ДУМА ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА
РЕШЕНИЕ
от 15 июня 2001 г. N 60
О РЕГЛАМЕНТЕ ДУМЫ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НИЖНЕВАРТОВСК
(в ред. решений Думы города Нижневартовска
от 24.11.2001 N 105, от 20.02.2002 N 136,
от 26.03.2002 N 150, от 22.11.2004 N 417,
от 01.03.2006 N 644)
Рассмотрев дополнения и изменения, внесенные в Регламент Думы
муниципального образования, утвержденный в первом чтении, и
руководствуясь Уставом муниципального образования город окружного
значения Нижневартовск, Дума муниципального образования решила:
1. Утвердить Регламент Думы муниципального образования город
Нижневартовск.
2. Считать решение Думы города от 26.02.1999 N 295 "О
Регламенте Думы города Нижневартовска" утратившим силу.
3. Контроль за выполнением решения возложить на председателя
Думы муниципального образования (Тихонов В.П.).
4. Решение вступает в силу со дня его подписания.
Глава муниципального образования
город Нижневартовск
Ю.И.ТИМОШКОВ
Утвержден
решением
Думы города Нижневартовска
от 15 июня 2001 г. N 60
РЕГЛАМЕНТ
ДУМЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НИЖНЕВАРТОВСК
(в ред. решений Думы города Нижневартовска
от 24.11.2001 N 105, от 20.02.2002 N 136,
от 26.03.2002 N 150, от 22.11.2004 N 417,
от 01.03.2006 N 644)
Настоящий Регламент является правовым актом, устанавливающим
порядок деятельности, основные правила и процедуры работы Думы
муниципального образования город Нижневартовск (далее - Дума).
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Правовые основы деятельности Думы
1. Правовую основу деятельности Думы составляют законы
Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа, Устав
муниципального образования город Нижневартовск, иные правовые акты
Думы и настоящий Регламент.
2. Дума является самостоятельным представительным органом
местного самоуправления с правами юридического лица, решает все
вопросы, отнесенные действующим законодательством к ее ведению.
(в ред. решения Думы города Нижневартовска от 01.03.2006 N 644)
3. Расходы на обеспечение деятельности Думы утверждаются Думой
самостоятельно и принимаются отдельной строкой в бюджете города.
4. Дума состоит из 25 депутатов (установленное число),
избранных жителями города на основе всеобщего, равного и прямого
избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет.
(в ред. решения Думы города Нижневартовска от 01.03.2006 N 644)
Порядок выборов и статус депутатов Думы устанавливаются
законодательством.
(в ред. решения Думы города Нижневартовска от 01.03.2006 N 644)
5. Дума правомочна начать свою работу, если в ее состав избрано
16 депутатов.
(в ред. решения Думы города Нижневартовска от 01.03.2006 N 644)
6. Деятельность Думы основывается на коллективном свободном
обсуждении и решении вопросов, ответственности и законности.
Глава 2. ВНУТРЕННЕЕ УСТРОЙСТВО И ОРГАНЫ ДУМЫ
Статья 2. Председатель Думы
1. Работу Думы организует ее председатель, избранный на первом
заседании Думы из числа депутатов тайным голосованием на срок
полномочий Думы данного созыва. Осуществляет свои полномочия на
постоянной оплачиваемой основе.
2. Каждый депутат имеет право выдвинуть на должность
председателя Думы свою кандидатуру либо другую из числа депутатов
для обсуждения на заседании Думы.
3. Кандидаты на должность председателя Думы могут выступать на
заседании Думы с программой своей деятельности. Каждый депутат
вправе задавать вопросы кандидатам, высказать свое мнение по
представленным программам, агитировать "за" или "против"
кандидатов, выдвинутых на должность председателя Думы.
4. По решению депутатов каждому кандидату на должность
председателя Думы предоставляется время для выступления и ответов
на вопросы. Время устанавливается одинаковое по продолжительности
для всех кандидатов: для выступлений - 15 минут, для ответов на
вопросы - до 10 минут, для обсуждения кандидатов каждому
выступающему - до 5 минут.
5. Обсуждение кандидатов прекращается по решению Думы,
принятому простым большинством голосов от присутствующих на
заседании Думы, после чего кандидатуры для избрания на должность
председателя Думы вносятся в бюллетень для тайного голосования.
6. Голосование проводится с учетом требований главы 4
настоящего Регламента. Председателем считается избранным тот
кандидат, который по результатам голосования получил более
половины голосов депутатов, избранных в Думу. Об избрании
председателя Думы принимается решение.
7. Председатель Думы может быть освобожден от должности
(недоверие) депутатами путем тайного голосования, если за
освобождение (недоверие) проголосовало более половины депутатов,
избранных в Думу. Вопрос об освобождении (недоверии) от должности
председателя Думы должен быть рассмотрен на постоянных депутатских
комиссиях за месяц до рассмотрения данного вопроса на заседании
Думы. Добровольное сложение председателем своих полномочий
удовлетворяется Думой на основании письменного заявления.
8. Председатель Думы:
а) осуществляет руководство подготовкой заседаний Думы и
вопросов, вносимых на рассмотрение Думы;
б) созывает заседания Думы, доводит до сведения депутатов время
и место их проведения, а также повестку дня заседания. Ведет
заседания Думы в соответствии с настоящим Регламентом;
в) в установленных законодательством случаях подписывает
документы Думы;
г) руководит работой аппарата Думы. Пользуясь правом найма и
увольнения, назначает и освобождает от должности работников
аппарата Думы. Налагает в соответствии с законодательством
Российской Федерации о труде дисциплинарные взыскания на
работников аппарата Думы;
д) оказывает содействие депутатам Думы в осуществлении ими
своих полномочий, организует обеспечение их необходимой
информацией, рассматривает вопросы, связанные с высвобождением
депутатов для депутатской деятельности в Думе, а также вопросы,
связанные с увольнением депутатов с прежнего места работы или
службы в связи с переходом на работу в Думе на постоянной
оплачиваемой основе;
е) принимает меры по обеспечению гласности и учету
общественного мнения в работе Думы;
ж) обеспечивает в соответствии с решением Думы обсуждение
гражданами проектов важнейших решений Думы, а также вопросов
городского значения, организует в Думе прием граждан, рассмотрение
их обращений, заявлений и жалоб;
з) является распорядителем по расходам, предназначенным
городским бюджетом на подготовку и проведение заседаний Думы,
работу депутатов Думы, содержание аппарата Думы, и по другим
расходам, связанным с деятельностью Думы;
и) от имени Думы подписывает исковые заявления, направляемые в
суд, а также представляет и защищает интересы Думы в
соответствующих органах власти и управления;
к) решает и иные вопросы, которые могут быть поручены ему
Думой, возложены на него действующим законодательством, а также
Уставом муниципального образования город Нижневартовск и настоящим
Регламентом;
л) по вопросам своей компетенции председатель Думы издает
приказы.
Статья 3. Заместитель председателя Думы
1. Заместитель председателя Думы избирается из числа депутатов
тайным голосованием на срок полномочий Думы данного созыва.
Порядок избрания и освобождения (недоверие) от должности
заместителя председателя Думы осуществляется в таком же порядке,
как председателя Думы.
2. Заместитель председателя Думы осуществляет свои функции в
соответствии с поручениями председателя Думы. В случае отсутствия
председателя Думы или невозможности выполнять им свои обязанности
заместитель председателя Думы осуществляет руководство подготовкой
вопросов, вносимых на рассмотрение Думой, созывает заседания и
председательствует на заседаниях Думы.
Статья 4. Депутатские комиссии и группы
1. Дума вправе создавать постоянные депутатские комиссии,
временные депутатские комиссии и (рабочие) группы. Участие
депутатов в работе комиссий, групп осуществляется на основе
волеизъявления депутатов в соответствии с настоящим Регламентом и
Положением о постоянных депутатских комиссиях Думы.
2. Постоянная депутатская комиссия является постоянным
структурным подразделением Думы и образуется решением Думы на срок
полномочий Думы. Количество комиссий, их численный состав,
перечень направлений деятельности комиссий, полномочия комиссий и
порядок их осуществления определяются решением Думы и Положением о
постоянных депутатских комиссиях Думы.
Каждый депутат Думы, за исключением председателя Думы, обязан
состоять в одной из постоянных депутатских комиссий Думы.
(в ред. решения Думы города Нижневартовска от 20.02.2002 N 136)
3. Временная депутатская комиссия, рабочая группа избирается из
числа депутатов Думы в составе председателя и членов комиссии
(группы). Решение об избрании временной депутатской комиссии
(группы) и ее состав принимаются большинством депутатов,
принимающих участие в заседании Думы. Депутат, не избранный в
состав временной депутатской комиссии (группы), может участвовать
в ее работе с правом совещательного голоса.
4. Задачи временной депутатской комиссии (группы) определяются
при ее избрании Думой. По результатам своей деятельности временная
депутатская комиссия (группа) предоставляет Думе соответствующую
информацию, которая оглашается на заседании Думы.
Временная депутатская комиссия (группа) прекращает свою
деятельность после выполнения возложенных на нее задач или
досрочно по решению Думы.
Статья 5. Председатель постоянной депутатской комиссии Думы
1. Председатель постоянной депутатской комиссии избирается
Думой из числа членов комиссии по представлению комиссии открытым
голосованием.
2. Председатель постоянной депутатской комиссии Думы:
а) созывает заседания комиссии и обеспечивает подготовку
материалов к заседанию комиссии;
б) ведет заседания комиссии, подписывает их решения, протоколы;
в) обеспечивает членов комиссии материалами и документами,
связанными с деятельностью комиссии;
г) дает поручения членам комиссии;
д) выполняет иные функции, связанные с организацией работы
комиссии.
3. Председатель постоянной депутатской комиссии освобождается
от должности по личному заявлению либо по представлению комиссии
решением Думы.
Статья 6. Заседания постоянных депутатских комиссий Думы
1. Заседания комиссий Думы созывает и проводит председатель
соответствующей комиссии Думы.
О заседании комиссии Думы председатель комиссии уведомляет не
менее чем за двое суток членов комиссии, а также других участников
заседания. Заседание комиссии Думы правомочно, если на нем
присутствует не менее половины депутатов, входящих в состав данной
комиссии.
Депутат обязан присутствовать на заседаниях комиссии Думы,
членом которой он является.
Порядок проведения заседания комиссии и обсуждения вопросов
определяется комиссией самостоятельно.
(в ред. решения Думы города Нижневартовска от 26.03.2002 N 150)
2. В заседаниях комиссии Думы могут принимать участие с правом
совещательного голоса депутаты Думы, не входящие в состав данной
комиссии, а также представители государственных органов, органов
местного самоуправления, общественных объединений и средств
массовой информации.
3. Решения комиссии Думы принимаются открытым голосованием
большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов
соответствующей комиссии Думы. Решения комиссии и протокол
комиссии подписывает ее председатель. Депутаты Думы вправе
знакомиться с протоколами заседаний любой из комиссий Думы.
Статья 7. Совместные заседания постоянных депутатских комиссий
Думы
1. При рассмотрении вопросов, относящихся к ведению нескольких
постоянных депутатских комиссий, могут проводиться совместные
заседания.
2. Совместные заседания постоянных депутатских комиссий Думы
проводятся по инициативе председателя Думы или группы депутатов.
3. Председательствует на совместном заседании председатель
одной из постоянных депутатских комиссий Думы по согласованию
между собой или председатель Думы.
4. Решения принимаются простым большинством голосов общего
состава членов каждой комиссии и подписываются председателями
постоянных депутатских комиссий Думы.
Статья 8. Орган муниципального финансового контроля
1. Для осуществления контроля за исполнением городского бюджета
Дума образует орган муниципального финансового контроля.
Состав и порядок деятельности органа муниципального финансового
контроля определяются Положением об органе муниципального
финансового контроля.
Статья 9. Аппарат Думы
1. Для обеспечения деятельности Думы создается аппарат Думы.
Функцией аппарата Думы является организационное, правовое,
информационное и материально-техническое обеспечение деятельности
Думы, ее депутатских комиссий и депутатов Думы, оказание им помощи
в осуществлении ими своих полномочий.
2. Структура аппарата Думы, смета расходов на его содержание, а
также должностные инструкции работников аппарата Думы утверждаются
председателем Думы. Права и обязанности работников аппарата Думы
определяются действующим законодательством.
3. Аппарат Думы:
а) проводит правовую экспертизу проектов решений Думы;
б) ведает делопроизводством Думы;
в) обеспечивает протоколирование заседаний Думы и постоянных
депутатских комиссий;
г) подготавливает и рассылает необходимые для работы депутатов
Думы справки, информационные бюллетени, другие материалы;
д) обеспечивает регистрацию и хранение документов Думы;
е) выполняет иные функции в соответствии с настоящим
Регламентом.
Глава 3. ОБЩИЙ ПОРЯДОК РАБОТЫ ДУМЫ
Статья 10. Начало работы Думы
1. Первое заседание нового созыва Думы созывается совместно с
председателем избирательной комиссии не позднее чем в
двухнедельный срок со дня избрания не менее двух третей
установленного числа депутатов Думы. О созыве заседания депутаты
Думы извещаются городской избирательной комиссией не позднее чем
за 5 дней до заседания Думы.
2. Первое заседание Думы ведет до избрания председателя Думы
старейший депутат Думы.
3. На заседании Думы председатель избирательной комиссии
докладывает об установленной численности Думы, о количестве
депутатов, избранных в Думу, их правомочности, о количестве
присутствующих депутатов и о правомочности заседания Думы.
4. На первом заседании Думы рассматриваются вопросы:
а) об избрании председателя Думы;
б) об избрании заместителя председателя Думы;
в) об образовании постоянных депутатских комиссий, их численном
составе и избрании председателей данных комиссий.
Статья 11. Заседания Думы
1. Основной формой работы Думы являются заседания Думы, на
которых решаются вопросы, отнесенные к ведению Думы.
2. Заседания Думы созываются по мере необходимости, но не реже
одного раза в два месяца председателем Думы. Внеочередные
заседания Думы созываются по предложению Главы муниципального
образования, председателя Думы либо по обращению не менее одной
трети от установленного числа депутатов Думы. Внеочередное
заседание Думы должно быть созвано не позднее пяти дней после
получения соответствующего предложения или обращения.
3. Заседание Думы начинается с регистрации присутствующих на
заседании депутатов Думы, которую проводит председательствующий.
Регистрация присутствующих на заседании депутатов Думы
осуществляется после каждого перерыва в заседании Думы.
(в ред. решения Думы города Нижневартовска от 26.03.2002 N 150)
4. Депутат Думы обязан присутствовать на ее заседаниях. О
невозможности присутствовать на заседании Думы депутат Думы обязан
заблаговременно проинформировать председателя Думы.
5. Заседания Думы, как правило, проводятся открыто, гласно и
освещаются средствами массовой информации. В работе (открытых)
заседаний могут принимать участие с правом совещательного голоса
депутаты Федерального Собрания, Тюменской областной Думы и Ханты-
Мансийской окружной Думы, Глава муниципального образования.
Представители средств массовой информации могут присутствовать на
заседаниях Думы при условии их аккредитации в Думе.
6. Дума может принять решение о проведении закрытого заседания
(рассмотрение отдельных вопросов).
На закрытом заседании (закрытом рассмотрении вопросов) вправе
присутствовать Глава муниципального образования, прокурор города,
а также приглашенные Думой лица.
Во время проведения закрытого заседания (закрытого рассмотрения
вопросов) исключается ведение всех видов трансляции, а также
запрещается ведение аудио-, видеозаписей в зале заседаний, кроме
протокольных.
Статья 12. Права и обязанности депутатов Думы на заседании
1. Депутат Думы вправе:
а) избирать и быть избранным в органы Думы, предлагать
кандидатов (в том числе и свою кандидатуру) в эти органы, давать
отвод кандидатам;
б) вносить предложения по повестке дня, по порядку ведения
заседания;
в) вносить проекты решений Думы и поправки к ним;
г) участвовать в прениях, задавать вопросы докладчику,
выступать по мотивам голосования (до голосования);
д) требовать постановки своих предложений на голосование;
е) участвовать в голосовании принимаемых решений, требовать
повторного голосования в случаях нарушения установленных правил
голосования;
ж) высказывать мнение по персональному составу создаваемых или
созданных Думой органов и кандидатурам должностных лиц,
избираемых, назначаемых или утверждаемых Думой;
з) вносить предложения о заслушивании на заседании Думы
(комиссии) отчета или информации либо органа, либо должностного
лица, подконтрольного Думе;
и) вносить предложения о необходимости проведения проверок и
депутатских расследований по вопросам компетенции Думы;
к) ставить вопрос о необходимости разработки нового решения
Думы, вносить предложения по изменениям действующих решений;
л) оглашать обращения, имеющие общественное значение;
м) пользоваться другими правами, предоставленными ему
законодательством и настоящим Регламентом.
Депутат обязан:
а) соблюдать Регламент, повестку дня и правомерные требования
председательствующего на заседании;
б) выступать только с разрешения председательствующего;
в) не допускать оскорбительных выражений;
г) участвовать в работе заседаний Думы.
Статья 13. Председательствующий на заседании Думы
1. Заседание Думы ведет председательствующий.
Председательствующим на заседании является председатель Думы, а
при его отсутствии (по уважительной причине) его полномочия по
ведению заседания передаются заместителю председателя Думы.
2. Председательствующий на заседании Думы должен передать
ведение заседания при рассмотрении вопроса об его избрании либо
освобождении от должности.
3. Председательствующий на заседании Думы обязан:
а) обеспечивать соблюдение настоящего Регламента и
придерживаться повестки дня;
б) обеспечивать соблюдение прав депутатов на заседании;
в) следить за наличием кворума на заседании и соблюдать порядок
его работы;
г) предоставлять право для докладов и выступлений;
д) ставить на голосование проекты решений Думы и предложения
депутатов по рассматриваемым на заседании вопросам;
е) объявлять результаты голосования;
ж) оглашать письменные запросы, вопросы, заявления,
предложения, справки, предоставлять слово для устных запросов,
вопросов, справок и заявлений, а также замечаний по процедуре
ведения заседания в порядке, предусмотренном настоящим
Регламентом;
з) обеспечивать порядок в зале заседания;
и) проявлять уважительное отношение к участникам заседания,
воздерживаться от персональных замечаний, если они не нарушают
Регламент, и оценок выступлений участников заседания;
к) принимать во внимание сообщения и разъяснения представителей
аппарата Думы по правилам и процедурам ведения заседания;
л) способствовать принятию взаимосогласованных решений,
сближению позиций депутатов по рассматриваемым вопросам.
4. Председательствующий на заседании Думы имеет право:
а) лишить выступающего слова, если он нарушает настоящий
Регламент, выступает не по повестке дня, использует оскорбительные
выражения;
б) при голосовании пользоваться правами, указанными в настоящем
Регламенте;
в) приостанавливать незапланированные дебаты;
г) призвать депутата к порядку, предложить Думе выразить
депутату порицание в соответствии с настоящим Регламентом.
Статья 14. Права и обязанности лиц, приглашенных на заседание
Думы
1. Лица, приглашенные на заседание Думы для участия в
рассмотрении конкретных вопросов, имеют право:
а) участвовать в прениях, задавать вопросы докладчику
(содокладчику);
б) вносить предложения по рассматриваемому вопросу.
2. Они обязаны:
а) соблюдать Регламент, повестку дня и правомерные требования
председательствующего на заседании;
б) выступать только с разрешения председательствующего на
заседании.
3. Приглашенные на заседания Думы получают слово для
выступления, вопросов, внесения предложений по рассматриваемым
вопросам повестки дня в порядке, определенном Думой, по
предложению председательствующего.
Статья 15. Повестка дня заседания Думы
Дума в первую очередь на своем заседании обсуждает и принимает
повестку дня заседания Думы. По вопросам, отнесенным
законодательством к ведению Думы, проект повестки дня заседания
формируется за пять дней до начала заседания Думы.
2. Предложения, замечания и дополнения к повестке дня и порядку
работы заседания Думы в период его проведения высказываются
депутатами устно. Предложения, поступившие в письменном виде,
оглашаются председательствующим в порядке их поступления.
3. Повестка дня и порядок работы заседания утверждаются Думой
путем открытого голосования. Решение о включении вопросов в
повестку дня считается принятым, если за него проголосовало более
половины от числа депутатов, участвующих в заседании Думы.
4. Дума своим решением устанавливает дату проведения следующего
очередного заседания Думы и утверждает основные вопросы, которые
будут включены в повестку дня заседания.
Статья 16. Продолжительность заседания Думы
1. Заседание Думы, в зависимости от повестки дня и
рассматриваемых вопросов, может проходить один или несколько дней,
количество которых определяется Думой.
2. В ходе заседания Думы через каждые полтора часа работы
объявляется перерыв до 20 минут. Время начала и окончания
заседания устанавливается Думой.
3. В перерывах заседания может проводиться обсуждение вопросов
в постоянных депутатских комиссиях.
4. Время для докладов, содокладов и заключительного слова
устанавливается председательствующим по соглашению с докладчиками,
но не более 15 минут для докладов, 10 минут для содокладов и 10
минут для заключительного слова.
5. Перед открытием прений Дума вправе установить время для
обсуждения вопроса.
6. Выступающим в прениях предоставляется до 10 минут, для
повторного выступления в прениях - до 5 минут, для выступлений по
порядку ведения заседания, мотивам голосования, для заявления,
запросов, вопросов, предложений, сообщений и справок - до 3 минут.
7. В необходимых случаях с согласия большинства присутствующих
на заседании Думы депутатов председательствующий может продлить
время для выступления.
8. По решению Думы в конце работы заседания может выделяться
время для выступлений, не связанных с повесткой дня. Прения по
этим выступлениям не открываются.
Статья 17. Прения
1. Заявления о предоставлении слова для выступлений в прениях
передаются председательствующему на заседании Думы.
2. Председательствующий на заседании Думы предоставляет
депутатам и приглашенным на заседание лицам слово для выступления
в прениях по мере поступления заявлений. При этом право на
первоочередное выступление имеют депутаты Думы, Глава
муниципального образования.
3. В необходимых случаях председательствующий, с согласия
большинства депутатов, может поменять очередность выступлений с
объявлением мотивов этого.
4. Слово по порядку ведения заседания Думы предоставляется
председательствующим вне очереди.
5. Депутат Думы или приглашенное на заседание Думы лицо вправе
начать выступление только после предоставления ему слова
председательствующим.
6. Депутат Думы вправе выступить по одному и тому же вопросу не
более двух раз.
7. Выступающий на заседании Думы не должен отклоняться от темы
обсуждаемого вопроса, использовать в своей речи некорректные
выражения, призывать к незаконным действиям. Председательствующий
в этом случае предупреждает об этом выступающего.
8. После второго предупреждения выступающий лишается
председательствующим слова и не имеет права на повторное
выступление по обсуждаемому вопросу.
9. Если оратор превысил время, отведенное ему для выступления
настоящим Регламентом или Думой, или выступает не по обсуждаемому
вопросу, председательствующий после второго предупреждения лишает
его слова. Предупреждения вносят в протокол заседания. Лицо, не
являющееся депутатом, в случае грубого нарушения им порядка может
быть удалено из зала по распоряжению председательствующего.
10. Прения по рассматриваемому вопросу прекращаются по решению
Думы. Перед прекращением прений председательствующий информирует
депутатов о количестве записавшихся для выступлений и выступивших.
11. Если депутат не имел возможности выступить в связи с
прекращением прений, то он вправе передать текст своего
выступления для включения его в протокол заседания.
Глава 4. ВИДЫ И ПОРЯДОК ГОЛОСОВАНИЯ
Статья 18. Виды голосования
1. Виды голосования, применяемые на заседании Думы,
классифицируются:
а) по степени огласки - тайное, открытое поименное;
б) по последствиям - решающее или справочное.
2. Тайное голосование проводится с использованием бюллетеней
для тайного голосования. Особенности проведения тайного
голосования приведены в статьях 24 - 26 настоящего Регламента.
3. Открытое поименное голосование проводится путем поименного
опроса депутатов. В протокол заседания Думы вносятся фамилии
депутатов, голосовавших за то или иное решение.
4. При голосовании по каждому вопросу депутат имеет один голос,
подавая его за принятие решения или против него либо воздерживаясь
от принятия решения.
Независимо от вида голосования депутат имеет право не принимать
в нем участие, сообщая об этом Думе.
5. Депутат Думы лично осуществляет свое право на голосование, в
исключительных случаях (болезнь, выезд за пределы города) это
право он может доверить одному из депутатов Думы на основе
письменного заявления в адрес председателя Думы. Депутат Думы
может быть доверенным лицом только одного депутата.
Доверенность оформляется в простой письменной форме согласно
нормам гражданского законодательства. Депутат, оформляющий
доверенность, вправе указать конкретные вопросы, по которым он
доверяет проголосовать, или все вопросы, рассматриваемые на
заседании, с указанием результатов голосования.
6. Если при голосовании участвуют более двух доверенных лиц, то
ни одна из представленных доверенностей не принимается во внимание
при подсчете результатов голосования.
7. Депутат не вправе доверять право при голосовании вопросов,
касающихся:
а) утверждения бюджета;
б) принятия Устава муниципального образования, принятия
изменений и дополнений в Устав муниципального образования;
в) принятия решений о досрочном прекращении полномочий депутата
Думы города, Главы муниципального образования, в случаях,
предусмотренных законодательством;
г) а также вопросов, по которым проводится тайное голосование.
Статья 19. Права председательствующего при голосовании
1. Председательствующий на заседании Думы перед началом
голосования сообщает количество предложений, представленных на
голосование, уточняет их формулировку, напоминает, каким образом
может быть принято решение.
2. Обобщает несколько предложений в одно ключевое с тем, чтобы
в случае его принятия сократить число альтернативных предложений.
3. Вносит собственные предложения или компромиссные
формулировки, не снимая с голосования ни одного из предложений
депутатов.
4. При большом количестве предложений, которые относятся к
различным проблемам, проводит серию голосований. В первую очередь
голосуется по порядку ведения заседания, а затем проводит
голосование по существу каждой проблемы в рамках вопроса повестки
дня.
Статья 20. Голосование альтернативных предложений
1. Если ни одно из альтернативных предложений не набрало
необходимое число голосов, то по предложению, набравшему
наибольшее число голосов, проводится второй тур голосования.
Председательствующий на заседании Думы вправе поставить на
голосование во втором туре два предложения. Набравших в первом
туре большее число голосов, чем другие предложения.
2. Если баллотируются два кандидата на одно вакантное место и
ни один из них не набирает необходимое число голосов, то
голосование проводится по кандидатуре, набравшей наибольшее
количество голосов.
3. Если баллотируется более двух кандидатов на одно вакантное
место и ни один из них не набирает необходимое число голосов, то
проводится второй тур голосования по двум кандидатам, набравшим
большее число голосов по сравнению с другими кандидатами.
4. Если во втором туре ни один из кандидатов не избран,
проводится третий тур голосования по кандидатуре, набравшей во
втором туре большинство голосов.
5. Если в третьем туре кандидатура не набрала необходимое число
голосов или при голосовании по двум кандидатурам (в первом и во
втором туре) кандидаты набирают одинаковое число голосов, то
выдвижение кандидатов и выборы проводятся повторно. Дата и время
повторных выборов определяются решением Думы.
Статья 21. Голосование об изменении или отмене решений,
принятых Думой
1. Для отмены решения Думы (либо отзыва заявления или
обращения), а также для внесения изменений в их тексты требуется
то же большинство голосов, что и для принятия соответствующих
документов.
2. Принятие нового протокольного решения по какому-либо вопросу
не требует отмены предыдущих. При противоречии двух процедурных
решений решение не отменяет действия тех положений предыдущих
решений, которые не противоречат новому решению.
Статья 22. Справочное голосование
1. Справочное голосование не может служить для принятия каких-
либо решений и носит информационный характер. Справочное
голосование не может проводиться тайно или поименно.
2. Председательствующий на заседании Думы или автор проекта
решения вправе в любой момент поставить проект на справочное
голосование. При наличии альтернативных проектов
председательствующий на заседании Думы перед началом прений может
поставить их на справочное голосование.
Статья 23. Повторное голосование
1. Повторное открытое голосование по одному и тому же вопросу
допускается в случаях, предусмотренных Регламентом, а также по
решению Думы.
2. Основанием для такого решения могут быть:
а) нарушения Регламента при проведении голосования;
б) ошибки, допущенные при подсчете голосов.
Статья 24. Условия проведения тайного голосования
1. Тайное голосование проводится при избрании председателя Думы
и его заместителя, при голосовании о доверии (недоверии). Тайное
голосование может проводиться также в случаях принятия решений по
персональным и другим вопросам по требованию не менее одной трети
от численного состава депутатов Думы.
2. Персональными считаются вопросы избрания, назначения,
утверждения в должности, освобождения от должности, выражения
доверия (недоверия) в отношении конкретной персоны. При
рассмотрении вопросов, требующих выбора из нескольких кандидатур
на одно или несколько вакантных мест, вопрос считается
персональным в отношении каждой из кандидатур.
Статья 25. Счетная комиссия для тайного голосования
1. Для проведения тайного голосования избирается счетная
комиссия из числа депутатов Думы. В счетную комиссию не могут
входить те депутаты, по кандидатурам которых проводится
голосование. Счетная комиссия избирает из своего состава
председателя и секретаря комиссии. Время и место голосования,
порядок его проведения устанавливаются комиссией на основе
настоящего Регламента и объявляются председателем комиссии.
Статья 26. Бюллетени для тайного голосования
1. Бюллетени для тайного голосования изготавливаются под
контролем счетной комиссии по установленной ею форме в
установленном количестве.
Бюллетени должны иметь маркировку, препятствующую изготовлению
дополнительного количества бюллетеней кем-либо помимо счетной
комиссии. Бюллетени должны содержать альтернативные варианты
голосования.
2. Каждому депутату Думы выдается один бюллетень по выборам
избираемого органа или должностного лица либо по проекту решения
(вариантов решения) рассматриваемого Думой вопроса. Бюллетени
выдаются депутатам членами счетной комиссии. Заполнение бюллетеня
производится депутатами путем зачеркивания фамилии кандидата,
против которого он голосует, а по законопроекту (проекту решения,
вариантов решения) - слов "за" либо "против" возле вариантов
проектов решений.
3. Недействительными считаются бюллетени, по которым невозможно
установить волеизъявление голосующего либо при наличии в бюллетене
одновременных вариантов голосования "за" и "против", в котором
зачеркнуты оба варианта голосования.
4. О результатах тайного голосования Счетная палата составляет
протоколы, которые подписываются всеми членами счетной комиссии.
По докладу счетной комиссии Дума открытым голосованием принимает
решение.
Глава 6. ВИДЫ И ОСОБЕННОСТИ ПРИНИМАЕМЫХ ДУМОЙ РЕШЕНИЙ
Статья 27. Правовые и иные акты Думы
1. Дума по вопросам, отнесенным к ее ведению, принимает решения
и индивидуальные акты:
а) решения Думы - правовые акты Думы конкретно регулирующего
характера, принимаемые по вопросам ее компетенции;
б) заявления Думы - акты, не носящие нормативного характера,
излагающие позицию Думы по вопросам, не относящимся к организации
ее работы;
в) обращения Думы - акты, содержащие предложения, рекомендации,
призывы и т.п., адресуемые конкретным лицам или органам;
г) протокольные (процедурные) решения - решения, принимаемые
путем голосования на заседаниях Думы и не оформляемые документами,
перечисленными выше в настоящей статье.
Статья 28. Порядок внесения проектов решений в Думу
1. Проекты решений и материалы к ним по вопросам, отнесенным
Уставом муниципального образования к ведению Думы, вносятся в Думу
не позднее пятнадцати дней до дня их рассмотрения на заседании
Думы, если иное не предусмотрено настоящим Регламентом.
2. Проекты решений, вносимых на рассмотрение Думы по вопросам
бюджета города, налогообложения, финансовых обязательств органов
местного самоуправления, должны вноситься в Думу с
сопроводительным письмом, содержащим обоснованность, необходимость
их принятия (финансово-экономическое обоснование).
3. Проекты решений об утверждении городского бюджета и отчета
об его исполнении, о введении или отмене местных налогов и сборов,
предоставлении налоговых льгот, предоставлении кредитов, выпуске
муниципальных ценных бумаг под обязательства городского бюджета, а
также городские программы, затрагивающие вопросы городского
бюджета, рассматриваются при наличии заключения органа
муниципального финансового контроля Думы.
4. Проекты решений и материалы к ним, согласованные в
установленном порядке, в оригинале в машинописном виде с
обязательным представлением текстов (таблиц) документов на
магнитных носителях (дискетах) подлежат обязательной регистрации в
аппарате Думы, после чего они передаются председателю Думы для
направления их в соответствующую постоянную депутатскую комиссию.
Данная комиссия готовит заключение по проекту решения о
принятии проекта решения к рассмотрению Думой или его отклонении.
Проекты решений, подготовленные к рассмотрению ответственной
комиссией, и материалы к ним направляются председателю Думы для
внесения их в повестку заседания Думы.
5. Проекты решений, включенные в повестку заседания Думы,
предоставляются депутатам для ознакомления не позднее чем за три
дня до их рассмотрения Думой.
6. До заседания Думы изменения в проекты решений, внесенных
Главой города, могут вноситься исключительно с его письменного
согласия.
(п. 6 введен решением Думы города Нижневартовска от 22.11.2004 N
417)
Статья 29. Порядок принятия решения Думой
1. Дума путем открытого голосования принимает один из проектов
решения за основу, а затем рассматривает дополнения, уточнения и
изменения к нему. Все дополнения, уточнения и изменения по проекту
решения ставятся на голосование депутатов. После этого решение по
рассматриваемому вопросу принимается Думой в целом.
2. По результатам обсуждения проекта решения Дума может решить:
а) принять решение;
б) отклонить решение;
в) принять решение в первом чтении и продолжить работу над ним
с учетом высказанных замечаний и предложений.
3. Рассмотрение в Думе решений во втором и дальнейших чтениях
начинается с доклада председателя ответственной постоянной
депутатской комиссии.
Докладчик сообщает о поступивших поправках к проекту решения и
результатах их рассмотрения. После этого председательствующий на
заседании Думы выясняет, имеются ли возражения депутатов против
поправок, включенных ответственной комиссией в проект решения при
его доработке. Если такие возражения имеются, предоставляется
слово для их краткого, до трех минут, обоснования. Докладчик
отвечает на возражения, после чего проводится голосование об
одобрении или отклонении поправки.
4. Председательствующий на заседании Думы ставит на голосование
вопрос об утверждении рекомендации ответственной постоянной
депутатской комиссии, и при утверждении Думой данной рекомендации
на голосование ставится вопрос о принятии решения либо о принятии
проекта решения во втором чтении.
5. Решение Думы считается принятым, если за него проголосовало
не менее половины депутатов, избранных в Думу, если большее
количество голосов не предусмотрено Уставом муниципального
образования город Нижневартовск.
По процедурным вопросам решение принимается большинством
голосов депутатов, присутствующих на заседании Думы.
6. Решения, принятые Думой, визируются начальником
организационного отдела аппарата Думы, председателем Думы и в
официальном порядке направляются Главе муниципального образования.
В пятидневный срок с момента их получения Глава муниципального
образования подписывает решения.
(в ред. решения Думы города Нижневартовска от 24.11.2001 N 105)
7. В течение пятидневного срока Глава муниципального
образования может вернуть решение на повторное рассмотрение в Думу
со своими замечаниями (предлагает новую редакцию в целом или
отдельных его частей, пунктов либо сообщает о нецелесообразности
или незаконности принятия данного решения).
8. Повторное рассмотрение решения, отклоненного Главой
муниципального образования, начинается с выступления Главы
муниципального образования или уполномоченного им лица, затем
излагается заключение ответственной постоянной депутатской
комиссии Думы.
9. По окончании обсуждения первым ставится на голосование
предложение одобрить решение в ранее принятой редакции. Такое
решение считается принятым, если за него проголосовало не менее
двух третей от установленного числа депутатов Думы.
10. Если первое предложение не принято, то ставится на
голосование предложенная Главой муниципального образования новая
редакция решения.
11. Депутат Думы вправе изложить свое особое мнение по решению
в письменном виде, которое приобщается к протоколу заседания Думы.
12. В случае когда проект решения роздан депутатам
заблаговременно, то с их согласия он может не оглашаться на
заседании Думы.
13. Для полного учета выражений и мнений депутатов по
рассматриваемому вопросу и для разработки проекта решения Думы по
предложению председательствующего на заседании Думы или депутатов
может быть избрана из числа депутатов редакционная комиссия.
Данная комиссия избирается открытым голосованием.
14. Решения Думы после подписания и официального оформления
рассылаются Администрации муниципального образования для работы и
опубликования в средствах массовой информации, соответствующим
организациям, должностным лицам.
Статья 30. Дача согласия Главе муниципального образования на
назначение на должность первого заместителя Главы муниципального
образования
1. В соответствии с Уставом муниципального образования город
Нижневартовск первый заместитель Главы муниципального образования
назначается на должность первого заместителя Главы муниципального
образования с согласия Думы.
Дума рассматривает представленную Главой муниципального
образования кандидатуру на должность первого заместителя Главы
муниципального образования на очередном заседании Думы.
2. Рассмотрение вопроса о даче согласия Главе муниципального
образования на назначение на должность первого заместителя Главы
муниципального образования начинается с официального представления
Главой муниципального образования кандидатуры на должность первого
заместителя Главы муниципального образования.
Перед обсуждением кандидатуры на должность первого заместителя
Главы муниципального образования в течение времени, определенного
Думой, кандидат на должность первого заместителя Главы
муниципального образования отвечает на вопросы депутатов Думы.
По окончании ответов на вопросы депутаты Думы высказываются за
выдвинутую кандидатуру на должность первого заместителя Главы
муниципального образования или против нее.
3. Решение о даче согласия на назначение на должность первого
заместителя Главы муниципального образования принимается открытым
голосованием.
Согласие на назначение на должность первого заместителя Главы
муниципального образования считается полученным, если за
предложенную кандидатуру на должность первого заместителя Главы
муниципального образования проголосовало более половины
установленного числа депутатов Думы.
О даче согласия на назначение на должность первого заместителя
Главы муниципального образования Думой принимается решение.
4. В случае отклонения Думой кандидатуры на должность первого
заместителя Главы муниципального образования Глава муниципального
образования не позднее одного месяца со дня внесения первого
предложения вторично вносит в Думу на согласование кандидатуру на
эту должность.
Обсуждение и согласование кандидатуры на должность первого
заместителя Главы муниципального образования происходят в порядке,
предусмотренном настоящей статьей, в течение недели после внесения
представления Главой муниципального образования.
Глава муниципального образования вправе предложить одну и ту же
кандидатуру на должность первого заместителя Главы муниципального
образования не более двух раз.
При повторном отказе в даче согласия на назначение на должность
первого заместителя Главы муниципального образования Глава
муниципального образования вправе представить новые кандидатуры на
эту должность в том же порядке.
Статья 31. Контроль исполнения решений Думы
1. В каждом решении Думы указывается лицо (орган Думы),
контролирующее его исполнение. Срок отчетности по контролю
устанавливается либо в самом решении, либо председателем Думы,
который вправе поручить лицу (органу), контролирующему исполнение
решения, сделать сообщение на заседании Думы или на заседании
постоянной депутатской комиссии.
2. После заслушивания сообщения о ходе исполнения решения Дума
вправе:
а) снять решение с контроля как выполненное;
б) снять с контроля отдельные пункты решения как выполненные;
в) продлить контрольные полномочия;
г) возложить контрольные полномочия на иное лицо либо орган;
д) приостановить действие решения;
е) отменить решение или дополнить его;
ж) принять дополнительное решение.
Глава 7. ПРОТОКОЛ ЗАСЕДАНИЯ ДУМЫ
Статья 32. Требования к протоколу заседания Думы
1. На каждом заседании Думы ведется протокол, в котором
указываются:
а) наименование Думы, порядковый номер заседания, дата
проведения заседания, Ф.И.О. председательствующего;
б) список депутатов, присутствующих и отсутствующих на
заседании Думы;
в) приглашенные лица;
г) повестка дня, утвержденная Думой (наименование вопросов);
д) краткое изложение обсуждаемых вопросов, включенных в
повестку дня заседания Думы, фамилии, инициалы, должности и место
работы докладчиков и содокладчиков;
е) результаты голосования;
ж) перечень принятых Думой решений с указанием того, что они
прилагаются к протоколу заседания.
Статья 33. Документы, прилагаемые к протоколу, и сроки
оформления протокола заседания Думы
1. К протоколу заседания Думы прилагаются решения, принятые
Думой, доклады, содоклады, письменные запросы депутатов,
рассмотренные на заседании, письменные предложения и замечания
депутатов, переданные в секретариат, письменные информации
постоянных депутатских комиссий, Администрации муниципального
образования города.
2. Протокол заседания Думы должен быть оформлен и подписан
председательствующим не позднее пяти дней после проведения
заседания. За правильность записей в протоколе отвечает
председательствующий на заседании.
3. После подписания протокола заседания Думы депутат вправе в
пятидневный срок внести замечания к протоколу в устной или
письменной форме. С учетом замечаний в протокол вносятся поправки.
В случае несогласия с замечаниями вопрос может быть вынесен на
следующее заседание Думы в вопросе "Разное".
4. Подписанный экземпляр протокола заседания до начала работы
Думы нового созыва находится в делопроизводстве Думы, а затем
передается в государственный архив для хранения.
Глава 8. СОБЛЮДЕНИЕ РЕГЛАМЕНТА ДУМЫ
Статья 34. Контроль за соблюдением Регламента и последствия его
нарушения
1. Контроль за соблюдением Регламента Думы возлагается на
председателя Думы. Контроль за соблюдением Регламента во время
заседания Думы возлагается на председательствующего на заседании.
2. При нарушении участником порядка заседания Думы к нему могут
применяться следующие меры воздействия:
а) призыв к порядку;
б) порицание;
в) порицание с лишением слова до окончания рассматриваемого
вопроса.
Статья 35. Условия призыва к порядку
1. Призывать к порядку вправе председательствующий на
заседании.
Участник заседания призывается к порядку, если он:
а) выступает без разрешения председательствующего;
б) допускает в своей речи оскорбительные выражения.
Статья 36. Порицание
1. Порицание выражается Думой относительным большинством
голосов по предложению председательствующего на заседании и без
дебатов.
2. Порицание выражается депутату, который:
а) будучи призванным к порядку, не выполняет требования
председательствующего;
б) на заседании организовал беспорядок и шумные сцены,
предпринял попытку парализовать свободу обсуждения и голосования;
в) оскорбил Думу, участников заседания или иных лиц,
находящихся как в зале заседаний, так и вне его.
Статья 37. Порицание с лишением слова до окончания
рассматриваемого вопроса
1. Порицание с лишением слова до окончания рассматриваемого
вопроса выражается протокольным решением Думы депутату, который:
а) противится вынесенному простому порицанию;
б) был дважды подвергнут простому порицанию.
Статья 38. Внесение изменений в Регламент Думы
Изменения и дополнения в Регламент вносятся решением Думы
большинством депутатов, избранных в Думу.
|