ДУМА ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА
РЕШЕНИЕ
от 25 сентября 2003 г. N 299
ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ
НАЛОГОВОЙ И БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НИЖНЕВАРТОВСК
НА 2004 ГОД
В соответствии со статьей 182 Бюджетного кодекса Российской
Федерации в целях разработки проекта бюджета города Нижневартовска
на 2004 год Дума муниципального образования решила:
1. Утвердить основные направления налоговой и бюджетной
политики муниципального образования город Нижневартовск на 2004
год.
2. Контроль по исполнению решения возложить на постоянную
депутатскую комиссию по бюджету, налогам и финансам
(С.В.Золотухина).
И.о. Главы
муниципального образования
город Нижневартовск
Б.А.САЛОМАТИН
Утверждено
решением
Думы города Нижневартовска
от 25 сентября 2003 г. N 299
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
НАЛОГОВОЙ И БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НИЖНЕВАРТОВСК
НА 2004 ГОД
В соответствии со статьей 182 Бюджетного кодекса Российской
Федерации в целях разработки проекта бюджета города на 2004 год
определены основные направления налоговой и бюджетной политики
муниципального образования город Нижневартовск, которые должны
способствовать повышению качества и доступности бюджетных услуг,
формированию благоприятного предпринимательского климата,
повышению конкурентоспособности экономики города, обеспечению
рационального и эффективного использования бюджетных средств.
В их основу положены стратегические направления, определенные
Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному
Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике на 2004 год".
Заметно улучшился в последние годы процесс исполнения бюджета в
связи со становлением казначейской системы. Казначейская система
уже позволила получить экономический эффект за счет введения
института лимитов денежных средств и контроля за их выполнимостью,
сокращения срока "пробега" денег по счетам распорядителей
кредитов, финансовый - за счет оптимизации финансовых потоков,
увеличения эффективности по расходованию средств.
Казначейская система исполнения бюджета позволяет ежедневно
иметь оперативную информацию о расходах бюджета, оптимально
управлять средствами бюджета, ускорять их оборачиваемость и
минимизировать риск потери бюджетных денег.
Ведение реестра муниципальных контрактов позволяет упорядочить
бюджетные расходы и своевременно контролировать исполнение
обязательств по контрактам, повышает прозрачность и доступность
информации о проведенных закупках.
Положительным моментом в совершенствовании бюджетного процесса
в городе является принятие в 2003 году Порядка составления и
рассмотрения проекта бюджета, утверждения и исполнения бюджета,
осуществления контроля за исполнением бюджета и утверждение отчета
об исполнении бюджета.
Процедура закупки товаров, работ и услуг для муниципальных нужд
путем проведения конкурсов позволяет сэкономить денежные средства,
предусмотренные в городском бюджете на данные цели, обеспечить
максимальную гласность при осуществлении закупок за счет средств
городского бюджета и прозрачность финансовых потоков. При этом
следует отметить, что основными проблемами при размещении
муниципальных заказов являются не всегда неэффективное
планирование заказчиками бюджетных расходов, иногда некачественное
составление дефектных ведомостей и сметной документации,
заключение муниципальных контрактов в рамках одного финансового
года по переходящим объектам, что приводит к завышению бюджетной
потребности и увеличению сумм муниципальных контрактов в период
исполнения обязательств по ним.
Достигнутые результаты развития бюджетной системы города и
стратегические ориентиры бюджетной политики определяют основные
направления налоговой и бюджетной политики.
Основные направления налоговой и бюджетной политики:
I. Направления бюджетной политики в области доходов.
В текущем году бюджетная политика в сфере доходов была
ориентирована на максимально полный сбор налогов, увеличение
неналоговых доходов за счет повышения эффективности использования
муниципального имущества.
В 2004 году необходимо будет продолжить работу по повышению
эффективности использования муниципального имущества, особенно
земельных ресурсов, что позволит увеличить поступление в бюджет
города. В этой связи необходимо активизировать работу по
уменьшению задолженности от использования имущества, включая
земельные участки, переданные в аренду.
Приватизация муниципальной собственности должна осуществляться
главным образом из соображений эффективности. В конечном счете это
будет подразумевать и максимизацию бюджетных доходов, и сокращение
бюджетных расходов. Необходимо оптимизировать состав муниципальной
собственности.
В связи с принятием новой главы Налогового кодекса необходимо
пересмотреть нормативно-правовой документ, устанавливающий налог
на имущество физических лиц.
II. Направления бюджетной политики в области расходов.
Расходная часть городского бюджета является инструментом
достижения важнейших социальных целей.
Бюджет призван обеспечить социальные гарантии гражданам, а
также доступность и качество основных общественных услуг. В связи
с чем в основу его построения при формировании расходной части
будут заложены следующие основополагающие принципы:
- решение важнейших задач социальной направленности при
рациональности и оптимизации расходов;
- достаточность, обязательность и своевременность
финансирования бюджетных учреждений при одновременном соблюдении
режима экономии;
- прозрачность бюджетного финансирования на основе конкурсного
подхода к закупкам товаров, работ и услуг, совершенствование
системы муниципальных закупок, обеспечивающей реальный
конкурентный режим;
- повышение ответственности главных распорядителей бюджетных
средств за обязательствами, принимаемыми бюджетными организациями;
- обеспечение адресности предоставляемых населению льгот по
федеральным нормативно-правовым актам и нормативно-правовым актам
субъекта Федерации на основе полного учета льготных категорий
граждан;
- повышение обоснованности и точности бюджетного планирования в
процессе исполнения бюджета, включая установление ежемесячных
лимитов расходов, направленных на обеспечение разумной
равномерности расходования средств бюджета в течение года;
- повышение ритмичности расходования средств городского
бюджета;
- оперативный выбор источников финансирования дефицита бюджета;
- отказ от принятия решений, приводящих к увеличению расходов
городского бюджета без определения источников финансирования;
- уточнение потребностей бюджетных учреждений.
В то же время показатели, установленные в решении о бюджете,
должны стать действенным инструментом укрепления финансовой
дисциплины в бюджетной сфере города, и дополнительные расходы
могут осуществляться исключительно при крайней необходимости.
Основным приоритетом бюджетных расходов как в кратко-, так и в
долгосрочной перспективе останутся расходы на социальную сферу.
В городском бюджете будут предусмотрены средства на подготовку
образовательных учреждений к новому учебному году, включая расходы
на противопожарные мероприятия, приобретение учебников и учебных
пособий, оказание поддержки учащимся из малообеспеченных семей.
Будет продолжена работа по приведению в надлежащее состояние
сети действующих лечебных учреждений, оснащению их необходимым
диагностическим оборудованием, изделиями медицинского назначения.
Внедрение в медицинскую практику современных методов диагностики и
лечения должно привести к сокращению сроков восстановления
утраченного здоровья.
В сфере физической культуры и спорта мы планируем увеличить
число занимающихся физической культурой и спортом за счет
рационального использования существующих площадей и ввода
физкультурно-оздоровительного комплекса. Будем поддерживать
талантливых спортсменов, добивающихся значительных результатов в
спорте, высших достижений.
В системе социальной защиты населения будут приняты меры по
усилению адресности социальной поддержки, оказанию в первую
очередь помощи социально уязвимым группам населения.
В целях повышения уровня защиты населения в бюджете будут
предусмотрены необходимые средства для сохранения денежного и
материального обеспечения милиции общественной безопасности.
Будет продолжено экономическое преобразование жилищно-
коммунальной сферы на основе снижения затрат за счет внедрения
энергосберегающих технологий, совершенствования системы оплаты
жилья, коммунальных услуг и социальной помощи населению, развития
конкурентной среды.
Будет продолжено системное реформирование принципа
финансирования плановых убытков предприятию муниципального
транспорта. В качестве одной из форм достижения этого планируется
регулирование деятельности коммерческих фирм, оказывающих услуги
на городских пассажирских маршрутах, на основании договоров. Рынок
маршрутных перевозок планируется продать на конкурсной основе
лучшим перевозчикам, с учетом оптимального сочетания муниципальных
и коммерческих маршрутов.
Включение в бюджет города расходов на финансирование городских
целевых программ будет производиться после тщательного их отбора,
с точки зрения их обоснованности и реалистичности, а также
достаточности средств для обеспечения их финансированием.
Будет продолжена работа по организации отдыха, оздоровления,
занятости детей и подростков города.
Новацией будет план развития муниципального сектора экономики,
который включает в себя план финансово-хозяйственной деятельности
муниципальных предприятий.
Политика в сфере муниципальных закупок будет направлена на
создание конкурентной сферы при размещении заказов на производство
товаров и услуг для муниципальных нужд и обеспечение экономии
бюджетных средств. Шире будут использоваться централизованные
закупки однородной продукции, необходимой нескольким заказчикам.
Капитальные расходы городского бюджета, в состав которых входят
расходы на капитальное строительство, сохранят приоритетные
направления средств на инженерное обеспечение жилых домов и
жилищное строительство.
Планируется провести корректировку генерального плана застройки
города с учетом целостного его обустройства, учитывающего
обеспечение экологических, санитарных норм, рационального
размещения основных фондов, инженерных коммуникаций, в том числе
под индивидуальное жилищное строительство.
Продолжится работа по проведению детального анализа
производственно-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных
предприятий в целях выработки мероприятий по сокращению затрат с
последующей, в случае необходимости, их реорганизацией.
III. Совершенствование бюджетного процесса и управления
финансами города.
Для достижения стратегических ориентиров бюджетной политики в
2004 году бюджетный процесс будет основываться на следующих
принципах:
- концентрации финансовых ресурсов на решении приоритетных
задач;
- ухода от заявительного характера (по потребности) принятия
бюджетных обязательств. Формирование бюджета должно строиться
исключительно на основе оценки эффективности расходов (в
противовес методу от достигнутого), в полном соответствии с
полномочиями органов местного самоуправления, установленными
федеральным законодательством;
- баланса доходов и расходов бюджета, непринятия бюджетных
обязательств, не обеспеченных источниками финансирования;
- открытости, публичности и общедоступности информации;
- своевременного (до начала финансового года) принятия
городского бюджета;
- казначейского исполнения бюджета.
Казначейская система исполнения бюджета города позволит:
- обеспечить полномасштабный контроль за формированием и
исполнением смет доходов и расходов бюджетополучателей;
- вести ежедневный учет кредиторской задолженности в целом по
финансовым ресурсам, которыми располагают бюджетополучатели, в
разрезе каждого поставщика продукции;
- взять на учет договора бюджетополучателей, оплата
обязательств по которым производится как за счет бюджетных
средств, так и за счет средств, полученных от предпринимательской
и иной приносящей доход деятельности;
- выявить по результатам регистрации договоров значительный
разброс цен на однотипную продукцию (работы, услуги);
- осуществлять полный контроль за расходами бюджетополучателей
по каждому их платежу;
- усилить финансовый контроль посредством перехода от
последующего контроля к предварительному и текущему контролю.
Применение казначейских технологий обеспечит преимущество и в
вопросах формирования своевременной и достоверной отчетности по
исполнению городского бюджета, необходимой для принятия решений в
бюджетной сфере.
Прозрачность бюджета и процедур принятия бюджетных решений
является ключевым условием повышения эффективности управления
муниципальными финансами.
Планируется провести конкурсный отбор кредитной организации для
осуществления обслуживания бюджетных счетов.
Стратегические и первоочередные задачи развития бюджетной
системы города, положения и установки, определенные основными
направлениями бюджетной политики, будут положены в основу
формирования бюджета муниципального образования город
Нижневартовск на 2004 год.
Четкое следование поставленным задачам будет способствовать
принятию реалистичного городского бюджета, стабилизации бюджетного
процесса.
|