СУРГУТСКАЯ РАЙОННАЯ ДУМА
РЕШЕНИЕ
от 28 мая 2002 г. N 94
О ПОЛОЖЕНИИ
О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕННОМ САМОУПРАВЛЕНИИ
НАСЕЛЕНИЯ В СУРГУТСКОМ РАЙОНЕ
На основании Федерального закона "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации",
Закона Ханты-Мансийского автономного округа "О территориальном
общественном самоуправлении в Ханты-Мансийском автономном округе",
Устава муниципального образования Сургутский район районная Дума
решила:
1. Утвердить Положение о территориальном общественном
самоуправлении населения в Сургутском районе (приложение N 1).
2. Решение вступает в силу со дня официального опубликования.
3. Контроль за выполнением решения возложить на комиссию
районной Думы по вопросам местного самоуправления и
законодательству.
Глава местного самоуправления
Сургутского района
А.В.САРЫЧЕВ
Приложение N 1
к решению
Сургутской районной Думы
от 28 мая 2002 г. N 94
ПОЛОЖЕНИЕ
О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕННОМ САМОУПРАВЛЕНИИ
НАСЕЛЕНИЯ В СУРГУТСКОМ РАЙОНЕ
Территориальное общественное самоуправление населения является
составной частью системы местного самоуправления в Сургутском
районе и призвано содействовать реализации прав жителей района, их
самостоятельному и под свою ответственность осуществлению
собственных инициатив в вопросах местного значения.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Настоящее Положение в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, федеральным законодательством,
законодательством Ханты-Мансийского автономного округа регулирует
основные вопросы статуса, создания и функционирования
территориального общественного самоуправления и его органов на
территории района, а также вопросы прав, гарантий и обязанностей
жителей района по его осуществлению.
Статья 2. Территориальное общественное самоуправление
осуществляется населением непосредственно, а также через органы
территориального общественного самоуправления.
Система территориального общественного самоуправления включает
в себя собрания (сходы), конференции жителей, выборы, опросы
населения, иные формы непосредственной демократии; органы
территориального общественного самоуправления (комитеты (советы)
города Лянтора, рабочих поселков, сельсоветов, иных населенных
пунктов, комитеты (советы) микрорайонов, других территорий).
Органы территориального общественного самоуправления с целью
наиболее эффективной реализации своих полномочий могут
объединяться в ассоциации, союзы, фонды и другие формы
некоммерческих объединений.
Территории, на которых действуют органы территориального
общественного самоуправления (далее - самоуправляемые территории),
устанавливаются по предложению жителей соответствующей
администрацией.
Статья 3. Территориальное общественное самоуправление населения
строится на принципах свободы выбора гражданами форм широкого
участия жителей в выработке, принятии и реализации решений
местного значения; самостоятельности в определении и реализации
приоритетов развития территорий; самостоятельности и свободы
предпринимательства; выборности органов территориального
общественного самоуправления, их ответственности за решение
вопросов местного значения; гласности и учета общественного
мнения; сочетания интересов самоуправляемой территории с
интересами муниципального образования и государственными
интересами.
Статья 4. Территориальное общественное самоуправление населения
осуществляется в соответствии с законодательством Российской
Федерации, законами Ханты-Мансийского автономного округа, Уставом
муниципального образования, правовыми актами органов местного
самоуправления, настоящим Положением, уставом территориального
общественного самоуправления.
Глава 2. Организация и основные направления деятельности
территориального общественного самоуправления
населения
Статья 5. Территориальное общественное самоуправление в
Сургутском районе организуется на основе волеизъявления населения,
выраженного в решениях собраний (сходов), конференций граждан по
месту жительства.
Статья 6. Создание территориального общественного
самоуправления населения и его органов осуществляется по
инициативе граждан соответствующих территорий не менее 3 человек,
подающих заявление в администрацию территориального органа
Администрации района. Глава администрации в месячный срок с
момента регистрации заявления принимает решение о поддержке
инициативы граждан и создании организационного комитета, куда
входят представители инициативной группы и органов местного
самоуправления, которые проводят организационную работу среди
населения по месту жительства по созданию органов территориального
общественного самоуправления. Главы Администраций города Лянтора,
рабочего поселка и сельсовета вправе отказать в регистрации
заявления инициативной группе в случае наличия на данной
территории ранее созданного в соответствии с настоящим Положением
органа территориального общественного самоуправления.
Статья 7. Территориальное общественное самоуправление населения
в пределах черты города Лянтора, рабочих поселков, сельсоветов
может осуществляться на основе деления города, рабочего поселка,
сельсовета на первичные самоуправляемые территории или иные
территории (советы микрорайонов, населенных пунктов).
Статья 8. Органы территориального общественного самоуправления
населения, не являющиеся юридическими лицами, регистрируются в
Администрациях города Лянтора, рабочих поселков и сельсоветов.
Для регистрации представляются: протокол, решение
соответствующего органа общественного самоуправления, заявление,
устав и список членов постоянно действующего руководящего органа
территориального общественного самоуправления в алфавитном порядке
с указанием полных фамилии, имени, отчества, даты рождения, места
жительства, должности в составе выборного органа. Регистрация
осуществляется в месячный срок с момента поступления в
Администрацию вышеназванных документов. Отказ в регистрации может
быть обжалован в суд.
Органы территориального общественного самоуправления с правами
юридического лица регистрируются в соответствии с действующим
законодательством.
Органы территориального общественного самоуправления населения,
являющиеся юридическим лицом, имеют свою печать, штампы, бланки,
расчетные и иные счета в банках.
Статья 9. Компетенция органов территориального общественного
самоуправления определяется уставом территориального общественного
самоуправления самоуправляемой территории с учетом полномочий
настоящего Положения, предоставленных им федеральным
законодательством, законодательством автономного округа, Уставом
муниципального образования, другими актами представительных и
исполнительных органов местного самоуправления, договорами о
передаче отдельных полномочий органов местного самоуправления
(муниципальных полномочий).
Полномочия органов территориального общественного
самоуправления населения:
9.1. Вносить предложения в планы и программы экономического и
социального развития территории.
9.2. Участвовать в экологической экспертизе объектов
производственной инфраструктуры.
9.3. Вносить предложения по переименованию улиц и площадей,
объявлению памятниками истории, культуры объектов, находящихся на
самоуправляемой территории.
9.4. Осуществлять контроль совместно с уполномоченными на это
органами за соблюдением правил чистоты и порядка, санитарно-
гигиенических норм в сфере торговли, общественного питания,
бытового или иного обслуживания населения самоуправляемой
территории.
9.5. Привлекать население к участию в работе по обеспечению
сохранности жилого фонда, благоустройству и озеленению прилагаемой
территории, охраны общественного порядка.
9.6. Принимать меры по организации досуга населения, проводить
культурно-массовые и спортивные мероприятия с населением по месту
жительства, содействовать развитию народного творчества.
9.7. Организовывать общественные работы на самоуправляемой
территории, включая оплачиваемые, в пределах переданных средств.
9.8. В соответствии с действующим законодательством вносить
предложения о привлечении к административной ответственности
должностных лиц и граждан.
9.9. Координировать действия органов территориального
общественного самоуправления населения с деятельностью
представительных и исполнительных органов местного самоуправления.
9.10. Вносить предложения по режиму работы предприятий
торговли, общественного питания, жилищно-коммунального хозяйства,
бытового обслуживания населения, их отдельных специалистов.
9.11. Вносить предложения по улучшению охраны общественного
порядка.
9.12. Вносить предложения об улучшении работы общественного
пассажирского транспорта.
9.13. Организовывать работу по изучению общественного мнения по
вопросам жизнедеятельности территории.
9.14. Вносить предложения в администрацию территориального
органа Администрации района по созданию комиссий для изучения
состояния дел по различным вопросам жизнедеятельности территории,
по контролю за работой учреждений и организаций, находящихся на
самоуправляемой территории.
9.15. Содействовать муниципальным предприятиям, учреждениям в
улучшении, эксплуатации и содержании муниципальных объектов.
9.16. Информировать граждан о деятельности органов
территориального общественного самоуправления.
9.17. Организовывать работу граждан по предупреждению и
пресечению правонарушений, оказывать помощь коллективам,
правоохранительным органам в поддержании законности, правопорядка,
предупреждении наркомании, алкоголизма.
9.18. Создавать условия для организации воспитания и досуга
молодежи, содействовать борьбе с правонарушениями среди
несовершеннолетних, пресечению безнадзорности и бродяжничества.
9.19. Объединяться с другими органами территориального
общественного самоуправления в установленном законом порядке в
ассоциации, союзы, фонды и другие формы некоммерческих
объединений.
9.20. Создавать и оказывать содействие в создании предприятий и
организаций, удовлетворяющих потребности населения в товарах и
услугах.
9.21. Осуществлять отдельные муниципальные полномочия в случае
делегирования их органами местного самоуправления.
9.22. Согласовывать строительство и размещение постоянных и
временных объектов недвижимости на самоуправляемой территории.
9.23. Организовывать иную экономическую деятельность, не
запрещенную законодательством, с целью удовлетворения социально-
экономических потребностей населения, предусмотренную Положением.
Статья 10. С участием органов территориального общественного
самоуправления администрации города Лянтора, рабочих поселков и
сельсоветов могут устанавливать сферы совместной компетенции,
перечень вопросов, решения по которым согласовываются с органами
территориального общественного самоуправления.
Глава 3. Общие собрания (сходы), конференции граждан
Статья 11. Высшим органом территориального общественного
самоуправления является общее собрание (сход) или конференция
граждан по месту жительства. Для каждой отдельной территории форма
высшего органа территориального общественного самоуправления
определяется уставом.
Общие собрания (сходы) или конференции граждан по месту
жительства созываются по мере необходимости, не реже одного раза в
год, для избрания органов территориального общественного
самоуправления, утверждения устава, отчетов о работе органов
территориального общественного самоуправления, а также решения
других вопросов, отнесенных уставом к ведению общего собрания
(схода) или конференции.
Статья 12. Право созыва общих собраний (сходов) или конференций
граждан по месту жительства имеют органы местного самоуправления,
главы администраций территориальных органов Администрации района,
органы территориального общественного самоуправления.
Собрание (сход) или конференция для решения вопроса о создании
органа территориального общественного самоуправления, проведения
выборов в этот орган могут быть созваны также инициативной группой
граждан из числа постоянных жителей данной территории в составе не
менее 10 процентов от количества проживающих на данной территории,
обладающих активным избирательным правом.
Статья 13. Собрания (сходы), опросы граждан правомочны, если в
них принимает участие не менее 50 процентов жителей, обладающих
активным избирательным правом и постоянно проживающих на
соответствующей территории.
Конференции граждан правомочны при участии в них не менее двух
третей от общего числа делегатов жителей соответствующей
территории. Норму представительства делегатов определяет
организационный комитет или действующий комитет (совет).
В работе собраний (сходов) могут принимать участие граждане,
проживающие на данной территории.
В работе конференции наряду с делегатами могут принимать
участие с правом совещательного голоса члены организационного
комитета и проживающие на данной территории граждане, достигшие 18-
летнего возраста.
Статья 14. Население информируется организационным комитетом о
созыве собрания (схода) или конференции граждан не позднее чем за
три дня до даты их проведения. Форма информирования населения
определяется организационным комитетом указанием места и времени
проведения, повестки дня.
Участники конференции делегируются собраниями жителей
подъездов, дворов, домов, кварталов, улиц, а при отсутствии
возможности для проведения собрания - по результатам сбора
подписей жильцов квартир (домов) вышеуказанных территорий. Правом
выдвижения или самовыдвижения кандидатов в делегаты конференции
обладают участники собрания (схода).
В случае выдвижения нескольких альтернативных кандидатур
делегатов делегированным считается лицо, собравшее наибольшее
количество голосов участников собрания или опроса.
Делегат на конференцию считается избранным, если за него
проголосовало простое большинство присутствующих на собрании
(опрошенных путем сбора подписей) по месту жительства. В случае
если делегат не избран, то организационный комитет проводит
повторное выдвижение кандидатов в делегаты, в том числе из ранее
выдвигавшихся кандидатов.
Глава 4. Комитеты (советы)
территориального общественного самоуправления
Статья 15. Органом территориального общественного
самоуправления в период между общими собраниями (сходами) или
конференциями граждан по месту жительства является комитет (совет)
территориального общественного самоуправления территории, в
дальнейшем - комитет (совет), действующий на соответствующей
территории в пределах своих полномочий, установленных настоящим
Положением и Положением о комитете (совете). На одной
самоуправляемой территории может быть только один комитет (совет)
территориального общественного самоуправления.
Статья 16. Комитет (совет) избирается общим собранием (сходом)
или конференцией граждан простым большинством голосов участников
общего собрания (схода) или делегатов конференции. Форма
голосования (открытая, тайная, поименная) определяется Положением.
Полномочия отдельного члена комитета (совета) территориального
общественного самоуправления могут быть прекращены досрочно по его
личному заявлению, а также в случаях систематического неисполнения
своих обязанностей, непосещения заседаний и иных мероприятий
комитета (совета), совершения поступка, несовместимого с членством
в комитете (совете). Решение принимается не менее чем двумя
третями голосов от числа членов комитета (совета), установленного
для данного органа, в порядке, предусмотренном Положением о
комитете (совете) территориального общественного самоуправления.
При выбытии члена комитета (совета) комитет (совет) вправе
доизбрать в свой состав нового члена взамен выбывшего. Кандидатуры
для избрания нового члена комитета (совета) предлагаются членами
комитета (совета), а также общественными объединениями и
формированиями, действующими на самоуправляемой территории,
собраниями жителей домов (кварталов). Решение о доизбрании нового
члена комитета (совета) территориального общественного
самоуправления принимается не менее чем двумя третями голосов от
числа членов, установленного для данного органа, с последующим
утверждением собранием (сходом) или конференцией.
Статья 17. Все расходы, связанные с подготовкой и проведением
собрания (схода) или конференции и выборов, осуществляются за счет
средств бюджета района.
Статья 18. В состав комитета (совета) могут быть избраны
граждане, обладающие активным избирательным правом и, как правило,
проживающие или работающие на соответствующей самоуправляемой
территории.
Статья 19. Комитет (совет) ответственен и подотчетен в своей
деятельности жителям самоуправляемой территории, подконтролен
органам местного самоуправления в части расходования бюджетных
средств. Он отчитывается об итогах своей деятельности перед
собраниями (сходами), конференциями граждан не реже одного раза в
год.
Статья 20. Срок полномочий комитета (совета) определяется его
Положением, но не может быть более чем 4 года. В случае избрания
нового состава комитета (совета) полномочия последнего
прекращаются.
Статья 21. Работу комитета (совета) организует председатель
комитета (совета), работающий на общественных началах. Порядок
работы председателя комитета (совета) определяется в Положении о
комитете (совете).
Председатель комитета (совета) избирается населением
самоуправляемой территории на конференции, собрании или сходе либо
комитетом (советом) в соответствии с Положением комитета (совета)
из числа членов комитета по представлению оргкомитета или жителей
самоуправляемой территории.
Право вносить предложения в организационный комитет по
кандидатурам председателя и членов комитета (совета) имеют жители
самоуправляемой территории, общественные формирования, депутаты.
При освобождении председателя по любым причинам в период между
собраниями (сходами), конференциями новый председатель избирается
комитетом (советом) с последующим утверждением собранием (сходом)
или конференцией.
В работе комитета (совета) могут принимать участие с правом
совещательного голоса:
- представители общественных организаций, действующих на
самоуправляемой территории (советы общественности, домовых и
квартальных комитетов, пенсионеров, ветеранов, женсоветы и др.);
- жители самоуправляемой территории;
- представители органов охраны правопорядка и безопасности;
- представители органов государственной власти, органов
местного самоуправления, предприятий, организаций, учреждений.
Статья 22. Председатель комитета (совета) территориального
общественного самоуправления разрабатывает, вносит предложения и
согласовывает с администрацией территориального органа
Администрации района план работы на год. Председатель комитета
(совета) территориального общественного самоуправления:
- руководит работой комитета (совета);
- председательствует на его заседаниях;
- создает и руководит рабочими органами комитета (совета);
- заключает договоры с физическими и юридическими лицами в
пределах своих полномочий;
- проводит прием граждан;
- представляет интересы жителей самоуправляемой территории в
органах государственной власти и местного самоуправления,
предприятиях, организациях и учреждениях, рассматривающих вопросы,
затрагивающие проблемы самоуправляемой территории;
- представляет утвержденный на заседании совета (комитета)
ежегодный отчет о деятельности комитета (совета) в администрацию
территориального органа Администрации района и населению.
Статья 23. Заседания комитета (совета) проводятся по мере
необходимости, но не реже одного раза в месяц в доступной,
открытой для жителей самоуправляемой территории форме. Заседания
комитета (совета) считаются правомочными при участии в них более
половины членов комитета (совета). Решения комитета (совета)
считаются принятыми, если за них проголосовало более половины
присутствующих членов, если иное не предусмотрено настоящим
Положением или Положением о комитете (совете).
Статья 24. Комитету (совету) могут быть переданы функции
управления отдельными социально значимыми объектами муниципальной
собственности, расположенными на самоуправляемой территории,
делегировано право осуществления отдельных полномочий органов
местного самоуправления района на договорной основе и в
соответствии с порядком, установленным правовыми актами органов
местного самоуправления.
Статья 25. Представители комитета (совета) имеют право
участвовать в подведении итогов работы муниципальных предприятий,
учреждений, организаций и должностных лиц, занятых обслуживанием
населения самоуправляемой территории.
Статья 26. Комитет (совет) в пределах утвержденных органами
местного самоуправления смет использует имеющиеся в его
распоряжении бюджетные финансовые ресурсы в соответствии с
принятыми планами и программами и под контролем органов местного
самоуправления.
Статья 27. Реорганизация или ликвидация (упразднение) комитета
(совета) осуществляется в случае и порядке, предусмотренном
действующим законодательством и правовыми актами органов местного
самоуправления.
Полномочия комитета (совета) прекращаются по истечении срока
его полномочий или досрочно в случаях самороспуска, при этом
решение принимается двумя третями голосов от числа его членов,
установленного для данного органа, а также по решению суда.
Решение о самороспуске комитета (совета) принимается им
самостоятельно.
Статья 28. Решения комитета (совета), принятые с нарушением
действующего законодательства или нарушающие законные права и
интересы граждан, могут быть обжалованы в суде или отменены
органами местного самоуправления в части, касающейся переданных
комитету (совету) отдельных муниципальных полномочий.
Глава 5. Финансы и имущество комитетов (советов)
территориального общественного самоуправления
Статья 29. Комитеты (советы) осуществляют свою деятельность за
счет средств бюджета района, собственных, заемных средств, а также
за счет добровольных взносов и пожертвований предприятий,
учреждений, организаций, граждан, за счет иных поступлений.
Статья 30. К собственности территориального общественного
самоуправления относятся:
- имущество и финансовые средства, полученные в результате
предпринимательской деятельности комитета (совета), а также труда
и добровольных взносов населения, общественных формирований,
трудовых коллективов, отдельных граждан, в том числе по праву
наследования;
- объекты производственной и социальной инфраструктур, иные
объекты, созданные комитетами (советами) с целью удовлетворения
материальных и духовных потребностей населения;
- имущество и финансовые средства, передаваемые органами
государственной власти, местного самоуправления, предприятиями,
организациями, учреждениями на основе соглашений и договоров, в
соответствии с действующим законодательством.
Статья 31. От имени территориального общественного
самоуправления правом владения, пользования и распоряжения
собственностью территориального общественного самоуправления
обладают собрания, конференции граждан, а также по их поручению
комитеты (советы) в пределах прав, предоставленных им уставом.
Статья 32. Комитет (совет) может кооперировать финансовые
средства предприятий и жителей территорий для финансирования и
кредитования мероприятий, направленных на решение вопросов
самоуправляемой территории.
Статья 33. Свои финансовые ресурсы комитет (совет) может
направлять на социально-экономическое развитие территории,
благоустройство, озеленение, санитарную очистку территории,
оборудование, содержание и ремонт жилищного фонда, детских,
спортивных площадок, приобретение инвентаря, оборудования,
материалов, для осуществления своей деятельности,
благотворительные и иные предусмотренные Положением о комитете
(совете) цели.
Статья 34. Бюджетные средства на счете комитета (совета)
учитываются, расходуются в соответствии с утвержденными органами
местного самоуправления сметами расходов, принятыми планами и
программами под контролем органов местного самоуправления.
Статья 35. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью
комитетов (советов) осуществляется органами местного
самоуправления в части использования бюджетных средств,
ревизионными комиссиями, в том числе созданными по решению
комитета (совета), в части использования собственных средств.
Статья 36. При ликвидации комитета (совета) бюджетные средства
и имущество, находящееся на балансе комитета (совета),
приобретенное за счет бюджетных средств, переходит в состав
муниципальной собственности, остальные финансовые средства и
имущество распределяются в порядке, предусмотренном Положением о
комитете (совете) либо решением суда.
Глава 6. Взаимодействие органов
территориального общественного самоуправления
с органами местного самоуправления
Статья 37. Сургутская районная Дума и Администрация района
содействуют органам территориального общественного самоуправления
в осуществлении их полномочий и координируют их деятельность.
Члены органов территориального общественного самоуправления
вправе участвовать в заседаниях районной Думы, заседаниях у
руководителей и должностных лиц органов местного самоуправления, а
также в заседаниях, совещаниях у главы администрации
территориального органа Администрации района и его заместителей
при рассмотрении вопросов, затрагивающих интересы соответствующей
самоуправляемой территории.
Статья 38. Администрация соответствующего территориального
органа Администрации района:
- оказывает содействие органам территориального общественного
самоуправления в работе, координирует их деятельность;
- организует методическую поддержку органов территориального
общественного самоуправления, включая совместную разработку планов
мероприятий по жизнеобеспечению самоуправляемой территории.
Глава 7. Гарантии
территориального общественного самоуправления
населения
Статья 39. Решения органов территориального общественного
самоуправления населения в пределах их компетенции обязательны для
исполнения всеми расположенными на самоуправляемой территории
предприятиями, организациями, учреждениями и их структурными
подразделениями, общественными формированиями, гражданами.
Статья 40. Органы территориального общественного самоуправления
в случае нарушения их прав и законных интересов граждан вправе
обратиться в суд с требованием о восстановлении нарушенных прав.
Приложение
к Положению
о территориальном общественном
самоуправлении населения
в Сургутском районе
Главе администрации
___________________
___________________
ЗАЯВЛЕНИЕ
о регистрации инициативной группы
по созданию органа
территориального общественного самоуправления
В соответствии с нормами Положения о территориальном
общественном самоуправлении населения в Сургутском районе просим
зарегистрировать инициативную группу по созданию органа
территориального общественного самоуправления на территории ______
(описание территории, ее границ) ________ в составе ____ человек,
составляющих ___ % (не менее 10%) от числа проживающих на данной
территории граждан, обладающих активным избирательным правом:
----T-------------------------T-------------T------------T-------¬
¦ N ¦ Фамилия, имя, отчество ¦ Адрес ¦ Паспортные ¦Подпись¦
¦п/п¦ ¦ ¦ данные ¦ ¦
+---+-------------------------+-------------+------------+-------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---+-------------------------+-------------+------------+--------
Ответственный за регистрацию
инициативной группы (Ф.И.О.), (подпись) __________________________
"___" ____________ 200_ г.
|