СУРГУТСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
РЕШЕНИЕ
от 19 ноября 1999 г. N 213-II ГД
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ГОРОДЕ СУРГУТЕ
НА 2000 - 2009 ГОДЫ
(в ред. решения Сургутской городской Думы
от 25.09.2002 N 174-III ГД)
В целях развития малого предпринимательства как важнейшей
сферы экономики города, повышения обеспеченности инвестиционными
ресурсами малых предприятий, создания благоприятных условий для
развития инициативы граждан города и в соответствии с Указом
Президента Российской Федерации от 04.04.96 N 491 "О
первоочередных мерах государственной поддержки малого
предпринимательства в Российской Федерации" (в ред. Указов
Президента РФ от 04.11.97 N 1225, от 06.01.99 N 15), Федеральным
законом от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого
предпринимательства в Российской Федерации" городская Дума решила:
1. Утвердить муниципальную Программу поддержки малого
предпринимательства в городе Сургуте на 2000 - 2009 годы согласно
приложению.
2. Определить Департамент по экономической политике
уполномоченным органом Администрации города, осуществляющим
координацию вопросов развития и поддержки малого
предпринимательства на территории города.
(в ред. решения Сургутской городской Думы от 25.09.2002
N 174-III ГД)
3. Департаменту инвестиций и финансовой политики города
совместно с Сургутской торгово - промышленной палатой и Сургутским
филиалом Окружного фонда поддержки предпринимательства и развития
конкуренции разработать с учетом основных положений муниципальной
Программы текущую Программу поддержки малого предпринимательства в
городе Сургуте на 2000 - 2001 годы и представить ее на утверждение
городской Думой в декабре 1999 года.
4. Управлению финансов Администрации города предусмотреть
выделение из бюджета города в 2000 - 2001 годах средств в размере
не менее 0,5 процента от его доходной части на реализацию
муниципальной Программы поддержки малого предпринимательства.
Мэр города Сургута
А.Л.СИДОРОВ
Приложение
к решению
Сургутской городской Думы
от 19 ноября 1999 г. N 213-II ГД
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ГОРОДЕ СУРГУТЕ
НА 2000 - 2009 ГОДЫ
Паспорт Программы
---------------T--------------------------------------------------
|Наименование |Муниципальная Программа поддержки малого |
|Программы |предпринимательства в городе Сургуте на 2000 - |
| |2009 годы |
+--------------+-------------------------------------------------+
|Основания для |Федеральный закон от 14.06.95 N 88-ФЗ "О |
|создания |государственной поддержке малого |
|Программы |предпринимательства в Российской Федерации" |
+--------------+-------------------------------------------------+
|Заказчик |Департамент инвестиций и финансовой политики |
|Программы |Администрации города |
+--------------+-------------------------------------------------+
|Разработчик |Департамент инвестиций и финансовой политики |
|Программы |Администрации города и Сургутская торгово - |
| |промышленная палата |
+--------------+-------------------------------------------------+
|Цель |Создание благоприятных условий для устойчивого |
|Программы |развития малого предпринимательства путем |
| |формирования системы поддержки малого |
| |предпринимательства, повышения образовательного |
| |уровня предпринимателей, привлечения финансовых |
| |ресурсов в сферу малого предпринимательства |
+--------------+-------------------------------------------------+
|Основные |- формирование нормативно - правовой базы; |
|направления |- определение приоритетных направлений развития |
|Программы |малого предпринимательства; |
| |- формирование механизма финансово - кредитной и |
| |имущественной поддержки малого |
| |предпринимательства; |
| |- развитие городской инфраструктуры поддержки |
| |малого предпринимательства; |
| |- содействие муниципальной Программе занятости |
| |населения; |
| |- вовлечение малых предприятий в процесс решения |
| |проблем экологического характера; |
| |- международное и межрегиональное сотрудничество |
| |в развитии малого предпринимательства; |
| |- поддержка малого предпринимательства в области |
| |маркетинга, рекламы и информации; |
| |- обеспечение социальной защищенности и |
| |безопасности в малом и среднем |
| |предпринимательстве; |
| |- привлечение военнослужащих, увольняемых в |
| |запас, и членов их семей в малое |
| |предпринимательство; |
| |- поддержка малого предпринимательства в области |
| |жилищно - коммунального хозяйства; |
| |- поддержка малого предпринимательства в сферах |
| |оказания услуг и общественного питания; |
| |- поддержка малого предпринимательства в решении |
| |задач экологического характера; |
| |- использование возможностей малого и среднего |
| |предпринимательства при реструктуризации и |
| |банкротстве крупных предприятий; |
| |- поддержка малых предприятий в области жилищного|
| |строительства |
+--------------+-------------------------------------------------+
|Исполнители |1. Структурные подразделения Администрации |
|основных |города: |
|мероприятий |- Департамент инвестиций и финансовой политики; |
|Программы |- Департамент по социальным вопросам и |
| |здравоохранению; |
| |- Департамент жилищно - коммунального хозяйства; |
| |- Департамент по землепользованию, |
| |природопользованию и экологии; |
| |- Комитет по экономике и прогнозированию; |
| |- Комитет по управлению муниципальным имуществом;|
| |- Управление торговли; |
| |- Управление финансов. |
| |2. Государственная налоговая инспекция по городу |
| |Сургуту. |
| |3. Сургутская торгово - промышленная палата. |
| |4. Городское Управление занятости населения |
+--------------+-------------------------------------------------+
|Сроки |2000 - 2009 годы |
|реализации | |
|Программы | |
+--------------+-----------------------T--------------T----------+
|Объемы и |Источник финансирования|Сумма |Сроки |
|источники +-----------------------+--------------+----------+
|финансирования|1. Бюджет развития го- | | |
|Программы |рода Сургута, в том | | |
| |числе: | | |
| |бюджетные средства |0,5 % от до- |Ежегодно |
| | |ходной части | |
| | |бюджета города| |
| |заемные средства, |100 млн. долл.|Ежегодно |
| |всего |США, в том | |
| | |числе 10 млн. | |
| | |долл. США | |
| |2. Средства Окружного | |Утверж- |
| |фонда поддержки пред- | |дается |
| |принимательства и | |ежегодно |
| |развития конкуренции | | |
| |3. Средства городского | |Утверж- |
| |Управления занятости | |дается |
| |населения | |ежегодно |
| +-----------------------+--------------+----------+
| |Объемы и источники финансирования Программы |
| |ежегодно утверждаются городской Думой |
+--------------+-------------------------------------------------+
|Ожидаемые |- создание целостной инфраструктуры поддержки |
|конечные |малого предпринимательства, обеспечивающей |
|результаты |оказание финансово - кредитной поддержки |
|реализации |информационных, лизинговых и страховых услуг; |
|Программы |- утверждение и реализация городских нормативно -|
| |правовых актов, обеспечивающих благоприятные |
| |условия для финансовой, материальной, |
| |методологической и правовой поддержки |
| |деятельности малых предприятий на территории |
| |города; |
| |- увеличение количества малых предприятий; |
| |- решение проблемы занятости населения путем |
| |создания новых рабочих мест; |
| |- расширение налоговой базы всех уровней за счет |
| |средств малого бизнеса; |
| |- повышение конкурентоспособности продукции малых|
| |предприятий |
+--------------+-------------------------------------------------+
|Организация |Ежегодный отчет Департамента инвестиций и |
|контроля за |финансовой политики на заседании городской Думы |
|исполнением | |
|Программы | |
L--------------+--------------------------------------------------
Содержание проблемы
и обоснование необходимости ее решения
Город Сургут - один из немногих городов России, в котором
экономическая ситуация способствует развитию малого бизнеса.
Несмотря на кризисные для российской экономики времена, он
постоянно растет и развивается. В нем хорошо развита городская
инфраструктура, высоки доходы населения. Администрация города
имеет желание и возможность решать проблемные вопросы занятости
части населения, расширения сферы услуг за счет развития малого
бизнеса.
Формирование среднего класса становится стратегической задачей
повышения политической, экономической и социальной стабильности в
российском обществе. Путем создания новых предприятий и рабочих
мест малое предпринимательство обеспечивает частичное решение
проблемы занятости населения, насыщает рынок разнообразными
товарами и услугами. Решение этой задачи требует создания
благоприятных правовых и экономических условий для интенсивного
развития малого предпринимательства, которое способствует
формированию рыночной структуры экономики, конкурентной среды,
повышению налогооблагаемой базы для бюджетов всех уровней.
Значительная часть зарегистрированных в городе малых
предприятий так и не приступила к хозяйственной деятельности.
Уменьшается количество постоянных рабочих мест и численность малых
предприятий, усилилась тенденция "ухода в теневой сектор". В этих
условиях особо остро стоит вопрос более эффективной политики
государства по отношению к малому предпринимательству.
В условиях недостатка бюджетного финансирования и
муниципальной поддержки сферы малого предпринимательства она
требует максимального задействования механизмов внебюджетного
финансирования с использованием лизинга, гарантийных фондов,
средств специализированных банков, обществ взаимного кредитования,
страховых, аудиторских и консалтинговых компаний.
Данная Программа сформирована с учетом принципов
преемственности, определенных федеральной и окружной Программами
поддержки малого предпринимательства.
По данным Государственной налоговой инспекции по городу
Сургуту на 01.08.99 в городе Сургуте зарегистрировано 2319 малых
предприятий, а по данным областного Комитета государственной
статистики за 1998 год предоставили отчетность 1468 малых
предприятий со среднесписочной численностью 8694 человека. За 1998
год малыми предприятиями была получена выручка в сумме 2686625
рублей, прибыль - 55124 рубля.
Анализ структуры занятости в сфере малого бизнеса дает
возможность сделать вывод о наличии диспропорций распределения
работающих. Почти половина работающих в малых предприятиях
трудится в строительстве (38 %), четвертая часть - в торговле и
общественном питании (23 %).
Небольшое количество муниципальных предприятий организует
работу сферы услуг, образования - всего 1 %, науки и научного
обслуживания - 2 %. В числе муниципальных предприятий, относимых к
категории торговли и общественного питания, превалируют
предприятия торговли. Как и во многих средних городах России, в
Сургуте до настоящего времени не решены полностью проблемы
организации дешевого и качественного питания населения, в том
числе студентов, школьников, организации бытового сервиса (сети
ремонтных мастерских, химчисток, прачечных), обеспечения
полноценного отдыха и укрепления здоровья жителей.
Таким образом, сложившаяся в 90-е годы структура распределения
предприятий малого бизнеса по отраслям экономики, в настоящее
время требует пересмотра и определения новых подходов в решении
вопросов поддержки малых предприятий. Новая стратегия развития
малого бизнеса в городе предполагает ускоренный рост количества
малых предприятий сферы услуг, поскольку в последние годы
предприятия торговли, промышленности, строительства получили
достаточное развитие, а сфера оказания услуг населению остается в
городе недостаточно развитой. На услуги этой сферы отмечается
большой потенциальный спрос населения.
Рисунок 1 в базу не включен по техническим причинам.
Анализ сложившейся в городе Сургуте социально - экономической
ситуации и ситуации развития сектора малого бизнеса позволяет
сделать вывод о наличии трех групп проблем, сдерживающих развитие
малого предпринимательства:
- организационные (трудности с юридическим оформлением и
регистрацией предприятия, открытием счета в банке и др.);
- материально - технического обеспечения (нехватка или
отсутствие производственных помещений, современного оборудования,
низкая квалификация персонала, недостаточная защищенность
деятельности предпринимателя, сложные отношения с местными
органами власти и т.д.);
- материально - финансовые (затруднения в формировании
стартового капитала для обеспечения деятельности предприятия, в
установлении связей с поставщиками сырья, отсутствие достаточного
опыта в сбыте продукции).
Основными причинами ухода малых предприятий в "теневую
экономику" являются жесткий налоговый прессинг, наличие
альтернативных видов расчетов (наличные, бартер и др.),
недостаточное развитие рынка недвижимости.
Сдерживающими факторами развития деятельности малых
предприятий являются несовершенство законодательства, снижение
платежеспособности населения, недостаток собственных финансовых
средств. Развитию хозяйственной деятельности малых предприятий
мешают чрезмерные совокупные налоговые выплаты, частые изменения в
налоговом законодательстве, неэффективная деятельность
арбитражного суда.
Серьезным препятствием развития предпринимательской
деятельности является сложность получения кредитов по причине
отсутствия у малых предприятий необходимого залога, несовершенного
развития системы гарантирования, лизинга, недостаточности
количества региональных банковских учреждений, обеспечивающих
эффективный механизм денежно - кредитного регулирования.
Большинство малых предприятий из-за неустойчивого финансового
положения не имеют внутренних стимулов для развития производства,
внедрения новых технологий, повышения качества продукции и услуг,
осуществления долгосрочных инвестиций, освоения новых рынков
сбыта. Малые предприятия в большей степени страдают от кризиса
неплатежей, недисциплинированности контрагентов, банкротств
деловых партнеров.
Существенный тормоз развития малого предпринимательства -
проблема нехватки производственных и служебных помещений. Практика
показывает, что существует большой резерв неиспользуемых
производственных и служебных помещений, являющихся собственностью
крупных приватизированных предприятий и органов местного
самоуправления. Бизнесмены, развивающие производство на арендуемых
площадях, попадают в кабалу к арендодателям, которые зачастую
произвольно изменяют ставки арендной платы. Однако главной
причиной, не позволяющей при наличии площадей успешно организовать
свое дело, считается отсутствие возможности пополнения финансовых
средств.
Нередко предприниматели сталкиваются с административными
барьерами, созданными федеральными, региональными и местными
органами власти, которые усложняют порядок лицензирования,
произвольно расширяют перечень лицензируемых видов деятельности и
т.д.
В ближайшие годы благодаря развитию сектора малых предприятий
можно ожидать положительные сдвиги социально - экономической
ситуации в городе. Малые предприятия помогут снизить социальную
напряженность, смягчить негативные социальные последствия
структурных изменений. Однако успешное развитие сектора малой
экономики в городе возможно только при проведении правильной
политики, направленной на его поддержку.
------T------T-----T------T------T-----T-------
| | | | | | | |
Низкая +-----+------+-----+------+------+-----+---- |
платежеспособность +-----T------T-----T------T------T-----T---- |
предприятий | | | | | | | |
Недостаток +-----+------+-----+------+------+ | |
денежных оборотных +-----T------T-----T------T------+ | |
средств | | | | | | | |
Высокие +-----+------+-----+------+----- | | |
федеральные +-----T------T-----T------T----- | | |
налоги | | | | | | | |
Высокие +-----+------+-----+------+---- | | |
местные +-----T------T-----T------T---- | | |
налоги | | | | | | | |
Общее снижение +-----+------+-----+------+----- | | |
спроса на +-----T------T-----T------T----- | | |
продукцию | | | | | | | |
Дефицит финансовых +-----+------+- | | | | |
средств на +-----T------T- | | | | |
развитие | | | | | | | |
Нестабильность +-----+---- | | | | | |
законодательства 15+-----T---- | | | | | |
| | | | | | | |
L-----+------+-----+------+------+-----+-------
0 10 20 30 40 50 60 70
Рис. 2. Факторы, в наибольшей степени сдерживающие развитие
действующих малых предприятий
По сравнению с крупными госпредприятиями малые предприятия в
негосударственном секторе экономики оперативнее реагируют на
изменения конъюнктуры рынка, предлагая товары и услуги,
пользующиеся спросом населения и доступные по ценам.
В настоящее время вследствие здоровой экономической
конкуренции ликвидируются малые предприятия, вынужденно покидая
рынок по причине неэффективности деятельности.
Реализация Программы поможет достижению главной цели поддержки
малого предпринимательства - создания среднего класса, который в
ближайшие годы может стать консолидирующей силой, способной
овладеть экономической ситуацией и обеспечить стабилизацию и
развитие экономики города Сургута путем создания экономических,
правовых, организационных условий и целостной системы поддержки
приоритетных направлений развития малого предпринимательства на
городском уровне.
Для успешного развития малого предпринимательства,
осуществления перехода от стихийной к организованной деятельности
предприятий на основе программного метода необходимо осуществление
обмена информацией, практического взаимодействия предпринимателей
между собой и с органами местного самоуправления. Программа
позволит объединить и оптимизировать усилия всех существующих
местных органов власти, а также негосударственных организаций для
достижения главной цели, увязать по срокам, ресурсам и
исполнителям намечаемые мероприятия.
С целью социальной значимости развития малого
предпринимательства определены приоритетные направления его
развития:
- организация общественного питания (рестораны, кафе, бары,
пункты быстрого питания и т.п.);
- предоставление услуг населению (обучение детей,
профессиональная подготовка, прачечные, химические чистки,
парикмахерские, массажные салоны и т.п.);
- развитие индустрии отдыха (дома отдыха, фитнесс - центры,
клубы по интересам, театры и т.п.).
Эти приоритетные направления определены с учетом потребностей
жителей города. Создание предприятий, осуществляющих деятельность
по направлениям, позволит с одной стороны удовлетворить спрос
населения на товары и услуги, с другой - создать дополнительные
рабочие места для безработных категорий населения, в первую
очередь женщин и пенсионеров.
Приоритетность направлений инвестирования определена с учетом
объемов финансирования. Определено, что 40 % средств будет вложено
в предприятия общественного питания, 30 % - в предприятия сферы
услуг, 20 % - в индустрию отдыха, а также по 5 % - в
производственные проекты и проекты, связанные с разработкой
технологий, и ноу - хау. На практике предпочтения будут
корректироваться по причине изменения платежеспособного спроса
населения на предоставляемые виды услуг, неэффективности
дальнейшего существования однотипных предприятий.
Цель Программы
Целью Программы является создание благоприятных условий для
устойчивости деятельности малого предпринимательства путем
совершенствования нормативно - правовой базы и применения всех
форм муниципальной поддержки инвестиционной деятельности в области
малого предпринимательства, повышение образовательного уровня
представителей малого предпринимательства.
Основные задачи Программы
Достижение основной цели Программы требует решения следующих
задач:
- формирование благоприятной среды для развития малого
предпринимательства;
- решение проблем занятости трудоспособного населения;
- насыщение рынка потребительскими товарами и услугами за счет
развития соответствующих производств в городе;
- достижение высокой конкурентоспособности местной продукции,
преодоление монополизма отдельных хозяйственных субъектов на
местном рынке;
- сохранение и развитие имеющегося интеллектуального и
инновационного потенциала;
- эффективное использование природных ресурсов;
- определение системы отраслевых приоритетов при организации
муниципальной поддержки малого предпринимательства;
- формирование системы муниципальной поддержки инвестиционной
деятельности субъектов малого предпринимательства;
- формирование системы финансирования, кредитования и
страхования предпринимательской деятельности, внедрение
финансового лизинга, создание материальных условий для развития
малого предпринимательства;
- создание условий для формирования элементов рыночной
инфраструктуры, поощряющих предпринимательскую деятельность;
организационно - методическая, информационная поддержки и
организация пропаганды передового опыта предпринимательства;
- консолидация предпринимателей и учет их предложений при
принятии муниципальных решений;
- содействие внешнеэкономической деятельности субъектов малого
предпринимательства.
Сроки и этапы реализации Программы
Сроки реализации Программы рассчитаны на 2000 - 2009 годы.
Сроки выполнения мероприятий в зависимости от их масштабов и
подготовленности определяются на период от одного до трех лет. По
каждому мероприятию предполагаются дополнительные этапы
реализации, которые потребуют различных исследований и проработок.
В Программе предусматриваются первоочередные мероприятия,
осуществление которых планируется в первые годы ее реализации.
Выполнение этих мероприятий позволит ввести в действие механизм
поддержки малого предпринимательства в городе Сургуте.
Мероприятия Программы
Мероприятия Программы представлены по следующим направлениям:
1. Содействие развитию малого предпринимательства
формированием нормативно - правовой базы:
- дальнейшее формирование сборника законодательных и
нормативных актов, отражающих интересы субъектов малого
предпринимательства с учетом новых нормативно - правовых
документов, обеспечивающих приоритетные направления муниципальной
поддержки - инвестиционной, финансово - кредитной, инновационно -
производственной;
- участие в обсуждении проекта закона Ханты - Мансийского
автономного округа "О государственной поддержке малого
предпринимательства в Ханты - Мансийском автономном округе";
- обеспечение нормативно - правовой поддержки общественных
объединений предпринимателей и взаимодействие с городскими
правоохранительными структурами в целях декриминализации малого
бизнеса;
- привлечение предпринимательских структур к законотворческому
процессу и цивилизованному лоббированию своих интересов путем
эффективного использования правовых и организационных возможностей
Сургутской торгово - промышленной палаты.
Стабилизация и регулирование предпринимательской деятельности
послужит гарантом стабильности взаимоотношений субъектов малого
предпринимательства и органов городского самоуправления.
2. Формирование механизма финансово - кредитной и
имущественной поддержки малого предпринимательства.
Недостаток бюджетного финансирования сферы муниципальной
поддержки является одним из основных препятствий для развития
предпринимательства.
Финансово - кредитная и имущественная поддержки должны
сочетать следующие направления:
- предоставление налоговых льгот в пределах компетенции
органов городского самоуправления;
- создание благоприятного инвестиционного климата;
- предоставление объектов недвижимости, технических средств и
иного имущества в пределах компетенции органов городского
самоуправления;
- прямую финансовую поддержку малых предприятий.
Сочетание мер прямой и косвенной финансово - кредитной
поддержки обусловлено особенностями современного этапа развития
малого предпринимательства: отсутствием необходимого оборотного
капитала для развития предприятия, тенденцией уклонения от
налогообложения значительного числа малых предприятий,
неразвитостью системы финансово - кредитных институтов,
ориентированных на малое предпринимательство.
Эффективным стимулирующим средством станут финансовые
гарантии, предоставляемые кредиторам Администрацией города. Для
обеспечения подобных гарантий принято решение Администрации города
по реализации возможности привлечения отечественных и иностранных
инвестиций в экономику города.
Программа предусматривает создание Администрацией города
гарантийного фонда в рамках бюджета развития города, основной
частью которого будут финансовые активы и муниципальное имущество.
Тщательность отбора проектов и поэтапная последовательность их
кредитования существенно снизит финансовые и инвестиционные риски
в случае использования гарантийного фонда.
В зависимости от характера гарантии в процесс кредитования
малого предпринимательства будут вовлекать различные финансовые
институты. Программа планирует определение страховой компании -
агента, которая будет выступать в качестве финансового гаранта для
субъектов малого предпринимательства.
Финансовая поддержка будет осуществляться и через
использование лизинговых операций, которые значительно снижают
риск кредитования.
Прямая финансово - кредитная поддержка малых предприятий будет
осуществляться и через систему инвестиционных конкурсов
предпринимательских проектов.
3. Развитие городской инфраструктуры поддержки малого
предпринимательства.
Под инфраструктурой поддержки малого предпринимательства в
данном случае понимается система государственных, общественных и
коммерческих структур, обеспечивающих развитие малых предприятий,
оказывающих им услуги в образовательной, консалтинговой,
информационной, технологической, технической, финансовой сферах
деятельности, в области обеспечения безопасности и взаимодействия
как с малыми предприятиями, так и друг с другом на основе
действующего законодательства.
Координация действий заинтересованных в развитии
предпринимательства ведомств и организаций приведет к
продуктивному слиянию сил и средств.
Программа предполагает развитие инфраструктуры по следующим
направлениям:
- Поддержка малого предпринимательства в области маркетинга,
рекламы и информации.
Проведение плановых семинаров, конференций с участием
представителей Администрации города, финансовой сферы и
предпринимателей станет одним из решений проблем
предпринимательства.
В Программе планируется содействие развитию выставочно -
ярмарочной деятельности малых предприятий, способствующих
продвижению продукции и услуг малых предприятий на новые рынки
сбыта.
В целях развития системы информационного обеспечения малых
предприятий Программой предусмотрено решение следующих задач:
- обеспечение для предпринимателей доступности информации
органов городского самоуправления;
- обеспечение для органов городского самоуправления
доступности информации о состоянии малого бизнеса
предпринимательских структур, зарубежных и международных
организаций;
- создание информационно - аналитического центра для
объединения имеющихся банков данных и информационных систем,
обеспечения доступа к ним потенциальных клиентов с установлением
стандартов информационной деятельности;
- создание механизма для сбора наиболее достоверной
информации;
- параллельно осуществлять консультационную поддержку путем
конкурсного отбора фирм различных направлений консультационной
деятельности, связанных с малым предпринимательством, для
заключения с ними агентских соглашений.
- Обеспечение социальной защищенности и безопасности
деятельности работников малых предприятий.
В области социальной защиты и безопасности работников малых
предприятий предполагается провести ряд мероприятий, направленных
на совершенствование социально - трудовых отношений в сфере
предпринимательства, создание условий для активизации работы
третейского суда, созданного на базе городской Сургутской торгово
- промышленной палаты, разработку комплекса мер по
трудоустройству, переобучению и социальной адаптации женщин и
военнослужащих, уволенных в запас, создание инфраструктуры
специализированных организаций, оказывающих практическую помощь по
безопасности малым предприятиям.
- Международное и межрегиональное сотрудничество в развитии
малого предпринимательства.
Программой предусмотрено участие представителей
предпринимательства в международных, межрегиональных конференциях,
выставках и ярмарках, во встречах с представителями
международного, межрегионального бизнеса на уровне Администрации
города.
4. Содействие выполнению муниципальной Программы занятости
населения города Сургута.
Учитывая приоритетные направления развития малого бизнеса в
городе, выполнение основных положений Программы позволит частично
решить проблему занятости населения, в частности и женщин и
молодежи, при активном участии Сургутского городского управления
занятости населения.
5. Вовлечение малых предприятий в процесс решения проблем
экологического характера.
Программа предполагает оказание муниципальной поддержки малым
предприятиям, сфера деятельности которых направлена на решение
экологических проблем города. Учитывая важность этой проблемы,
экологические бизнес - проекты малых предприятий считать
приоритетными направлениями Программы.
Ресурсное обеспечение Программы
С учетом всех факторов, характеризующих Программу, ее можно
отнести к числу программ, требующих максимальной муниципальной
поддержки.
Основными источниками финансирования Программы являются:
1. Бюджет развития города.
2. Средства Окружного фонда поддержки малого
предпринимательства и развития конкуренции.
3. Средства городского Управления занятости населения.
4. Заемные средства.
В соответствии с действующим законодательством источники
финансирования, указанные в пунктах 1 - 3 Программы, утверждаются
ежегодно.
Программа определяет направления развития малого
предпринимательства в городе Сургуте на период в 10 лет. Такой
длительный срок потребует дополнений и корректировки Программы в
течение срока ее действия с учетом ежегодных отчетов,
рассматриваемых на заседаниях городской Думы.
Организация управления
и механизм выполнения Программы
После принятия и утверждения Программы заказчик ежегодно
обеспечивается финансовыми ресурсами в соответствии с Положениями
о бюджете и бюджетном устройстве и о бюджете развития города
Сургута.
Заказчик определяется постановлением Мэра города Сургута в
соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке
малого предпринимательства в Российской Федерации" и Положением о
Департаменте инвестиций и финансовой политики Администрации
города.
Департамент инвестиций и финансовой политики Администрации
города осуществляет:
- финансовое обеспечение городской политики поддержки малого
предпринимательства;
- кредитно - финансовую поддержку малых предприятий города;
- координацию деятельности финансовых институтов, образованных
с участием Департамента инвестиций и финансовой политики;
- ежегодно предоставляет отчет о состоянии деятельности
предприятий малого предпринимательства городской Думе.
Департамент инвестиций и финансовой политики совместно с
Сургутской торгово - промышленной палатой информируют общественные
объединения предпринимателей и средства массовой информации о ходе
выполнения мероприятий Программы и использовании средств,
направленных на их финансирование.
Ожидаемый эффект от реализации Программы
Реализация Программы должна обеспечить:
- создание стабильной и целостной системы государственной и
общественной поддержки малого предпринимательства;
- формирование достаточного набора элементов инфраструктуры,
доступных для субъектов малого предпринимательства;
- ускорение инвестиционных преобразований в экономике города;
- увеличение численности малых предприятий;
- повышение заинтересованности крупных и средних предприятий в
кооперировании и создании новых технологических цепочек с участием
малых предприятий;
- наполнение рынка качественными товарами и услугами;
- прирост новых рабочих мест и создание предпосылок для
повышения уровня жизни населения города;
- пополнение доходной части бюджета города.
Основные мероприятия Программы
---------------------------T---------------T----------T-----------
|Направления Программы |Исполнители |Сроки |Примечания|
| | |реализации| |
+--------------------------+---------------+----------+----------+
| 1 | 2 | 3 | 4 |
+--------------------------+---------------+----------+----------+
| 1. Формирование нормативно - правовой базы |
+--------------------------T---------------T----------T----------+
|Анализ действующих нор- |Департамент ин-|В течение | |
|мативно - правовых актов |вестиций и фи- |периода | |
| |нансовой поли- |действия | |
| |тики, Сургутс- |Программы | |
| |кая торгово - | | |
| |промышленная | | |
| |палата | | |
| | | | |
|Разработка нормативно - |Ответственные |В течение | |
|правовых документов по |за исполнение |периода | |
|созданию и функциониро- |Программы |действия | |
|ванию инфраструктуры | |Программы | |
|поддержки малого пред- | | | |
|принимательства | | | |
| | | | |
|Разработка Положения о |Департамент ин-|2000 год | |
|проведении конкурсов ин- |вестиций и фи- | | |
|вестиционных проектов |нансовой поли- | | |
|малого предприниматель- |тики, Сургутс- | | |
|ства |кая торгово - | | |
| |промышленная | | |
| |палата | | |
| | | | |
|Разработка Положения о |Управление фи- |2000 год | |
|гарантийном фонде Адми- |нансов, Депар- | | |
|нистрации города для раз- |тамент инвести-| | |
|вития малого предприни- |ций и финансо- | | |
|мательства |вой политики | | |
| | | | |
|Разработка нормативного |Сургутская тор-|2000 год | |
|акта о порядке ведения и |гово - промыш- | | |
|форме реестра субъектов |ленная палата | | |
|малого предприниматель- | | | |
|ства, получающих поддер- | | | |
|жку от органов местного | | | |
|самоуправления | | | |
| | | | |
|Разработка нормативного |Комитет по уп- |2000 год | |
|акта о фонде нежилых по- |равлению муни- | | |
|мещений для целевого пре- |ципальным иму- | | |
|доставления субъектам ма- |ществом | | |
|лого предпринимательства | | | |
| | | | |
|Разработка Положения о |Комитет по уп- |2000 год |С ежегод- |
|льготных условиях арен- |равлению муни- | |ной кор- |
|ды и выкупа субъектами |ципальным иму- | |ректиров- |
|малого предпринима- |ществом | |кой |
|тельства объектов недви- | | | |
|жимости, находящихся в | | | |
|муниципальной собствен- | | | |
|ности | | | |
| | | | |
|Подготовка предложений |Департамент |Ежегодно | |
|для рассмотрения де- |инвестиций и | | |
|путатами городской Думы: |финансовой | | |
|- о льготах по налогообло-|политики, Сур- | | |
|жению субъектов малого |гутская торгово| | |
|предпринимательства |- промышленная | | |
|- о льготах по налогооб- |палата | | |
|ложению структур поддер- | | | |
|жки малого предпринима- | | | |
|тельства | | | |
+--------------------------+---------------+----------+----------+
| 2. Формирование механизма финансово - кредитной |
| и имущественной поддержки малого предпринимательства |
+--------------------------T---------------T----------T----------+
|Формирование гарантий- |Управление фи- |Ежегодно | |
|ного фонда развития ма- |нансов | | |
|лого предпринимательства | | | |
|для привлечения частных | | | |
|и иностранных инвести- | | | |
|ций, кредитных ресурсов | | | |
|банков | | | |
| | | | |
|Анализ возможностей про- |Управление фи- |Ежегодно |При воз- |
|ведения займов и исполь- |нансов, Депар- | |никнове- |
|зования ценных бумаг для |тамент инвести-| |нии необ- |
|финансирования прог- |ций и финансо- | |ходимости |
|рамм и проектов малого |вой политики | | |
|бизнеса | | | |
| | | | |
|Создание целевого фонда |Комитет по уп- |2000 год |С ежегод- |
|нежилых помещений для |равлению муни- | |ным попол-|
|субъектов малого пред- |ципальным иму- | |нением |
|принимательства |ществом | | |
| | | | |
|Разработка методики со- |Ответственные |2000 год |С после- |
|здания малого предприни- |за исполнение | |дующей |
|мательства на бездейству- |Программы | |корректи- |
|ющих предприятиях и не- | | |ровкой |
|дозагруженных основных | | | |
|производственных фондах | | | |
| | | | |
|Разработка Порядка фи- |Управление фи- |I квартал | |
|нансирования городских |нансов, Депар- |2000 года | |
|программ поддержки мало- |тамент инвести-| | |
|го предпринимательства |ций и финансо- | | |
| |вой политики | | |
| | | | |
|Развитие и поддержка ма- |Сургутская тор-|2000 - | |
|лых предприятий сферы |гово - промыш- |2009 годы | |
|производства товаров на- |ленная палата, | | |
|родного потребления |Администрация | | |
| |города | | |
| | | | |
|Развитие и поддержка малых|Сургутская тор-|2000 - | |
|предприятий сферы строи- |гово - промыш- |2009 годы | |
|тельства и производства |ленная палата, | | |
|строительных материалов |Администрация | | |
| |города | | |
| | | | |
|Развитие и поддержка ма- |Сургутская тор-|2000 - | |
|лых предприятий сферы |гово - промыш- |2009 годы | |
|оказания услуг населению |ленная палата, | | |
|города |Администрация | | |
| |города | | |
| | | | |
|Развитие и поддержка ма- |Сургутская тор-|2000 - | |
|лых предприятий сферы |гово - промыш- |2009 годы | |
|экологической деятельно- |ленная палата, | | |
|сти |Администрация | | |
| |города | | |
+--------------------------+---------------+----------+----------+
| 3. Развитие инфраструктуры |
| поддержки малого предпринимательства |
+--------------------------T---------------T----------T----------+
|Создание реестра субъек- |Сургутская тор-|2000 год |С ежегод- |
|тов малого предпринима- |гово - промыш- | |ной кор- |
|тельства города |ленная палата | |ректиров- |
| | | |кой |
| | | | |
|Развитие регионального |Сургутская тор-|2000 - | |
|информационно - аналити- |гово - промыш- |2009 годы | |
|ческого центра |ленная палата | | |
| | | | |
|Создание лизинговой ком- |Сургутская тор-|2000 год | |
|пании по обслуживанию |гово - промыш- | | |
|малого предприниматель- |ленная палата, | | |
|ства и оказание ей мето- |Администрация | | |
|дической помощи |города | | |
+--------------------------+---------------+----------+----------+
| 4. Поддержка малого предпринимательства |
| в области маркетинга, рекламы и информации |
+--------------------------T---------------T----------T----------+
|Организация ежегодных |Сургутская тор-|Ежегодно | |
|инвестиционных конкурсов |гово - промыш- | | |
|предпринимательских |ленная палата, | | |
|проектов |Администрация | | |
| |города | | |
| | | | |
|Участие субъектов малого |Сургутская тор-|Ежегодно | |
|предпринимательства в |гово - промыш- | | |
|выставках - ярмарках |ленная палата | | |
| | | | |
|Проведение и участие в |Сургутская тор-|Ежегодно | |
|работе семинаров, конфе- |гово - промыш- | | |
|ренций и съездов по воп- |ленная палата, | | |
|росам организации мало- |Администрация | | |
|го предпринимательства |города | | |
+--------------------------+---------------+----------+----------+
| 5. Обеспечение социальной защищенности и безопасности |
| в малом предпринимательстве |
+--------------------------T---------------T----------T----------+
|Создание специализиро- |Сургутская тор-|2000 - | |
|ванных организаций по |гово - промыш- |2009 годы | |
|оказанию практической |ленная палата | | |
|помощи и услуг предпри- | | | |
|нимателям по вопросам | | | |
|социально - трудовых отно-| | | |
|шений, охраны труда и | | | |
|техники безопасности | | | |
| | | | |
|Создание единого инфор- |Сургутская тор-|2000 год |С посто- |
|мационного банка данных |гово - промыш- | |янной |
|о правонарушениях в сфе- |ленная палата, | |корректи- |
|ре малого бизнеса |Управление | |ровкой |
| |внутренних дел | | |
| |города Сургута | | |
| |и Сургутского | | |
| |района, Госу- | | |
| |дарственная на-| | |
| |логовая инспек-| | |
| |ция по городу | | |
| |Сургуту | | |
| | | | |
|Разработка рекомендаций |Сургутская тор-|2000 год |С после- |
|по созданию системы за- |гово - промыш- | |дующей |
|щиты предпринимателей |ленная палата, | |корректи- |
|от действий криминальных |Управление | |ровкой |
|структур |внутренних дел | | |
| |города Сургута | | |
| |и Сургусткого | | |
| |района | | |
| | | | |
|Разработка предложений | |2000 - | |
|по предоставлению услуг | |2009 годы | |
|страхования всех видов | | | |
|деятельности предприни- | | | |
|мателей | | | |
+--------------------------+---------------+----------+----------+
| 6. Международное и межрегиональное сотрудничество |
| в развитии малого предпринимательства |
+--------------------------T---------------T----------T----------+
|Обеспечение участия го- |Департамент ин-|2000 - | |
|родской инфраструктуры |вестиций и фи- |2009 годы | |
|малого предприниматель- |нансовой поли- | | |
|ства в реализации между- |тики | | |
|народных, межрегиональ- | | | |
|ных программ и проектов | | | |
| | | | |
|Создание банка данных |Сургутская тор-|2000 год |С ежегод- |
|зарубежных и межрегио- |гово - промыш- | |ным попол-|
|нальных партнеров для |ленная палата | |нением |
|субьектов малого пред- | | | |
|принимательства | | | |
L--------------------------+---------------+----------+-----------
|