ГЛАВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НИЖНЕВАРТОВСК
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 августа 2001 г. N 695
ОБ ОТКРЫТИИ КЛАССОВ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ГОРОДА
НА 2001 - 2002 УЧЕБНЫЙ ГОД
(в ред. постановления Администрации МО город Нижневартовск
от 12.08.2004 N 682)
На основании Типового положения об общеобразовательном
учреждении, утвержденного Постановлением Правительства Российской
Федерации от 19.03.2001 N 196:
1. Открыть с 01.09.2001 в муниципальных общеобразовательных
учреждениях города на 2001 - 2002 учебный год классы
компенсирующего обучения с учетом интересов родителей (законных
представителей) обучающихся в школе I ступени по одному классу на
параллели.
2. Утвердить Положение о классах компенсирующего обучения в
муниципальных общеобразовательных учреждениях города согласно
приложению.
3. Руководителям муниципальных общеобразовательных учреждений
города произвести высвобождение работников в соответствии с
действующим законодательством о труде.
4. Распоряжение вступает в силу с 1 сентября 2001 года.
5. Контроль за выполнением постановления возложить на
заместителя Главы муниципального образования города по социальной
и молодежной политике Беляева А.М., начальника Управления
образования Администрации муниципального образования города
Мурашко Л.А.
Глава муниципального образования
город Нижневартовск
Ю.И.ТИМОШКОВ
Приложение
к постановлению
Главы муниципального образования
город Нижневартовск
от 3 августа 2001 г. N 695
ПОЛОЖЕНИЕ
О КЛАССАХ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ГОРОДА
(в ред. постановления Администрации МО город Нижневартовск
от 12.08.2004 N 682)
1. Общие положения
1.1. Классы компенсирующего обучения создаются в муниципальных
общеобразовательных учреждениях в соответствии с Типовым
положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 N
196, Законом Российской Федерации "Об образовании" и настоящим
Положением.
1.2. Классы компенсирующего обучения являются новой формой
дифференциации образования, позволяющей решать задачи
своевременной активной помощи детям с трудностями обучения и
адаптации к школе.
1.3. Классы компенсирующего обучения сохраняют непрерывность
реабилитационного пространства на основе интеграции дошкольных,
школьных образовательных и профессиональных учреждений.
1.4. Организация деятельности классов компенсирующего обучения
строится в соответствии с принципами гуманизации, свободного
развития личности и обеспечивает адаптивность и вариативность
системы образования.
1.5. Цель организации классов - создание в муниципальных
общеобразовательных учреждениях города целостной системы,
обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с
трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и
индивидуально-типологическими особенностями, состоянием
соматического и нервно-психического здоровья.
Система работы направлена на компенсацию недостатков
дошкольного развития, восполнение пробелов предшествующего
обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-
личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной
деятельности учащихся, повышение их работоспособности, активизацию
познавательной деятельности.
Целенаправленная работа по формированию общих способностей к
учению, коррекции индивидуальных недостатков развития, а также
лечебно-профилактическая работа должна обеспечить выполнение
детьми, имеющими трудности в обучении, федерального
образовательного стандарта требований к знаниям и умениям
обучающихся.
Важнейшей задачей деятельности классов компенсирующего обучения
является охрана и укрепление физического и нервно-психического
здоровья детей указанной категории.
2. Организация и функционирование классов компенсирующего
обучения
2.1. Классы компенсирующего обучения могут быть организованы во
всех видах муниципальных общеобразовательных учреждений,
располагающих необходимыми для работы кадрами, учебно-методическим
обеспечением, соответствующей материальной базой для организации
учебного процесса и оздоровительно-профилактической помощи данной
категории детей и подростков.
2.2. Классы компенсирующего обучения открываются приказом
директора общеобразовательного учреждения по согласованию с
Управлением образования Администрации муниципального образования
города.
2.3. Основанием для открытия классов компенсирующего обучения
является заключение психолого-медико-педагогического консилиума,
который создается приказом директора общеобразовательного
учреждения и в состав которого входят заместитель директора по
учебно-воспитательной работе, опытные учителя, работающие с этой
категорией детей, психолог, учитель-логопед, дефектолог, детский
психиатр, педиатр. Специалисты, не работающие в данном учреждении,
могут привлекаться к работе в консилиуме на договорной основе в
пределах утвержденной сметы расходов образовательного учреждения.
2.4. Зачисление в классы компенсирующего обучения проводится
только с согласия родителей обучающихся (лиц, их заменяющих) на
основании их заявлений, поступивших к началу каждого учебного
года, в соответствии с рекомендациями по отбору детей в классы
компенсирующего обучения согласно приложению к Положению,
утвержденными Приказом Министерства образования Российской
Федерации от 08.09.1992 N 333.
Дети, поступающие из коррекционно-развивающих групп дошкольных
образовательных учреждений, могут зачисляться в класс
компенсирующего обучения без дополнительного обследования на
основании ранее существующего психолого-медико-педагогического
заключения.
2.5. Классы компенсирующего обучения открываются
преимущественно на ступени начального общего образования в начале
второго года обучения.
2.6. Образовательный процесс в классах компенсирующего обучения
проходит параллельно с общеобразовательными классами. Продление
сроков обучения возможно только по заключению городской психолого-
медико-педагогической комиссии индивидуально по каждому
обучающемуся.
2.7. В классы компенсирующего обучения принимаются дети,
испытывающие трудности в обучении и школьной адаптации вследствие
различных биологических и социальных причин (проявления легких
остаточных нарушений функций головного мозга, функциональная
незрелость центральной нервной системы, незрелость эмоционально-
волевой сферы по типу психофизического инфантилизма, соматическая
ослабленность, церебрастенические состояния, а также
педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных социальных
условий предшествующего развития ребенка).
2.8. Классы компенсирующего обучения формируются как классы-
группы, наполняемость которых составляет 9 - 12 человек.
2.9. Распорядок дня для обучающихся в указанных классах
устанавливается с учетом повышенной утомляемости контингента
учащихся. Целесообразна работа этих классов в первую смену по
режиму продленного дня с организацией 2-разового питания и
необходимых лечебных и оздоровительных мероприятий. Питание
оплачивается за счет средств родителей обучающихся. Бесплатное
питание предоставляется учащимся льготных категорий в соответствии
с постановлениями и распоряжениями Главы города.
(в ред. постановления Администрации МО город Нижневартовск от
12.08.2004 N 682)
При наличии соответствующих условий возможна организация
дневного сна.
Для обучающихся в классах компенсирующего обучения на I ступени
вводится дополнительное каникулярное время в феврале
продолжительностью в 7 календарных дней.
Детям и подросткам со сниженной работоспособностью при наличии
выраженных невротических расстройств, аффективном поведении
организуется индивидуальный щадящий режим (снижение объема
заданий, дополнительный день отдыха в течение недели).
2.10. Учащиеся классов компенсирующего обучения дважды в год
проходят диспансеризацию в медицинских учреждениях и получают там
необходимую медицинскую помощь.
2.11. При положительной динамике развития и успешном усвоении
учебной программы по решению психолого-медико-педагогического
консилиума обучающиеся в классах компенсирующего обучения
переводятся в соответствующий класс общеобразовательного
учреждения. Решение консилиума доводится до сведения родителей
обучающихся.
2.12. При отсутствии положительной динамики развития в условиях
компенсирующего обучения в течение первого года обучения
обучающиеся с согласия родителей обучающихся направляются на
городскую психолого-медико-педагогическую комиссию для решения
вопроса о формах их дальнейшего обучения. В исключительных случаях
указанная дифференциация может осуществляться на других этапах
начального обучения.
2.13. В задачи консилиума входят:
- изучение личности ребенка, выявление уровня и особенностей
развития познавательной деятельности, памяти, внимания,
работоспособности, эмоционально-личностной зрелости, уровня
развития речи;
- выявление резервных возможностей ребенка, разработка
рекомендаций учителю для обеспечения обоснованного
дифференцированного подхода к процессу обучения и воспитания;
- профилактика физических, интеллектуальных и психологических
перегрузок, эмоциональных срывов, организация лечебно-
оздоровительных мероприятий;
- определение путей интеграции детей в соответствующие классы,
работающие по основным образовательным программам, при наличии
положительной динамики и компенсации недостатков развития;
- подготовка подробного заключения о состоянии развития и
здоровья обучаемого для представления на городскую психолого-
медико-педагогическую комиссию при отсутствии положительной
динамики в обучении.
3. Организация образовательного процесса
в классах компенсирующего обучения
3.1. Коррекционно-развивающий учебный процесс регламентируется
типовым базисным планом образовательного учреждения с классами
компенсирующего обучения, утвержденными для них программами
Министерства образования Российской Федерации, программами для
массовых классов, адаптированными к особенностям психофизического
развития ребенка и согласованными с методическими службами.
3.2.Основными задачами компенсирующего обучения являются:
- активизация познавательной деятельности учащихся;
- повышение уровня их умственного развития;
- нормализация учебной деятельности;
- коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального
развития.
3.3. Фронтальное коррекционно-развивающее обучение
осуществляется учителем на всех уроках и должно обеспечить
усвоение учебного материала в соответствии с государственным
образовательным стандартом.
3.4. Индивидуальные и групповые занятия, как общеразвивающие,
так и предметные, организуются для учащихся, не усваивающих
учебную программу на уроке. Для их проведения используются часы
школьного компонента, а также консультативные часы групп
продленного дня.
Продолжительность таких занятий не превышает 30 минут, а
наполняемость групп не превосходит 4 - 5 человек.
3.5. Для оказания логопедической помощи в штаты
образовательного учреждения вводится должность логопеда из расчета
1 ставка на 25 детей с нарушениями речи.
Обучающиеся, имеющие речевые нарушения, получают логопедическую
помощь на специально организуемых логопедических занятиях:
групповых (4 - 6 человек), подгрупповых (2 - 3 человека) и
индивидуальных.
4. Кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение
4.1. В классах компенсирующего обучения работают учителя,
воспитатели и специалисты, имеющие опыт работы в образовательном
учреждении или прошедшие специальную подготовку.
Работающие в этих классах учителя проводят систематическое
углубленное изучение обучающихся с целью выявления их
индивидуальных особенностей и определения направлений развивающей
работы, фиксируют динамику развития обучающихся, ведут учет
освоения ими общеобразовательных программ, совместно с психологом
заполняют на них педагогические карты.
4.2. Для проведения индивидуальной работы с учащимися в режиме
группы продленного дня одновременно с воспитателями к работе могут
привлекаться учителя-предметники. Целесообразность такой работы,
ее формы и продолжительность определяются психолого-медико-
педагогическим консилиумом.
4.3. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
организует работу психолого-медико-педагогического консилиума,
оказывает систематическую организационно-методическую помощь
учителям и воспитателям в организации и планировании работы в
классах компенсирующего обучения, анализирует результаты обучения.
4.4. К работе в классах компенсирующего обучения на договорной
основе могут привлекаться специалисты, не работающие в данном
учреждении, в пределах утвержденной сметы расходов
образовательного учреждения.
4.5. Для функционирования данных классов должны оборудоваться
помещения, приспособленные для занятий, отдыха и физкультурно-
оздоровительной работы.
4.6. Руководитель образовательного учреждения обеспечивает
создание необходимых условий для функционирования классов
компенсирующего обучения, осуществляет контроль за их работой,
несет ответственность за их комплектование.
4.7. Финансирование расходов, связанных с созданием и
функционированием классов компенсирующего обучения, осуществляется
за счет средств городского бюджета в пределах утвержденных смет
расходов каждого общеобразовательного учреждения.
Приложение
к Положению
о классах компенсирующего обучения
в муниципальных общеобразовательных
учреждениях города
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОТБОРУ ДЕТЕЙ В КЛАССЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
1. Основными показаниями к приему в классы компенсирующего
обучения являются медицинские:
1.1. Нарушение работоспособности, повышенная истощаемость по
типу стойкого астенического синдрома вследствие:
- астенических состояний при хронических заболеваниях
внутренних органов, аллергических заболеваниях, склонности к
частым респираторным заболеваниям, хронических тонзиллитах и
других заболеваниях;
- астеноневротических состояний соматогенной и церебрально-
органической природы (нарушения сна, аппетита, вегетососудистая
дистония), синдрома истинной невропатии;
- невротических и неврозоподобных состояний (страхи, тики,
легкое заикание, ночной энурез);
- церебрастенических состояний (компенсированная и
субкомпенсированная гидроцефалия, цереброэндокринные состояния,
посттравматическая церебрастения) без грубых нарушений
интеллектуального развития.
1.2. Нарушения учебной деятельности (негрубые расстройства
школьного поведения и учебной мотивации) вследствие:
- патологического формирования личности по типу аффективной
возбудимости, неустойчивости, психастении, истероидности,
дисгармонического инфантилизма;
- некоторых психических заболеваний в стадии ремиссии
(шизофрения, эпилепсия) без явлений деменции и выраженных
расстройств поведения.
1.3. Стойкие трудности в усвоении учебного материала
вследствие:
- остаточных явлений резидуально-органического поражения
головного мозга в рамках минимальной мозговой дисфункции (ММД);
- легких проявлений речевых и двигательных нарушений
церебрально-органической природы, не требующих обучения в
специальных (коррекционных) учреждениях;
- гипердинамического синдрома.
2. Рекомендации о необходимости обучения ребенка в классе
компенсирующего обучения по медицинским показаниям может дать
заведующий школьно-дошкольным отделением поликлиники на основании
заключений специалистов (невропатолога, психиатра, эндокринолога и
др.) при оформлении медицинской карты поступающего в первый класс
ребенка.
3. В классы компенсирующего обучения принимаются:
- педагогически запущенные дети, воспитывающиеся в
неблагоприятной микросоциальной среде;
- дети, не усвоившие учебного материала по двум и более
предметам.
4. Необходимость продолжения обучения в указанном классе или
перевода в общеобразовательный класс определяется психолого-медико-
педагогическим консилиумом индивидуально для каждого ребенка по
результатам динамического наблюдения.
5. Родители должны быть ознакомлены с условиями пребывания в
классах компенсирующего обучения, а именно:
- при положительной динамике развития и успешном усвоении
учебной программы по решению психолого-медико-педагогического
консилиума обучающиеся в классах компенсирующего обучения
переводятся в соответствующий класс общеобразовательного
учреждения;
- при отсутствии положительной динамики развития и стойкой
неуспеваемости в условиях компенсирующего обучения в течение
первого года обучения обучающиеся направляются на городскую
психолого-медико-педагогическую комиссию для решения вопроса о
формах их дальнейшего обучения. В исключительных случаях указанная
дифференциация может осуществляться на других этапах начального
обучения.
6. В классы компенсирующего обучения не принимаются дети,
имеющие выраженные нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного
аппарата, речи, интеллекта.
Эти категории детей должны обучаться в специальных
(коррекционных) образовательных учреждениях (классах) на основании
заключения городской психолого-медико-педагогической комиссии.
Приему в классы компенсирующего обучения не подлежат также дети с
выраженными нарушениями в общении в форме раннего детского
аутизма. Обучение детей с выраженными психопатоподобными
расстройствами (стойкая выраженная аффективная возбудимость,
значительная расторможенность и агрессивность, нарушение
влечений), судорожными пароксизмами, дневными энурезом и
энкопрезом осуществляется на дому на основании заключения врачебно-
консультационной комиссии.
|