25 февраля 2003 года N 14-оз
-------------------------------------------------------------------
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОН
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
О НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТАХ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
Принят Думой Ханты-Мансийского
автономного округа 7 февраля 2003 года
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 31.12.2004 N 105-оз)
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Предмет регулирования и цели настоящего Закона
Настоящий Закон в соответствии с Уставом (Основным законом)
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры устанавливает единые
требования к законам и иным нормативным правовым актам органов
государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа -
Югры, определяет общий порядок их подготовки, рассмотрения,
принятия, опубликования, вступления в силу, толкования и отмены, а
также определяет способы разрешения юридических коллизий.
Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе
1. Нормативный правовой акт - официальный письменный документ,
принятый в определенной форме правотворческим органом в пределах
его компетенции либо путем референдума и устанавливающий,
изменяющий или отменяющий правовые нормы.
2. Нормы права (правовые нормы) - официально установленные
органами государственной власти автономного округа
общеобязательные предписания постоянного или временного характера,
рассчитанные на многократное применение органами государственной
власти, органами местного самоуправления, организациями,
должностными лицами и гражданами на всей территории автономного
округа.
3. Правотворчество - направленная на достижение целей
всестороннего и комплексного развития автономного округа в
интересах его населения организационно оформленная властная
деятельность органов государственной власти автономного округа в
рамках их компетенции по созданию нормативных правовых актов, их
изменению и отмене.
4. Проект нормативного правового акта - документ, содержащий
предварительный текст нормативного правового акта, внесенный в
установленном порядке на рассмотрение правотворческого органа.
Статья 3. Правотворческие органы Ханты-Мансийского автономного
округа - Югры
Правотворческими органами Ханты-Мансийского автономного округа
- Югры являются:
Дума Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Статья 4. Субъекты правотворческой инициативы в Ханты-
Мансийском автономном округе - Югре
1. Субъектами законодательной инициативы в Думе Ханты-
Мансийского автономного округа - Югры в соответствии с Уставом
(Основным законом) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
являются:
1) депутаты Думы автономного округа;
2) Губернатор автономного округа;
3) Правительство автономного округа;
4) органы местного самоуправления муниципальных образований
автономного округа;
5) граждане, проживающие на территории автономного округа,
обладающие избирательным правом, при наличии не менее двадцати
тысяч подписей.
2. Субъекты правотворческой инициативы в иных правотворческих
органах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры определяются
их регламентами.
Cтатья 5. Система нормативных правовых актов Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
Систему нормативных правовых актов автономного округа
составляют:
Устав (Основной закон) Ханты-Мансийского автономного округа -
Югры;
законы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
абзац исключен. - Закон ХМАО - Югры от 31.12.2004 N 105-оз;
постановления Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
постановления Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа
- Югры;
постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного
округа - Югры.
Статья 6. Акты ненормативного характера
Губернатор и Правительство автономного округа по
организационным и оперативным вопросам вправе издавать
распоряжения, которые не могут носить нормативного характера.
Глава II. ВИДЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ, ИХ СООТНОШЕНИЕ
Статья 7. Устав Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
1. Устав Ханты-Мансийского автономного округа - Югры является
основным Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в
соответствии с Конституцией Российской Федерации определяющим
статус Ханты-Мансийского автономного округа - Югры,
устанавливающим систему органов государственной власти автономного
округа и закрепляющим иные положения, составляющие основу
законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
2. Устав Ханты-Мансийского автономного округа - Югры имеет
прямое действие на всей территории Ханты-Мансийского автономного
округа - Югры. Вступление в силу и внесение изменений в Устав
автономного округа осуществляется в особом, предусмотренном им и
настоящим Законом порядке.
Статья 8. Законы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
1. Законы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры -
нормативные правовые акты, регулирующие наиболее значимые и
устойчивые общественные отношения, принимаемые Думой Ханты-
Мансийского автономного округа - Югры либо путем референдума.
2. Законами автономного округа в пределах компетенции
автономного округа регулируются:
1) утверждение бюджета автономного округа и отчета о его
исполнении;
2) установление порядка проведения выборов Губернатора
автономного округа и депутатов Думы автономного округа;
3) установление основ организации и деятельности Думы и
Правительства автономного округа;
4) установление порядка проведения выборов депутатов
представительных органов местного самоуправления и глав
муниципальных образований автономного округа;
5) установление правового статуса государственных служащих
автономного округа и правового статуса муниципальных служащих;
6) исключен. - Закон ХМАО - Югры от 31.12.2004 N 105-оз;
7) утверждение программ социально-экономического развития
автономного округа;
8) установление налогов и сборов, относящихся к ведению
автономного округа, а также порядка их взимания в соответствии с
федеральным законодательством;
9) установление мер административной ответственности;
10) установление порядка управления и распоряжения
собственностью автономного округа, в том числе долями (паями,
акциями) автономного округа в капиталах хозяйственных обществ,
товариществ и иных организаций;
11) установление порядка назначения и проведения референдума
автономного округа;
12) установление административно-территориального устройства
автономного округа;
13) иные вопросы, относящиеся к ведению и полномочиям
автономного округа, в соответствии с федеральными законами и
законами автономного округа.
3. Законы автономного округа не должны противоречить
Конституции Российской Федерации, федеральным законам и Уставу
автономного округа.
4. Законы автономного округа могут быть приняты по любому
вопросу, отнесенному к ведению и полномочиям автономного округа,
если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации,
федеральными законами и Уставом автономного округа.
Статья 9. Исключена. - Закон ХМАО - Югры от 31.12.2004 N 105-
оз.
Статья 10. Исключена. - Закон ХМАО - Югры от 31.12.2004 N 105-
оз.
Статья 11. Постановления Думы Ханты-Мансийского автономного
округа - Югры
1. Дума Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принимает
нормативные правовые акты в форме постановлений по вопросам,
отнесенным к ее компетенции федеральным законодательством, Уставом
и законами автономного округа.
2. Регламент Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
является нормативным правовым актом, определяющим порядок
деятельности Думы автономного округа.
Регламент Думы автономного округа утверждается постановлением
Думы.
Статья 12. Постановления Губернатора Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
1. Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в
пределах своих полномочий на основе и во исполнение Конституции
Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента
Российской Федерации, постановлений Правительства Российской
Федерации, Устава и законов автономного округа издает
постановления.
2. Нормативные правовые акты Губернатора автономного округа
издаются исключительно в форме постановлений.
Статья 13. Постановления Правительства Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
1. Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в
пределах своей компетенции на основе и во исполнение Конституции
Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента
Российской Федерации, постановлений Правительства Российской
Федерации, Устава и законов автономного округа, постановлений
Губернатора автономного округа принимает постановления.
2. Нормативные правовые акты Правительства автономного округа
издаются исключительно в форме постановлений.
3. Регламент Правительства Ханты-Мансийского автономного округа
- Югры является нормативным правовым актом, определяющим порядок
деятельности Правительства автономного округа.
Регламент Правительства автономного округа утверждается
постановлением Правительства.
4. Постановления Правительства автономного округа могут
приниматься непосредственно Правительством или Президиумом
Правительства в пределах их компетенции в соответствии с
Регламентом Правительства автономного округа.
5. Постановления, принимаемые Правительством или Президиумом
Правительства, оформляются на специальных бланках Правительства
автономного округа.
Статья 14. Соотношение юридической силы нормативных правовых
актов автономного округа
1. Устав автономного округа имеет высшую юридическую силу по
отношению ко всем нормативным правовым актам автономного округа.
Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые автономным
округом, не должны противоречить Уставу автономного округа.
2. Законы автономного округа имеют более высокую юридическую
силу по отношению к нормативным правовым актам Думы автономного
округа, Губернатора и Правительства автономного округа. В случае
противоречия между ними действует закон автономного округа.
3. Исключен. - Закон ХМАО - Югры от 31.12.2004 N 105-оз.
4. Постановления Губернатора автономного округа имеют более
высокую юридическую силу по отношению к постановлениям
Правительства автономного округа. В случае противоречия между ними
действуют постановления Губернатора автономного округа.
Глава III. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
Статья 15. Требования, предъявляемые к нормативным правовым
актам
Нормативный правовой акт Ханты-Мансийского автономного округа -
Югры должен отвечать следующим требованиям:
соответствие Конституции Российской Федерации, федеральным
законам и международным договорам Российской Федерации;
принятие акта уполномоченным на то органом в пределах его
компетенции;
принятие акта в порядке и форме, установленных настоящим
Законом;
обеспеченность реализации предписаний акта (финансово-
экономическая, организационная и так далее);
наличие в акте предписаний, обеспечивающих согласованность
этого акта с другими нормативными правовыми актами;
наличие логически построенной структуры;
единство терминологии;
общепризнанность терминов;
наличие обязательных реквизитов.
Статья 16. Структура нормативного правового акта
1. Нормативный правовой акт как документ состоит из
содержательной части и реквизитов, образующих текст нормативного
правового акта.
2. Содержательная часть нормативного правового акта -
выраженное в письменном виде языковое, знаковое, графическое,
словесно-терминологическое закрепление содержащихся в нем норм
права, а также иных положений, в том числе разъясняющих цели и
мотивы его принятия.
3. Реквизиты нормативного правового акта - обязательные
сведения, включаемые в текст нормативного правового акта для
признания его действительным.
Статья 17. Виды текстов нормативного правового акта и общие
требования к их оформлению
1. Различаются следующие виды текстов нормативного правового
акта:
1) подлинный текст нормативного правового акта (оригинал
нормативного правового акта) - эталонный экземпляр текста
нормативного правового акта, оформляемый, как правило, в одном
экземпляре;
2) официально опубликованный текст нормативного правового акта
- текст, опубликованный в источниках официального опубликования в
порядке, установленном Уставом автономного округа и настоящим
Законом;
3) заверенная копия нормативного правового акта - совпадающий с
подлинником текст нормативного правового акта, заверенный печатью
органа, принявшего акт (копии законов автономного округа
заверяются печатью Думы автономного округа или Губернатора
автономного округа);
4) неофициально опубликованный текст нормативного правового
акта - текст, опубликованный в источниках, не относящихся к числу
источников официального опубликования нормативных правовых актов;
5) незаверенная копия нормативного правового акта - совпадающий
с подлинником текст нормативного правового акта, не заверенный
печатью органа, принявшего акт.
Тексты нормативного правового акта, указанные в подпунктах 1 -
3 настоящего пункта, признаются официальными текстами, на
основании которых осуществляется правотворческая и
правоприменительная деятельность.
2. Нормативные правовые акты автономного округа излагаются на
русском языке.
Использование в нормативных правовых актах новых иностранных
терминов и выражений допускается, если отсутствуют имеющие тот же
смысл русские термины и выражения или термины иностранного
происхождения, ставшие в русском языке общеупотребительными.
3. Слова и выражения в нормативных правовых актах используются
в значении, обеспечивающем их точное понимание и единство с
терминологией, применяемой в федеральном законодательстве.
Не допускается обозначение в нормативных правовых актах разных
понятий одним термином или одного понятия разными терминами, если
это специально не оговаривается в правовом акте.
4. В нормативном правовом акте даются определения используемых
в нем юридических, технических и других специальных терминов, если
без этого невозможно или затруднено его понимание.
5. Таблицы, графики, схемы, чертежи, рисунки, карты, являющиеся
неотъемлемой составной частью правового акта, как правило,
оформляются в виде приложений к нему.
6. Даты в нормативных правовых актах оформляются словесно-
цифровым способом (число (цифрами), месяц (словом), год (цифрами)
с добавлением слова "год" в соответствующем падеже без сокращения
или с сокращением до первой буквы) либо цифровым способом (число,
месяц, обозначенные двумя цифрами с заменой в необходимых случаях
отсутствующей цифры нулем, год, обозначенный четырьмя цифрами).
Оформление дат в законах автономного округа цифровым способом
не допускается.
7. Нумерация нормативных правовых актов каждого вида ведется в
пределах года исходя из даты их принятия, за исключением
постановлений Думы автономного округа, нумерация которых ведется в
пределах созыва Думы.
8. Органы, издающие нормативные правовые акты, вправе на основе
положений настоящего Закона устанавливать правила их оформления.
Статья 18. Содержательная часть нормативного правового акта
1. Содержательная часть нормативного правового акта может иметь
следующие основные элементы (структурные элементы текста
нормативного правового акта):
1) преамбула;
2) разделы;
3) главы;
4) статьи или пункты;
5) части, пункты статей или подпункты (абзацы) пунктов.
Текст нормативного правового акта может иметь также иные
структурные элементы, предусмотренные законодательством либо
обусловленные особенностями оформления конкретного вида правовых
актов.
2. Преамбула нормативного правового акта содержит разъяснение
целей и оснований его принятия. Преамбула может состоять из
абзацев. В постановлениях Думы автономного округа и постановлениях
Правительства автономного округа преамбула завершается
постановляющей фразой.
3. Статья (пункт) нормативного правового акта может содержать
одну или несколько правовых норм.
Статьи нормативного правового акта наряду с нормами права в
отдельных случаях могут содержать индивидуальные предписания.
4. Статьи (пункты) нормативного правового акта могут
объединяться в главы. Главы нормативного правового акта могут
объединяться в разделы. Раздел, глава нормативного правового акта
подразделяются, как правило, не менее чем на два структурных
элемента.
5. Структура нормативного правового акта и необходимость
включения в него тех или иных структурных элементов текста
определяются исходя из объема и содержания акта.
Статья 19. Порядковые номера и заголовки структурных элементов
текста нормативного правового акта
1. Разделы, главы нормативного правового акта должны иметь
порядковые номера в виде римских цифр, статьи (пункты) - в виде
арабских цифр с точками после них и сквозную нумерацию в пределах
всего правового акта.
В случае необходимости включения в текст нормативного правового
акта дополнительных структурных элементов и невозможности при этом
сохранения сквозной нумерации допускается присвоение таким
структурным элементам порядковых номеров предшествующих
структурных элементов того же вида с добавлением через дефис
дополнительных порядковых номеров начиная с первого.
Новым структурным элементам, включаемым в текст нормативного
правового акта после последнего структурного элемента того же
вида, присваиваются номера, следующие за номером последнего.
2. Структурные элементы текста нормативного правового акта, за
исключением преамбулы и пунктов правового акта, должны иметь
заголовки.
3. Заголовок раздела или главы нормативного правового акта
включает соответственно слово "раздел" заглавными буквами или
"глава" с заглавной буквы, затем порядковый номер и наименование
раздела или главы.
4. Заголовок статьи нормативного правового акта включает слово
"статья" с заглавной буквы, затем порядковый номер и наименование
статьи.
Заголовки статей законов автономного округа об изменении,
дополнении или признании утратившими силу ранее принятых законов,
введении в действие законов автономного округа, заголовки статей
законов о бюджете, территориях и границах муниципальных
образований, административно-территориальном делении автономного
округа могут не содержать наименований.
Статья 20. Структура статьи (пункта) нормативного правового
акта
1. Статья нормативного правового акта может состоять из частей,
не нумеруемых в пределах данной статьи, или пунктов, нумеруемых в
пределах данной статьи арабскими цифрами с точкой.
2. Пункт нормативного правового акта, пункт статьи нормативного
правового акта начинаются с абзацного отступа и могут включать
подпункты, обозначаемые арабскими цифрами или буквами и (или)
абзацами.
Статья 21. Обязательные реквизиты нормативного правового акта и
порядок его оформления
1. Нормативный правовой акт должен содержать следующие
обязательные реквизиты:
1) герб автономного округа;
2) полное наименование органа, принявшего акт;
3) наименование вида нормативного правового акта;
4) заголовок, обозначающий предмет регулирования;
5) регистрационный номер;
6) дата и место принятия (в отношении законов автономного
округа - дата подписания принятых законов Губернатором автономного
округа);
7) наименование должности, фамилия (Ф.И.О.) и подпись
полномочного лица;
8) печать.
2. Порядок оформления нормативного правового акта и специальные
требования к нормативному правовому акту органа государственной
власти автономного округа устанавливаются соответствующим
правотворческим органом.
Статья 22. Воспроизведение положений нормативных правовых актов
и ссылки на нормативные правовые акты
1. В случае необходимости в нормативном правовом акте
автономного округа воспроизводятся отдельные положения из
нормативных правовых актов Российской Федерации и автономного
округа, обладающих более высокой юридической силой, с
соответствующей ссылкой.
2. Ссылки в нормативном правовом акте на структурные элементы
его текста, а также на иные нормативные правовые акты или
структурные элементы их текстов применяются в случаях, когда
необходимо показать взаимную связь нормативных положений либо
избежать их повторов.
Глава IV. ПРАВОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ
Статья 23. Правотворческий процесс и его виды
1. Правотворческий процесс - урегулированный нормативными
правовыми актами порядок осуществления правотворческой
деятельности, включающий разработку проекта нормативного правового
акта, внесение в правотворческий орган (вынесение на референдум),
рассмотрение, принятие, подписание, опубликование и вступление в
силу нормативных правовых актов.
2. Основными видами правотворческого процесса в автономном
округе являются:
1) законодательный процесс - процесс принятия законов
автономного округа;
2) процесс принятия иных нормативных правовых актов
(постановлений Думы автономного округа, постановлений Губернатора
автономного округа, постановлений Правительства автономного
округа).
Статья 24. Стадии правотворческого процесса
1. Стадии правотворческого процесса - ряд последовательных
этапов издания нормативного правового акта, на каждом из которых
решаются самостоятельные задачи правотворческой деятельности.
2. Основными стадиями правотворческого процесса являются:
1) разработка проекта нормативного правового акта;
2) внесение проекта нормативного правового акта в
правотворческий орган;
3) предварительное рассмотрение проекта нормативного правового
акта и его принятие;
4) подписание и официальное опубликование нормативного
правового акта;
5) вступление в силу нормативного правового акта.
Отдельные виды правотворческого процесса могут иметь иное
количество основных стадий в соответствии с Уставом автономного
округа, настоящим Законом, регламентами соответствующих
правотворческих органов.
Статья 25. Планирование правотворческой деятельности
1. Дума и Правительство автономного округа осуществляют текущее
и перспективное планирование правотворческой деятельности в
пределах собственной компетенции.
2. Текущие планы законопроектных работ составляются на один
год.
В случае необходимости разрабатываются перспективные планы
законопроектных работ сроком на два года и более, в которых
определяются основные направления развития законодательства
автономного округа, а также мероприятия по систематизации законов
автономного округа. Положения, включенные в перспективные планы
законопроектных работ, учитываются и конкретизируются при
подготовке текущих планов.
3. Предложения для включения в текущие и перспективные планы
законопроектных работ разрабатываются депутатами, комиссиями и
Ассамблеей представителей коренных малочисленных народов Севера
Думы автономного округа, Губернатором и Правительством автономного
округа, иными органами государственной власти и органами местного
самоуправления.
4. Планирование правотворческой деятельности не исключает
принятия нормативных правовых актов, не содержащихся в
утвержденных планах.
Статья 26. Согласованное осуществление правотворческой
деятельности
1. Органы государственной власти автономного округа
осуществляют согласованную правотворческую деятельность и
координируют ее с правотворческой деятельностью федеральных
органов государственной власти.
2. Губернатор автономного округа и Председатель Думы
автономного округа обеспечивают согласованность правотворческой
деятельности органов государственной власти автономного округа.
3. Губернатор и Правительство автономного округа могут
направлять в Думу автономного округа своего полномочного
представителя.
Представитель Губернатора и Правительства автономного округа в
Думе вправе беспрепятственно в приоритетном порядке излагать
позицию представляемых правотворческих органов автономного округа
при рассмотрении законопроектов в комиссиях Думы автономного
округа.
Статья 27. Предложения о разработке нормативных правовых актов
автономного округа
1. Субъекты правотворческой, в том числе законодательной,
инициативы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры вправе
вносить в соответствующий правотворческий орган предложения о
разработке нормативных правовых актов.
2. Письменное предложение субъекта правотворческой
(законодательной) инициативы автономного округа о разработке
нормативного правового акта направляется руководителю
соответствующего правотворческого органа.
3. Письменное предложение должно содержать:
1) статус (вид) предлагаемого к разработке нормативного
правового акта;
2) обоснование необходимости принятия данного нормативного
правового акта с указанием предмета правового регулирования, а
также концепции нормативного правового акта, в которой дается
характеристика и указываются цели будущего акта, излагаются его
основные положения, анализируются предполагаемые последствия
проектируемых норм, приводится примерная структура акта.
Статья 28. Создание рабочих групп по подготовке проектов
законов и иных нормативных правовых актов автономного округа
1. Правотворческие органы могут создавать рабочие группы по
подготовке проектов нормативных правовых актов автономного округа.
2. Рабочая группа по подготовке проекта закона автономного
округа может быть создана по совместному решению Думы автономного
округа и Правительства автономного округа и включать в себя
депутатов Думы автономного округа, членов Правительства
автономного округа, представителей исполнительных органов
государственной власти, квалифицированных специалистов.
3. Разработка проектов нормативных правовых актов организуется
на основе сбора и анализа информации, проведения расчетов,
социологических исследований, оценки вариантов и выбора лучшего.
Статья 29. Подготовка проектов нормативных правовых актов
специалистами
1. Правотворческий орган может заключить договор о подготовке
первоначального проекта нормативного правового акта с научными
учреждениями, отдельными учеными, специалистами или их творческими
коллективами.
2. Правотворческий орган вправе поручать подготовку
альтернативных проектов нескольким органам, учреждениям,
организациям, отдельным лицам, а также объявлять конкурсы на
лучший проект.
3. Финансирование правотворческой деятельности осуществляется
за счет средств бюджета автономного округа.
Статья 30. Публичные слушания проектов нормативных правовых
актов
При разработке проектов нормативных правовых актов
правотворческими органами могут проводиться публичные слушания по
данным проектам с привлечением заинтересованных организаций и лиц,
а также соответствующих специалистов и экспертов. Замечания и
предложения по итогам публичных слушаний учитываются при доработке
проектов.
Статья 31. Обсуждение проектов нормативных правовых актов через
средства массовой информации
1. Проекты нормативных правовых актов могут выноситься
соответствующими правотворческими органами на обсуждение через
средства массовой информации автономного округа.
2. Поступившие письменные предложения и замечания в адрес
соответствующего нормотворческого органа учитываются при доработке
проекта.
Статья 32. Условия внесения проектов нормативных правовых актов
1. Необходимым условием внесения проектов в правотворческий
орган в качестве правотворческой инициативы является
представление:
1) текста проекта нормативного правового акта;
2) пояснительной записки к проекту, в которой раскрывается
состояние законодательства в данной сфере правового регулирования
и обосновывается необходимость его принятия; дается развернутая
характеристика целей (задач), основных положений проекта, его
места в системе законодательства; приводятся финансово-
экономическое обоснование законопроекта в случае, когда его
реализация потребует дополнительных материальных и других затрат,
и прогноз социально-экономических и иных последствий его принятия;
формулируются предложения по подготовке и принятию нормативных
правовых актов, необходимых для осуществления данного проекта;
указываются нормативные правовые акты автономного округа,
требующие признания утратившими силу, изменения, дополнения в
связи с принятием вносимого проекта; а также включаются другие
сведения, необходимость которых предусматривается
законодательством либо субъектом правотворческой инициативы;
3) документа, выражающего решение субъекта правотворческой
инициативы о внесении проекта нормативного правового акта;
4) иных документов, если их представление предусмотрено
законодательством автономного округа или иными нормативными
правовыми актами, обязательными для субъектов правотворческой
инициативы.
2. Вносимые в качестве правотворческой инициативы проекты
нормативных правовых актов должны соответствовать требованиям к
нормативным правовым актам, содержащимся в настоящем Законе.
В проект нормативного правового акта могут быть включены
положения, устанавливающие сроки и порядок вступления его в силу,
а также предложение органам государственной власти автономного
округа привести в соответствие с принимаемым проектом изданные ими
нормативные правовые акты.
3. Положения, предусматривающие изменение, дополнение,
признание утратившими силу или особенности применения ранее
принятых нормативных правовых актов, включаются непосредственно в
текст проекта нормативного правового акта автономного округа,
проекта нормативного правового акта о введении его в действие либо
оформляются в виде отдельных проектов нормативных правовых актов о
внесении изменений и дополнений в ранее принятые акты.
4. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от
их уплаты, изменении финансовых обязательств автономного округа,
выпуске ценных бумаг под обязательства автономного округа, другие
законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет
средств бюджета автономного округа, рассматриваются Думой
автономного округа по представлению Губернатора автономного округа
либо при наличии заключения Губернатора автономного округа.
5. Не допускается возвращение проектов нормативных правовых
актов по мотивам необоснованности их положений или
нецелесообразности их принятия.
6. Проект, внесенный с нарушением требований настоящего Закона,
рассмотрению не подлежит и возвращается внесшему его субъекту
правотворческой инициативы для выполнения соответствующих
требований. После выполнения этих требований субъект
правотворческой инициативы вправе вновь внести проект на
рассмотрение правотворческого органа.
7. Субъект правотворческой инициативы вправе отозвать проект
нормативного правового акта, внесенный им.
Статья 33. Экспертиза нормативных правовых актов и их проектов
1. Экспертиза проектов нормативных правовых актов автономного
округа - юридическое и (или) специализированное исследование,
проводимое учеными и специалистами по поручению правотворческого
органа с целью оценки качества проектов нормативных актов и
выявления возможных последствий их принятия и действия.
Экспертиза принятых нормативных правовых актов автономного
округа может проводиться в случаях и порядке, предусмотренных
законодательством Российской Федерации, а при необходимости - по
решению органов государственной власти автономного округа, в том
числе по предложению органов местного самоуправления, в порядке,
предусмотренном настоящим Законом.
2. Проекты нормативных правовых актов, вносимые на рассмотрение
Думы автономного округа, подлежат обязательной юридической, а
также специализированной экспертизе в зависимости от профиля
проекта, а также иной экспертизе, если это предусмотрено
федеральным законодательством.
3. Проекты нормативных правовых актов не могут быть приняты
правотворческими органами к рассмотрению без визы юридической
службы соответствующего органа.
4. Органы государственной власти автономного округа в пределах
их полномочий организуют и проводят внутреннюю (служебную)
экспертизу нормативных правовых актов, а также проектов
нормативных правовых актов.
Внутренняя (служебная) экспертиза нормативных правовых актов и
проектов нормативных правовых актов осуществляется органами
государственной власти автономного округа, их подразделениями или
специалистами.
5. Для оценки качества нормативных правовых актов и их
проектов, а также для получения предложений по их
совершенствованию может проводиться независимая научная экспертиза
на возмездной или безвозмездной основе.
Независимая научная экспертиза нормативных правовых актов и их
проектов осуществляется научными учреждениями, высшими учебными
заведениями, экспертами из числа ведущих ученых и специалистов
соответствующего профиля, а также иными компетентными
организациями и лицами по поручению правотворческих органов.
6. Органы государственной власти автономного округа вправе
создавать специальные экспертные организации для проведения
научной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, а
также придавать статус уполномоченной экспертной организации
действующей научной организации или высшему учебному заведению.
7. В качестве независимых экспертов привлекаются ученые и
специалисты, не принимавшие непосредственного участия в разработке
направляемого на экспертизу нормативного правового акта или
проекта нормативного правового акта.
В качестве независимых экспертов не могут привлекаться депутаты
Думы автономного округа, члены Правительства автономного округа.
8. Организации и лица, осуществляющие независимую научную
экспертизу нормативных правовых актов и их проектов,
обеспечиваются органами государственной власти Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры необходимыми для проведения экспертизы
материалами и документами, а также могут принимать участие в
обсуждении нормативных правовых актов и их проектов.
9. Внутренняя (служебная) и независимая научная экспертизы
проектов нормативных правовых актов могут осуществляться на любых
стадиях правотворческого процесса.
По результатам внутренней (служебной) или независимой научной
экспертизы проектов нормативных правовых актов составляется
письменное заключение, которое подлежит обязательному рассмотрению
правотворческим органом.
Статья 34. Исключена. - Закон ХМАО - Югры от 31.12.2004 N 105-
оз.
Статья 35. Исключена. - Закон ХМАО - Югры от 31.12.2004 N 105-
оз.
Статья 36. Исключена. - Закон ХМАО - Югры от 31.12.2004 N 105-
оз.
Статья 37. Принятие нормативных правовых актов
Принятие нормативных правовых актов автономного округа
осуществляется в порядке, установленном Уставом автономного
округа, законами автономного округа и регламентами соответствующих
правотворческих органов.
Статья 38. Подписание Губернатором автономного округа принятых
законов автономного округа
1. Принятый Думой автономного округа закон автономного округа в
течение семи дней со дня его принятия передается в официальном
порядке Председателем Думы автономного округа Губернатору
автономного округа для подписания и обнародования.
Текст закона автономного округа, принятого Думой автономного
округа, исполняется в двух экземплярах на специальном бланке с
указанием реквизитов, установленных настоящим Законом. Оба
экземпляра в официальном порядке направляются Губернатору
автономного округа.
2. Губернатор автономного округа в течение 14 дней с момента
поступления закона автономного округа подписывает закон и
обнародует его.
3. До истечения срока, установленного для подписания и
обнародования закона, Губернатор автономного округа может
возвратить закон в Думу автономного округа со своими
предложениями. Возврат должен быть мотивирован. При возвращении
закона Губернатор либо предлагает новую редакцию закона в целом
или отдельных его частей, либо сообщает о незаконности принятия
данного закона.
Губернатор автономного округа в течение трех дней с момента
поступления подписывает и обнародует отклоненный им ранее закон
автономного округа в случае его принятия Думой автономного округа
в прежней редакции большинством голосов не менее двух третей от
установленного числа депутатов Думы.
Губернатор автономного округа подписывает каждый из полученных
экземпляров текста закона автономного округа, при этом указываются
место и дата подписания. Один экземпляр в официальном порядке
направляется в Думу автономного округа.
Статья 39. Обязательность опубликования нормативных правовых
актов
1. Законы и иные нормативные правовые акты, составляющие
нормативную правовую систему автономного округа, должны быть
официально опубликованы для всеобщего сведения.
2. В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской
Федерации нормативные правовые акты, затрагивающие права и
интересы граждан, не могут применяться, если они не опубликованы
официально для всеобщего сведения.
Статья 40. Официальное опубликование нормативных правовых актов
1. Официальным опубликованием законов автономного округа или
иных нормативных правовых актов, составляющих правовую систему
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, считается публикация
их полного текста в официальном печатном издании Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры.
2. Официальное опубликование нормативных правовых актов
автономного округа частично либо в изложении не допускается.
Статья 41. Исправление неточностей, допущенных при официальном
опубликовании правового акта
1. В случае, если при официальном опубликовании нормативного
правового акта были допущены ошибки, опечатки, иные неточности в
сравнении с подлинником правового акта, то в десятидневный срок со
дня обнаружения ошибки, опечатки, иной неточности в том же издании
должно быть опубликовано официальное извещение органа, принявшего
правовой акт, об исправлении неточности и подлинная редакция
соответствующих положений.
2. Исправление ошибок, опечаток и иных неточностей в оригиналах
нормативных правовых актов после их вступления в силу
осуществляется исключительно путем внесения соответствующих
изменений в нормативный правовой акт, в котором имеются
неточности.
Статья 42. Официальные печатные издания Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
1. Официальными печатными изданиями Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры, в которых публикуются законы
автономного округа, постановления Думы автономного округа,
постановления Губернатора и Правительства автономного округа, а
также иные нормативные правовые акты, являются "Собрание
законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" и
газета "Новости Югры".
2. При официальном опубликовании нормативного правового акта
указываются его реквизиты, не допускается изменение и сокращение
его текста.
Статья 43. Неофициальное опубликование текста нормативного
правового акта автономного округа
Тексты нормативных правовых актов автономного округа могут быть
опубликованы без согласия правотворческого органа автономного
округа при условии обязательной ссылки на официальное печатное
издание.
Статья 44. Порядок вступления в силу нормативных правовых актов
1. Законы и иные нормативные правовые акты автономного округа
вступают в силу со дня их первого официального опубликования, если
иное не установлено федеральными законами или не указано в самом
акте.
2. Законы и иные нормативные правовые акты автономного округа,
затрагивающие права и свободы человека и гражданина, вступают в
силу по истечении десяти дней с момента их официального
опубликования в соответствии с Федеральным законом "Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации".
Статья 45. Дата принятия нормативных правовых актов
1. Датой принятия закона автономного округа считается день
принятия его Думой в окончательной редакции, что подтверждается
контрольным экземпляром данного акта с подписью должностного лица.
2. Датой принятия иного нормативного правового акта считается
день его принятия правотворческим органом и (или) день подписания
акта руководителем соответствующего правотворческого органа.
Статья 46. Действие правовых актов во времени
1. Действие правовых актов начинается с момента их вступления в
силу и прекращается в момент утраты ими юридической силы.
2. Нормативные правовые акты автономного округа действуют, как
правило, бессрочно, но могут приниматься и на определенный период.
Действие отдельных положений нормативных правовых актов может
быть ограничено определенным временем.
3. В случае принятия нормативного правового акта, полностью или
частично заменяющего по предмету правового регулирования ранее
принятый нормативный правовой акт той же юридической силы,
действует нормативный правовой акт (его отдельные положения),
принятый позднее.
4. Действие нормативного правового акта не распространяется на
отношения, возникшие до его вступления в силу, если иное прямо не
установлено федеральным законодательством либо в самом акте.
Статья 47. Приостановление действия правового акта
1. Действие нормативного правового акта или его отдельных
положений может быть приостановлено на определенный срок или до
наступления определенного события.
2. Действие нормативного правового акта приостанавливается
актом той же юридической силы.
3. Действие нормативного правового акта может быть также
приостановлено актом, изданным органом, наделенным такими правами
законодательством Российской Федерации или автономного округа.
Статья 48. Прекращение действия нормативного правового акта
1. Нормативный правовой акт или его отдельные положения
прекращают действие в результате:
1) истечения срока действия нормативного правового акта или его
отдельных положений;
2) принятия уполномоченным органом нового нормативного
правового акта равной или большей юридической силы, регулирующего
тот же круг общественных отношений;
3) признания акта или его отдельных положений утратившими силу
принявшим его органом;
4) признания правового акта или его отдельных положений
утратившими юридическую силу по решению суда в случаях,
предусмотренных законодательством Российской Федерации;
5) в иных случаях, предусмотренных федеральными законами и
законами автономного округа.
2. Нормативный правовой акт, утративший юридическую силу,
применяется к отношениям, возникшим до утраты им юридической силы,
если иное не установлено законом, судебным решением или
соответствующим правотворческим органом.
Статья 49. Действие нормативного правового акта в пространстве
и по кругу лиц
1. Действие нормативного правового акта автономного округа
распространяется на всю территорию автономного округа, если в
самом акте или в акте о введении его в действие не установлено
иное.
В случаях, установленных федеральным законодательством,
нормативные правовые акты автономного округа могут применяться за
его пределами.
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 31.12.2004 N 105-оз)
2. Если иное не установлено нормативным правовым актом
автономного округа, его действие распространяется на всех лиц,
проживающих или пребывающих на территории Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры, за исключением случаев, предусмотренных
международными договорами Российской Федерации, федеральными
законами и законами автономного округа.
Глава V. ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И (ИЛИ) ДОПОЛНЕНИЙ
В УСТАВ (ОСНОВНОЙ ЗАКОН)
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
Статья 50. Субъекты права законодательной инициативы по
внесению изменений и (или) дополнений в Устав автономного округа
1. С законодательной инициативой по внесению изменений и (или)
дополнений в Устав автономного округа могут выступать:
1) не менее 20 тысяч граждан, проживающих на территории
автономного округа и обладающих избирательным правом;
2) не менее одной трети от установленного числа депутатов Думы
автономного округа;
3) Губернатор автономного округа;
4) Правительство автономного округа;
5) не менее одной трети органов местного самоуправления
муниципальных образований автономного округа.
2. Количество голосов депутатов, вносящих предложение о
внесении изменений и (или) дополнений в Устав автономного округа,
устанавливается голосованием на заседании Думы автономного округа
либо путем сбора подписей.
Органы местного самоуправления муниципальных образований
направляют в Думу автономного округа соответствующие решения.
Порядок сбора подписей граждан устанавливается законом
автономного округа.
3. Изменения и (или) дополнения в Устав автономного округа
могут быть внесены законом, принятым на референдуме автономного
округа.
Статья 51. Требования к предложению о внесении изменений и
(или) дополнений в Устав автономного округа
1. Предложение о внесении изменений и (или) дополнений в Устав
автономного округа должно содержать либо текст новой статьи (части
или пункта статьи) Устава автономного округа, либо текст новой
редакции статьи (части или пункта статьи) Устава, либо положение
об исключении статьи (части или пункта статьи) из Устава.
2. Если вносимые изменения и (или) дополнения в Устав
автономного округа требуют изменения других статей, то предложение
о внесении изменений и (или) дополнений в Устав должно содержать
также текст новой редакции или предложение об изменении и (или)
дополнении текста статей (частей, пунктов статей) Устава
автономного округа, необходимость изменения и (или) дополнения
которых вытекает из их внутренней взаимосвязи.
3. Если из текста Устава автономного округа исключается глава,
статья, часть или пункт статьи, исключаемый текст статьи
заменяется предложением "Исключен (исключена) законом о внесении
изменений в Устав Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.".
При этом номера или буквы, обозначающие исключаемые пункты,
сохраняются.
Статья 52. Принятие предложения о внесении изменений и (или)
дополнений в Устав автономного округа к рассмотрению Думой
автономного округа
1. Поступившее предложение о внесении изменений и (или)
дополнений в Устав автономного округа, оформленное в соответствии
с требованиями настоящего Закона, направляется в соответствующую
комиссию Думы автономного округа.
2. Комиссия проводит предварительное рассмотрение проекта
закона с участием инициаторов законопроекта, Губернатора
автономного округа или уполномоченного им лица и представителей
других комиссий Думы автономного округа.
3. По результатам рассмотрения указанная комиссия Думы
автономного округа вносит предложение о принятии к рассмотрению
Думой проекта закона о внесении изменений и (или) дополнений в
Устав автономного округа либо предложение о возвращении данного
проекта закона его инициатору в случае несоблюдения требований,
установленных настоящим Законом.
Статья 53. Рассмотрение Думой автономного округа проекта закона
о внесении изменений и (или) дополнений в Устав автономного округа
1. Рассмотрение законопроекта о внесении изменений и (или)
дополнений в Устав автономного округа осуществляется Думой
автономного округа не менее чем в двух чтениях.
В ходе обсуждения законопроекта депутаты Думы автономного
округа заслушивают доклад инициатора каждого изменения и (или)
дополнения в Устав автономного округа, содоклад соответствующей
комиссии Думы, выступление Губернатора автономного округа или
уполномоченного им лица, депутатов Думы автономного округа,
экспертов и иных лиц, приглашенных для участия в обсуждении.
2. Изменения и (или) дополнения в Устав автономного округа
считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух
третей от установленного числа депутатов Думы автономного округа.
Статья 54. Вступление в силу закона о внесении изменений и
(или) дополнений в Устав автономного округа
1. Принятый Думой автономного округа закон о внесении изменений
и (или) дополнений в Устав автономного округа в течение пяти дней
со дня установления результатов такого рассмотрения направляется
Губернатору автономного округа для подписания и обнародования.
2. Губернатор автономного округа в течение семи дней со дня
направления Думой автономного округа принятого закона о внесении
изменений и (или) дополнений в Устав автономного округа
подписывает и обнародует его.
3. При официальном опубликовании закона автономного округа о
внесении изменений и (или) дополнений в Устав автономного округа
указываются наименование закона, дата его принятия Думой
автономного округа, дата его подписания Губернатором автономного
округа и регистрационный номер.
4. Закон о внесении изменений и (или) дополнений в Устав
автономного округа вступает в силу не ранее чем через десять дней
со дня его официального опубликования.
Глава VI. ТОЛКОВАНИЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
Статья 55. Понятие толкования нормативных правовых актов
1. Толкование нормативных правовых актов - это деятельность по
разъяснению содержания нормативного правового акта в целях
практической реализации его положений.
Результатом толкования нормативных правовых актов автономного
округа должна быть полная определенность смысла толкуемого
нормативного правового акта или отдельных его положений.
2. Толкование нормативного правового акта автономного округа
может быть официальным и неофициальным.
Статья 56. Официальное толкование нормативных правовых актов
автономного округа
1. Официальное толкование нормативных правовых актов
автономного округа - это властно-обязательное разъяснение законов
и иных нормативных правовых актов или их предписаний правомочным
правотворческим органом автономного округа.
2. Официальное толкование нормативных правовых актов
автономного округа дается в случае обнаружения неясностей в
содержании нормативных правовых актов или противоречивой практики
их применения.
Официальное толкование нормативных правовых актов автономного
округа дается в форме актов-разъяснений.
Статья 57. Официальное толкование Устава Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
1. В соответствии с Уставом Ханты-Мансийского автономного
округа - Югры и в порядке, предусмотренном Законом автономного
округа "Об Уставном Суде Ханты-Мансийского автономного округа",
Уставный Суд дает официальное толкование норм Устава автономного
округа.
2. До сформирования Уставного Суда автономного округа
толкование Устава автономного округа осуществляет Дума автономного
округа в порядке, установленном настоящим Законом для толкования
законов.
Статья 58. Официальное толкование законов автономного округа
1. Официальное толкование вступивших в силу законов автономного
округа осуществляет Дума автономного округа как по собственной
инициативе, так и по запросам субъектов законодательной
инициативы.
Толкование закона автономного округа оформляется постановлением
Думы автономного округа.
2. Запрос об официальном толковании закона автономного округа
излагается в письменной форме с указанием наименования закона и
его положений, подлежащих толкованию, и направляется на имя
Председателя Думы автономного округа.
3. Постановления Думы автономного округа по вопросам
официального толкования законов автономного округа вступают в силу
с момента их официального опубликования.
Статья 59. Официальное толкование иных нормативных правовых
актов
1. Официальное толкование иных нормативных правовых актов
осуществляется исключительно теми правотворческими органами,
которыми они принимались.
2. Официальное толкование иных нормативных правовых актов
оформляется в форме акта, подлежащего толкованию.
3. Запрос об официальном толковании нормативного правового акта
автономного округа излагается в письменной форме с указанием
наименования нормативного правового акта и его положений,
подлежащих толкованию, и направляется на имя Председателя Думы,
Губернатора или Председателя Правительства автономного округа.
Статья 60. Неофициальное толкование нормативных правовых актов
Неофициальное толкование - толкование нормативных правовых
актов органами, организациями и лицами, не обладающими правом
официального толкования.
Глава VII. УЧЕТ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
Статья 61. Учет нормативных правовых актов автономного округа
1. Все нормативные правовые акты, принятые правотворческими
органами автономного округа, подлежат систематизированному учету
по хронологическому и отраслевому признакам.
2. Систематизированный учет включает в себя централизованный
сбор и регистрацию нормативных правовых актов автономного округа,
создание и поддержание в контрольном состоянии их фондов и
централизованную информацию об этих актах.
Статья 62. Систематизация нормативных правовых актов
автономного округа
Правотворческие органы автономного округа периодически издают
собрания и сборники законов и иных нормативных правовых актов либо
дают поручения об их издании иным органам и организациям.
Статья 63. Порядок вступления в силу настоящего Закона
1. Настоящий Закон вступает в силу с момента его официального
опубликования.
2. Со дня вступления в действие настоящего Закона утрачивают
силу:
1) статья 1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 19
марта 2001 года N 27-оз "О внесении изменений и дополнений в Закон
Ханты-Мансийского автономного округа "О нормативных правовых актах
Ханты-Мансийского автономного округа" (Собрание законодательства
Ханты-Мансийского автономного округа, 2001, N 3, ст. 181);
2) Закон Ханты-Мансийского автономного округа от 6 мая 2002
года N 25-оз "О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского
автономного округа "О нормативных правовых актах Ханты-Мансийского
автономного округа" (Собрание законодательства Ханты-Мансийского
автономного округа, 2002, N 4, ст. 364);
3) Закон Ханты-Мансийского автономного округа от 2 июля 2002
года N 34-оз "О внесении изменения в Закон Ханты-Мансийского
автономного округа "О нормативных правовых актах Ханты-Мансийского
автономного округа" (Собрание законодательства Ханты-Мансийского
автономного округа, 2002, N 6, ст. 710).
Губернатор
автономного округа
А.В.ФИЛИПЕНКО
г. Ханты-Мансийск
25 февраля 2003 года
N 14-оз
|