Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Ханты-Мансийского автономного округа

Архив (обновление)

 

 

РАСПОРЯЖЕНИЕ МЭРА ГОРОДА СУРГУТА ОТ 02.07.1999 N 2190 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ГОРОДА СУРГУТА

(по состоянию на 31 июля 2006 года)

<<< Назад


                           МЭР ГОРОДА СУРГУТА

                              РАСПОРЯЖЕНИЕ
                        от 2 июля 1999 г. N 2190

         ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ГОРОДА СУРГУТА

       В целях повышения эффективности выполняемых работ и проведения
   единой технической политики в области информатизации:
       1. Принять и утвердить концепцию информатизации города Сургута
   согласно приложению.
       2. Комитету по информационным ресурсам  (Кузнецов)  обеспечить
   реализацию концепции информатизации города Сургута.
       3. Контроль за выполнением данного распоряжения  возложить  на
   заместителя  Мэра  города,  председателя  Комитета  по экономике и
   прогнозированию Самойленко А.П.

                                                   Мэр города Сургута
                                                          А.Л.СИДОРОВ





                                                           Приложение
                                                       к распоряжению
                                                  Мэра города Сургута
                                             от 2 июля 1999 г. N 2190

                               КОНЦЕПЦИЯ
                     ИНФОРМАТИЗАЦИИ ГОРОДА СУРГУТА

                              1. ВВЕДЕНИЕ

       Настоящая концепция  информатизации города Сургута разработана
   в соответствии с:
       - Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1994  г.  N
   1390  "О  совершенствовании  информационно - телекоммуникационного
   обеспечения  органов   государственной   власти   и   порядке   их
   взаимодействия  при  реализации  государственной  политики в сфере
   информатизации";
       - Указом Президента Российской Федерации "Вопросы формирования
   единого   информационно   -   правового  пространства  Содружества
   Независимых Государств" от 27 декабря 1993 г. N 2293;
       - Указом  Президента  Российской  Федерации  "О дополнительных
   гарантиях права  граждан  на  информацию"  от 31 декабря 1993 г. N
   2334;
       - Указом   Президента   Российской   Федерации   "Об   основах
   государственной политики в  сфере  информатизации"  от  20  января
   1994 г. N 170;
       - Указом Президента Российской Федерации "О  совершенствовании
   деятельности  в  области  информатизации  органов  государственной
   власти Российской Федерации" от 21 февраля 1994 г. N 361;
       - Законом Российской Федерации "О государственной тайне";
       - Законом Российской Федерации "Об информации,  информатизации
   и защите информации";
       - "Концепцией формирования и развития единого  информационного
   пространства     России    и    соответствующих    государственных
   информационных   ресурсов",   одобренной    решением    Президента
   Российской Федерации 23 ноября 1995 г. N Пр-1694;
       - "Концепцией правовой  информатизации  России",  утвержденной
   Указом Президента Российской Федерации от 23 апреля 1993 г. N 477;
       - "Концепцией информатизации Ханты -  Мансийского  автономного
   округа".
       Концепция информатизации  города  Сургута  и  создания  основы
   единого информационного  пространства - есть система представлений
   о стратегических целях и приоритетах  долгосрочной  информационной
   политики,    определяющей   скоординированные   действия   органов
   государственной    власти,    местного    самоуправления,     всех
   хозяйствующих субъектов  и  граждан,  по  достижению  социально  -
   значимых     результатов     в     соответствии     с      планами
   социально - экономического развития города.
       В предлагаемой концепции определяются:
       - основные  цели  и  направления  по информатизации управления
   городом как субъектом территории;
       - стратегия  и  тактика  проведения работ с учетом имеющихся в
   России наработок  в  этом  направлении,  привлечения  для  решения
   проблемы различных научно - производственных коллективов;
       - основные    направления    по    развитию     инфраструктуры
   информатизации    с    учетом   современного   состояния   средств
   вычислительной техники и телекоммуникаций;
       - основные этапы реализации концепции.
       В целом содержание  концепции  ориентировано  на  формирование
   общей стратегии проведения политики информатизации города, единого
   методологического   подхода    при    проектировании    прикладных
   информационных технологий.

                  2. СУЩНОСТЬ КОНЦЕПЦИИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

       В последние    десятилетия    мир    переживает   переход   от
   "индустриального   общества"   к    "обществу    информационному".
   Происходит кардинальная смена способов производства, мировоззрения
   людей,    межгосударственных    отношений.    Уровень     развития
   информационного  пространства  общества решающим образом влияет на
   экономику,  обороноспособность  и  политику.  От  этого  уровня  в
   значительной   степени   зависит   поведение  людей,  формирование
   общественно - политических  движений  и  социальная  стабильность.
   Целями  информатизации  во  всем  мире  и,  в том числе,  в России
   являются    наиболее    полное    удовлетворение    информационных
   потребностей  общества  во  всех  сферах  деятельности,  улучшение
   условий жизни  населения,  повышение  эффективности  общественного
   производства, содействие  стабилизации  социально  -  политических
   отношений в государстве на основе внедрения средств вычислительной
   техники и телекоммуникации.
       Информация создана  современным  обществом   как   необходимое
   условие  для  любой  целесообразной  деятельности.  Она становится
   важнейшим  стратегическим  ресурсом.  Наибольший  экономический  и
   социальный успех сегодня сопутствует тем странам,  которые активно
   используют  современные  средства   коммуникаций,   информационные
   технологии   и   их   сетевые   приложения:   электронную   почту,
   дистанционное обучение, мультимедиа, телевидение, телеконференции,
   моделирование, компьютерную графику, телемедицину и многое другое.
   Доступная для оперативного воспроизводства средствами компьютерной
   обработки  информация  превращается в важнейший фактор социального
   развития общества.
       Сургут -  один  из  крупнейших  экономических  и  промышленных
   центров региона.  Для эффективного управления  городом  необходима
   полная,  достоверная  и  своевременная  информация.  В современной
   быстро меняющейся обстановке эти требования становятся чрезвычайно
   важными.  Их реализация требует использования наиболее современных
   информационных технологий.
      Однако разнообразие  объектов  и  видов деятельности городского
   хозяйства требует,  чтобы в его информатизации были  задействованы
   не  менее  разнообразные  по  своей  природе  данные и процессы их
   обработки, в том числе информационные  технологии.  Вместе  с  тем
   есть   опасность,  что  эти  объективные  предпосылки  приведут  к
   появлению  информационного  хаоса,  усиленного  мощью  современных
   информационных технологий.
       Требуются мощные  координирующие  механизмы,  чтобы   процессы
   информатизации   города   были   столь   же  целенаправленны,  как
   целенаправленно функционирование и развитие самого  города.  Нужна
   единая  концептуальная основа информатизации и нужен единый орган,
   координирующий всю деятельность по информатизации  и  удерживающий
   ее в рамках единой концепции.
       Оптимальное решение практически всех задач невозможно, если не
   учитывать  соответствующие  данные  и  их  разнообразные  срезы за
   предшествующие периоды.
       Нет правильных и неправильных, важных и неважных, устаревших и
   новейших информационных технологий,  есть только их  правильное  и
   неправильное применение  в  конкретных  социально  - экономических
   условиях города Сургута.

                3. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА ИНФОРМАТИЗАЦИИ

       Муниципальное образование - город окружного  значения  Сургут,
   основанный  в  1594  г.,  является  одним  из  старейших сибирских
   городов России.  Город Сургут входит в состав Ханты -  Мансийского
   автономного округа.
       Сургут расположен на высокой северной широте  -  шестидесятой.
   Климат резко континентальный: суровая зима и короткое теплое лето.
   Среднемесячная температура января - минус 22 градуса,  а июля - 18
   градусов  тепла.  Город  протянулся  вдоль правого берега реки Оби
   более чем на два десятка километров.
       Экономическую основу  городского самоуправления города Сургута
   составляют природные  ресурсы,  городские  земли,  промышленный  и
   научно -    культурный    потенциал,    объекты,   находящиеся   в
   муниципальной  собственности,   бюджет   города,   государственные
   собственность    и   средства,   переданные   органам   городского
   самоуправления   для   осуществления   отдельных   государственных
   полномочий, а также иная собственность и иные средства, переданные
   жителями города, другими физическими и юридическими лицами.
       Городские финансы   включают   средства   городского  бюджета,
   государственные  и  муниципальные  ценные  бумаги,   принадлежащие
   органам городского самоуправления, и другие финансовые средства.
       Город Сургут - важнейший экономический центр Среднего Приобья.
   Площадь  городских  земель  в  границах городской черты составляет
   21009 га;  протяженность города с севера  на  юг  -  14,96  км,  с
   востока на запад - 22,2 км. Бурное развитие города началось с 1961
   года,  когда в этих краях были  обнаружены  богатые  месторождения
   нефти и газа.  Здесь сосредоточены предприятия нефтегазодобывающей
   и    нефтеперерабатывающей     промышленности,     электростанции,
   предприятия  строительной  и  пищевой индустрии.  Сургут - крупный
   промышленный,  транспортный и телекоммуникационный  узел  Западной
   Сибири.  Это  мощный речной порт,  крупнейший железнодорожный узел
   Западной Сибири,  современный и  хорошо  оснащенный  аэрокомплекс.
   Автомобильные дороги связывают его с северными городами - соседями
   и со всей  страной.  Протяженность  транспортных  путей:  железных
   дорог  составляет  1287 км,  водных путей - 292 км,  автомобильных
   дорог общего  пользования  -  194  км.  Сургут  -  это  уникальные
   электростанции,  работающие  на  попутном  нефтяном газе.  Система
   "Тюменьэнерго", в  состав  которой  входят  обе  ГРЭС,  вторая  по
   мощности   в   РАО  ЕС  России.  Здесь  сосредоточены  предприятия
   строительной индустрии,  с помощью которых на Севере встали многие
   города,  предприятия  переработки  нефтегазоконденсата.  В  городе
   более 8000 предприятий и организаций различных форм собственности.
       По загруженности автодорог транспортом Сургут занимает ведущее
   место в стране.  Ежедневно на  городские  маршруты  выходят  около
   двухсот   автобусов.  Сотни  вахтовых  машин  непрерывным  потоком
   отвозят рабочие смены на нефтяные месторождения и Сургутские ГРЭС.
   В  настоящее время в городе насчитывается более 107,5 тыс.  единиц
   автотранспорта,  в том числе 60,2 тыс. единиц легкового транспорта
   и  24  тыс.  единиц  грузового.  Городской  автомобильный  парк по
   перевозке пассажиров имеет в наличии 276 единиц транспорта, из них
   на городских маршрутах - 164 единицы.  Действуют 35 маршрутов,  из
   них городских - 20,  специальных - 2,  пригородных - 3, сезонных -
   7.
       Плотность телефонизации в Сургуте  одна  из  самых  высоких  в
   стране.  На восемнадцатикилометровом кольце волоконно - оптической
   связи расположены все городские АТС.  Связисты  разворачивают  еще
   одну   мощную   станцию   космической   связи,   строят   цифровые
   радиорелейные  линии   между   Сургутом,   Ханты   -   Мансийском,
   Нижневартовском и другими городами округа.  Мощность междугородной
   станции составляет 5650 номеров,  телефонной  связи  ГТС  -  51709
   номеров,  из  них  квартирные - 43980 номеров,  обеспеченность при
   этом  составляет  85  %  от  установленного  норматива.   Почтовых
   отделений  в городе имеется 22 единицы и обеспеченность составляет
   105 %.
       Жилой фонд города по состоянию  на  01.01.1998  года  составил
   4684,9 тыс. кв. метров, а обеспеченность жильем на одного жителя -
   17,2 кв. метров.
       Городское коммунальное  хозяйство  имеет  суммарные  мощности:
   водозаборов - 159 тыс. куб. м в сутки с протяженностью сетей 290,5
   км, канализационных очистных сооружений - 116 тыс.  куб. м в сутки
   механической очистки с протяженностью сетей 346,4 км, отопительных
   котельных - 1613 Гкал/час. с протяженностью сетей 467 км.
       Дорожное хозяйство  города  занимает площадь 2130 кв.  метров,
   протяженность улиц и дорог - 152 км.  На содержании МУЭП "Горсвет"
   162 км линий уличного освещения.
       В муниципальной   собственности   города   находится   7  тыс.
   объектов, общей стоимостью 12,3 трлн. руб.
       Основную массу   объектов   составляют   объекты   жилищно   -
   коммунального  хозяйства,  в  муниципальную  собственность   также
   принято  26  зданий детских садов,  8 спортивных центров.  На базе
   муниципального имущества учреждено и  действует  64  муниципальных
   предприятия.
       В городе высокая обеспеченность медучреждениями.  Работают два
   окружных центра  - клинико - диагностический и травматологический,
   в ближайшем будущем будет введен кардиологический.  Поликлиники  и
   больницы оснащены современным оборудованием и аппаратурой. Создана
   лаборатория по определению ВИЧ  -  инфекции,  психоневрологический
   диспансер   для   подростков.   На   территории   города   имеются
   медучреждения:
       - больницы на 2850 коек,  в том числе в типовых зданиях - 1740
   коек;
       - поликлиники на 8193 посещений в смену, в том числе в типовых
   зданиях - 4828 посещений в смену;
       - 23 аптеки;
       - 1 аптечный склад;
       - 41 здравпункт;
       - 2 молочные кухни на 10 тыс. порций в смену.
       Процент обеспеченности  населения  составил:  больницами - 81,
   поликлиниками - 134, аптеками - 110.
       В настоящее  время  в  городе  работает  47 школ,  из них 34 -
   средние общеобразовательные школы, в том числе 3 школы - гимназии,
   2 школы   -   лицея,   высшая  гимназия  -  лаборатория  Салахова,
   гуманитарно - технический лицей, 3 основные общеобразовательные, 9
   начальных образовательных учреждений,  специальная (коррекционная)
   школа и специальная школа - интернат.  Дошкольное образование дети
   получают в 57 детских садах,  которые посещают 13960 детей. Из них
   10 муниципальных посещают 1736 детей.  Обеспеченность  школами  на
   тысячу жителей составляет 108 %,  обеспеченность (по проекту) на 1
   учащегося - 88 %,  а обеспеченность с учетом  школьной  реформы  -
   62 %;  обеспеченность  детскими  дошкольными  учреждения на 1 тыс.
   жителей составила 42,7 %,  а обеспеченность на 1 ребенка - 45 %.
       В городе   4   высших   учебных   заведения,  4  техникума,  5
   профессионально - технических училищ и 20 филиалов высших  учебных
   заведений.

            4. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ГОРОДА

       Основной целью   информатизации   города   является   создание
   информационной и  телекоммуникационной  основы  для  осуществления
   наиболее  эффективного  (оптимального)  управления  всеми звеньями
   городского хозяйства.
       Информатизация города    должна    осуществляться   с   учетом
   федеральной   Программы   информатизации   России   и   Концепцией
   информатизации ХМАО.
       Достижение главной цели должно обеспечить своевременный анализ
   обстановки  и  прогнозирование  развития,   принятие   эффективных
   решений и контроль за их выполнением.
       Главными задачами для достижения основной цели являются:
       1. Создание единого информационного пространства (ЕИП) города.
       2. Создание  телекоммуникационной  основы для функционирования
   ЕИП.
       3. Создание   программных  комплексов  приложений  (расчетных,
   аналитических   и   т.д.)    по    соответствующим    направлениям
   деятельности, функционирующих в среде ЕИП.
       4. Обеспечение  защиты,  управления  и   развития   ЕИП.
       Для обеспечения  целенаправленного  развития   и   координации
   процессов  информатизации  при  решении  главных  задач необходимо
   решить следующие задачи.
       1. Формирование и осуществление единой научно - технической  и
   промышленной политики в сфере информатизации с учетом современного
   мирового уровня развития информационных технологий.
       2. Реорганизация    инфраструктуры    управления    процессами
   информатизации города на основе  нормативных  актов  Администрации
   города,  обеспечивающих  функциональную  подчиненность Комитету по
   информационным ресурсам  отделов  АСУ,  структурных  подразделений
   Администрации и муниципальных структур города.
       3. Разработка и реализация механизмов кредитно  -  финансовой,
   инвестиционной  и  инновационной  политики,  в  том числе долевого
   финансирования информационных проектов.
       4. Создание   условий  информационной  безопасности  и  защиты
   данных как важнейшего фактора интеграции корпоративных, отраслевых
   и предметно    -   проблемных   информационных   сред   в   единое
   информационное пространство.
       5. Разработка   проектов   нормативных   актов   по   вопросам
   информатизации.
       6. Разработка  системно  - технических предложений по созданию
   информационных систем и сетей телекоммуникаций.
       7. Разработка   и   обоснование   стандартов   и   регламентов
   информационного   взаимодействия    между    субъектами    единого
   информационного пространства.
       8. Разработка  методических  и   организационно   -   правовых
   материалов по обеспечению развития информационной инфраструктуры.
       9. Организация  проведения  экспертизы  информационных систем,
   сетей,  баз и банков данных (кроме специальных  и  защищенных),  а
   также обеспечение контроля за их созданием и использованием.
       10. Разработка  и реализация предложений по обеспечению единой
   политики  сертификации  средств  и  систем.  Создание   собственно
   инфраструктуры для обеспечения сертификации.
       11. Разработка механизмов научно -  технической  и  технико  -
   экономической     экспертиз    конкурсных    вариантов    проектов
   информатизации и результатов их реализации.
       12. Реорганизация    системы   подготовки   и   переподготовки
   специалистов,   обеспечивающих   функционирование    и    развитие
   информационных  технологий,  на основе передового мирового опыта и
   современных тенденций развития информационных технологий,  средств
   телекоммуникаций и технологий обучения.
       13. Развитие  международных   и   межрегиональных   связей   в
   рассматриваемой предметной области.

             5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ГОРОДА

       Информационные системы   можно   условно  классифицировать  на
   следующие типы:
       I -   АСУ   -    (автоматизированные    системы    управления)
   информационная система, осуществляющая сбор, передачу, обработку и
   хранение информации,  не имеющая "жесткой" привязки ко  времени  и
   оставляющая принятие управленческих решений за человеком:
       а) автоматизированные  справочно  -  информационные  системы -
   информационные системы обеспечивающие  ввод,  обработку  и  выдачу
   данных по различным запросам потребителей;
       б) геоинформационные     системы     -      автоматизированная
   информационная     система,    предназначенная    для    обработки
   пространственно - временных  данных,  основой  интеграции  которых
   служит географическая информация.
       II -   АСУТП   -   (автоматизированная   система    управления
   технологическим процессом) информационная система,  обеспечивающая
   ввод  большей  части  информации  автоматически   с   датчиков   и
   работающая   в   режиме   реального   времени  (при  необходимости
   автоматически      принимающая       управляющие       воздействия
   (включение/отключение механизмов и т.п.):
       а) нераспределенные   АСУТП   -   автоматизированые   системы,
   не имеющие   территориальной   привязки  и  обеспечивающие  работу
   определенного устройства по  заданному  алгоритму  (лифт,  система
   кондиционирования);
       б) распределенные   АСУТП   -   автоматизировные   системы   с
   территориальной    привязкой,    обеспечивающие   функционирование
   комплекса  различных  устройств   (система   управления   дорожным
   движением).
       Основные направления информатизации в муниципальной сфере  для
   АСУ:

             1. Информатизация учрежденческой деятельности
                    органов местного самоуправления

       1) Информационные  технологии  поддержки правового обеспечения
   Администрации города.
       2) Информационные  технологии  поддержки  подготовки и ведения
   принятых Администрацией города решений и контроля их исполнения  с
   учетом современных технологических решений.
       3) Информационные   технологии   поддержки    делопроизводства
   Администрации города - развитие систем документооборота.
       4) Информационные  технологии  поддержки   ведения   жалоб   и
   предложений городского населения в Администрацию города.
       5) Информационные  технологии  поддержки  деятельности  первых
   руководителей Администрации города.
       6) Информационные технологии ведения  базы  данных  "Структура
   органов власти и управления".
       7) Информационные  технологии   ведения   баз   данных   актов
   гражданского состояния на территории города.

         2. Информатизация  финансово - кредитной деятельности

       1) Информационные  технологии  формирования,  распределения  и
   контроля использования бюджетных и внебюджетных средств.
       2) Разработка     информационных    технологий    эффективного
   налогообложения хозяйствующих субъектов территории.
       3) Разработка  информационных технологий эффективной кредитной
   политики  за  счет  бюджетных  и  внебюджетных   средств   органов
   управления.
       4) Информационные  технологии  подготовки  и  ведения   планов
   социально - экономического развития округа в целом и его отдельных
   территориальных   образований.
       5) Информационные  технологии  формирования и ведения балансов
   использования финансовых,  трудовых,  земельных ресурсов, денежных
   доходов населения.

           3. Информационная поддержка управления имуществом

       1) Информационные технологии ведения реестра предприятий.
       2) Информационные   технологии   ведения   договоров    аренды
   муниципального имущества.
       3) Информационные технологии разработки,  контроля  и  анализа
   выполнения программы приватизации.

                 4. Информационная поддержка управления
                         потребительским рынком

       1) Информационные     технологии     расчета      минимального
   потребительского бюджета населения.
       2) Информационные   технологии   формирования   муниципального
   заказа  по  обеспечению  населения  города  товарами  и услугами и
   организации контроля его исполнения.
       3) Информационные    технологии    формирования   региональных
   нормативов    на    использование     городских     ресурсов     и
   социально - экономического паспорта города.
       4) Информационные технологии ведения баз данных  по  ценам  на
   товары и услуги и организация контроля их исполнения.
       5) Информационные технологии учета, контроля и анализа наличия
   товарных ресурсов.
       6) Информационные технологии оперативного выявления спроса  на
   товары и услуги.

                      5. Информатизация процессов
                    социального развития территории

       1) Информационные   технологии   ведения   базы    данных    о
   малообеспеченных слоях населения.
       2) Информационные  технологии  учета,   контроля   и   анализа
   оказания помощи малообеспеченным слоям населения.
       3) Информационные технологии ведения базы данных  по  объектам
   системы образования.
       4) Информационные технологии ведения баз  данных  по  объектам
   системы здравоохранения.
       5) Информационные технологии ведения базы данных  по  объектам
   культуры.
       6) Информационные технологии ведения базы данных  по  объектам
   физкультуры и спорта.
       7) Информационные технологии поддержки пенсионного обеспечения
   населения.

            6. Информатизация процессов градостроительства

       1) Геоинформационные   технологии  поддержки  системы  ведения
   городских кадастров.
       2) Геоинформационные  технологии  ведения  генерального  плана
   развития города и организация контроля его исполнения.
       3) Геоинформационные  технологии  ведения  городских земельных
   отводов.
       4) Геоинформационные     технологии     плана     капитального
   строительства и контроля его выполнения.
       5) Геоинформационные технологии ведения земельных кадастров.
       6) Геоинформационные   технологии   ведения    договоров    на
   использование земельных ресурсов.
       7) Геоинформационные технологии разработки планов оптимального
   использования земельных ресурсов.

                 7. Информационная поддержка управления
                   городским коммунальным хозяйством

       1) Геоинформационные технологии  ведения  городских  кадастров
   жилого и нежилого фонда.
       2) Геоинформационные технологии  ведения  городских  кадастров
   тепловых сетей.
       3) Геоинформационные технологии  ведения  городских  кадастров
   водопроводных и канализационных сетей.
       4) Геоинформационные технологии  ведения  городских  кадастров
   электрических и дорожных сетей.
       5) Геоинформационные технологии  ведения  городских  кадастров
   улично - дорожной сети.
       6) Информационные   технологии   формирования   муниципального
   заказа на  коммунальные  услуги  и  организации  контроля  за  его
   исполнения.
       7) Информационные   технологии   формирования   муниципального
   заказа  по  перевозке  пассажиров  и  организация   контроля   его
   выполнения.
       8) Информационные  технологии  поддержки  принятия  решений  в
   условиях   чрезвычайных   ситуаций   на   объектах   коммунального
   хозяйства.
       9) Информационные   технологии   формирования   муниципального
   заказа  на  строительство  и  реконструкцию  инженерных  сетей   и
   организация контроля за его исполнением.
       10) Геоинформационные  технологии  формирования   и   контроля
   исполнения комплексной экологической программы территории.
       11) Геоинформационные технологии ведения картографической базы
   данных природоохранных и экологически вредных объектов.

         8. Информационная поддержка правоохранительных органов

       1) Информационные системы УВД.
       2) Информационные системы прокуратуры.
       3) Информационные системы суда.

       Основные направления  информатизации в муниципальной сфере для
   АСУТП:
       1. Диспетчеризация жилищно - коммунального хозяйства:
       1) Регистрация аварийных ситуаций.
       2) Отработка системы защиты при авариях.
       3) Контроль и учет потребления (1 - макроучет  (уровень  ЦТП),
   2 -  детальный  учет  (на  уровне  дома),  3 - индивидуальный учет
   (квартира)) тепла, воды, электроэнергии.
       4) Контроль лифтового хозяйства.
       5) Контроль затопляемости подвалов.
       6) Контроль блокировки чердаков и подвалов.
       7) Соблюдение графиков нагрузок (в основном сезонные - тепло).
       2. Контроль и управление дорожным движением.
       3. Контроль  и  управление  графиком  движения   общественного
   транспорта.
       4. Контроль и управление водоснабжением города (магистрали).
       5. Контроль    и    управление    канализацией   и   очистными
   сооружениями.
       6. Контроль и управление работой котельных.
       7. Экологический мониторинг.

                 6. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

       В соответствии с "Концепцией формирования и  развития  единого
   информационного     пространства    России    и    соответствующих
   государственных  информационных  ресурсов",  одобренной   решением
   Президента Российской Федерации 23 ноября 1995 N Пр-1694,  процесс
   информатизации общества  должен  обеспечивать  не  только  решение
   локальных   задач,   но   и   формировать   единое  информационное
   пространство России.  Это становится  возможным  только  в  случае
   скоординированных усилий всех участников процесса информатизации.
       Информационная политика в России, которая определяет стратегию
   и   тактику   информатизации,  разрабатывается  и  реализуется  на
   следующих пяти уровнях:
       - государственном (федеральном);
       - отраслевом;
       - региональном;
       - отдельного хозяйствующего субъекта;
       - индивидуальном.
       Региональная политика   направлена   на    создание    единого
   информационного  пространства,  представляющего собой совокупность
   баз и  банков  данных,  технологий  их  ведения  и  использования,
   информационно -     телекоммуникационных     систем    и    сетей,
   функционирующих на основе единых принципов и  по  общим  правилам,
   обеспечивающим   информационное   взаимодействие   организаций   и
   граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей.
       Интегрированная информационная среда города как основа единого
   информационного пространства  складывается  из  следующих  главных
   компонентов:
       1. Информационные ресурсы,  совокупность информации содержащая
   данные,  сведения  и  знания,  зафиксированные  на соответствующих
   носителях информации.
       2. Организационные структуры,  обеспечивающие функционирование
   и развитие  единого  информационного  пространства,  в  частности:
   сбор,  обработку,  хранение,  распространение,  поиск  и  передачу
   информации.
       3. Средства    информационного    взаимодействия   граждан   и
   организаций, обеспечивающие им доступ к информационным ресурсам на
   основе   соответствующих   информационных  технологий,  включающие
   программно - технические средства и организационно  -  нормативные
   документы.
       4. Систему  подготовки   и   переподготовки   специалистов   и
   пользователей информационной среды.
       Поэтому, решая задачи информатизации  города  в  муниципальной
   сфере, необходимо придерживаться следующих принципов:
       1. В   условиях    ограниченного    финансирования    развития
   информатизации,  необходимо  концентрировать  усилия  на  основных
   направлениях,  позволяющих создать основу единого  информационного
   пространства города. Причем концентрация сил и средств должна быть
   такой, чтобы получить реальную отдачу по каждой из работ в течение
   ограниченного   времени.  Нельзя  распылять  силы  и  неэффективно
   использовать средства на дорогостоящий "долгострой".
       2. Для    повышения    эффективности    капиталовложений     в
   информатизацию   провести  централизацию  финансирования  закупок,
   разработок и  внедрения  программно  -  технических  средств  всех
   муниципальных  структур  на основе муниципального фонда программ и
   баз данных.  Это позволит сократить затраты на типовые программные
   продукты  (бухгалтерские  задачи,  кадры  и  т.д.).  В структурных
   подразделениях     необходимо     оставить      децентрализованное
   финансирование  только  лишь затрат на эксплуатацию информационных
   систем.
       3. Программные продукты,  приобретенные или  разработанные  за
   счет бюджетного    финансирования,    становятся    собственностью
   Администрации города и поступают в муниципальный фонд  программ  и
   баз данных,  откуда распределяются и тиражируются по муниципальным
   структурам.
       4. В    целях    создания   именно   единого   информационного
   пространства    необходимо    четко    координировать     процессы
   информатизации всех муниципальных структур и придерживаться единой
   политики информатизации. Для этого необходимо:
       - создать  четкую  иерархию управления в сфере информатизации:
   организовать функциональное подчинение специалистов и отделов  АСУ
   муниципальных подразделений координирующему и направляющему центру
   (Комитету по информационным ресурсам);
       - чтобы эта функциональная иерархия действительно работала,  а
   не  осталась  чисто  декларативной,   необходимо   подкрепить   ее
   механизмами управления как организационными, так и финансовыми.
       5. При   разработке   информационных   систем   опираться   на
   действующие  стандарты  и  нормативы  как  государственные,  так и
   городские,    установленные    для    унификации    взаимодействия
   информационных  систем.  С  этой  целью  ввести  городскую систему
   сертификации прикладного программного обеспечения,  информационных
   систем и баз данных.
       6. Особое  внимание  должно  уделяться  вопросам  соответствия
   документации   на   приобретаемые,  разрабатываемые  и  внедряемые
   программные продукты  и  информационные  системы.  Это   позволит,
   во-первых,  быть  менее  привязанными  к  конкретным разработчикам
   после сдачи в эксплуатацию (и не  позволит  исполнителю  диктовать
   условия  заказчику),  во-вторых,  позволит  в  большинстве случаев
   осуществлять сопровождение  собственными  силами  без  привлечения
   дорогостоящих специалистов разработчика, в-третьих, позволит более
   четко планировать и соотносить затраты на разработку  и  ожидаемые
   результаты.
       7. Разработка     новых     и     адаптация      приобретенных
   программно -  технических  средств  и информационных систем должна
   выполняться  с  учетом   возможности   включения   их   в   единое
   информационное  пространство на основе соответствующего регламента
   обмена информацией.
       8. В   целях  обеспечения  условий,  гарантирующих  реализацию
   конституционных прав  граждан  на  информацию,  удовлетворения  их
   информационных потребностей, создания всех необходимых условий для
   удовлетворения  информационных  потребностей  органов   власти   и
   хозяйствующих субъектов   необходимо  предусматривать  создание  и
   развитие    системы    общедоступных    информационных    ресурсов
   (WWW-серверов   и  т.п.)  на  базе  как  уже  действующих,  так  и
   внедряемых информационных систем.
       9. В    целях   создания   коммуникационной   основы   единого
   информационного  пространства  активно   развивать   муниципальную
   транспортную  сеть  передачи данных,  предусматривая взаимосвязи с
   отраслевыми и ведомственными корпоративными сетями передачи данных
   (ОАО  "Тюменьэнерго",  ОАО  "Сургутнефтегаз",  "Связьтранснефть" и
   т.д.).
       10. При  проектировании  сетей передачи данных предусматривать
   решение проблем надежности функционирования сетей  путем  создания
   альтернативных  каналов  передачи данных на наиболее ответственных
   направлениях.
       11. В процессе проектирования и создания информационных систем
   и  сетей   передачи   данных   предусматривать   решение   проблем
   информационной безопасности и защиты информации.
       12. Для  обеспечения  эффективного  использования   внедряемых
   средств проводить  четкое  разделение  функций  по  эксплуатации и
   сопровождению     этих     средств      между      пользователями,
   эксплуатационщиками  и разработчиками.  Выполнение этого комплекса
   мероприятий   на   начальном   этапе   позволит   избавиться    от
   неоправданного  паразитирования  разработчиков  на сопровождении и
   эксплуатации внедренных средств.
       Соблюдение вышеперечисленных   принципов  позволит  не  только
   повысить эффективность процессов информатизации, но и перевести их
   на качественно новый уровень.

             7. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО ИНФОРМАТИЗАЦИИ ГОРОДА

       Все проблемы   информатизации   не  могут  быть  решены  путем
   реализации  нескольких  крупномасштабных  акций  или   какого-либо
   одного   проекта.  Необходимы  последовательные,  рассчитанные  на
   перспективу,   скоординированные    действия    всех    участников
   информатизации,  учитывающие интересы всех сторон, задействованных
   в  этом  процессе.  Особое  значение  придается  взаимодействию  с
   окружными и федеральными органами власти.
       Условием успешной реализации  планов  информатизации  является
   развитая,  надежно  функционирующая система управления,  способная
   своевременно,  комплексно и  эффективно  решать  всю  совокупность
   проблем, возникающих в этой сфере.
       Координирующим и управляющим органом  процесса  информатизации
   города  является  Комитет по информационным ресурсам Администрации
   города, который должен обеспечивать:
       - осуществление   функций   заказчика   на   создание   систем
   информатизации;
       - координацию  работ по созданию и развитию городских систем и
   сетей   информатизации,    обеспечению    их    совместимости    и
   взаимодействия в едином информационном пространстве города;
       - участие в разработке и проведении государственной политики в
   сфере информатизации на территории г. Сургута;
       - проведение экспертизы информационно - вычислительных  систем
   и   сетей,  систем  баз  и  банков  данных  (кроме  специальных  и
   защищенных),  а также обеспечение  контроля  над  их  созданием  и
   использованием;
       - разработку предложений  по  обеспечению  единой  политики  в
   области  сертификации  и  стандартизации  средств и систем в сфере
   информатизации и их реализацию;
       - формирование   объемов   и   обеспечение   поставок  средств
   вычислительной  техники  и  коммуникационного   оборудования   для
   муниципальных нужд;
       - подготовку и проведение конкурсов с целью выявления наиболее
   выгодных  предложений  по  осуществлению запланированных проектов,
   разработку  и  проведение  рекламных   компаний,   организацию   и
   обеспечение   участия   городских   и  иногородних  организаций  в
   выставках и конкурсах;
       - осуществление  содействия  и методической помощи структурным
   подразделениям Администрации города;
       - планирование, координацию работ и контроль над формированием
   и использованием общегородских информационных ресурсов;
       - контроль  над  целевым  использованием финансовых средств на
   автоматизацию  и  информатизацию  организаций  и  предприятий   из
   бюджета города;
       - анализ  использования  технических  и  программных  средств,
   приобретенных или созданных за счет средств бюджета города;
       - подготовку для внесения в установленном порядке  предложений
   по  объемам  и порядку финансирования работ в сфере информатизации
   за счет средств бюджета города;
       - обеспечение     защиты    интересов    органов    городского
   самоуправления в сфере информатизации;
       - обеспечение информационной безопасности, права на информацию
   и организация защиты информации;
       - управление    проектами   информатизации,   реализуемыми   с
   привлечением бюджетных средств;
       - управление   функционально   подчиненными   специалистами  и
   отделами АСУ структурных подразделений;
       - создание  и  ведение  реестра  муниципальных  информационных
   ресурсов города;
       - координацию работ по информатизации.
       Для эффективного  использования  бюджетных  средств  на  нужды
   информатизации целесообразно провести централизацию финансирования
   закупок, разработок и внедрения программно -  технических  средств
   всех   структурных  подразделений.  В  структурных  подразделениях
   необходимо оставить децентрализованное финансирование только  лишь
   затрат   на   эксплуатацию  информационных  систем.  Фактором,  не
   позволяющим  равномерно   осуществлять   процесс   информатизации,
   является  неравномерное  финансирование программ информатизации из
   бюджета. Возможны следующие варианты решения данной проблемы:
       - создание внебюджетного фонда информатизации города;
       - открытие  расчетного  счета   Комитета   по   информационным
   ресурсам.
       Такое решение  позволит  аккумулировать  бюджетные   средства,
   направляемые на информатизацию, и вести работы планомерно.
       Кроме того,  это позволит сократить  как  размеры  авансов  по
   договорам,  так  и  сроки  отчетности подрядчиков за использование
   авансов,  что значительно улучшит  управляемость  и  эффективность
   проектов.
       Для эффективного   управления   процессом   информатизации   и
   соблюдения  единой  политики информатизации необходимо реализовать
   функциональную подчиненность Комитету по  информационным  ресурсам
   отделов  АСУ  структурных  подразделений  и муниципальных структур
   Администрации города.  Это является необходимым условием  создания
   развитой,  надежно функционирующей системы управления для успешной
   реализации планов информатизации. В противном случае все эти планы
   и  работа  по  координации  взаимодействия  останутся лишь благими
   пожеланиями.
       Коллегиальным органом  управления по формированию и реализации
   программы информатизации  должен  быть  Координационный  совет  по
   информатизации  города  (общественный  орган,  возглавляемый Мэром
   города и включающий в состав  представителей  различных  ведомств,
   науки,  организаций  -  исполнителей  и  т.д.), в функции которого
   входит:
       - определение     основных     направлений     информатизации,
   согласование и утверждение совместных программ, крупных проектов;
       - координация    деятельности   коллективов   при   реализации
   комплексных  проблем  межотраслевого  характера,   выполняемых   в
   различных направлениях информатизации;
       - организация и координация деятельности системы подготовки  и
   переподготовки кадров в области информатизации;
       - подготовка предложений по организации и проведение  конкурса
   проектов.
       Для обеспечения  эффективной  работы  Координационного  совета
   целесообразно принять следующую структуру:
       - председатель совета;
       - комиссии  по  отдельным направлениям работы (или обсуждаемым
   вопросам).
       Но для    целенаправленного    выполнения    основных    задач
   информатизации конкретные решения должны приниматься Комитетом  по
   информационным  ресурсам  (в  соответствии  с  его  функциями),  а
   решения  Координационного  совета  должны  иметь  рекомендательный
   статус.     Схема    взаимодействия    субъектов    информатизации
   муниципальной сферы приведена на рис. 1:
       Рисунок 1 в базу не включен по техническим причинам.
       Механизм управления  процессом  информатизации  должен   иметь
   эффективную систему информационной поддержки процесса формирования
   и мониторинга ее реализации.

            8. ТРЕБОВАНИЯ К ИНФОРМАТИЗАЦИИ ГОРОДА И СОЗДАНИЮ
                  ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА

       Как уже  указывалось  ранее,  процесс информатизации города на
   современном этапе не является локальной задачей, а является частью
   общегосударственной программы. Поэтому в процессе информатизации и
   создания единого информационного пространства города  (являющегося
   частью  единого  информационного  пространства России) должны быть
   предусмотрены:
       1. Реализация  основных направлений государственной политики в
   сфере  развития   телекоммуникационной   среды,   формирования   и
   объединения  информационных ресурсов,  обеспечения прав граждан на
   информацию.
       2. Интеграция    информационной    среды   города   в   единое
   информационное пространство России и мирового сообщества.
       3. Демонополизация    информационных    служб    и   структур,
   распоряжающихся информационными ресурсами.
       4. Использование рыночных принципов управления информатизацией
   в сочетании с государственным регулированием.
       5. Максимальное  использование  интеллектуального  и кадрового
   потенциала города.
       6. Поддержка   корпоративных   и  региональных  информационных
   систем,  а также обеспечение их совместимости и  взаимодействия  в
   едином информационном пространстве России и мировом информационном
   пространстве.
       7. Создание    и   развитие   информационной   инфраструктуры,
   способствующей расширению возможностей контроля со стороны граждан
   и общественных организаций за деятельностью органов власти.
       8. Формирование   рынка   информационных   ресурсов,    услуг,
   информационных систем, технологий и средств их обеспечения.
       9. Обеспечение  условий  для  развития  и  защиты  всех   форм
   собственности на информационные ресурсы.
       10. Формирование нормативно - правовой базы информатизации.
       Организационно -  технические и технологические основы единого
   информационного пространства города должны формироваться с  учетом
   следующих требований:
       1. Обеспечение  вертикальной   и   горизонтальной   интеграции
   имеющихся и вновь создаваемых информационных сред.
       2. Соблюдение   единства   организационных,   технических    и
   технологических принципов построения информационных сетей.
       3. Строгое  соблюдение  международных  стандартов  в   области
   информационно    -   вычислительных   сетей   и   средств   связи,
   информационных ресурсов и систем.
       4. Обеспечение  информационной  безопасности  и многоуровневой
   защиты  информации  от   несанкционированного   доступа,   включая
   гарантии      подлинности      передаваемой      информации      в
   телекоммуникационных системах.
       5. Создание вычислительных ресурсов коллективного доступа.
       6. Развитие    информационных     ресурсов     и     проблемно
   ориентированных систем на основе идеологии информационных хранилищ
   и  открытых   систем,   обеспечивающих   возможность   совместного
   использования различных аппаратных платформ и операционных систем.
       7. Использование  модульного   принципа   при   проектировании
   центров  и  узлов  хранения  и  обработки информации,  абонентских
   пунктов и рабочих мест пользователей.
       8. Использование  сертифицированных  программно  - технических
   решений и унифицированных  компонентов  функционирующих  систем  и
   сетей.
       9. Мониторинг    информатизации,    учета,    регистрации    и
   сертификации информационных ресурсов.
       10. Развитие    геоинформационных     технологий,     создание
   региональных  многоцелевых  кадастров  и совершенствование на этой
   базе систем мониторинга и управления.
       11. Формирование городского банка топографических тематических
   электронных карт,  построение на их основе системы взаимоувязанных
   предметноориентированных кадастров (земельного, водного, лесного и
   других).
       Развитие механизмов и средств  предоставления  информационного
   сервиса  конечных  пользователей,  сертификация  и  лицензирование
   информационных услуг.
       Для успешного выполнения программы информатизации необходимо:
       1. Развитие городской инфраструктуры информатизации:
       - создание муниципального фонда программ и баз данных с  целью
   тиражирования их в структурных подразделениях и минимизации затрат
   на однотипные системы;
       - развитие    программно   -   технической   базы   городского
   информационного узла  и  узлов  абонентов  городской  компьютерной
   сети, проектирование и реализация городской сети передачи данных;
       - дальнейшее  развитие  технологии  ведения  и   использования
   распределенной  системы  муниципальных  баз  данных  коллективного
   пользования.
       2. Взаимодействие     с     отраслевыми    и    корпоративными
   информационными системами:
       - разработка   совместных   программ  развития  информационных
   ресурсов города с привлечением энергетиков  (ОАО  "Тюменьэнерго"),
   нефтяников (ОАО "Сургутнефтегаз") и др.;
       - поддержка  проектов  информатизации   бюджетных   учреждений
   (Управления  внутренних дел,  Управления по делам ГО и ЧС,  отряда
   противопожарной службы N 1 и т.д.).

                     9. ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННАЯ СРЕДА

       Развитие существующих и  создание  новых  телекоммуникационных
   сетей   передачи   данных   должно   обеспечивать  возможность  их
   функционирования в рамках  единого  информационного  пространства.
   Для этого необходимо соблюдение следующих принципов:
       1. Являясь составной частью  государственной  и  мировой  сети
   телекоммуникаций,  транспортная сеть передачи данных города должна
   развиваться  и  совершенствоваться  в   строгом   соответствии   с
   документами  Международного  союза  электросвязи  и  национальными
   требованиями.
       2. Телекоммуникационная     инфраструктура    города    должна
   развиваться,  дополняя и  развивая  возможности  уже  существующих
   телекоммуникационных ресурсов.
       3. В  качестве  стратегического  подхода  к  внедрению   новых
   технологий   на  телекоммуникационных  сетях  использовать  метод,
   основанный на создании опытных зон с последующим их расширением.
       4. Обеспечение   безопасности  телекоммуникационной  среды  на
   основе комплекса алгоритмических и  организационно  -  технических
   мер и средств.
       5. Обеспечение   технико   -    экономической    эффективности
   создаваемых  сетей  на  основе  внедрения современных технологий и
   рационального выбора технических решений.
       6. На  основе  организационно  -  технических  мер обеспечение
   надежности функционирования сети.
       Основными целями  создания  транспортной  сети передачи данных
   города   являются:   предоставление   пользователям   компьютерных
   технологий и средств связи,  обеспечивающих решение функциональных
   задач,  оперативное  информационное  взаимодействие,  формирование
   единого информационного пространства.
       Практическая реализация   этих  целей  предполагает  следующую
   функциональную ориентацию транспортной сети передачи данных.
       1. Обеспечение   пользователей    сети    базовыми    сетевыми
   технологиями:  электронная почта, сетевые новости, WWW-технологии,
   файловый обмен, терминальный доступ.
       2. Предоставление   пользователям   виртуальных   каналов  для
   создания собственных сетей  на  основе  имеющихся  линий  связи  и
   сетевого сервиса сети.
       3. Обеспечение пользователей  быстрыми  и  надежными  сетевыми
   технологиями  внутри  города,  за  его пределами и связи с другими
   сетями.
       4. Координация  и  стандартизация  при  внедрении  и  развитии
   информационных и сетевых технологий.
       В качестве  основного  варианта  реализации  транспортной сети
   передачи данных можно рассматривать технологию  сетей  "Internet",
   основанную на концепции взаимосвязи открытых систем. Положительные
   аспекты выбора именно данной технологии заключаются в следующем:
       - возможность  реализации  межсетевой  связи  как  на  обычной
   компьютерной   технике,   так   и   в   виде    специализированных
   аппаратно - программных комплексов;
       - большое число реализаций протоколов архитектуры Internet для
   различных семейств компьютерной  техники,  причем  многие  из  них
   распространяются с исходными текстами;
       - широкий класс специализированных устройств межсетевой связи,
   поддерживающих стандартные протоколы Internet - большое количество
   свободно  распространяемого  программного  обеспечения  на  основе
   протоколов Internet;
       - развитые   инструментальные   средства   разработки  сетевых
   приложений для архитектуры Internet;
       - возможность централизованного и автономного управления сетью
   из локального и удаленного центров управления;
       - широкий спектр информационных технологий и  пользовательских
   приложений,   использующих  протоколы  Internet,  таких  как  NFS,
   Х-Window,  системы управления базами данных с клиент  -  серверной
   архитектурой.
       В качестве  программно  - аппаратной платформы построения сети
   рекомендуется   рассматривать   варианты   применения   аппаратных
   маршрутизаторов  производства ведущих фирм мира (например 3Сom или
   CISCO System).  Такие аппаратные платформы  обеспечивают  примерно
   одинаковые  функциональные  решения  и стоимостные характеристики.
   Выбор этих вариантов объясняется тем,  что  в  линейках  продуктов
   этих фирм есть все необходимые классы оборудования.
       Как дополняющий  должен  быть  рассмотрен  вариант  построения
   транспортной схемы на программных маршрутизаторах (как выделенных,
   так   и   совмещенных   с   серверами).   Применение   программных
   маршрутизаторов на  базе  IBM  -  совместимых машин в сочетании со
   встроенными оптоволоконными Ethernet  адаптерами  или  встроенными
   Short -    Range    модемами   дает   очень   хорошие   показатели
   производительности при невысокой стоимости.
       Топология транспортной  сети передачи данных города может быть
   смешанной, т.е.  - "звезда" +  "кольцо".  Причем  узловых  центров
   топологии "звезда" может быть несколько.  Это диктуется следующими
   причинами:  топология информационных потоков в любом случае всегда
   более сложная,  чем топология сетей передачи данных.  Но,  проведя
   анализ топологии информационных потоков,  можно выделить несколько
   центров  информационного  обмена  и  проектировать  сеть  передачи
   данных  с  учетом  оптимизации  информационных  потоков.   Поэтому
   целесообразно для оптимизации информационных потоков проектировать
   звездообразные  подключения  объектов  к  центрам  информационного
   обмена, с которыми у данных объектов наиболее интенсивный обмен.
       Звездообразное соединение   подразделений   с   информационным
   центром  позволяет  замкнуть  внутренний  и  наиболее  интенсивный
   трафик в корпоративной сети передачи  данных.  Более  того,  такое
   решение   значительно   повышает   защищенность   такой   сети  от
   несанкционированного доступа извне.
       Конкретные организационно  -  технические  решения должны быть
   выработаны  при  разработке  проекта  транспортной  сети  передачи
   данных Администрации города.
       При выборе конкретных технологических решений организации сети
   необходимо предусматривать решение вопросов защиты как самой сети,
   так  и  передаваемых  данных  от   несанкционированного   доступа,
   искажения  и  других  угроз.  Для решения этих задач необходимо на
   основе действующих федеральных нормативных документов,  касающихся
   вопросов   защиты   информации   и   информационной  безопасности,
   разработать и утвердить пакет  нормативных  городских  документов,
   четко регламентирующих решение этих проблем.

            10. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ, СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ

       Информационные ресурсы  представляют собой отдельные документы
   и  отдельные  массивы   документов   в   информационных   системах
   (библиотеках,   архивах,   фондах,  банках  данных,  других  видах
   информационных систем).
       Законодательство РФ  устанавливает правовой режим формирования
   и использования информационных ресурсов.  По  возможностям  защиты
   имущественных  прав  они  приравнены  к  другим,  в  том  числе  и
   материальным ресурсам.  За  исключением  случаев,  предусмотренных
   законодательством  РФ,  информационные ресурсы могут быть товаром.
   На   них   распространяются   права   владения,   пользования    и
   распоряжения.
       Информационные ресурсы   могут   быть    государственными    и
   негосударственными  и  как  элемент состава имущества находиться в
   собственности граждан,  органов  государственной  власти,  органов
   местного самоуправления и общественных организаций.
       В соответствии с действующим законодательством  собственниками
   и  владельцами  информационных ресурсов на территории города могут
   являться Российская Федерация, субъекты РФ, органы государственной
   власти,  органы местного самоуправления,  физические и юридические
   лица РФ,  физические и юридические  лица  иностранных  государств,
   лица без гражданства.
       В зависимости от формы  собственности  информационные  ресурсы
   делятся   на   государственные,  муниципальные  и  частные.  Четко
   узаконенной    структуризации    информационных    ресурсов     по
   принадлежности к данным видам на территории города нет. Исключение
   составляют государственные ресурсы,  формируемые в соответствии со
   сферами ведения.
       К государственным информационным ресурсам относятся:
       - ресурсы,  создаваемые  для  обеспечения деятельности органов
   государственной  власти  и  вырабатываемые   в   результате   этой
   деятельности;
       - ресурсы,  создаваемые для обеспечения  деятельности  органов
   муниципального  управления  и  вырабатываемые  в  результате  этой
   деятельности;
       - ресурсы,  создаваемые  негосударственными  организациями  по
   заказам и в интересах органов  государственной  власти  и  органов
   муниципального управления.
       Государственные информационные   ресурсы   являются    основой
   единого   информационного   пространства  России.  Основанием  для
   включения  негосударственных  информационных  ресурсов  в   единое
   информационное   пространство   должно  являться  их  соответствие
   требованиям   единого   порядка   формирования   и   использования
   информационных ресурсов различных видов.
       Государственные и негосударственные информационные ресурсы  по
   существу образуют системы взаимоувязанных информационных ресурсов,
   использующих как традиционные информационные технологии и носители
   информации,  так  и  автоматизированные  базы и банки данных.  Эта
   система  должна  быть  открыта  для  включения  в  нее   по   мере
   необходимости вновь создаваемых информационных ресурсов.
       При создании единого информационного  пространства  необходимо
   придерживаться   государственных   статистических   стандартов   и
   классификаторов,  использовать  Единый   государственный   регистр
   предприятий и организаций.
       Особое место   в   развитии    информационных    ресурсов    и
   информационных систем занимают:
       - создание развитой  системы  поддержки  деятельности  органов
   власти;
       - создание единой системы нормативно - правовых баз  данных  в
   составе информационно - правового пространства России.
       С учетом складывающихся мировых  тенденций  в  рассматриваемой
   предметной  области  при реализации концепции необходимо опираться
   на современные информационные технологии.
       1. Технологии,   обеспечивающие  создание  и  функционирование
   единого информационного пространства:
       - базовые технологии Internet (WWW, FTP, E-mail и т.д.);
       - идеология    информационных    хранилищ    и     архитектуры
   "клиент -  сервер"  и  "клиент  -  сервер  приложений - сервер БД"
   (последняя   более   предпочтительна,    особенно    в    варианте
   использования в качестве сервера приложений - WWW - сервера);
       - SQL - ориентированные инструментальные системы (СУБД ORACLE,
   INFORMIX и т.д.);
       - CASE - технологии проектирования информационных систем и баз
   данных;
       - Интернет  -   идеология   при   создании   корпоративных   и
   учрежденческих информационных систем;
       - технологии документооборота.
       2. Современные технологии доступа к данным и их представления:
       - Интернет - технологии доступа  и  представления  информации.
   Обеспечивают   унифицированный   доступ   и   представление  самой
   разнообразной   информации.    Требуют    минимального    обучения
   пользователей  и  минимальных  технических  ресурсов.  Максимально
   приспособлена  для  использования  на  любом   рабочем   месте   с
   минимальными затратами;
       - ГИС - технология одна из современных ресурсоемких технологий
   представления    географической   и   территориально   привязанной
   информации и  может  применяться  только  в  сочетании  с  другими
   информационными    технологиями.    Высокая    точность   привязки
   географической информации оборачивается очень серьезными затратами
   при ее вводе, технические средства на рабочих местах пользователей
   обходятся  в  несколько  раз  дороже,  чем  обычно,  и   требуется
   специальное обучение  пользователей.  Поэтому  ГИС  -   технологии
   используются  только на ограниченном количестве рабочих мест,  где
   применение других технологий представления  информации  невозможно
   или неэффективно;
       - мультимедиа - технологии и технологии  создания  виртуальной
   реальности   -   современные,   бурно   развивающиеся  технологии,
   существенно повышающие удобство восприятия информации.
       Перечисленные выше технологии позволяют обеспечить  сопряжение
   различных  типов  информационных серверов (SQL,  WWW и т.д.) как в
   составе одного информационного узла, так и находящихся в различных
   информационных  узлах  региональной  компьютерной сети.  Тем самым
   создаются технологические     предпосылки      для      построения
   территориально -   распределенных,   проблемно  -  ориентированных
   корпоративных информационных сетей  и  систем  в  виде  логических
   надстроек   над   единой   телекоммуникационной  средой,  а  также
   органической  интеграции  в  единое  информационное   пространство
   России.
       Одним из ключевых направлений развития  систем  информационной
   поддержки  Администрации  следует  рассматривать геоинформационные
   технологии (ГИС  -  технологии)  и  создаваемый   на   их   основе
   региональный   многоцелевой   кадастр  (земельный,  экологический,
   социальный,  водный,  лесной,  транспортный, коммунальный и т.д.).
   Поэтому  работы  в  данном  направлении  необходимо  упорядочить и
   привести в соответствие с единой информационной политикой.

          11. ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ

       Определяющим фактором  интеграции  в   единое   информационное
   пространство    индивидуальных,    корпоративных,   отраслевых   и
   государственных  информационных   систем   и   ресурсов   является
   обеспечение   должного   уровня  информационной  безопасности  для
   каждого субъекта,  входящего в  это  пространство.  Информационное
   взаимодействие  субъектов  в  едином  информационном  пространстве
   наряду с правовым обеспечением требует принятия организационных  и
   технических    мер    защиты    информации.    Эти   меры   должны
   предусматривать:
       - предотвращение утечки, утраты и подделки информации;
       - предотвращение    угрозы     информационной     безопасности
   государства, общества, личности;
       - предотвращение несанкционированных действий по  уничтожению,
   модификации, искажению, копированию, блокированию информации;
       - предотвращение  других  форм  незаконного  вмешательства   в
   информационные   ресурсы  и  информационные  системы,  обеспечение
   правового   режима   информации   и   документации   как   объекта
   собственности;
       - защиту конституционных прав  граждан  на  сохранение  личной
   тайны   и  конфиденциальности  персональных  данных,  имеющихся  в
   информационных системах;
       - сохранение секретности, конфиденциальности документированной
   информации;
       - обеспечение  прав  хозяйствующих  субъектов в информационных
   процессах   и   при   разработке,   производстве   и    применении
   информационных  систем,  информационных  технологий  и  средств их
   обеспечения;
       - сертификацию   создаваемых   средств  и  систем  обеспечения
   информационной безопасности,  используемых  для  создания  единого
   информационного пространства;
       - подготовку  кадров  и  их  обучение   для   создания   служб
   информационной безопасности информационных систем.
       Правила организационного  взаимодействия   субъектов   единого
   информационного   пространства   должны   обеспечивать  исполнение
   законов,  сохранение государственной  и  коммерческой  тайны.  Эти
   правила   должны   быть   регламентированы   законодательством   и
   подзаконными актами.
       Нарушения установленных     правил    поведения    в    едином
   информационном пространстве   способны   привести   к    раскрытию
   государственной  или  коммерческой тайны,  нанесению материального
   или морального ущерба физическим или юридическим  лицам,  а  также
   ущемлению прав граждан на доступ к информационным ресурсам.  Чтобы
   предотвратить  такие  нарушения   правовое   обеспечение   следует
   дополнить    нормами,    предусматривающими   ответственность   за
   несанкционированные действия.
       В частности,  необходимо  разработать  и  утвердить  на уровне
   Администрации   города    пакет    документов,    регламентирующий
   взаимодействия   субъектов   информационного   обмена  в  вопросах
   информационной безопасности  и  защиты  информации.  Данный  пакет
   документов    должен    содержать   как   перечень   и   регламент
   организационных  мероприятий,  так  и  конкретный  набор   типовых
   технических  решений для эффективной реализации перечисленных выше
   организационных и технических мер защиты информации.
       Аппаратно -   программные  средства  в  едином  информационном
   пространстве должны обеспечивать защиту  информации  на  любом  из
   этапов  ее  электронной  обработки,  хранения и приема - передачи.
   Аппаратно - программные  средства   защиты    информации    должны
   соответствовать    требованиям,    установленным   Государственной
   технической  комиссией  при   Президенте   Российской   Федерации,
   Федеральным  агентством  правительственной  связи и информации при
   Президенте Российской Федерации,  другими  компетентными  органами
   государственной власти.
       Решение указанных    задач    позволит    обеспечить    защиту
   информационных     ресурсов,     составляющих    основу    единого
   информационного   пространства,   и   будет   способствовать   его
   эффективному функционированию.

                    12. НОРМАТИВНО - ПРАВОВАЯ  БАЗА

       Обязательным и важнейшим условием существования и стабильности
   единого    информационного    пространства     города     является
   нормативно -  правовая  база,  определяющая  основы  регулирования
   отношений субъектов,  участвующих в информационных процессах  и  в
   информатизации.
       Нормативно -  правовое  обеспечение  работ  по  информатизации
   требует    разработки    и    принятия    пакета    дополнительных
   нормативно - правовых актов о  правах  субъектов  и  регулирования
   отношений,  возникающих при формировании, передаче и использовании
   информационных ресурсов, защиты информации.
       Наибольшую актуальность имеет разработка нормативно - правовых
   документов:
       1. Положение о Комитете по информационным ресурсам.
       2. Положение   о   владении,   распоряжении   и    пользовании
   муниципальными информационными ресурсами.
       3. Положение о муниципальном фонде алгоритмов и программ.
       4. Положение  о  правилах  формирования и ведения баз и банков
   данных, информационных ресурсов.
       5. Положение    о    сертификации   прикладного   программного
   обеспечения, информационных систем и баз данных.
       6. Положение   о  регламенте  функционирования  и  доступности
   информационных ресурсов.
       7. Положение о ГИС - стандартах города.
       8. Положение о  статусе,  порядке  разработки,  утверждения  и
   регистрации общегородских классификаторов.
       9. Положение о ведении и актуализации городских кадастров.
       10. Положение    о    территориальном   фонде   информационных
   материалов топографо - геодезических работ и инженерных изысканий.
       11. Положение о Координационном совете по информатизации.
       12. Положение о регламенте информационного обмена.
       13. Положение   о   сертификации  предприятий  и  организаций,
   участвующих в информатизации Администрации города и ее структурных
   подразделений.
       14. Об информационной безопасности и защите информации.
       15. Положение   об   аттестации  и  сертификации  специалистов
   информационных служб.
       Для организации  единого  информационного пространства большое
   значение   имеет   разработка   пакета   нормативных   документов,
   регламентирующих      функционирование      городской      системы
   классификаторов   экономической   и   статистической   информации,
   включающих  порядок использования общероссийских,  межотраслевых и
   отраслевых классификаторов,  их увязку и перекодирование,  а также
   порядок создания и ведения городских классификаторов,  регистров и
   справочников.
       Другой важной составляющей нормативно - правовой базы является
   пакет нормативно - технических документов, который направлен на:
       - стандартизацию  и унификацию процедур информационного обмена
   между федеральными, региональными и ведомственными информационными
   системами;
       - внедрение концепции открытых систем;
       - обеспечение совместимости открытых банков данных;
       - организацию распределенной обработки данных и т.д.
       Нормативно -  правовое  обеспечение  работ  по  информатизации
   должно стать основой,  регламентирующей все  отношения  субъектов,
   действующих в области информатизации города.

                         13. КАДРОВАЯ ПОДДЕРЖКА

       Эффективность применения  новых  информационных  технологий  в
   территориальном     управлении     существенно     зависит      от
   интеллектуального потенциала   научно  -  технических  работников,
   обеспечивающих внедрение,  сопровождение и развитие информационных
   систем,  а также пользователей,  использующих новые информационные
   технологии в практической деятельности.
       В этой   связи   целенаправленная   и  плановая  подготовка  и
   переподготовка кадров  должна  проводиться  по  следующим  группам
   специалистов:
       - системные специалисты по программно -  аппаратным  средствам
   новых информационных технологий;
       - проблемные специалисты по новым информационным  технологиям,
   способные сопровождать и развивать конкретные приложения;
       - сотрудники управленческого аппарата.
       По первым   двум   группам   специалистов   основными  формами
   организации обучения являются:
       - подготовка и переподготовка специалистов на курсах повышения
   квалификации, как  организуемых  на  местах,  так  и   в   ведущих
   компьютерных фирмах   России,   а   также   в    вузах,    имеющих
   соответствующие сертификаты на этот вид деятельности;
       - целевая  подготовка инженерных кадров в ведущих вузах России
   по   новым   информационным   технологиям   в    рамках    учебных
   специальностей:
       - 22.01.2000  -  вычислительные  машины,  комплексы,  системы,
       сети;
       - 22.02.2000 - автоматизированные системы обработки информации
   и управления;
       - 22.04.2000  - программное обеспечение вычислительной техники
   и автоматизированных систем.
       Наиболее существенным  фактором  кадровой  поддержки  процесса
   информатизации города   является   переподготовка   и    повышение
   квалификации  сотрудников  аппарата управления.  При этом с учетом
   сложившейся социально - политической ситуации в России  подготовку
   и повышение квалификации необходимо проводить в двух направлениях:
       - совершенствование хозяйственного механизма  государственного
   и муниципального управления;
       - использование новых информационных технологий в практической
   деятельности.
       В рамках первого направления целесообразнее всего организовать
   переподготовку   по   заочной  форме  обучения  в  рамках  учебной
   специальности 061000 - государственное и муниципальное управление.
   Наиболее известными учебными заведениями,  предлагающими услуги по
   этому направлению, являются:
       - Российская Академия государственной службы при Президенте РФ
   (г.  Москва)  и  ее  филиалы  (города  Новосибирск,  Екатеринбург,
   Саратов);
       - государственные университеты (города  Томск,  Омск,  Тюмень,
   Новосибирск).
       Обучение сотрудников аппарата управления основам  компьютерной
   грамотности  целесообразнее  всего  проводить  непосредственно  на
   рабочем месте  с  одновременным  освоением  конкретных  прикладных
   программных  систем  (информационных  технологий).  При  этом упор
   должен делаться на  индивидуализацию  обучения  и  самостоятельную
   работу сотрудника.
       Основными целями таких занятий являются:
       - получение  теоретических  знаний  по  основным  направлениям
   использования  ПЭВМ  в  учрежденческих   системах   муниципального
   управления;
       - снятие   психологической   боязни   ПЭВМ   и    приобретение
   практических навыков работы на них;
       - ориентация   пользователей   по    вопросам    практического
   использования ПЭВМ на своем рабочем месте;
       - ориентация пользователя в типах ПЭВМ,  перечне  программного
   обеспечения и их коммерческой стоимости.
       После окончания  учебы   пользователям   должен   передаваться
   комплект  методических  материалов  и демонстрационных программных
   комплексов, в том числе программы - тренажеры.
       Очевидно, что  перечисленные  виды  кадровой  поддержки должны
   быть реализованы в программе подготовки и  повышения  квалификации
   специалистов  по  этому  направлению деятельности.  При разработке
   программ подготовки и повышения квалификации специалистов  следует
   учитывать  наличие в городе серьезной учебной базы:  ряда филиалов
   известных высших учебных заведений и Сургутского  государственного
   университета (СГУ).

              14. СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

       При анализе   вопросов   эффективности   использования   новых
   информационных  технологий  в  муниципальном  управлении   следует
   выделять следующие факторы:
       - повышение  производительности  и  качества  труда  в   сфере
   управления   за   счет  использования  совершенной  вычислительной
   техники, банков данных и знаний;
       - повышение    эффективности   производственной   деятельности
   субъектов хозяйствования за счет подготовки и принятия оптимальных
   решений.
       Вместе с   тем   эффективность   создаваемых    информационных
   технологий   трудно   оценить   прямым   путем.  Нельзя  оценивать
   эффективность этих систем только за счет высвобождения численности
   работников    той   или   иной   сферы   деятельности.   Внедрение
   информационных технологий повышает производительность труда прежде
   всего   в   сфере  умственного  труда  и  в  сфере  управления,  а
   непосредственный  эффект   достигается   в   сфере   материального
   производства и социальной сфере.
       В этом случае следует выделять две составляющих  эффективности
   внедрения   новых   информационных   технологий:  экономическую  и
   социальную.  Экономический аспект в узком смысле отождествляется с
   минимизацией  полной  совокупности  ручного труда при управлении и
   выражается через показатели  условного  высвобождения  численности
   работающих   при   увеличении  количества  и  повышении  сложности
   решаемых задач (предотвращение роста управленческого персонала).
       Количественные параметры   экономической  эффективности  можно
   выразить  через  повышение  производительности   труда   в   сфере
   управления,   снижение   себестоимости   производства   (за   счет
   сокращения  накладных  расходов),  повышение  доходов,   ускорение
   оборачиваемости денежных средств и т.д.
       Социальный эффект проявляется в изменении функций  человека  в
   процессе   управления,   сокращается   время   на  предварительную
   обработку    информации,    повышается    творческий     компонент
   управленческого   труда,   комфортность.  Основными  качественными
   параметрами оценки социального эффекта от внедрения информационных
   технологий   следует  считать  доступность  системы  пользователю,
   качество  представления  и   отображения   информации,   улучшение
   коммуникаций.
       Основной экономический эффект от создания отдельной предметной
   базы  данных  достигается  за  счет  совершенствования  технологии
   работы с информацией при замене ручных процедур (ведение картотек,
   формирование  деловых  документов  и  т.д.)  на автоматизированную
   обработку   информации.   Источниками   получения   экономии   при
   подготовке   первичных   документов   на  персональном  компьютере
   являются:
       - устранение повторного заполнения одной и той же информации;
       - ликвидация набора постоянной (неизменяющейся) информации;
       - автоматическая  подготовка  любого количества документов при
   однократном наборе информации;
       - корректировка     документа     без    повторного    полного
   перепечатывания.
       Создание баз данных обеспечивает возможность сокращения затрат
   в  результате  автоматизации  процессов  получения  агрегированных
   данных и формирования статистической отчетности, а также процессов
   подготовки различных списков.  Создание автоматизированных  систем
   на  основе  предметных баз данных экономически более эффективно по
   сравнению с проектированием таких систем на основе функционального
   подхода,  когда  разрабатываются  отдельные  задачи и подсистемы с
   независимыми  файлами.   Объединение   автономно   функционирующих
   предметных  баз  данных  в  систему  баз данных общего пользования
   позволит получить  дополнительный  экономический  эффект  за  счет
   следующих факторов:
       - исключение излишнего дублирования хранимой в различных базах
   данных   информации   дает   возможность   сократить   затраты  на
   актуализацию и хранение избыточных копий данных;
       - реализация однократного,  ручного ввода новых данных в одной
   из баз данных тематической сети  с  последующей  их  передачей  по
   каналам связи или на машинных носителях дает возможность сократить
   затраты на актуализацию информации;
       - сокращение  затрат  на  создание  новых  баз  данных за счет
   получения части данных об объектах по каналам связи  из  имеющихся
   баз данных, где отображены эти объекты.
       Создание единого информационного пространства города обеспечит
   применение  эффективных информационных технологий,  способствующих
   экономии  труда  в  сфере  управления,   повышению   эффективности
   принимаемых  решений  за  счет  доступа  к  достоверной  и  полной
   информации, ее быстрой обработки и немедленного доведения принятых
   решений   до  всех  заинтересованных  лиц,  организации  выработки
   согласованных решений в режиме  реального  времени  территориально
   удаленными   участниками   переговоров,   доступа  широкого  круга
   пользователей  к  удаленным  источникам  информации  в  сфере   их
   профессиональной деятельности, образования, науки, культуры, права
   и т.д.
       Процесс информатизации   муниципального   управления  является
   наукоемким,  трудоемким,  фондоемким,  требует вовлечения большого
   количества   физических   и   юридических   лиц,  поэтому  вопросы
   соотношения   "затраты   -   окупаемость"   должны   ставиться   и
   анализироваться постоянно.

                             15. ОБ АВТОРАХ

       Данная концепция  была разработана творческой группой Комитета
   по информационным ресурсам Администрации г.  Сургута в мае 1999 г.
   в составе:
      Руководитель группы: Кузнецов Г.Г.
      Состав группы:       Пестриков В.В.
                           Чулкстан В.В.
                           Морозова В.А.
                           Кондрюков И.А.
                           Новикова А.А.



<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт создан в системе uCoz