Утверждена
Законом
Ханты-Мансийского
автономного округа
"О Программе "Улучшение
жилищных условий лиц,
проживающих в ветхом жилье
на территории
Ханты-Мансийского автономного округа,
в 2000 - 2009 годах"
(в ред. Закона ХМАО
от 18.06.2003 N 39-оз)
ПРОГРАММА
"УЛУЧШЕНИЕ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ ЛИЦ,
ПРОЖИВАЮЩИХ В ВЕТХОМ ЖИЛЬЕ НА ТЕРРИТОРИИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА,
В 2000 - 2009 ГОДАХ"
(в ред. Законов ХМАО
от 13.02.2002 N 9-оз, от 18.06.2003 N 39-оз,
от 27.06.2003 N 47-оз)
Паспорт
Программы "Улучшение жилищных условий лиц,
проживающих в ветхом жилье на территории
Ханты-Мансийского автономного округа,
в 2000 - 2009 годах"
(в ред. Закона ХМАО от 18.06.2003 N 39-оз)
-------------------T---------------------------------------------¬
¦Наименование ¦Программа "Улучшение жилищных условий лиц, ¦
¦Программы ¦проживающих в ветхом жилье на территории ¦
¦ ¦Ханты-Мансийского автономного округа, в 2000 ¦
¦ ¦- 2009 годах" (далее именуется - Программа) ¦
¦(в ред. Закона ХМАО от 18.06.2003 N 39-оз) ¦
+------------------+---------------------------------------------+
¦Заказчик ¦Правительство Ханты-Мансийского автономного ¦
¦Программы ¦округа ¦
+------------------+---------------------------------------------+
¦Разработчик ¦Управление развития жилищного строительства ¦
¦Программы ¦Ханты-Мансийского автономного округа ¦
+------------------+---------------------------------------------+
¦Цели и задачи ¦Переселение граждан, проживающих в ветхих ¦
¦Программы ¦домах, не соответствующих санитарно- ¦
¦ ¦техническим нормам, требованиям, признанных в¦
¦ ¦установленном порядке непригодными для ¦
¦ ¦дальнейшего проживания; ¦
¦ ¦обеспечение санитарно-эпидемиологического и ¦
¦ ¦экологического благополучия, санитарных норм ¦
¦ ¦и требований жилищных условий граждан ¦
+------------------+---------------------------------------------+
¦Сроки и этапы ¦2000 - 2009 годы ¦
¦реализации ¦ ¦
¦Программы ¦ ¦
+------------------+---------------------------------------------+
¦Исполнители ¦Муниципальные образования Ханты-Мансийского ¦
¦Программы ¦автономного округа ¦
+------------------+---------------------------------------------+
¦Источники ¦Средства бюджетов Ханты-Мансийского ¦
¦финансирования ¦автономного округа и муниципальных ¦
¦ ¦образований, бюджеты муниципальных ¦
¦ ¦образований, внебюджетные источники ¦
+------------------+---------------------------------------------+
¦Ожидаемые конечные¦Ликвидация ветхого жилого фонда на территории¦
¦результаты ¦автономного округа; ¦
¦реализации ¦обеспечение граждан жилыми помещениями, ¦
¦Программы ¦соответствующими санитарным нормам и ¦
¦ ¦требованиям; ¦
¦ ¦увеличение ввода жилья и привлечение ¦
¦ ¦внебюджетных источников финансирования для ¦
¦ ¦его строительства ¦
+------------------+---------------------------------------------+
¦Контроль за ¦Правительство Ханты-Мансийского автономного ¦
¦исполнением ¦округа ¦
¦Программы ¦ ¦
L------------------+----------------------------------------------
Программа
"Улучшение жилищных условий лиц,
проживающих в ветхом жилье на территории
Ханты-Мансийского автономного округа,
в 2000 - 2009 годах"
(в ред. Закона ХМАО от 18.06.2003 N 39-оз)
Введение
Программа "Улучшение жилищных условий лиц, проживающих в
ветхом жилье на территории Ханты-Мансийского автономного округа, в
2000 - 2009 годах" разработана в соответствии с распоряжением
Правительства Российской Федерации от 26 октября 1999 года
N 1744-р "О разработке в 2000 году проекта федеральной целевой
программы "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и
аварийного жилищного фонда в 2001 - 2005 годах", Приказом
Государственного комитета Российской Федерации по строительству и
жилищно-коммунальному комплексу от 25 ноября 1999 года N 130 "О
разработке проекта федеральной целевой программы "Переселение
граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного
фонда в 2001 - 2005 годах", Государственной целевой программой
"Жилище", одобренной Постановлением Совета Министров Российской
Федерации от 20 июня 1993 года N 595, региональной целевой
Программой "Жилище", утвержденной постановлением Думы
Ханты-Мансийского автономного округа от 12 марта 1997 года N 81,
Федеральной целевой программой "Свой дом" от 27 июня 1999 года
N 753, Законом Ханты-Мансийского автономного округа от 8 июня
1998 года N 38-оз "О порядке и условиях предоставления жилища в
Ханты-Мансийском автономном округе".
(в ред. Закона ХМАО от 18.06.2003 N 39-оз)
Программа направлена на увеличение жилищного строительства и
обеспечение граждан, проживающих на территории автономного округа,
жилыми помещениями, соответствующими санитарно-техническим нормам
и требованиям.
Разработка приоритетных направлений ликвидации ветхого жилого
фонда, находящегося в собственности муниципальных образований
автономного округа, осуществлялась на основе системного анализа
данных, полученных с территорий муниципальных образований
Ханты-Мансийского автономного округа.
1. Содержание проблемы
и обоснование необходимости ее решения
программными методами
В Ханты-Мансийском автономном округе жилые дома, построенные
30 - 40 лет назад из древесины, в настоящее время не отвечают ни
санитарно-техническим нормам, ни потребностям граждан: срок
эксплуатации деревянных конструкций непродолжителен. Строительство
"деревянного" жилого фонда было вызвано бурным развитием в
автономном округе нефтяных и газовых месторождений, отсутствием
транспортной схемы, развитой базы стройиндустрии и производства
строительных материалов. Следствие этого - стремительное
строительство в 1960 - 1980 годы жилых домов брусовой и щитовой
(деревянно-панельной) конструкций, преимущественно одно- и
двухэтажных. Здания строились на простейших фундаментах, без
проведения геологических изысканий грунтов, что приводило к
быстрому разрушению фундамента, всего здания и внутренних
коммуникаций, инженерных сетей. Квартиры имели низкую степень
благоустройства. Строительство жилого фонда в городах и районах
автономного округа велось без учета генерального плана застройки.
Благоустройство территории вокруг домов практически отсутствовало.
Дома предполагалось использовать в качестве временного жилья.
В связи с быстрым ростом численности населения автономного
округа и вследствие увеличения потребности в жилье переселение
граждан из ветхих домов производилось несистемно.
В настоящее время в Ханты-Мансийском автономном округе
сложились благоприятные условия для решения проблемы ликвидации
ветхого жилья. Автономный округ обладает высоким экономическим
потенциалом. Созданы правовые основы поддержки инвестиционной
деятельности, благоприятные условия, в том числе налоговые, для
привлечения инвестиций, включая иностранные. Ведется интенсивная
добыча нефти, газа, выработка электроэнергии. Автономный округ
имеет развитую базу стройиндустрии и производства строительных
материалов. Уровень обеспечения бюджета автономного округа
позволяет проводить политику по социальной защите и поддержке
населения.
Тем не менее в автономном округе наиболее острой остается
проблема обеспечения населения качественным жильем. За последние
два года (1998 - 1999) наблюдается сокращение объемов жилищного
строительства. Значительно сокращены объемы капитальных вложений,
направленных на жилищное строительство и создание инженерной
инфраструктуры. Муниципальные образования не в состоянии
обеспечить необходимые темпы строительства.
Принципиально важной задачей в автономном округе является
значительное увеличение ввода объектов жилья. Строительным
комплексам, заводам и комбинатам по производству строительных
материалов, расположенным на территории округа, необходимо
оказывать финансовую поддержку из средств бюджета автономного
округа и через внебюджетные фонды жилищного строительства,
аккумулирующие средства многих источников.
2. Состояние и анализ жилого фонда
На территориях муниципальных образований автономного округа
произведены обследования жилого фонда с целью выявления
находящегося в муниципальной собственности ветхого жилья с
процентом износа конструктивных элементов зданий более 60
процентов. По состоянию на 1 января 2000 года численность граждан,
проживающих в ветхом жилом фонде, находящемся в муниципальной
собственности, составляет 136930 человек (43438 семей),
в том числе (таблица 3):
в городах автономного округа - 81176 человек (26566 семей);
в районах автономного округа - 55754 человека (16872 семьи).
Общий объем ветхого жилого фонда на территории
Ханты-Мансийского автономного округа составляет 2081577,7 кв. м
(таблица 2).
В целом по округу доля такого жилого фонда в общем жилом фонде
составляет 9,3 процента:
в городах автономного округа - 1164977,4 кв. м;
в районах автономного округа - 916600,3 кв. м.
Данные показатели не окончательные, на каждом этапе выполнения
Программы, согласно поступающим с территорий муниципальных
образований автономного округа данным, расчеты будут уточняться и
корректироваться.
Наибольшая доля ветхого жилья в общем жилом фонде
Ханты-Мансийского автономного округа приходится на (таблица 2):
г. Мегион - 230022,0 кв. м;
г. Пыть-Ях - 119237,0 кв. м;
Сургутский район - 298553,3 кв. м;
Октябрьский район - 94300,0 кв. м;
Советский район - 340044,0 кв. м;
г. Нягань - 87480,0 кв. м;
г. Ханты-Мансийск - 56197,5 кв. м.
По расчетным данным, на территориях муниципальных образований
автономного округа доля непригодного для проживания жилья
составляет 40 процентов.
На основании данных Госкомстата о стоимости строительства
квадратного метра нового жилья, по состоянию на 10 июля 2000 года
ожидаемые финансовые затраты на строительство капитального жилья
взамен ветхого на 1 июля 2000 года составляют 18830613600 рублей
(таблица 6), или 2464740 квадратных метров (таблица 5).
Ежегодно стоимость затрат на строительство жилья будет
корректироваться с учетом сложившейся стоимости квадратного метра
общей площади строительства жилья на территориях муниципальных
образований автономного округа.
Таким образом, для Ханты-Мансийского автономного округа
проблема ликвидации ветхого жилого фонда с обеспечением
переселения жителей округа в фонд с благоприятными экологическими
характеристиками и санитарно-техническими нормами является
острейшей, требующей для ее решения значительных финансовых
затрат.
Таблица N 1
Ввод в эксплуатацию жилых домов
в разрезе территорий автономного округа
(кв. м)
----T--------------------------------------T----------T----------¬
¦N ¦Территория ¦1998 год ¦1999 год ¦
¦п/п¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------------------------------+----------+----------+
¦ ¦Города: ¦ ¦ ¦
¦1 ¦Белоярский ¦ 17099 ¦ 149 ¦
¦2 ¦Когалым ¦ 11819 ¦ 7866 ¦
¦3 ¦Лангепас ¦ 8446 ¦ 3939 ¦
¦4 ¦Мегион ¦ 13729 ¦ 14145 ¦
¦5 ¦Нефтеюганск ¦ 15381 ¦ 18555 ¦
¦6 ¦Нижневартовск ¦ 21231 ¦ 12270 ¦
¦7 ¦Нягань ¦ 13595 ¦ 16892 ¦
¦8 ¦Покачи ¦ 3166 ¦ 4441 ¦
¦9 ¦Пыть-Ях ¦ 17273 ¦ 8397 ¦
¦10 ¦Радужный ¦ 6906 ¦ 7693 ¦
¦11 ¦Сургут ¦ 101905 ¦ 74276 ¦
¦12 ¦Урай ¦ 5607 ¦ 1699 ¦
¦13 ¦Ханты-Мансийск ¦ 48836 ¦ 18777 ¦
¦14 ¦Югорск ¦ 12008 ¦ 6895 ¦
¦15 ¦Лянтор ¦ ¦ 1523 ¦
¦ ¦Районы: ¦ ¦ ¦
¦16 ¦Березовский ¦ 8245 ¦ 2378 ¦
¦17 ¦Белоярский ¦ ¦ 498 ¦
¦18 ¦Кондинский ¦ 12807 ¦ 8490 ¦
¦19 ¦Нефтеюганский ¦ 8408 ¦ 16583 ¦
¦20 ¦Нижневартовский ¦ 16644 ¦ 5704 ¦
¦21 ¦Октябрьский ¦ 10427 ¦ 3152 ¦
¦22 ¦Советский ¦ 8044 ¦ 7914 ¦
¦23 ¦Сургутский ¦ 32013 ¦ 18009 ¦
¦24 ¦Ханты-Мансийский ¦ 3096 ¦ 894 ¦
¦ ¦Всего по округу ¦ 396685 ¦ 261141 ¦
L---+--------------------------------------+----------+-----------
Таблица N 2
Ветхий жилищный фонд автономного округа
по состоянию на 1 января 2000 года
(кв. м)
----T----------------------------------------------T-------------¬
¦N ¦Территория ¦Общая площадь¦
¦п/п¦ ¦ ¦
+---+----------------------------------------------+-------------+
¦ ¦Города: ¦ ¦
¦1 ¦Белоярский ¦ 47530,0 ¦
¦2 ¦Лангепас ¦ 23774,0 ¦
¦3 ¦Мегион ¦ 230022,0 ¦
¦4 ¦Нефтеюганск ¦ 34601,0 ¦
¦5 ¦Нягань ¦ 87480,0 ¦
¦6 ¦Радужный ¦ 99619,6 ¦
¦7 ¦Сургут ¦ 162833,4 ¦
¦8 ¦Урай ¦ 45580,0 ¦
¦9 ¦Пыть-Ях ¦ 119237,0 ¦
¦10 ¦Югорск ¦ 31449,0 ¦
¦11 ¦Когалым ¦ 73359,0 ¦
¦12 ¦Покачи ¦ 3159,8 ¦
¦13 ¦Ханты-Мансийск ¦ 56197,5 ¦
¦14 ¦Нижневартовск ¦ 150135,1 ¦
¦ ¦Районы: ¦ ¦
¦15 ¦Березовский ¦ 32949,5 ¦
¦16 ¦Кондинский ¦ 53997,0 ¦
¦17 ¦Нефтеюганский ¦ 17891,0 ¦
¦18 ¦Сургутский ¦ 298553,3 ¦
¦19 ¦Нижневартовский ¦ 30884,6 ¦
¦20 ¦Советский ¦ 340044,0 ¦
¦21 ¦Ханты-Мансийский ¦ 47980,9 ¦
¦22 ¦Октябрьский ¦ 94300,0 ¦
¦ ¦Всего по округу ¦ 2081577,7 ¦
L---+----------------------------------------------+--------------
Таблица N 3
Количество семей и общая численность граждан,
проживающих в ветхом жилом фонде автономного округа,
по состоянию на 1 января 2000 года
(кв. м)
----T-------------------------------------T----------T-----------¬
¦N ¦Территория ¦Количество¦Численность¦
¦п/п¦ ¦семей ¦граждан ¦
+---+-------------------------------------+----------+-----------+
¦ ¦Города: ¦ ¦ ¦
¦1 ¦Белоярский ¦ 1104 ¦ 3473 ¦
¦2 ¦Лангепас ¦ 480 ¦ 1480 ¦
¦3 ¦Мегион ¦ 3872 ¦ 12779 ¦
¦4 ¦Нефтеюганск ¦ 913 ¦ 2650 ¦
¦5 ¦Нягань ¦ 1901 ¦ 6878 ¦
¦6 ¦Радужный ¦ 2084 ¦ 5536 ¦
¦7 ¦Сургут ¦ 3704 ¦ 12189 ¦
¦8 ¦Урай ¦ 1305 ¦ 3012 ¦
¦9 ¦Пыть-Ях ¦ 3109 ¦ 10402 ¦
¦10 ¦Югорск ¦ 1058 ¦ 3491 ¦
¦11 ¦Когалым ¦ 1718 ¦ 5669 ¦
¦12 ¦Покачи ¦ 129 ¦ 272 ¦
¦13 ¦Ханты-Мансийск ¦ 1796 ¦ 3719 ¦
¦14 ¦Нижневартовск ¦ 3393 ¦ 9635 ¦
¦ ¦Районы: ¦ ¦ ¦
¦15 ¦Березовский ¦ 818 ¦ 1998 ¦
¦16 ¦Кондинский ¦ 938 ¦ 3095 ¦
¦17 ¦Нефтеюганский ¦ 374 ¦ 1043 ¦
¦18 ¦Сургутский ¦ 4440 ¦ 17131 ¦
¦19 ¦Нижневартовский ¦ 753 ¦ 2131 ¦
¦20 ¦Советский ¦ 6990 ¦ 21612 ¦
¦21 ¦Ханты-Мансийский ¦ 1359 ¦ 4485 ¦
¦22 ¦Октябрьский ¦ 1200 ¦ 4250 ¦
¦ ¦Всего по округу ¦ 43438 ¦ 136930 ¦
L---+-------------------------------------+----------+------------
Таблица N 4
Количество семей и общая численность граждан,
состоящих на учете на получение жилья
в Ханты-Мансийском автономном округе,
по состоянию на 1 января 2000 года
(кв. м)
----T-------------------------------------T----------T-----------¬
¦N ¦Территория ¦Количество¦Численность¦
¦п/п¦ ¦семей ¦граждан ¦
+---+-------------------------------------+----------+-----------+
¦ ¦Города: ¦ ¦ ¦
¦1 ¦Белоярский ¦ 768 ¦ 2533 ¦
¦2 ¦Когалым ¦ 5998 ¦ 18805 ¦
¦3 ¦Лангепас ¦ 1575 ¦ 5198 ¦
¦4 ¦Мегион ¦ 474 ¦ 1564 ¦
¦5 ¦Нефтеюганск ¦ 232 ¦ 765 ¦
¦6 ¦Нижневартовск ¦ 3235 ¦ 10677 ¦
¦7 ¦Нягань ¦ 2053 ¦ 6776 ¦
¦8 ¦Покачи ¦ 4774 ¦ 15755 ¦
¦9 ¦Пыть-Ях ¦ 1948 ¦ 6836 ¦
¦10 ¦Радужный ¦ 1240 ¦ 4092 ¦
¦11 ¦Сургут ¦ 4717 ¦ 14151 ¦
¦12 ¦Урай ¦ 2872 ¦ 9478 ¦
¦13 ¦Ханты-Мансийск ¦ 3345 ¦ 13261 ¦
¦14 ¦Югорск ¦ 1801 ¦ 5943 ¦
¦ ¦Районы: ¦ ¦ ¦
¦15 ¦Березовский ¦ 528 ¦ 1744 ¦
¦16 ¦Кондинский ¦ 584 ¦ 1976 ¦
¦17 ¦Нефтеюганский ¦ 878 ¦ 2896 ¦
¦18 ¦Нижневартовский ¦ 292 ¦ 962 ¦
¦19 ¦Октябрьский ¦ 547 ¦ 1663 ¦
¦20 ¦Советский ¦ 813 ¦ 2682 ¦
¦21 ¦Сургутский ¦ 6524 ¦ 21340 ¦
¦22 ¦Ханты-Мансийский ¦ 229 ¦ 755 ¦
¦ ¦Всего по округу ¦ 45427 ¦ 149802 ¦
L---+-------------------------------------+----------+------------
Таблица N 5
Потребность в жилье, необходимом для реализации
Программы автономного округа,
по состоянию на 1 января 2000 года
(кв. м)
----T----------------------------------------------T-------------¬
¦N ¦Территория ¦Общая площадь¦
¦п/п¦ ¦ ¦
+---+----------------------------------------------+-------------+
¦ ¦Города: ¦ ¦
¦1 ¦Белоярский ¦ 62514 ¦
¦2 ¦Лангепас ¦ 26640 ¦
¦3 ¦Мегион ¦ 230022 ¦
¦4 ¦Нефтеюганск ¦ 47700 ¦
¦5 ¦Нягань ¦ 123804 ¦
¦6 ¦Радужный ¦ 99648 ¦
¦7 ¦Сургут ¦ 219402 ¦
¦8 ¦Урай ¦ 54216 ¦
¦9 ¦Пыть-Ях ¦ 187236 ¦
¦10 ¦Югорск ¦ 62838 ¦
¦11 ¦Когалым ¦ 102042 ¦
¦12 ¦Покачи ¦ 4896 ¦
¦13 ¦Ханты-Мансийск ¦ 66942 ¦
¦14 ¦Нижневартовск ¦ 173430 ¦
¦ ¦Районы: ¦ ¦
¦15 ¦Березовский ¦ 35964 ¦
¦16 ¦Кондинский ¦ 55710 ¦
¦17 ¦Нефтеюганский ¦ 18774 ¦
¦18 ¦Сургутский ¦ 308358 ¦
¦19 ¦Нижневартовский ¦ 38358 ¦
¦20 ¦Советский ¦ 389016 ¦
¦21 ¦Ханты-Мансийский ¦ 80730 ¦
¦22 ¦Октябрьский ¦ 76500 ¦
¦ ¦Всего по округу ¦ 2464740 ¦
L---+----------------------------------------------+--------------
Таблица N 6
Объем финансовых средств,
необходимых для строительства жилья
в автономном округе взамен ветхого жилого фонда,
по состоянию на 1 июля 2000 года
(рублей)
----T-----------------------------------------------T------------¬
¦N ¦Территория ¦Сумма ¦
¦п/п¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦ ¦Города: ¦ ¦
¦1 ¦Белоярский ¦ 477606960 ¦
¦2 ¦Лангепас ¦ 203529600 ¦
¦3 ¦Мегион ¦ 1757368080 ¦
¦4 ¦Нефтеюганск ¦ 364428000 ¦
¦5 ¦Нягань ¦ 945862560 ¦
¦6 ¦Радужный ¦ 761310720 ¦
¦7 ¦Сургут ¦ 1676231280 ¦
¦8 ¦Урай ¦ 414210240 ¦
¦9 ¦Пыть-Ях ¦ 1430483040 ¦
¦10 ¦Югорск ¦ 480082320 ¦
¦11 ¦Когалым ¦ 779600880 ¦
¦12 ¦Покачи ¦ 37405440 ¦
¦13 ¦Ханты-Мансийск ¦ 511436880 ¦
¦14 ¦Нижневартовск ¦ 1325005200 ¦
¦ ¦Районы: ¦ ¦
¦15 ¦Березовский ¦ 274764960 ¦
¦16 ¦Кондинский ¦ 425624400 ¦
¦17 ¦Нефтеюганский ¦ 143433360 ¦
¦18 ¦Сургутский ¦ 2355855120 ¦
¦19 ¦Нижневартовский ¦ 293055120 ¦
¦20 ¦Советский ¦ 2972082240 ¦
¦21 ¦Ханты-Мансийский ¦ 616777200 ¦
¦22 ¦Октябрьский ¦ 584460000 ¦
¦ ¦Всего по округу ¦18830613600 ¦
L---+-----------------------------------------------+-------------
3. Цели и задачи Программы
Основной целью Программы является предоставление гражданам,
проживающим в ветхих жилых домах с неблагоприятными
санитарно-техническими характеристиками, жилых помещений,
соответствующих санитарно-техническим нормам и требованиям, а
также ликвидация ветхого жилого фонда с дальнейшим строительством
на месте освободившихся земельных участков нового жилья и объектов
социального назначения, создание организационных, правовых и
финансовых предпосылок для ускоренного решения проблемы.
Предоставление гражданам нового жилья производится в
соответствии с законодательством Российской Федерации и
Ханты-Мансийского автономного округа.
Системный анализ факторов, оказывающих наиболее существенное
влияние на достижение поставленной цели (реализацию Программы),
показал, что необходимо решить следующие задачи:
1) ликвидация ветхого жилого фонда;
2) переселение граждан в жилой фонд с благоприятными
экологическими характеристиками и санитарно-техническими
требованиями, включая и переселение в другие регионы Российской
Федерации (Программа "Переселение граждан Российской Федерации,
выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним
местностей");
3) разработка законодательной и правовой базы механизма
отселения граждан из ветхого жилья и его ликвидации;
4) определение источников финансирования и создание механизма
привлечения инвестиций для решения проблемы ветхого жилья;
5) развитие базы стройиндустрии, реконструкция и
перевооружение промышленности на территории автономного округа,
внедрение новых технологий по производству строительных
материалов;
6) повышение качества жилья за счет улучшения планировочных
решений и развития систем инженерного оборудования;
7) изменение форм организации и управления строительством, а
также обслуживания и ремонта жилищного фонда;
8) значительное увеличение ввода жилья, соответствующего
санитарно-техническим нормам, в целом по автономному округу;
9) использование освободившихся после сноса ветхого жилья
земельных участков для строительства новых жилых домов и объектов
соцкультбыта;
10) первоочередность в предоставлении жилья взамен ветхого
семьям, имеющим детей в возрасте до 5 лет.
4. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы включает
финансово-организационную и исполнительную базы решения проблемы.
Проведение мероприятий по выполнению Программы требует
внедрения инвестиций по различным источникам финансирования,
включая бюджет автономного округа, местные бюджеты, экологические
фонды, кредиты, займы, средства предприятий и акционерных
(коммерческих) структур, собственные средства граждан и другие
внебюджетные источники.
Основные направления реализации Программы:
1) ввод в эксплуатацию объектов незавершенного строительством
жилья на территориях муниципальных образований Ханты-Мансийского
автономного округа;
2) комплексное выполнение Программы, окружных и федеральных
целевых Программ по обеспечению граждан жильем ("Переселение
граждан Российской Федерации, выезжающих из районов Крайнего
Севера и приравненных к ним местностей", "Обеспечение жильем
участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС",
"Обеспечение жильем воинов-афганцев", "Ветераны Великой
Отечественной войны", "Строительство и приобретение жилья
военнослужащим (ГЖС)", "Ликвидация жилого фонда с неблагоприятными
экологическими характеристиками в Ханты-Мансийском автономном
округе") открывает большие возможности для решения проблемы по
отселению граждан из ветхого жилого фонда в фонд с экологически
благоприятными характеристиками и санитарно-техническими нормами,
а также позволяет значительно сократить затраты и сроки реализации
Программы;
3) строительство нового жилья, а в отдельных случаях
приобретение жилья на вторичном рынке для переселения граждан,
проживающих в ветхом жилом фонде, при условии непревышения
стоимости строительства нового жилья;
(пункт 3 в ред. Закона ХМАО от 13.02.2002 N 9-оз)
4) заселение граждан, участников Программы, на основании
разработанных в соответствии с действующим законодательством
мероприятий по выполнению Программы производят муниципальные
образования;
(пункт 4 введен Законом ХМАО от 13.02.2002 N 9-оз)
5) предусматривать до 50 процентов от общей площади
построенного по настоящей Программе жилья для заселения граждан,
нуждающихся в улучшении жилищных условий, при этом в
высвобождающееся в результате переселения жилье производить
заселение граждан, участников Программы.
(пункт 5 введен Законом ХМАО от 13.02.2002 N 9-оз)
5. Механизм финансирования
(в ред. Закона ХМАО от 13.02.2002 N 9-оз)
Механизм финансирования Программы предусматривает комплексное
использование различных источников финансирования, включая
средства бюджета автономного округа, бюджетов муниципальных
образований, внебюджетные источники, в том числе личные сбережения
граждан и средства предприятий. Средства, предусмотренные на
реализацию Программы помимо установленных из бюджета автономного
округа, указаны как планируемые по согласованию.
Средства бюджета автономного округа на реализацию Программы
предоставляются муниципальному образованию в виде субсидии в
размере 50 процентов от стоимости предоставляемого жилья.
(абзац в ред. Закона ХМАО от 18.06.2003 N 39-оз)
Для определения объемов финансирования Программы и выполнения
расчетов бюджетных средств на очередной финансовый год
используются данные стоимости 1 квадратного метра жилья на
территории автономного округа, подготовленные уполномоченным
органом исполнительной власти автономного округа и утвержденные
Правительством автономного округа.
При формировании проекта бюджета автономного округа на
очередной финансовый год главам муниципальных образований
автономного округа в срок до 1 июня текущего финансового года
представлять уточненные данные согласно мероприятиям муниципальных
образований по выполнению Программы.
Финансирование Программы из средств бюджета автономного округа
производится на основании закона о бюджете Ханты-Мансийского
автономного округа на очередной финансовый год при наличии
договоров, заключенных между администрациями муниципальных
образований и исполнительным органом государственной власти
автономного округа, уполномоченным Правительством автономного
округа, в рамках выполнения Программы.
(абзац в ред. Закона ХМАО от 18.06.2003 N 39-оз)
Орган местного самоуправления разрабатывает положение о
комиссии муниципального образования по утверждению и исполнению
мероприятий по организации переселения из ветхого жилого фонда.
Исполнительный орган государственной власти автономного
округа, уполномоченный Правительством автономного округа, в рамках
выполнения Программы осуществляет контроль за целевым
использованием средств, выделенных из бюджета автономного округа
на выполнение Программы. Средства бюджета автономного округа,
использованные муниципальными образованиями не по целевому
назначению, подлежат изъятию и перераспределению между другими
муниципальными образованиями в рамках утвержденной Программы.
(в ред. Закона ХМАО от 18.06.2003 N 39-оз)
При определении доли собственных средств граждан, привлекаемых
для частичного финансирования, необходимо учитывать срок
проживания в ветхом жилье, материальное и семейное положение,
состояние здоровья проживающих. При этом срок рассрочки платежа
гражданами не должен превышать 15 лет.
(абзац введен Законом ХМАО от 18.06.2003 N 39-оз)
6. Участие органов местного самоуправления
муниципальных образований, предприятий, учреждений
и организаций в реализации Программы
Органам местного самоуправления муниципальных образований во
исполнение Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 9
апреля 1999 года N 24-оз "О предоставлении ипотечных займов на
жилищное строительство из средств бюджета автономного округа или
бюджетов муниципальных образований", региональной Программы
"Жилище", утвержденной постановлением Думы Ханты-Мансийского
автономного округа от 12 марта 1997 года N 81, необходимо
предусматривать в местных бюджетах денежные средства для
предоставления ипотечных займов и жилищных субсидий.
(в ред. Закона ХМАО от 18.06.2003 N 39-оз)
Органам местного самоуправления муниципальных образований
Ханты-Мансийского автономного округа необходимо:
1) создать комиссии по определению объемов ветхого жилого
фонда в муниципальных образованиях;
2) подготовить комплексные мероприятия по определению сроков,
очередности выполнения этапов Программы;
3) разработать мероприятия по обязательному определению права
собственности на построенное взамен ветхого жилье в соответствии с
источниками финансирования;
4) учесть при формировании местных бюджетов на очередной
финансовый год денежные средства на реализацию настоящей
Программы;
5) стимулировать индивидуальное и кооперативное жилищное
строительство, которое должно стать важнейшей формой наращивания
жилого фонда;
(пункт 5 в ред. Закона ХМАО от 18.06.2003 N 39-оз)
6) активизировать работу с руководителями предприятий всех
форм собственности по выделению средств работникам, проживающим в
ветхом жилом фонде, для улучшения жилищных условий: предоставлять
ссуды, займы на строительство или приобретение жилья и так далее;
7) создать условия для привлечения внебюджетных средств, в том
числе личных средств граждан, на выполнение Программы,
рассматривать возможность выступления в роли заказчика при
строительстве жилья по исполнению настоящей Программы окружной
целевой внебюджетный фонд развития жилищного строительства
"Жилище";
8) исключен. - Закон ХМАО от 18.06.2003 N 39-оз;
8) разработать и утвердить положения о порядке и условиях
переселения лиц, проживающих в ветхом жилье (в том числе
определить долю средств граждан, участвующих в Программе);
(пункт 8 введен Законом ХМАО от 27.06.2003 N 47-оз)
9) ежегодно представлять в Правительство Ханты-Мансийского
автономного округа обновленные данные о наличии ветхого жилого
фонда в результате физического износа, подкрепленные решениями
комиссий, созданных на территории каждого муниципального
образования автономного округа;
10) предусматривать при создании маневренного жилого фонда
жилые помещения для проживания граждан в связи с реконструкцией
ветхого жилья. Для предприятий, кроме государственных и
муниципальных, данное положение носит рекомендательный характер.
(пункт 10 введен Законом ХМАО от 13.02.2002 N 9-оз)
Организациям, имеющим на балансе ветхий жилой фонд, для
участия в Программе необходимо заключить соглашение с
администрацией соответствующего муниципального образования, в
котором оговариваются исполнитель мероприятий, а также процент
участия каждой из сторон соглашения в реализации мероприятий по
переселению лиц, проживающих в ветхом жилом фонде, находящемся на
балансе организации. При этом совокупный процент участия
вышеназванных сторон соглашения должен составлять не менее 25
процентов от затрат на переселение вышеуказанных лиц. Процент
финансирования из бюджета автономного округа устанавливается в
размере 25 процентов от затрат на переселение лиц, проживающих в
ветхом жилом фонде, находящемся на балансе организации.
(абзац введен Законом ХМАО от 18.06.2003 N 39-оз)
Для участия в Программе организация, имеющая на балансе или в
оперативном управлении ветхий жилой фонд, заключает соглашение с
администрацией соответствующего муниципального образования, в
котором определяется исполнитель мероприятий, а также процент
участия каждой из сторон соглашения в реализации мероприятий по
переселению лиц, проживающих в ветхом жилом фонде, находящемся на
балансе или в оперативном управлении организации. При этом
совокупный процент участия вышеназванных сторон соглашения должен
составлять не менее 25 процентов от стоимости предоставляемого
жилья. Процент финансирования из бюджета автономного округа
устанавливается в размере 25 процентов от стоимости
предоставляемого жилья.
(абзац введен Законом ХМАО от 27.06.2003 N 47-оз)
Финансирование из бюджета автономного округа осуществляется
через администрацию муниципального образования в пределах лимитов
ассигнований, предусмотренных на очередной финансовый год
соответствующему муниципальному образованию.
(абзац введен Законом ХМАО от 27.06.2003 N 47-оз)
7. Сроки реализация Программы
Ввиду актуальности проблемы ликвидации ветхого жилья в
автономном округе Правительству Ханты-Мансийского автономного
округа совместно с органами местного самоуправления муниципальных
образований разработать систему мероприятий, обеспечивающих
координацию конкретных решений финансовых, социальных,
экономических и технических аспектов Программы.
Реализация Программы рассчитана на период с 2000 по 2009 год.
Выделяются два этапа реализации Программы.
Первый этап реализации Программы - 2000 год.
Основными задачами этапа являются:
1) подготовка и составление плана мероприятий по выполнению
Программы;
2) определение объектов незавершенного строительством жилья,
расчет необходимых денежных средств для ввода в эксплуатацию
объектов;
3) подготовка и согласование на всех уровнях мероприятий по
ликвидации ветхого жилого фонда, находящегося на балансе
предприятий автономного округа;
4) создание экологических, организационных и других условий,
необходимых для реализации Программы на данном этапе в автономном
округе.
Второй этап реализации Программы - 2001 - 2009 годы.
Основными задачами этапа являются:
1) реализация Программы "Улучшение жилищных условий лиц,
проживающих в ветхом жилье на территории Ханты-Мансийского
автономного округа, в 2000 - 2009 годах" на всех территориях
муниципальных образований автономного округа;
(в ред. Закона ХМАО от 18.06.2003 N 39-оз)
2) вывод базы стройиндустрии автономного округа на
значительную мощность, позволяющую добиться годового увеличения
ввода жилья до 600 - 700 тыс. кв. метров;
3) проведение мероприятий по внедрению инвестиций по различным
источникам финансирования;
4) исключен. - Закон ХМАО от 18.06.2003 N 39-оз;
5) определение и реализация новых направлений в механизме
решения задач по выполнению настоящей Программы.
На всех этапах реализации Программы предусматривается
внедрение новейших технологий и использование экологически чистых
строительных материалов, эффективное использование земельных
участков после сноса ветхих домов для строительства новых объектов
жилищно-коммунального назначения и объектов социальной сферы.
8. Контроль за ходом реализации Программы
Государственным заказчиком Программы является Правительство
Ханты-Мансийского автономного округа, которое осуществляет
непосредственный контроль за выполнением Программы, координирует
работу в этом направлении.
В обязанность заказчика входят:
1) взаимодействие с органами местного самоуправления
муниципальных образований автономного округа по вопросам
реализации Программы;
2) планирование средств на реализацию Программы при
формировании бюджета автономного округа на очередной финансовый
год;
3) обеспечение согласованности мероприятий, необходимых для
выполнения Программы;
4) организация экспертных проверок, необходимых для реализации
Программы;
5) контроль за целевым использованием выделяемых для
реализации Программы средств;
6) создание нормативно-правовых актов для достижения целей
настоящей Программы.
Таким образом будет достигнута основная цель Программы
"Улучшение жилищных условий лиц, проживающих в ветхом жилье на
территории Ханты-Мансийского автономного округа, в 2000 - 2009
годах" - созданы условия гражданам для проживания в домах с
экологически благоприятными характеристиками, соответствующими
санитарно-техническим и социальной нормам. Реализация Программы в
комплексе с другими жилищными программами в округе приведет к
значительному увеличению ввода жилья. Применение новейших
технологий при производстве строительных материалов обеспечит
увеличение темпов роста объемов строительства, значительно улучшит
качество вводимого жилья. На освободившихся после сноса ветхих
жилых домов земельных участках начнется строительство нового жилья
или объектов социального назначения.
(в ред. Закона ХМАО от 18.06.2003 N 39-оз)
Ответственность за организационное обеспечение и исполнение
Программы возлагается на муниципальные образования автономного
округа.
Приложение
к Программе
"Улучшение жилищных условий лиц,
проживающих в ветхом жилье
на территории
Ханты-Мансийского автономного округа,
в 2000 - 2009 годах"
(в ред. Закона ХМАО
от 18.06.2003 N 39-оз)
НАЛИЧИЕ
ВЕТХОГО ЖИЛЬЯ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
ГОРОДОВ И РАЙОНОВ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПО СОСТОЯНИЮ НА 1 ЯНВАРЯ 2000 ГОДА
----T------------------------T-------T-------T---------T-----T--------T------T----------T-------------T----¬
¦N ¦Наименование территории ¦Коли- ¦Коли- ¦Общая ¦Доля ¦Коли- ¦Сред- ¦Необходи- ¦Необходимая ¦При-¦
¦п/п¦ ¦чество ¦чество ¦площадь ¦вет- ¦чество ¦няя ¦мое коли- ¦сумма средств¦ме- ¦
¦ ¦ ¦ветхих ¦квар- ¦ветхих ¦хого ¦прожива-¦стои- ¦чество кв.¦для строи- ¦ча- ¦
¦ ¦ ¦домов, ¦тир, ¦домов, ¦жилья¦ющих, ¦мость ¦м жилья ¦тельства ка- ¦ние ¦
¦ ¦ ¦шт. ¦шт. ¦кв. м ¦в об-¦чел. ¦строи-¦для реали-¦питального ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦щем ¦ ¦тель- ¦зации Про-¦жилья, руб. ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦жилом¦ ¦ства 1¦граммы, ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦фон- ¦ ¦кв. м ¦кв. м ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦де, %¦ ¦нового¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦жилья ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦в ка- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦пи- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦таль- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ном ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦испол-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦нении,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦руб., ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦на ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦01.01.¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2000 ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------------+-------+-------+---------+-----+--------+------+----------+-------------+----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦ 11 ¦
+---+------------------------+-------+-------+---------+-----+--------+------+----------+-------------+----+
¦1 ¦г. Белоярский ¦ 133,0¦ 1104,0¦ 47530,0¦ 15,0¦ 3473,0¦ ¦ 62514,00¦ 477606960,0¦ ¦
+---+------------------------+-------+-------+---------+-----+--------+------+----------+-------------+----+
¦2 ¦г. Лангепас ¦ 28,0¦ 480,0¦ 23774,0¦ 4,0¦ 1480,0¦ ¦ 26640,00¦ 203529600,0¦ ¦
+---+------------------------+-------+-------+---------+-----+--------+------+----------+-------------+----+
¦3 ¦г. Мегион ¦ 159,0¦ 3872,0¦ 230022,0¦ 27,9¦ 12779,0¦ ¦ 230022,00¦ 1757368080,0¦ ¦
+---+------------------------+-------+-------+---------+-----+--------+------+----------+-------------+----+
¦4 ¦г. Нефтеюганск ¦ 64,0¦ 913,0¦ 34601,0¦ 2,2¦ 2650,0¦ ¦ 47700,00¦ 364428000,0¦ ¦
+---+------------------------+-------+-------+---------+-----+--------+------+----------+-------------+----+
¦5 ¦г. Нягань ¦ 1605,0¦ 1901,0¦ 87480,0¦ 10,3¦ 6878,0¦ ¦ 123804,00¦ 945862560,0¦ ¦
+---+------------------------+-------+-------+---------+-----+--------+------+----------+-------------+----+
¦6 ¦г. Радужный ¦ 654,0¦ 2084,0¦ 99619,6¦ 14,0¦ 5536,0¦ ¦ 99648,00¦ 761310720,0¦ ¦
+---+------------------------+-------+-------+---------+-----+--------+------+----------+-------------+----+
¦7 ¦г. Сургут ¦ 1465,0¦ 3704,0¦ 162833,4¦ 3,6¦ 12189,0¦ ¦ 219402,00¦ 1676231280,0¦ ¦
+---+------------------------+-------+-------+---------+-----+--------+------+----------+-------------+----+
¦8 ¦г. Урай ¦ 110,0¦ 1305,0¦ 45580,0¦ 6,6¦ 3012,0¦ ¦ 54216,00¦ 414210240,0¦ ¦
+---+------------------------+-------+-------+---------+-----+--------+------+----------+-------------+----+
¦9 ¦г. Пыть-Ях ¦ 2152,0¦ 3109,0¦ 119237,0¦ 23,4¦ 10402,0¦ ¦ 187236,00¦ 1430483040,0¦ ¦
+---+------------------------+-------+-------+---------+-----+--------+------+----------+-------------+----+
¦10 ¦г. Югорск ¦ 122,0¦ 1058,0¦ 31449,0¦ 6,0¦ 3491,0¦ ¦ 62838,00¦ 480082320,0¦ ¦
+---+------------------------+-------+-------+---------+-----+--------+------+----------+-------------+----+
¦11 ¦Березовский район ¦ 172,0¦ 818,0¦ 32949,5¦ 6,0¦ 1998,0¦ ¦ 35964,00¦ 274764960,0¦ ¦
+---+------------------------+-------+-------+---------+-----+--------+------+----------+-------------+----+
¦12 ¦Кондинский район ¦ 798,0¦ 938,0¦ 53997,0¦ 8,3¦ 3095,0¦ ¦ 55710,00¦ 425624400,0¦ ¦
+---+------------------------+-------+-------+---------+-----+--------+------+----------+-------------+----+
¦13 ¦Нефтеюганский район ¦ 33,0¦ 374,0¦ 17891,0¦ 3,6¦ 1043,0¦ ¦ 18774,00¦ 143433360,0¦ ¦
+---+------------------------+-------+-------+---------+-----+--------+------+----------+-------------+----+
¦14 ¦Сургутский район ¦ 1124,0¦ 4440,0¦ 298553,3¦ 27,2¦ 17131,0¦ ¦ 308358,00¦ 2355855120,0¦ ¦
+---+------------------------+-------+-------+---------+-----+--------+------+----------+-------------+----+
¦15 ¦г. Когалым ¦ 189,0¦ 1718,0¦ 73359,0¦ 7,8¦ 5669,0¦ ¦ 102042,00¦ 779600880,0¦ ¦
+---+------------------------+-------+-------+---------+-----+--------+------+----------+-------------+----+
¦16 ¦г. Покачи ¦ 6,0¦ 129,0¦ 3159,8¦ 1,3¦ 272,0¦ ¦ 4896,00¦ 37405440,0¦ ¦
+---+------------------------+-------+-------+---------+-----+--------+------+----------+-------------+----+
¦17 ¦Нижневартовский район ¦ 276,0¦ 753,0¦ 30884,6¦ 6,4¦ 2131,0¦ ¦ 38358,00¦ 293055120,0¦ ¦
+---+------------------------+-------+-------+---------+-----+--------+------+----------+-------------+----+
¦18 ¦Советский район ¦ 2415,0¦ 6990,0¦ 340044,0¦ 41,3¦ 21612,0¦ ¦ 389016,00¦ 2972082240,0¦ ¦
+---+------------------------+-------+-------+---------+-----+--------+------+----------+-------------+----+
¦19 ¦Ханты-Мансийский район ¦ 602,0¦ 1359,0¦ 47980,9¦ 12,3¦ 4485,0¦ ¦ 80730,00¦ 616777200,0¦ ¦
+---+------------------------+-------+-------+---------+-----+--------+------+----------+-------------+----+
¦20 ¦г. Ханты-Мансийск ¦ 204,0¦ 1796,0¦ 56197,5¦ 8,5¦ 3719,0¦ ¦ 66942,00¦ 511436880,0¦ ¦
+---+------------------------+-------+-------+---------+-----+--------+------+----------+-------------+----+
¦21 ¦Октябрьский район ¦ 780,0¦ 1200,0¦ 94300,0¦ 19,0¦ 4250,0¦ ¦ 76500,00¦ 584460000,0¦ ¦
+---+------------------------+-------+-------+---------+-----+--------+------+----------+-------------+----+
¦22 ¦г. Нижневартовск ¦ 1244,0¦ 3393,0¦ 150135,1¦ 3,9¦ 9635,0¦ ¦ 173430,00¦ 1325005200,0¦ ¦
+---+------------------------+-------+-------+---------+-----+--------+------+----------+-------------+----+
¦ ¦Итого по ХМАО ¦14335,0¦43438,0¦2081577,7¦ *9,3¦136930,0¦**7640¦2464740,00¦18830613600,0¦ ¦
L---+------------------------+-------+-------+---------+-----+--------+------+----------+-------------+-----
Примечание. Средняя рыночная стоимость 1 кв. м нового жилья с
учетом цен 2001 г., к = 1,2 - 7640 руб.
|