем участникам землеустроительной деятельности, независимо от
форм собственности на землю и гражданства, гарантируется
обеспечение равных прав и охраняемых законом интересов при
осуществлении землеустроительной деятельности, гласность в
обсуждении землеустроительной документации, а также право
обжалования в судебном порядке неправомерных действий лиц,
участвующих в землеустроительном процессе.
Статья 18. Разрешение споров по вопросам землеустройства
Споры между субъектами землеустроительной деятельности
разрешаются органами государственной власти и местного
самоуправления, судом, арбитражным судом, в пределах их
компетенции и в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
По результатам рассмотрения споров органами государственной
власти автономного округа и местного самоуправления в месячный
срок принимаются решения, которыми предусматривается порядок их
исполнения и меры по восстановлению нарушенных прав, при
несогласии с принятым решением оно может быть обжаловано в суде
или арбитражном суде.
Статья 19. Ответственность за нарушение Закона "О
землеустройстве"
1. Нарушение Закона "О землеустройстве" признается
административным правонарушением (проступком), если это нарушение
по своему характеру не влечет за собой в соответствии с
действующим законодательством уголовной ответственности.
Применение указанных видов ответственности не освобождает
виновных от возмещения причиненного ущерба и устранения допущенных
нарушений.
Нарушение настоящего Закона влечет наложение штрафа в
административном порядке специально уполномоченными на то
органами.
3. Средства, поступившие от уплаты штрафов, направляются на
внебюджетные счета соответствующих комитетов и используются на
землеустройство, улучшение земель и проведение природоохранных
работ.
Статья 20. Вступление настоящего Закона в силу
Настоящий Закон вступает в силу с момента его официального
опубликования.
Губернатор
автономного округа
А.В.ФИЛИПЕНКО
г. Ханты-Мансийск
2 июля 1997 года
N 38-оз
|