ДУМА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 июня 1998 г. N 155
О СИТУАЦИИ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ
АВТОНОМНОГО ОКРУГА
Заслушав информацию о сложившейся ситуации в агропромышленном
комплексе Ханты-Мансийского автономного округа, Дума Ханты -
Мансийского автономного округа постановляет:
1. Принять к сведению информацию о ситуации в агропромышленном
комплексе Ханты-Мансийского автономного округа.
2. Рекомендовать Администрации автономного округа:
- до конца года погасить задолженность по дотациям
предприятиям агропромышленного комплекса за 1997 год и
рассчитаться за 1998 год;
- разработать и внести на рассмотрение Думы автономного округа
проект закона "Об агропромышленном комплексе Ханты-Мансийского
автономного округа" и проект программы стабилизации
сельскохозяйственного производства.
3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель Думы
автономного округа
С.С.СОБЯНИН
ИНФОРМАЦИЯ
О СИТУАЦИИ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ ОКРУГА
Оценивая состояние агропромышленного комплекса округа и
определяя наиболее значимые проблемы этого сектора экономики можно
констатировать следующее.
В большинстве сельскохозяйственных и рыбодобывающих
предприятиях за годы аграрной реформы изменилась форма
собственности. В основном это коллективно долевая, в некоторых -
акционерная и частная формы собственности. Формальная смена
хозяина государственного на самих товаропроизводителей, впрочем,
на результаты хозяйственной деятельности не повлияла.
В два раза сократилось количество занятых работников в
сельскохозяйственном производстве. Качественно снизился уровень
подготовки, знаний и опыт как у первых руководителей, главных
специалистов, так и специалистов среднего звена, и массовых
профессий.
В хозяйствах продолжается снижение поголовья животных всех
видов, посевных площадей, теплиц. Так, поголовье коров за 5
последних лет уменьшилось на 60 процентов, свиней - на 50
процентов, серебристо-черных лисиц - на 40 процентов, оленей - на
45 процентов.
В связи с уменьшением поголовья животных и посевных площадей
получаются адекватные результаты и в производстве
сельскохозяйственной продукции.
Валовой сбор картофеля с 1282 тонн уменьшился до 615 тонн. В
округе осталось 2 предприятия (с-з "Реполовский", с-з
"Комсомольский"), которые выращивают картофель на товарную
продукцию. Производство мяса и молока за 5 лет реформ снизилось
соответственно на 55 процентов и 68 процентов. Оставляет желать
лучшего племенной потенциал в сельскохозяйственных предприятиях
округа. Особую тревогу здесь вызывает клеточное звероводство.
Возрастает количество убыточных хозяйств. За 1997 год
прибыльными были только 4 - КФХ "Белогорье", п/ф "Югорская",
совхозы "Обской" и "Саранпаульский". Уровень рентабельности по
отрасли составлял в 1994 г. -19,5 процента, в 1997 - -47,3
процента. Уровень рентабельности с дотациями в эти же годы
равнялся -1,2 процента и -22,1 процента. Выручка за всю
сельскохозяйственную продукцию составила за 1997 год 43,7 млн.
руб., а ее себестоимость 83 млн. руб.
Такая ситуация создалась в связи с тем, что произошел отказ от
государственного регулирования в агропромышленном комплексе
страны. Стало невозможным ликвидировать все увеличивающий
диспаритет цен на промышленную продукцию и продукцию сельского
хозяйства.
Возросли затраты на производство, а низкая покупательная
способность населения не компенсировала их.
Ввиду того, что до экономических реформ все сельское хозяйство
было ориентировано на поставку продукции молоко- и мясозаводам при
разрушении этих связей предприятия - товаропроизводители остались
практически без базы хранения, переработки, транспортировки и
реализации.
Начиная с 1995 года прекратилась финансовая поддержка из
федерального бюджета.
С 1993 года Администрацией округа были предприняты меры
поддержки сельскохозяйственного производства. Введена система
дотаций на произведенную и реализованную продукцию, компенсации за
приобретение и содержание племенного поголовья, капитальные
вложения в создание материально-технической базы, фонд поддержки
крестьянского движения.
За эти 5 лет появились новые предприятия в рыбной отрасли,
оснащенные в соответствии с требованиями времени. В наиболее
крепких стабильных хозяйствах за счет средств округа (капвложения)
построены цеха переработки мяса, молока, рыбы. Администрацией
округа построен комбикормовый завод в г. Заводоуковске, создано и
работает сервисное предприятие "Агротранзит" в п. Приобье,
инициировано и подготовлено создание "Самаровской
продовольственной компании", осуществляющей функции заготовителя,
отработана с Росагроснабом система лизинга, централизованно в счет
дотаций хозяйствам поставляются нефтепродукты, ветбиопрепараты.
Превентивные меры позволили удержать на плаву птицефабрики и
предприятия рыбной промышленности. За счет увеличенных дотаций и
те и другие увеличивают производство яиц и вылов рыбы.
Вместе с тем, начиная с 1997 года, практически перестали
выделяться денежные средства на капитальные вложения и поддержку
крестьянства. Подход к планированию денежных средств на дотации
посредством устанавливаемого коэффициента не отвечает реалиям
времени, когда на дотирование ежегодно прибавляются все новые и
новые сельхозпредприятия лесозаготовителей, строителей,
нефтяников, газовиков, родовые общины. Из-за недостаточности
финансирования возникает переходящий из года в год дефицит. На
01.06.98 задолженность по дотациям агропромышленному комплексу
составляет более 20 млн. руб. Это при том, что из-за такого
порочного подхода к определению суммы дотаций на 1998 год, впервые
вынуждены были снизить ставки дотаций на молоко, мясо, рыбу, яйцо
в 2 раза, а от компенсаций за содержание племенного поголовья
отказаться совсем.
На ежегодных совещаниях руководителей АПК округа объективно
оценивалась помощь Администрации и Думы округа как единственный
шанс выжить.
В 1998 году такая возможность остается призрачной.
В округе начинается путина, подошла пора "большого молока",
идет подготовка к заготовке кормов.
Нет смысла говорить о необходимости сельскохозяйственного
производства в деревнях, селах и городах округа, о занятости
сельского населения.
Сейчас как никогда нужна поддержка государства. Поэтому:
- необходимо ликвидировать задолженность по дотациям;
- выделить средства на поддержку крестьянских хозяйств;
- выделить средства на капитальные вложения для окончания
строительства начатых объектов.
|