УТРАТИЛ СИЛУ - ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ХМАО - ЮГРЫ
от 19.04.2004 N 171-п
ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ - МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 апреля 2001 г. N 164-п
О ТРЕБОВАНИЯХ К РАЗРАБОТКЕ ПЛАНОВ
ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ РАЗЛИВОВ НЕФТИ,
НЕФТЕПРОДУКТОВ, ГАЗОВОГО КОНДЕНСАТА НА ТЕРРИТОРИИ
ХАНТЫ - МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации
от 21 августа 2000 года N 613 "О неотложных мерах по
предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и
нефтепродуктов", учитывая особенности климатического,
географического и иного характера территории Ханты - Мансийского
автономного округа, Правительство автономного округа постановляет:
1. Утвердить требования к разработке планов по предупреждению
и ликвидации аварийных разливов нефти, нефтепродуктов, газового
конденсата предприятиями Ханты - Мансийского автономного округа,
осуществляющими добычу, транспортировку, переработку и хранение
нефти, нефтепродуктов и газового конденсата (прилагаются).
2. Установить срок разработки планов по предупреждению и
ликвидации аварийных разливов нефти, нефтепродуктов и газового
конденсата - 3 месяца с момента утверждения настоящего
постановления.
3. Контроль за выполнением постановления возложить на
заместителя Председателя Правительства автономного округа Карасева
В.И.
Председатель Правительства
автономного округа
А.В.ФИЛИПЕНКО
Приложение
к постановлению
Правительства
Ханты - Мансийского
автономного округа
от 17 апреля 2001 г. N 164-п
ТРЕБОВАНИЯ
К РАЗРАБОТКЕ ПЛАНОВ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ
АВАРИЙНЫХ РАЗЛИВОВ НЕФТИ, НЕФТЕПРОДУКТОВ,
ГАЗОВОГО КОНДЕНСАТА
НА ТЕРРИТОРИИ ХАНТЫ - МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
1. Требования к разработке планов по предупреждению и
ликвидации аварийных разливов нефти, нефтепродуктов, газового
конденсата на территории Ханты - Мансийского автономного округа,
разработанные с учетом особенностей территории автономного округа,
характера расположения лицензионных участков по добыче
углеводородного сырья, большинство из которых находится в
водоохранных зонах рек, относящихся к водоемам высшей категории
рыбохозяйственного значения, и в заболоченных участках местности,
формирующих стоки рек, заключаются в следующем:
1.1. Планы разрабатываются с учетом максимально возможного
объема разлившихся нефти, нефтепродуктов и газового конденсата
предприятиями:
- ведущими добычу углеводородного сырья;
- ведущими эксплуатационное разбуривание месторождений нефти;
- ведущими поисково - разведочное бурение на нефть;
- осуществляющими транспортировку нефти по внутрипромысловым и
магистральным трубопроводам;
- осуществляющими транспортировку нефти и ГСМ водным,
железнодорожным и автомобильным транспортом;
- газоперерабатывающими заводами;
- осуществляющими хранение нефти, нефтепродуктов, газового
конденсата в емкостях товарных парков и нефтебазах.
1.2. Разработанные планы в установленном порядке
согласовываются с Управлением по охране окружающей природной среды
Ханты - Мансийского автономного округа, отделами Управления
Тюменского округа Госгортехнадзора Российской Федерации, Комитетом
природных ресурсов по Ханты - Мансийскому автономному округу и
утверждаются Управлением по делам гражданской обороны и
чрезвычайным ситуациям Ханты - Мансийского автономного округа и
Департаментом по нефти, газу и минеральным ресурсам Ханты -
Мансийского автономного округа.
1.3. В зависимости от объема разлившейся нефти,
нефтепродуктов, газового конденсата и площади разлива выделяются
чрезвычайные ситуации:
а) по локальному значению - зона загрязнения не выходит за
пределы земельного отвода (территории объекта):
- масса нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, попавшая в
водные объекты, - до 1 тонны;
- масса нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, попавшая
на рельеф местности, - до 29,0 тонн;
- общая площадь загрязнения до 0,04 га;
б) по местному значению - зона загрязнения выходит за пределы
отвода земель (территория объекта):
- масса нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, попавшая в
водные объекты, - от 1 тонны до 5 тонн;
- масса нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, попавшая
на рельеф местности, - от 29 до 145 тонн;
- общая площадь загрязнения от 0,05 до 0,2 га;
в) по территориальному значению - зона загрязнения не выходит
за пределы территории Ханты - Мансийского автономного округа:
- масса нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, попавшая в
водные объекты, - от 5 тонн до 500 тонн;
- масса нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, попавшая
на рельеф местности, - от 145 до 1450 тонн;
- общая площадь загрязнения от 0,2 га до 20 га;
г) по региональному значению - зона загрязнения выходит за
пределы Ханты - Мансийского автономного округа:
- масса нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, попавшая в
водные объекты, - от 500 тонн и выше;
- масса нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, попавшая
на рельеф местности, - от 1450 тонн и выше.
1.4. Планами предусматриваются:
- организация на предприятиях служб технического надзора за
промысловыми трубопроводами;
- организация лабораторий дефектоскопии при предприятиях;
- приобретение оборудования и приборов для организации работы
лаборатории дефектоскопии;
- реконструкция нефтесборных сетей и замена трубопроводов на
коррозионно - стойкие металлопластиковые трубы;
- замена задвижек на гидроциклонах, ревизия запорной арматуры
и подводных трубопроводов;
- восстановление обваловок кустовых площадок и нефтебаз,
товарных парков;
- обеспечение надежной работы противовыбросного оборудования
при бурении разведочных и промысловых скважин;
- осуществление обработки и освоения законченных бурением
нефтяных скважин в нефтесборный коллектор или специальную емкость;
- создание специализированных подразделений, аварийных бригад
на предприятиях для ликвидации аварийных разливов нефти и ее
производных;
- порядок обеспечения постоянной готовности специализированных
подразделений;
- организация управления и связи между спецподразделениями,
принимающими участие в ликвидации аварий;
- прогнозирование возможных мест аварий и возможных объемов
разливов нефти, нефтепродуктов и газового конденсата;
- транспортная инфраструктура в районе возможных аварийных
разливов;
- время доставки спецподразделений к местам аварий;
- расчет транспортных средств и схема доставки
спецподразделений и оборудования к местам аварии различными видами
транспорта: авиационным, автомобильным, водным, вездеходным;
- первоочередные действия при получении сигнала об аварийной
ситуации;
- схема оповещения об аварийной ситуации Управления по делам
ГО и ЧС Ханты - Мансийского автономного округа, Российской
транспортной инспекции, Гостехнадзора России, Комитета природных
ресурсов по Ханты - Мансийскому автономному округу, Управления по
охране окружающей природной среды Ханты - Мансийского автономного
округа, администраций городов и районов;
- снабжение спецподразделений оборудованием и снаряжением:
а) нефтесборными агрегатами,
б) боновыми заграждениями для улавливания нефти,
в) резервуарами мобильного развертывания (емкости для сбора
нефти),
г) судами - нефтесборщиками,
д) комплектами гибких труб,
е) насосными агрегатами,
ж) установками по очистке нефтезагрязненных грунтов,
з) болотоходами.
1.5. Для быстрой локализации и ликвидации аварийных разливов
определяются:
а) карьеры грунта, используемого для прокладки временных
автодорог к месту аварии, и обваловка места аварии;
б) необходимое количество автомобильной (самосвальной),
тракторной (бульдозеров, грейдеров), погрузочной техники для
обеспечения эффективной работы по устранению аварийного разлива
нефти;
в) места установки боновых заграждений на водоемах;
г) наличие полигонов по хранению нефтезагрязненных почв,
установок по переработке этих почв.
1.6. Рекультивация нефтезагрязненных земель включает в себя:
а) механический метод (зачистка и сбор нефтезагрязненных
земель и вывоз их на полигоны утилизации);
б) биологический метод (обработка нефтезагрязненных земель
бакпрепаратами "Путидойл", "Дегродойл" и другими, биосорбентом
типа "Биосорб").
1.7. Обмен информацией между спецподразделениями - участниками
ликвидации аварийного разлива на месторождении.
2. Отчет о проведении операции по ликвидации разлива нефти,
нефтепродуктов, газового конденсата должен содержать (учитывая
положения пункта 1 настоящих требований):
- акт технического расследования аварийного разлива нефти,
нефтепродуктов и газового конденсата;
- выкопировку (схему) участка местности с нанесением места
аварии;
- принятые меры по ликвидации последствий аварийного разлива
(откачка нефти, нефтяной эмульсии, обваловка грунтом загрязненного
участка, применение биосорбентов, бакпрепаратов, отсыпка
загрязненного участка торфом);
- экономические затраты на ликвидацию аварии;
- уровень остаточного загрязнения;
- расчеты потерь нефти, попавшей в окружающую среду;
- сроки окончательной рекультивации загрязненных земель, сдача
их землепользователю и срок очистки загрязненных акваторий,
согласованные с Управлением по охране окружающей природной среды
Ханты - Мансийского автономного округа.
3. В целях отработки планов проводятся комплексные учения или
командно - штабные тренировки не реже одного раза в год.
Порядок и периодичность проверки готовности сил и средств,
привлекаемых для ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов,
газового конденсата локального, местного и территориального
значения, определяются комиссией по чрезвычайным ситуациям
Правительства Ханты - Мансийского автономного округа.
4. По другим требованиям, не указанным как особенности
территории автономного округа, применяются нормы Постановления
Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 года N 613.
5. Установить, что в случаях утверждения соответствующих
требований к разработке планов по предупреждению и ликвидации
разливов нефти и нефтепродуктов органами местного самоуправления
муниципальных образований автономного округа с учетом особенностей
их территорий также применяются положения настоящих требований.
|