16 апреля 2001 года N 31-оз
------------------------------------------------------------------
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОН
ХАНТЫ - МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ
В ХАНТЫ - МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ
Принят Думой Ханты - Мансийского
автономного округа 6 апреля 2001 года
(в ред. Законов ХМАО
от 02.07.2002 N 30-оз, от 14.11.2002 N 61-оз)
ОГЛАВЛЕНИЕ
Статья 1. Осуществление местного самоуправления в Ханты -
Мансийском автономном округе
Глава 1. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
АВТОНОМНОГО ОКРУГА И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
Статья 2. Полномочия органов государственной власти
автономного округа
Статья 3. Предметы ведения местного самоуправления
Статья 4. Право законодательной инициативы органов местного
самоуправления
Глава 2. ИЗМЕНЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА
Статья 5. Порядок изменения муниципального устройства
Статья 6. Субъекты законодательной инициативы
Статья 7. Образование, объединение и упразднение муниципальных
образований
Статья 8. Установление и изменение границ муниципальных
образований и их наименований
Статья 9. Выборы органов местного самоуправления в образуемом
муниципальном образовании
Статья 10. Принятие устава образованного муниципального
образования
Глава 3. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
И ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья 11. Органы местного самоуправления
Статья 12. Представительный орган местного самоуправления
Статья 13. Глава муниципального образования
Статья 14. Иные органы местного самоуправления и должностные
лица местного самоуправления
Статья 15. Правовые акты органов местного самоуправления и
должностных лиц местного самоуправления
Статья 16. Муниципальная служба
Глава 4. УСТАВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья 17. Устав муниципального образования
Статья 18. Регистрация устава муниципального образования
Глава 5. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья 19. Полномочия представительных органов местного
самоуправления
Статья 20. Полномочия главы муниципального образования
Статья 21. Полномочия органа местного самоуправления
муниципального образования в области планирования, учета, бюджета
и финансов
Статья 22. Полномочия органа местного самоуправления
муниципального образования по управлению муниципальной
собственностью
Статья 23. Полномочия органа местного самоуправления
муниципального образования в области использования земель и других
природных ресурсов, охраны природы
Статья 24. Полномочия органа местного самоуправления
муниципального образования в области градостроительства и
архитектуры
Статья 25. Полномочия органа местного самоуправления
муниципального образования в области транспорта, дорожного
хозяйства и связи
Статья 26. Полномочия органа местного самоуправления
муниципального образования в сфере коммунального, торгового и
бытового обслуживания
Статья 27. Полномочия органа местного самоуправления
муниципального образования в сфере социально - культурного
обслуживания населения
Статья 28. Полномочия органа местного самоуправления
муниципального образования в сфере социальной защиты
Статья 29. Полномочия органа местного самоуправления
муниципального образования в сфере обеспечения законности,
правопорядка и безопасности, охраны прав и свобод граждан
Глава 6. ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья 30. Обеспечение минимальных местных бюджетов
Статья 31. Финансовое обеспечение отдельных государственных
полномочий, компенсация дополнительных расходов органов местного
самоуправления
Статья 32. Муниципальная собственность
Глава 7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ,
КОНТРОЛЬ ЗА ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
Статья 33. Ответственность органов местного самоуправления и
должностных лиц местного самоуправления
Статья 34. Ответственность органов местного самоуправления и
должностных лиц местного самоуправления перед физическими и
юридическими лицами
Глава 8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 35. О вступлении в силу настоящего Закона
Статья 36. О признании утратившими силу отдельных правовых
актов
Статья 37. О приведении правовых актов в соответствие с
настоящим Законом
______________________________________________________________________________
Статья 1. Осуществление местного самоуправления в Ханты -
Мансийском автономном округе
Местное самоуправление в Ханты - Мансийском автономном округе
осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и
законодательством автономного округа населением непосредственно, а
также через органы местного самоуправления. Местное самоуправление
в автономном округе осуществляется в формах, определенных
Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством,
а именно: посредством местного референдума, муниципальных выборов,
проведения собраний (сходов) граждан, народной правотворческой
инициативы, обращений граждан в органы местного самоуправления,
осуществления территориального общественного самоуправления в
соответствии с федеральными законами и законами автономного
округа.
Местное самоуправление в автономном округе осуществляется на
территориях муниципальных образований, наименования и границы
которых устанавливаются законом Ханты - Мансийского автономного
округа.
Глава 1. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
АВТОНОМНОГО ОКРУГА И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
Статья 2. Полномочия органов государственной власти
автономного округа
К полномочиям органов государственной власти Ханты -
Мансийского автономного округа помимо положений, закрепленных
статьей 5 Федерального закона "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации", относятся:
(в ред. Закона ХМАО от 14.11.2002 N 61-оз)
1) принятие закона, определяющего условия и порядок контроля
за осуществлением органами местного самоуправления отдельных
государственных полномочий, переданных органами государственной
власти автономного округа;
2) регулирование порядка образования выборных органов местного
самоуправления;
3) определение основных положений порядка образования иных
органов местного самоуправления;
4) определение основных положений порядка отзыва выборного
должностного лица муниципального образования населением;
5) принятие закона, устанавливающего статус депутата, члена
выборного органа местного самоуправления, выборного должностного
лица муниципального образования, ограничений, связанных со
статусом этих органов, лиц, а также установление социальных
гарантий для вышеперечисленных категорий лиц, связанных с
пребыванием на этой должности;
6) установление наименований и видов правовых актов органов
местного самоуправления, полномочий по их изданию;
7) определение основных положений порядка назначения и
проведения местного референдума, принятия и изменения решений
местного референдума;
8) определение порядка проведения муниципальных выборов;
9) определение порядка проведения собрания (схода) граждан;
10) определение порядка организации и деятельности
территориального общественного самоуправления;
11) определение случаев осуществления прав собственника в
отношении муниципальной собственности населением непосредственно;
12) определение случаев ограничения хозяйственной деятельности
предприятий, учреждений, организаций органами местного
самоуправления в соответствии с федеральным законодательством;
(пункт 12 в ред. Закона ХМАО от 14.11.2002 N 61-оз)
13) закрепление отчислений от налогов автономного округа;
14) принятие закона о роспуске представительного органа
местного самоуправления в случаях, установленных федеральным
законодательством;
15) закрепление порядка наступления ответственности органов
местного самоуправления и должностных лиц перед юридическими и
физическими лицами;
16) иные полномочия, закрепленные федеральным
законодательством.
Статья 3. Предметы ведения местного самоуправления
1. В ведении муниципальных образований находятся вопросы
местного значения, а также отдельные государственные полномочия,
которыми могут наделяться органы местного самоуправления.
Муниципальные образования вправе принимать к своему
рассмотрению также иные вопросы, не исключенные из их ведения и не
отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов
государственной власти.
2. К вопросам местного значения относятся вопросы,
установленные уставом муниципального образования в соответствии с
федеральным законодательством и законами Ханты - Мансийского
автономного округа.
3. Наделение органов местного самоуправления отдельными
государственными полномочиями осуществляется только
соответствующими законами автономного округа в порядке,
установленном законом автономного округа.
Статья 4. Право законодательной инициативы органов местного
самоуправления
1. Органы местного самоуправления обладают правом
законодательной инициативы. Предложения органов местного
самоуправления, представляемые ими в качестве законодательной
инициативы, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к
нормативным правовым актам, установленным соответствующим законом
автономного округа, Регламентом Думы Ханты - Мансийского
автономного округа.
2. Законодательные инициативы органов местного самоуправления
подлежат обязательному рассмотрению Думой Ханты - Мансийского
автономного округа.
Глава 2. ИЗМЕНЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА
(в ред. Закона ХМАО от 02.07.2002 N 30-оз)
Статья 5. Порядок изменения муниципального устройства
1. Изменение муниципального устройства осуществляется в
порядке, установленном Законом Ханты - Мансийского автономного
округа "Об образовании, упразднении, объединении муниципальных
образований, изменении их границ и наименований".
2. Под изменением муниципального устройства в настоящем Законе
понимаются вопросы образования, упразднения, объединения
муниципальных образований, изменения их границ и наименований.
Статья 6. Субъекты законодательной инициативы
1. Субъектами законодательной инициативы по вопросам изменения
муниципального устройства являются депутаты Думы автономного
округа, Губернатор автономного округа, Правительство автономного
округа, органы местного самоуправления муниципальных образований
автономного округа, население автономного округа, проживающее на
соответствующей территории, при наличии не менее двадцати тысяч
подписей.
2. Законодательная инициатива осуществляется в порядке,
определенном статьей 5 настоящего Закона и Законом Ханты -
Мансийского автономного округа "О нормативных правовых актах Ханты
- Мансийского автономного округа".
Статья 7. Образование, объединение и упразднение муниципальных
образований
Создание нового муниципального образования, объединение и
упразднение муниципальных образований осуществляется законом
автономного округа с учетом мнения населения соответствующих
муниципальных образований.
Статья 8. Установление и изменение границ муниципальных
образований и их наименований
1. Установление и изменение границ муниципальных образований
осуществляется законом автономного округа с учетом мнения
населения и органов местного самоуправления соответствующих
муниципальных образований.
2. Наименование муниципального образования устанавливается
законом автономного округа.
Статья 9. Выборы органов местного самоуправления в образуемом
муниципальном образовании
1. Выборы органов местного самоуправления образуемого
муниципального образования назначаются Думой Ханты - Мансийского
автономного округа путем принятия закона автономного округа.
2. В образуемом муниципальном образовании избираются глава и
представительный орган местного самоуправления, которые
осуществляют свои полномочия в соответствии с федеральным
законодательством, законодательством автономного округа, настоящим
Законом и уставом муниципального образования.
Количество депутатов представительного органа местного
самоуправления, избираемого в соответствии с настоящей статьей,
устанавливается одновременно с назначением даты выборов законом
автономного округа.
Статья 10. Принятие устава образованного муниципального
образования
1. Устав образованного муниципального образования должен быть
принят в течение года со дня избрания представительного органа
местного самоуправления.
2. Порядок принятия устава образованного муниципального
образования определяется представительным органом местного
самоуправления в соответствии с законами Российской Федерации и
Ханты - Мансийского автономного округа.
Глава 3. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
И ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья 11. Органы местного самоуправления
К органам местного самоуправления относятся:
1) выборные представительные органы местного самоуправления -
думы соответствующих муниципальных образований;
2) иные органы, образуемые в соответствии с уставами
муниципальных образований.
Статья 12. Представительный орган местного самоуправления
1. Представительный орган местного самоуправления состоит из
депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого
избирательного права при тайном голосовании в соответствии с
федеральными законами, законом Ханты - Мансийского автономного
округа.
2. Выборы депутатов представительного органа местного
самоуправления муниципальных образований назначаются Думой
автономного округа.
3. Официальное наименование представительного органа местного
самоуправления муниципального образования определяется уставом
муниципального образования с обязательным указанием
"представительный орган местного самоуправления".
Статья 13. Глава муниципального образования
1. Глава муниципального образования - выборное должностное
лицо местного самоуправления - избирается гражданами, проживающими
на территории муниципального образования, на основе всеобщего
равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо
представительным органом местного самоуправления из своего состава
в порядке, установленном законом Ханты - Мансийского автономного
округа в соответствии с федеральным законом.
2. Выборы главы муниципального образования назначаются Думой
автономного округа.
3. Официальное наименование главы муниципального образования
определяется уставом муниципального образования с указанием "глава
муниципального образования".
Статья 14. Иные органы местного самоуправления и должностные
лица местного самоуправления
1. В уставе муниципального образования помимо органов и главы
муниципального образования, указанных в статьях 12, 13 настоящего
Закона, могут быть предусмотрены иные органы и должностные лица
местного самоуправления, наименования, порядок формирования,
компетенция, сроки полномочий, подотчетность, вопросы организации
и деятельности которых определяются уставом муниципального
образования в соответствии с настоящим Законом.
2. Уставом муниципального образования может быть предусмотрено
образование органов местного самоуправления муниципального
образования, которыми могут являться местные администрации, либо
мэрии, обладающие полномочиями, закрепленными федеральным
законодательством, статьями 21 - 29 настоящего Закона, иными
законами автономного округа и уставом муниципального образования.
3. Не допускается формирование органов местного
самоуправления, не предусмотренных уставом муниципального
образования.
Статья 15. Правовые акты органов местного самоуправления и
должностных лиц местного самоуправления
1. Органы местного самоуправления, выборные и другие
должностные лица местного самоуправления по вопросам своего
ведения в соответствии с уставом муниципального образования
принимают (издают) правовые акты:
1) представительные органы - решения;
2) главы муниципальных образований - постановления и
распоряжения;
3) иные должностные лица в пределах их компетенции - приказы.
2. Порядок принятия и вступления в силу правовых актов органов
местного самоуправления, выборных и других должностных лиц
определяется уставом муниципального образования в соответствии с
федеральным законом и законами автономного округа.
3. Решение, принятое представительным органом местного
самоуправления, направляется главе муниципального образования для
подписания и обнародования в течение пяти дней. До истечения этого
срока глава муниципального образования вправе возвратить решение в
представительный орган для повторного рассмотрения. При повторном
рассмотрении решение может быть принято представительным органом в
прежней редакции в количестве не менее двух третей голосов от
численного состава депутатов, определенного уставом муниципального
образования. В этом случае глава муниципального образования обязан
подписать и обнародовать решение в течение трех дней.
4. Порядок оформления принятых представительным органом
местного самоуправления решений и направления их на подпись главе
муниципального образования устанавливается регламентом
представительного органа местного самоуправления в соответствии с
уставом муниципального образования.
5. Уставом муниципального образования должен быть предусмотрен
порядок исполнения обязанностей главы муниципального образования,
в том числе и порядок подписания решений представительного органа
в отсутствие главы муниципального образования.
6. Решения вступают в силу с момента их официального
опубликования, если в самом решении не предусмотрено иное.
7. Постановление, распоряжение, приказ вступают в силу с
момента их подписания, если в самом постановлении, распоряжении,
приказе не предусмотрено иное.
8. Правовые акты органов местного самоуправления и должностных
лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и
обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их
официального опубликования (обнародования).
Статья 16. Муниципальная служба
Правовая регламентация муниципальной службы, включающая
требования к конкретным должностям, статус муниципального
служащего, условия и порядок осуществления муниципальной службы,
управление службой, социальные и иные гарантии муниципальным
служащим, определяется уставом муниципального образования в
соответствии с законом автономного округа и федеральным законом.
Глава 4. УСТАВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья 17. Устав муниципального образования
В уставе муниципального образования помимо положений,
закрепленных в соответствии с федеральным законом, должны также
указываться:
1) численный состав представительного органа местного
самоуправления;
2) порядок организации деятельности органов территориального
общественного самоуправления и порядок регистрации их уставов;
3) порядок осуществления полномочий главы муниципального
образования и иных выборных должностных лиц местного
самоуправления в случае досрочного прекращения ими своих
должностных полномочий по основаниям, предусмотренным настоящим
Законом и иными законами автономного округа, до проведения выборов
главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц;
4) вопросы организации местного самоуправления, обусловленные
компактным проживанием на территории муниципального образования
национальных групп и общностей, коренных малочисленных народов
Севера, с учетом исторических и иных местных традиций в
соответствии с законами автономного округа;
5) другие положения об организации местного самоуправления, о
компетенции и порядке деятельности органов местного самоуправления
и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с
федеральным законодательством, настоящим Законом и другими
законами автономного округа.
Статья 18. Регистрация устава муниципального образования
1. Порядок государственной регистрации устава муниципального
образования, принятых изменений и дополнений к уставу
муниципального образования устанавливается законом Ханты -
Мансийского автономного округа.
2. Устав муниципального образования вступает в силу после его
государственной регистрации и официального опубликования
(обнародования). В таком же порядке вступают в силу изменения,
дополнения в устав муниципального образования.
Глава 5. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья 19. Полномочия представительных органов местного
самоуправления
Полномочия представительных органов местного самоуправления
определяются уставом муниципального образования в соответствии с
законодательством.
Статья 20. Полномочия главы муниципального образования
Полномочия главы муниципального образования определяются
уставом муниципального образования в соответствии с
законодательством.
Статья 21. Полномочия органа местного самоуправления
муниципального образования в области планирования, учета, бюджета
и финансов
Орган местного самоуправления в пределах своей компетенции:
1) разрабатывает проекты местного бюджета, планов и программ
социально - экономического развития;
2) получает на безвозмездной основе от коммерческих и
некоммерческих организаций, расположенных на соответствующей
территории, сведения, необходимые для анализа и планирования
социально - экономического развития, осуществляет обязательное для
таких планов и мероприятий согласование;
3) осуществляет исполнение местного бюджета;
4) оказывает содействие органам государственной статистики,
представляет им и получает от них необходимые статистические
данные;
5) осуществляет статотчетность согласно законодательству в
установленном порядке;
6) осуществляет иные полномочия в соответствии с
законодательством.
Статья 22. Полномочия органа местного самоуправления
муниципального образования по управлению муниципальной
собственностью
Орган местного самоуправления в пределах своей компетенции:
1) самостоятельно управляет муниципальной собственностью;
2) решает вопросы по созданию, приобретению, использованию и
отчуждению объектов муниципальной собственности в соответствии с
законодательством и уставом муниципального образования;
3) организует мероприятия по приватизации муниципальных
унитарных предприятий и иного имущества, находящегося в
муниципальной собственности;
4) создает экономически благоприятные условия коммерческим и
некоммерческим организациям, способствующие экономическому и
социальному развитию территории, расширению производства товаров
народного потребления и иной продукции, оказанию услуг населению;
5) в соответствии с законодательством создает муниципальные
предприятия, учреждения и осуществляет управление ими;
6) осуществляет иные полномочия в соответствии с
законодательством.
Статья 23. Полномочия органа местного самоуправления
муниципального образования в области использования земель и других
природных ресурсов, охраны природы
Орган местного самоуправления в пределах своей компетенции:
1) разрабатывает и выполняет программы по использованию
муниципальных земель, повышению плодородия почв, охране земельных
ресурсов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями;
2) обеспечивает планирование использования муниципальных
земель;
3) обеспечивает контроль за использованием муниципальных
земель;
4) устанавливает в соответствии с законодательством карантин и
обеспечивает соблюдение карантинных и ветеринарно - санитарных
правил;
5) обеспечивает проведение обязательных мероприятий по борьбе
с вредителями, болезнями сельскохозяйственных растений и
сорняками; принимает в соответствии с законодательством решения об
установлении или снятии карантина в связи с болезнью растений,
организует контроль за соблюдением техники безопасности при
применении химических средств защиты растений, а также правил,
связанных с установлением карантина;
6) содействует осуществлению контроля за использованием и
охраной вод, лесов, недр, атмосферного воздуха и животного мира,
участвует в планировании развития лесного хозяйства, использовании
лесных ресурсов; обеспечивает проведение мероприятий по охране и
защите лесов, осуществляет постоянный контроль за соблюдением
установленных правил охоты и рыболовства;
7) организует выполнение мероприятий по охране природы и
улучшению экологической среды, рациональному использованию,
сохранению и восстановлению природных ресурсов, а также
строительство и реконструкцию объектов охраны природы;
8) осуществляет иные полномочия в соответствии с
законодательством.
Статья 24. Полномочия органа местного самоуправления
муниципального образования в области градостроительства и
архитектуры
Орган местного самоуправления в пределах своей компетенции:
1) разрабатывает территориальную комплексную схему
градостроительного развития территории муниципального образования
(генеральный план развития муниципального образования);
2) организует за счет собственных средств и на долевых началах
строительство и ремонт объектов производственного, коммунально -
бытового и социально - культурного назначения;
3) разрабатывает правила застройки муниципального образования;
4) осуществляет иные полномочия в соответствии с
законодательством.
Статья 25. Полномочия органа местного самоуправления
муниципального образования в области транспорта, дорожного
хозяйства и связи
Орган местного самоуправления в пределах своей компетенции:
1) организует в границах соответствующей территории
транспортное обслуживание населения;
2) создает за счет собственных средств муниципальные унитарные
транспортные предприятия, привлекает на договорных началах к
транспортному обслуживанию населения коммерческие организации;
3) содействует развитию на соответствующей территории сети
автомобильных дорог общего пользования, а также созданию условий
для автосервиса и отдыха пассажиров;
4) организует за счет собственных средств на договорных
началах содержание, строительство, реконструкцию и ремонт
муниципальных автомобильных дорог;
5) содействует развитию средств связи;
6) осуществляет иные полномочия в соответствии с
законодательством.
Статья 26. Полномочия органа местного самоуправления
муниципального образования в сфере коммунального, торгового и
бытового обслуживания
Орган местного самоуправления в пределах своей компетенции:
1) организует за счет собственных средств или на договорных
началах работы по электрификации, газоснабжению, канализации,
водоснабжению, сбору и утилизации промышленных и бытовых отходов в
населенных пунктах;
2) организует коммунальное, торговое и бытовое обслуживание
населения;
3) оказывает содействие общественным объединениям
потребителей, их ассоциациям, союзам;
4) способствует развитию межтерриториальных торговых связей,
обеспечивает функционирование ярмарок, содействует развитию
оптовой и розничной торговли;
5) организует эксплуатацию муниципального жилищного фонда и
нежилых помещений, муниципальных объектов коммунального хозяйства;
6) координирует деятельность коммерческих организаций по
обеспечению населения территории продуктами питания и товарами
народного потребления;
7) контролирует соблюдение цен, правил торговли, санитарное
состояние мест торговли;
8) координирует закупку, хранение, переработку и реализацию
сельскохозяйственных продуктов;
9) организует благоустройство и озеленение территорий;
контролирует благоустройство территорий, переданных коммерческим и
некоммерческим организациям;
10) осуществляет иные полномочия в соответствии с
законодательством.
Статья 27. Полномочия органа местного самоуправления
муниципального образования в сфере социально - культурного
обслуживания населения
Орган местного самоуправления в пределах своей компетенции:
1) осуществляет управление всеми расположенными на
соответствующей территории муниципальными унитарными
предприятиями, учреждениями народного образования, культуры,
здравоохранения, социального обеспечения, физической культуры и
спорта;
2) осуществляет контроль за соблюдением установленных правил,
нормативов и стандартов в работе муниципальных унитарных
предприятий и учреждений культуры, физкультуры и спорта и других;
3) оказывает содействие в развитии театрального, музыкального,
изобразительного и иных видов искусства, народного творчества, а
также в сохранении национально - культурных традиций и родного
языка народов, проживающих на соответствующей территории;
4) осуществляет охрану и организует использование
расположенных на соответствующей территории памятников природы,
истории и культуры;
5) организует проведение мероприятий в области образования,
здравоохранения, культуры и спорта;
6) оказывает содействие деятельности средств массовой
информации, полиграфической и издательской деятельности;
7) осуществляет иные полномочия в соответствии с
законодательством.
Статья 28. Полномочия органа местного самоуправления
муниципального образования в сфере социальной защиты
Орган местного самоуправления в пределах своей компетенции:
1) участвует в работе по трудоустройству, материальному и
бытовому обслуживанию инвалидов и пенсионеров;
2) разрабатывает программы повышения уровня занятости
населения и организует их исполнение;
3) организует общественные оплачиваемые работы, определяет
условия привлечения к ним граждан, нуждающихся в трудоустройстве;
4) принимает меры к созданию дополнительных рабочих мест на
муниципальных унитарных предприятиях;
5) осуществляет иные полномочия в соответствии с
законодательством.
Статья 29. Полномочия органа местного самоуправления
муниципального образования в сфере обеспечения законности,
правопорядка и безопасности, охраны прав и свобод граждан
Орган местного самоуправления в пределах своей компетенции:
1) содействует выполнению федерального законодательства,
законодательства автономного округа и осуществлению контроля за
соблюдением его на соответствующей территории;
2) осуществляет в случаях стихийных бедствий, экологических
катастроф, эпидемий, пожаров, массовых нарушений общественного
порядка предусмотренные законодательством меры, связанные со
спасением жизни людей, защитой здоровья и прав, охраной
собственности, поддержанием порядка, организует проведение
противопожарных мероприятий;
3) руководит муниципальными милицией и пожарной охраной,
вправе за счет собственных средств и долевого участия создавать
специализированные формирования по охране общественного порядка в
соответствии с законодательством;
4) организует прием населения должностными лицами органов
местного самоуправления;
5) рассматривает жалобы, заявления и предложения граждан в
пределах своей компетенции;
6) содействует призыву граждан на действительную военную
службу, проведению учебных сборов и начальной военной подготовки,
военно - патриотическому воспитанию населения;
7) участвует в мероприятиях по мобилизационной подготовке,
ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороне,
обеспечивает выполнение законодательства Российской Федерации о
льготах и преимуществах, установленных для граждан в связи с их
участием в военных действиях, службой в Вооруженных Силах, а также
для членов их семей;
8) рассматривает ходатайства и вносит предложения в
соответствующие органы о награждении государственными наградами и
присвоении почетных званий;
9) осуществляет иные полномочия в соответствии с
законодательством.
Глава 6. ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья 30. Обеспечение минимальных местных бюджетов
1. Органы государственной власти автономного округа в
соответствии с законом обеспечивают муниципальным образованиям
автономного округа минимальные местные бюджеты путем закрепления
доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов
местных бюджетов.
2. Минимально необходимые расходы местных бюджетов
устанавливаются законами автономного округа на основе нормативов
минимальной бюджетной обеспеченности.
3. Расходная часть минимальных местных бюджетов определяется
суммой затрат, включаемых в бюджет текущих расходов, и минимально
необходимой суммой затрат, включаемых в бюджет капитальных
расходов.
4. Доходная часть минимальных бюджетов муниципальных
образований должна полностью покрывать указанные суммы затрат
путем закрепления на долговременной основе законом Ханты -
Мансийского автономного округа доходных источников. В случае если
покрытие расходов бюджетов муниципальных образований не может быть
обеспечено за счет закрепленных доходных источников, органы
государственной власти автономного округа передают органам
местного самоуправления иные доходные источники бюджета
автономного округа, при этом свободные переходящие остатки местных
бюджетов предыдущего года в расчет не принимаются.
5. Законом автономного округа исходя из финансовых
возможностей бюджета автономного округа устанавливаются минимально
необходимые капитальные расходы бюджетов муниципальных образований
на соответствующий период.
Минимально необходимая сумма затрат бюджетов развития
муниципальных образований устанавливается в процентах от объема
бюджета текущих расходов. Указанный процент должен быть равным для
всех муниципальных образований и установлен законом о бюджете
автономного округа на очередной финансовый год.
В случае недостатка средств в бюджете муниципального
образования для покрытия минимально необходимой суммы затрат
бюджета развития муниципального образования указанные суммы
обеспечиваются субсидиями из бюджета автономного округа.
Статья 31. Финансовое обеспечение отдельных государственных
полномочий, компенсация дополнительных расходов органов местного
самоуправления
1. Финансовые средства, необходимые для осуществления органами
местного самоуправления отдельных государственных полномочий,
ежегодно предусматриваются в бюджете автономного округа.
2. Увеличение расходов или уменьшение доходов органов местного
самоуправления, возникшее в результате решений, принятых органами
государственной власти Ханты - Мансийского автономного округа,
компенсируется в соответствии с законодательством. Размер
компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего
решения. Решения органов государственной власти, влекущие
дополнительные расходы органов местного самоуправления,
реализуются органами местного самоуправления в пределах,
переданных им в качестве компенсации средств.
Статья 32. Муниципальная собственность
Формирование, управление и распоряжение муниципальной
собственностью осуществляются на основе федерального
законодательства, законодательства автономного округа и устава
муниципального образования.
Глава 7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ,
КОНТРОЛЬ ЗА ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
Статья 33. Ответственность органов местного самоуправления и
должностных лиц местного самоуправления
Органы местного самоуправления и должностные лица местного
самоуправления несут ответственность перед населением
муниципального образования, государством, физическими и
юридическими лицами в соответствии с федеральным законодательством
и законодательством автономного округа.
Статья 34. Ответственность органов местного самоуправления и
должностных лиц местного самоуправления перед физическими и
юридическими лицами
Ответственность органов местного самоуправления и должностных
лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими
лицами наступает в порядке, установленном федеральными законами,
законом Ханты - Мансийского автономного округа, уставами
муниципальных образований.
Глава 8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 35. О вступлении в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального
опубликования.
Статья 36. О признании утратившими силу отдельных правовых
актов
С момента вступления в силу настоящего Закона признаются
утратившими силу:
1) Закон Ханты - Мансийского автономного округа от 27 декабря
1995 года N 14-оз "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Ханты - Мансийском автономном округе";
2) Закон Ханты - Мансийского автономного округа от 10 октября
1998 года N 66-оз "О внесении дополнений в статью 24 Закона Ханты
- Мансийского автономного округа "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Ханты - Мансийском автономном округе"
(Собрание законодательства Ханты - Мансийского автономного округа,
1998, N 10, ст. 840);
3) Закон Ханты - Мансийского автономного округа "О внесении
изменения в Закон Ханты - Мансийского автономного округа от 13
декабря 1999 года N 75-оз "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Ханты - Мансийском автономном округе" (Собрание
законодательства Ханты - Мансийского автономного округа, 2000,
N 12, ст. 826);
4) Закон Ханты - Мансийского автономного округа от 13 февраля
2001 года N 13-оз "О внесении изменений в Закон Ханты -
Мансийского автономного округа "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Ханты - Мансийском автономном округе"
(Собрание законодательства Ханты - Мансийского автономного округа,
2001, N 2, ст. 59).
Статья 37. О приведении правовых актов в соответствие с
настоящим Законом
1. Губернатору Ханты - Мансийского автономного округа и Думе
Ханты - Мансийского автономного округа, органам местного
самоуправления привести свои правовые акты в соответствие с
настоящим Законом в течение трех месяцев со дня вступления его в
силу.
2. Правовые акты органов государственной власти Ханты -
Мансийского автономного округа и органов местного самоуправления
до приведения их в соответствие с настоящим Законом применяются в
части, не противоречащей настоящему Закону.
Губернатор
автономного округа
А.В.ФИЛИПЕНКО
г. Ханты - Мансийск
16 апреля 2001 года
N 31-оз
|