3 ноября 1997 года N 51-оз
------------------------------------------------------------------
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОН
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В ЗАКОН ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
"О ВЫБОРАХ ЧЕТЫРЕХ ДЕПУТАТОВ ДУМЫ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ПО ЕДИНОМУ
ШЕСТИМАНДАТНОМУ НАЦИОНАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОМУ
ИЗБИРАТЕЛЬНОМУ ОКРУГУ"
Принят Думой Ханты-Мансийского
автономного округа 29 октября 1997 года
Статья 1. Внести в Закон Ханты-Мансийского автономного округа
"О выборах четырех депутатов Думы Ханты-Мансийского автономного
округа по единому шестимандатному национально-территориальному
избирательному округу" от 24 сентября 1997 года N 48-оз следующие
изменения и дополнения:
1. Дополнить статью 43 пунктом 4 следующего содержания:
"В помещении для голосования должна находиться увеличенная
форма протокола об итогах голосования, предназначенная для
занесения в нее данных об итогах голосования по мере их
установления.".
2. Пункт 1 статьи 44, второе предложение, изложить в новой
редакции:
"Форма и текст избирательного бюллетеня по единому
шестимандатному национально-территориальному избирательному
округу, а также порядок изготовления бюллетеней, их число,
требования, предъявляемые к изготовлению бюллетеней, утверждаются
избирательной комиссией автономного округа не позднее чем за 25
дней до дня голосования" и далее по тексту.
3. Пункт 1 статьи 44 дополнить частью второй следующего
содержания:
"Избирательные бюллетени изготовляются по распоряжению и под
наблюдением Избирательной комиссии автономного округа и являются
документами строгой отчетности, степень защиты которых
определяется Центральной избирательной комиссией Российской
Федерации. Число избирательных бюллетеней не должно превышать
более чем на 3 процента число зарегистрированных избирателей на
территории автономного округа.".
4. Часть 2 пункта 2 статьи 44 дополнить следующим
предложением:
"В конце перечня кандидатов помещается строка "Против всех
кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом.".
5. Пункт 5 статьи 44 дополнить частью второй следующего
содержания:
"Избирательные бюллетени по единому шестимандатному
национально-территориальному избирательному округу типография
после выбраковки передает по акту членам избирательной комиссии
автономного округа, разместившей заказ на изготовление
избирательных бюллетеней. После передачи бюллетеней в количестве,
соответствующем заказу, работники типографии в присутствии членов
избирательной комиссии автономного округа, доверенных лиц
кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков
уничтожают отбракованные и лишние избирательные бюллетени для
голосования, о чем составляется акт, который подписывается всеми
присутствующими лицами.".
6. Пункт 5 статьи 44 слова: "не позднее чем за 20 дней"
заменить на "не позднее чем за 25 дней" и далее по тексту.
7. Пункт 6 статьи 44 изложить в новой редакции:
"6. Избирательная комиссия автономного округа, получившая
избирательные бюллетени по единому шестимандатному
национально-территориальному избирательному округу из типографии,
передает их по акту избирательным комиссиям муниципальных
образований, которые передают бюллетени в таком же порядке
непосредственно участковым избирательным комиссиям.
Ответственность за правильность передачи избирательных
бюллетеней несут председатели избирательных комиссий,
осуществляющих передачу и получение бюллетеней.
Передача избирательных бюллетеней в избирательные комиссии
муниципальных образований осуществляется не позднее чем за 20 дней
до дня голосования, а в участковые избирательные комиссии
референдума не позднее чем за 4 дня до голосования.
Число избирательных бюллетеней по единому шестимандатному
национально-территориальному избирательному округу, передаваемых
по акту участковой избирательной комиссии, определяется решением
избирательной комиссии муниципального образования. При этом число
бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не
может превышать число избирателей, включенных в списки избирателей
по избирательному участку на день передачи бюллетеней, более чем
на 0,5 процента.".
8. Статью 44 дополнить пунктом 9 следующего содержания:
"9. В исключительных случаях на избирательных участках,
образованных в отдаленных и труднодоступных местностях, на судах,
находящихся в день голосования в плавании, при наличии технических
средств допускается изготовление избирательной документации,
включая избирательные бюллетени по единому шестимандатному
национально-территориальному избирательному округу,
непосредственно участковой избирательной комиссией. Решение об
изготовлении избирательной документации с указанием необходимого
тиража бюллетеней принимается участковой избирательной комиссией
по согласованию с избирательной комиссией муниципального
образования.".
9. Часть 2 пункта 3 статьи 45 дополнить следующим
предложением:
"Участковая избирательная комиссия составляет список
избирателей, проголосовавших досрочно.".
10. Пункт 3 статьи 45 дополнить частью 3 следующего
содержания:
"Запечатанный конверт с избирательными бюллетенями для
голосования хранится у секретаря соответствующей избирательной
комиссии в помещении избирательной комиссии до момента передачи
всех бюллетеней в участковую избирательную комиссию, а в помещении
участковой избирательной комиссии - до дня голосования.".
11. Пункт 10 статьи 45 во втором предложении после слов:
"избирательных ящиков" дополнить "но не более трех".
12. В пункт 10 статьи 45 после второго предложения включить
часть вторую следующего содержания:
"Голосование вне помещения для голосования проводится только в
день голосования и только на основании письменного заявления или
устного обращения (в том числе переданного при содействии других
лиц) избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне
помещения для голосования. Заявление (обращение) может быть
сделано избирателем в любое время после формирования участковой
избирательной комиссии, но не позднее чем за 4 часа до момента
официального окончания голосования. Участковая комиссия
регистрирует все поданные заявления (обращения) в специальном
реестре. При регистрации устного обращения в реестре указывается
время его поступления и проставляется подпись члена комиссии,
принявшего телефонограмму либо сообщение лица, передавшего
обращение. В заявлении о предоставлении возможности проголосовать
вне помещения для голосования должна быть указана причина, по
которой избиратель не может прибыть в помещение для голосования.".
13. В пункте 10 статьи 45 исключить предложение: "Одновременно
в списке избирателей делается отметка о том, что избиратель
проголосовал вне помещения для голосования" и включить вторую,
третью и четвертую части следующего содержания:
"Голосование вне помещения для голосования проводят не менее
двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего
голоса, которые должны иметь при себе предварительно опечатанный
(опломбированный) в участковой избирательной комиссии переносной
ящик для голосования, необходимое количество избирательных
бюллетеней установленной формы, заверенную выписку из реестра,
указанного в настоящем пункте, содержащую необходимые данные об
избирателе и о поступившем заявлении (обращении) о предоставлении
возможности проголосовать вне помещения для голосования,
поступившие письменные заявления избирателей о предоставлении
возможности проголосовать вне помещения для голосования, а также
необходимые письменные принадлежности для заполнения избирателем
избирательного бюллетеня. Голосование вне помещения для
голосования осуществляется с соблюдением требований настоящего
Закона. На письменном заявлении о предоставлении возможности
проголосовать вне помещения для голосования избиратель проставляет
серию и номер своего паспорта или заменяющего его документа и
своей подписью удостоверяет получение избирательного бюллетеня.
Члены комиссии своими подписями на заявлении удостоверяют факт
выдачи избирательного бюллетеня. В заявлении также делаются
отметки о получении нового бюллетеня взамен испорченного.
Члены участковой избирательной комиссии, выехавшие по
заявлениям (обращениям) избирателей, вправе выдать избирательные
бюллетени только тем избирателям, заявления (обращения) которых
зарегистрированы в реестре в соответствии с настоящим пунктом.
Серия и номер паспорта или заменяющего его документа избирателя,
проголосовавшего вне помещения для голосования, вносятся в список
избирателей членами участковой избирательной комиссии с правом
решающего голоса, выезжавшими по заявлениям (обращениям)
избирателей. Одновременно в соответствующей графе (графах) списка
избирателей делается особая отметка: "Голосовал вне помещения для
голосования".
Число письменных заявлений избирателей, а также число выданных
использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечается
в отдельном акте, в котором также указываются сведения о членах
участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса и
наблюдателях, присутствовавших при проведении голосования вне
помещения для голосования.".
14. Статью 46 дополнить пунктом 1-1 следующего содержания:
"1-1. Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и
гласно членами участковой избирательной комиссии с правом
решающего голоса.
Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания
времени голосования и проводится без перерыва до установления
итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены
избирательной комиссии, а также наблюдатели.".
15. Пункт 2 статьи 46 изложить в новой редакции:
"После окончания времени голосования члены избирательной
комиссии с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей,
доверенных лиц кандидатов, представителей избирательных
объединений подсчитывают, погашают, отрезая левый нижний угол,
неиспользованные избирательные бюллетени (при этом не допускается
повреждение подписей членов комиссии и печати комиссии,
проставленных на бюллетене), затем оглашают и заносят число
неиспользованных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных
избирателями при проведении голосования, в соответствующую строку
протокола об итогах голосования и в увеличенную форму протокола об
итогах голосования, находящуюся в помещении для голосования.
Перед непосредственным подсчетом голосов избирателей по
избирательным бюллетеням председатель, заместитель председателя
или секретарь участковой избирательной комиссии уточняет, оглашает
и заносит в соответствующие строки протокола об итогах голосования
и в его увеличенную форму:
- число избирателей, внесенных в списки;
- число избирательных бюллетеней, полученных участковой
избирательной комиссией (данные о бюллетенях, извлеченных из
конвертов досрочно проголосовавших избирателей в помещении
избирательной комиссии муниципального образования, в указанное
число не входят).
Затем в соответствующие строки протокола об итогах голосования
и в его увеличенную форму заносят следующие данные:
- число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на
избирательном участке, в день голосования (устанавливается по
числу подписей избирателей в списке избирателей);
- число избирательных бюллетеней, выданных избирателям,
проголосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по
числу соответствующих отметок в списке избирателей).
После этого председателем или секретарем избирательной
комиссии обеспечивается хранение списка избирателей, исключающее
доступ к нему лиц, участвующих в подсчете голосов.".
16. Часть 2 пункта 4 статьи 46 в первом предложении после слов
"участковой избирательной комиссии" дополнить словами:
- "о чем составляется отдельный акт, который прилагается к
протоколу об итогах голосования и в котором указываются фамилии и
инициалы членов избирательной комиссии, обеспечивающих проведение
голосования вне помещения для голосования с использованием этого
ящика для голосования.".
17. Статью 46 дополнить пунктом 5-1 следующего содержания:
"Члены участковой избирательной комиссии сортируют
избирательные бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных
ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждого из
кандидатов, а также по голосам, поданным против всех кандидатов,
одновременно отделяют бюллетени неустановленной формы и
недействительные бюллетени. При этом члены участковой
избирательной комиссии с правом решающего голоса оглашают
содержащиеся в избирательном бюллетене отметки избирателя и
представляют бюллетени для визуального контроля всем
присутствующим при непосредственном подсчете. Одновременное
оглашение содержания двух и более избирательных бюллетеней не
допускается.
Затем производится подсчет голосов избирателей по бюллетеням
установленной формы. Не менее чем два члена избирательной комиссии
подсчитывают избирательные бюллетени отдельно по каждому
кандидату. Полученные данные заносятся в соответствующую строку и
последующие строки протокола об итогах голосования, а также в его
увеличенную форму.
Недействительные бюллетени подсчитываются и суммируются
отдельно.
Количество недействительных бюллетеней заносится в
соответствующие строки протокола об итогах голосования и в его
увеличенную форму.
Члены участковой избирательной комиссии подсчитывают и заносят
в соответствующую строку протокола об итогах голосования и в его
увеличенную форму число действительных избирательных бюллетеней.
Члены участковой избирательной комиссии подсчитывают, оглашают
и заносят в соответствующую строку протокола об итогах
голосования, а также в его увеличенную форму количество бюллетеней
установленной формы, находящихся в стационарных ящиках для
голосования.
После этого с рассортированными бюллетенями для голосования
вправе визуально ознакомиться члены избирательной комиссии с
правом совещательного голоса, наблюдатели под контролем членов
участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
После этого производится проверка контрольных соотношений
данных, внесенных в протокол об итогах голосования. В случае, если
контрольные соотношения не совпали, участковая избирательная
комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или
по отдельным строкам протокола об итогах голосования.".
18. Пункт 6 статьи 46 изложить в новой редакции:
"Непосредственный подсчет голосов избирателей осуществляется
по находящимся в ящиках для голосования избирательным бюллетеням,
членами участковой избирательной комиссии с правом решающего
голоса. При непосредственном подсчете голосов вправе
присутствовать члены участковой избирательной комиссии с правом
совещательного голоса, наблюдатели. Непосредственный подсчет
голосов избирателей производится в специально отведенных местах,
оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ
членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса.
Членам избирательной комиссии, за исключением председателя
(заместителя председателя) и секретаря избирательной комиссии,
запрещается при подсчете голосов пользоваться письменными
принадлежностями. При этом должен быть обеспечен полный обзор
действий членов участковой избирательной комиссии для всех
присутствующих при подсчете.
При непосредственном подсчете голосов участковая избирательная
комиссия отделяет избирательные бюллетени неустановленной формы.
Бюллетени неустановленной формы при подсчете голосов не
учитываются.".
19. Часть 1 пункта 7 статьи 46 дополнить словами: "на
соответствующем избирательном участке".
20. Часть 2 пункта 7 статьи 46, первое предложение изложить в
новой редакции:
"Протокол участковой избирательной комиссии об итогах
голосования должен содержать:
а) номер экземпляра;
б) обозначение уровня выборов;
в) слово "Протокол";
г) наименование избирательной комиссии с указанием номера
избирательного участка;
д) строки протокола:" и далее по тексту.
21. Подпункт "г" части 2 пункта 7 статьи 46 дополнить словами:
"в том числе отдельной строкой - в помещении избирательной
комиссии муниципального образования;".
22. Подпункт "к" части 2 пункта 7 статьи 46 дополнить словами:
"и отдельной строкой число недействительных избирательных
бюллетеней, обнаруженных в переносных избирательных ящиках".
23. Подпункт "м" части 2 пункта 7 статьи 46 изложить в новой
редакции:
"Число голосов избирателей, поданных за каждую из позиций,
содержащихся во всех избирательных бюллетенях, включая позицию
"Против всех кандидатов".".
24. Часть 2 пункта 7 статьи 46 дополнить подпунктами
следующего содержания:
"о) перечень жалоб (заявлений), актов и иных документов,
прилагаемых к протоколу;
п) фамилии и инициалы председателя, заместителя председателя,
секретаря и других членов участковой избирательной комиссии и их
подписи;
р) дата и время подписания протокола;
с) печать избирательной комиссии.
Числа, указанные в пункте 7 настоящей статьи, заносятся в
протокол об итогах голосования цифрами и прописью.".
25. Часть 3 пункта 7 статьи 46, первое предложение дополнить
словами:
"с проставлением даты и времени (часа, минуты) его подписания.
Если во время заполнения протокола об итогах голосования
некоторые члены участковой избирательной комиссии с правом
решающего голоса отсутствуют, в протоколе делается об этом запись
с указанием причины их отсутствия. Протокол является
действительным, если он подписан большинством от установленного
числа членов соответствующей избирательной комиссии с правом
решающего голоса. Не допускается заполнение протокола об итогах
голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений.".
26. Часть 6 пункта 7 статьи 46 дополнить:
"К первому экземпляру протокола приобщаются особые мнения
членов участковой избирательной комиссии с правом решающего
голоса, поступившие в избирательную комиссию жалобы (заявления) на
нарушения настоящего Закона, а также принятые по указанным жалобам
(заявлениям) решения избирательной комиссии, составленные
участковой избирательной комиссией акты. Заверенные копии
указанных документов и решений избирательной комиссии приобщаются
ко второму экземпляру протокола.".
27. Часть 8 пункта 7 статьи 46 изложить в новой редакции:
"Третий экземпляр протокола (его копия) вывешивается для
всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой
избирательной комиссией.".
28. Пункт 3 статьи 47 изложить в новой редакции:
"В случае если после подписания протокола об итогах
голосования и (или) сводной таблицы и направления их первых
экземпляров в избирательную комиссию автономного округа
избирательная комиссия муниципального образования, направившая
протокол, сводную таблицу, выявила в них неточность (описку,
опечатку либо ошибку в сложении данных протоколов участковых
избирательных комиссий), она вправе на своем заседании рассмотреть
вопрос о внесении уточнений в протокол и (или) сводную таблицу. О
принятом решении комиссия в обязательном порядке информирует своих
членов с правом совещательного голоса, наблюдателей и других лиц,
присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола, а
также представителей средств массовой информации. В этом случае
избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования,
на котором делается отметка "Повторный". Указанный протокол
незамедлительно направляется в избирательную комиссию автономного
округа.
При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах об итогах
голосования и (или) сводных таблицах об итогах голосования или
возникновении сомнений в правильности составления протоколов и
(или) сводных таблиц, поступивших из избирательной комиссии
муниципального образования, избирательная комиссия автономного
округа вправе принять решение о проведении повторного подсчета
голосов избирателей нижестоящей избирательной комиссией либо о
самостоятельном проведении повторного подсчета голосов избирателей
на соответствующем избирательном участке соответствующей
территории.
Повторный подсчет голосов избирателей проводится в присутствии
члена (членов) вышестоящей избирательной комиссии с правом
решающего голоса избирательной комиссией, составившей и
утвердившей протокол, который подлежит проверке, или комиссией,
принявшей решение о повторном подсчете голосов избирателей.
Избирательная комиссия, осуществляющая проведение повторного
подсчета голосов избирателей, извещает об этом членов
соответствующей избирательной комиссии с правом совещательного
голоса, наблюдателей, кандидатов, которые вправе присутствовать
при проведении повторного подсчета голосов избирателей. По итогам
повторного подсчета голосов избирателей избирательная комиссия,
осуществляющая такой подсчет, составляет протокол об итогах
голосования, на котором делается отметка "Повторный подсчет
голосов". Протокол незамедлительно направляется в вышестоящую
избирательную комиссию.".
29. Статью 48 дополнить пунктом 1-1:
"1-1. Выборы признаются избирательной комиссией автономного
округа не состоявшимися в случаях, если в них приняло участие
менее 25 процентов от числа избирателей либо если число голосов
избирателей, поданных за кандидатов, набравших наибольшее число
голосов по отношению к другим кандидатам, меньше, чем число
голосов избирателей, поданных против всех кандидатов. В этих
случаях назначаются повторные выборы.
Избирательная комиссия автономного округа признает итоги
голосования, результаты выборов недействительными:
а) в случае, если допущенные при проведении голосования или
установлении итогов голосования нарушения не позволяют с
достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей;
б) в случае, если они признаны недействительными не менее чем
на одной четвертой части избирательных участков;
в) по решению суда.".
30. Включить новую статью 49-1 следующего содержания:
"Статья 49-1. Повторные выборы
В случае если выборы признаны несостоявшимися,
недействительными, назначаются повторные выборы в порядке и сроки,
предусмотренные настоящим Законом. Повторные выборы проводятся не
позднее чем через четыре месяца со дня первоначальных выборов или
не позднее чем через три месяца со дня признания выборов
недействительными. При повторных выборах сроки избирательных
действий по решению избирательной комиссии автономного округа
могут быть сокращены на одну треть. Сообщение о проведении
повторных выборов публикуется в средствах массовой информации.".
Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу с момента его
подписания Губернатором Ханты-Мансийского автономного округа.
Губернатор
автономного округа
А.В.ФИЛИПЕНКО
г. Ханты-Мансийск
3 ноября 1997 года
N 51-оз
|