СУРГУТСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
РЕШЕНИЕ
от 2 июля 2004 г. N 351-III ГД
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
УЛУЧШЕНИЯ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ ГРАЖДАН
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕХАНИЗМА ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ
НА 2004 - 2020 ГОДЫ
(в ред. решения Сургутской городской Думы
от 28.10.2004 N 383-III ГД)
В соответствии со статьей 32 Устава муниципального образования
город окружного значения Сургут, статьей 9 Положения об общем
порядке и правилах разработки, утверждения городских целевых
программ, утвержденного решением городской Думы от 26.04.2001 N 20-
III ГД, во исполнение решения городской Думы от 28.06.2001 N 54-
III ГД "О разработке городской целевой Программы строительства
жилья с использованием механизма ипотечного кредитования"
городская Дума решила:
1. Утвердить городскую целевую Программу улучшения жилищных
условий граждан с использованием механизма ипотечного кредитования
на 2004 - 2020 годы (далее именуется "Программа") согласно
приложению.
2. Контроль за ходом выполнения Программы возложить на
координатора Программы - Департамент архитектуры и
градостроительства (Маран В.Л.) и депутата городской Думы
Татарчука В.Г.
3. Настоящее решение вступает в силу с момента официального
опубликования.
Мэр города Сургута
А.Л.СИДОРОВ
Приложение
к решению
Сургутской городской Думы
от 2 июля 2004 г. N 351-III ГД
ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
УЛУЧШЕНИЯ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ ГРАЖДАН С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
МЕХАНИЗМА ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ НА 2004 - 2020 ГОДЫ
(в ред. решения Сургутской городской Думы
от 28.10.2004 N 383-III ГД)
Паспорт
городской целевой Программы
улучшения жилищных условий граждан
с использованием механизма ипотечного кредитования
на 2004 - 2020 годы
Наименование - городская целевая Программа улучшения жилищных
Программы условий граждан с использованием механизма
ипотечного кредитования на 2004 - 2020 годы
Основание для - решение городской Думы от 28.06.2001 N 54-III ГД
разработки Программы "О разработке городской целевой Программы
строительства жилья с использованием механизма
ипотечного жилищного кредитования"
Заказчик Программы - Администрация города Сургута
Основные разработчики - Департамент архитектуры и градостроительства
Программы Администрации города;
- Сургутский фонд развития жилищного строительства
"Новый дом"
Цель Программы - улучшение жилищных условий граждан с
использованием механизма ипотечного кредитования
за счет:
- оказания действенной поддержки жителям города
Сургута, признанным в установленном законом
порядке нуждающимися в улучшении жилищных
условий (далее именуются "очередники");
- повышения экономической привлекательности
(доступности) жилья для более широкой группы
граждан;
- увеличения объемов строительства доступного жилья;
- развития организованного рынка жилья
Задачи Программы - реализация настоящей Программы предполагает
решение следующих задач:
- повышение платежеспособного спроса на жилье за
счет предоставления долгосрочных ипотечных
кредитов в сочетании с системой накопления
гражданами собственных денежных средств, а также
иных, как материальных, так и финансовых, активов
граждан;
- создание реально действующей социально
ориентированной экономической системы, основанной
на рыночных принципах приобретения жилья за счет
собственных средств граждан в сочетании с
долгосрочным ипотечным кредитованием;
- совершенствование организационно-методической базы
по применению механизма ипотечного кредитования
строительства и приобретения жилья;
- увеличение объемов строительства жилья, доступного
для граждан со средними и низкими доходами;
- повышение объемов промышленного производства,
сопряженного со строительством жилья, и, как
следствие, рост занятости населения
Сроки реализации - срок реализации Программы - 2004 - 2020 годы.
Программы В период с 2004 по 2005 годы планируется
осуществить следующие мероприятия:
- сбор аналитического материала, разработку
необходимого нормативного и документального
обеспечения Программы и использование его на
практике;
- проведение организационно-управленческих
мероприятий по привлечению инвесторов, кредитных
организаций, страховых компаний, подрядных
организаций и прочих участников Программы;
- организацию строительства нового жилья за счет
привлеченных средств инвесторов с использованием
механизма ипотечного кредитования граждан;
- информационную деятельность, направленную на
привлечение граждан к участию в Программе.
В период с 2006 по 2011 годы планируется
осуществить следующие мероприятия:
- увеличение объемов строительства жилья,
доступного по условиям его предоставления
различным категориям граждан;
- продолжение информационной деятельности,
направленной на привлечение к участию в
Программе граждан, желающих улучшить свои
жилищные условия.
В период с 2012 по 2020 годы - завершение возврата
гражданами - участниками Программы долгосрочных
ипотечных кредитов и банковских процентов по ним.
Конкретные направления реализации Программы
ежегодно уточняются исходя из хода ее выполнения
и эффективности использования средств
Участники Программы - граждане, постоянно зарегистрированные по месту
жительства в городе Сургуте на момент подачи
заявления для участия в Программе;
- Департамент архитектуры и градостроительства
Администрации города - координатор Программы;
- юридические лица, привлеченные к реализации
Программы на конкурсной основе: уполномоченные
кредитные организации, инвесторы, уполномоченные
страховые компании, уполномоченные оценщики,
подрядные организации.
В качестве участников по исполнению программных
мероприятий могут привлекаться иные юридические
лица всех форм собственности.
(в ред. решения Сургутской городской Думы от
28.10.2004 N 383-III ГД)
- уполномоченный агент (основной исполнитель
Программы) - юридическое лицо, действующее на
основании агентского договора, заключенного с
координатором Программы
(введен решением Сургутской городской Думы от
28.10.2004 N 383-III ГД)
Источники - средства федерального бюджета, бюджета Ханты
финансирования Мансийского автономного округа, предусмотренные на
Программы реализацию соответствующих федеральных и
региональных целевых программ;
- собственные средства бюджета города;
- заемные средства, привлекаемые на реализацию
Программы на финансовом рынке;
- иные внебюджетные источники
Инструменты - кредиты;
финансирования - облигационные займы;
Программы - кредиты с последующим их размещением на
облигационные займы;
- заимствования под гарантию Администрации города
Сургута
Ожидаемые конечные - создание реальных возможностей для улучшения
результаты жилищных условий граждан - жителей города с разным
реализации Программы уровнем доходов;
- создание эффективного экономического механизма,
позволяющего в значительных объемах привлекать в
жилищное строительство ресурсы из внебюджетных
источников;
- увеличение объемов жилищного строительства в
Сургуте;
- создание дополнительных рабочих мест;
- увеличение поступлений средств от налогов в
доходную часть бюджетов всех уровней;
- достижение окупаемости Программы за счет
соблюдения принципов возвратности, срочности и
платности средств, вложенных в ее реализацию
Система организации - контроль над исполнением Программы осуществляют
контроля над Администрация города и городская Дума в рамках
исполнением Программы действующего Положения об общем порядке и правилах
разработки, утверждения городских целевых
программ.
Координацию выполнения программных мероприятий
осуществляет Департамент архитектуры и
градостроительства Администрации города -
координатор Программы
Введение
Улучшение жилищных условий граждан и развитие жилищного сектора
всегда входили в число приоритетных направлений социально-
экономической политики как всей России в целом, так и отдельно
взятых муниципальных образований. Новые условия постоянно
развивающихся рыночных отношений требуют применения новых путей и
методов решения жилищных проблем.
Настоящая Программа разработана в связи с необходимостью
улучшения жилищных условий жителей города Сургута, прежде всего
очередников, с целью повышения инвестиционной активности жителей
города.
На сегодняшний день список очередников только бюджетной сферы
превышает семь тысяч семей.
В настоящее время в округе улучшение жилищных условий граждан
осуществляется на основании следующих нормативных актов:
- Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 9 апреля 1999
года N 24-оз "О предоставлении ипотечных займов на жилищное
строительство из средств бюджета автономного округа или бюджетов
муниципальных образований";
- Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 23 июня 2000
года N 58-оз "О Программе Ханты-Мансийского автономного округа
"Улучшение жилищных условий лиц, проживающих в жилье с
неблагоприятными экологическими характеристиками в Ханты-
Мансийском автономном округе";
- Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 16 ноября 2000
года N 89-оз "О Программе Ханты-Мансийского автономного округа
"Улучшение жилищных условий лиц, проживающих в ветхом жилье на
территории Ханты-Мансийского автономного округа, в 2000 - 2009
годах";
- постановления Президиума Правительства Ханты-Мансийского
автономного округа от 10 апреля 2000 года N 34-пп "О
предоставлении безвозмездных субсидий на строительство или
приобретение жилья";
- постановления Губернатора Ханты-Мансийского автономного
округа от 3 октября 2000 года N 248 "О губернаторской Программе
МЖК Ханты-Мансийского автономного округа "Молодой семье -
доступное жилье" на 2001 - 2010 годы".
Настоящая Программа носит комплексный характер и
предусматривает возможное сочетание ипотечного жилищного
кредитования с уже существующими в силу действующего
законодательства механизмами улучшения жилищных условий граждан, в
том числе по ликвидации ветхого жилищного фонда, жилищного фонда с
неблагоприятными экологическими характеристиками и иными.
Программа разработана в соответствии с требованиями,
установленными законодательством Российской Федерации, Ханты-
Мансийского автономного округа и нормативно-правовыми актами
муниципального образования город окружного значения Сургут, а
также данными прогноза социально-экономического развития города.
По своей направленности Программа носит социально-экономический
характер, так как ее реализация имеет целью предоставление
реальных возможностей улучшения жилищных условий очередников путем
предоставления жилья за доступную плату на приемлемых условиях,
решение жилищной проблемы иных категорий граждан с различным
уровнем доходов, а также развитие цивилизованного рынка жилья.
Программа обеспечивает приток новых финансовых ресурсов на
рынок жилищного строительства и в сопряженные с ним секторы
промышленности, создание новых рабочих мест, повышение доходов
бюджета города, позволяет вовлечь в реальный экономический оборот
жилую недвижимость через механизм ипотеки, создать экономическую
базу для привлечения в жилищную сферу сбережений граждан и других
внебюджетных финансовых ресурсов.
1. Главная цель, задачи
и приоритетные направления Программы
1.1. Главная цель Программы - улучшение жилищных условий
граждан с использованием механизма ипотечного кредитования как
средства оказания действенной поддержки, прежде всего очередникам,
а также иным группам населения, желающим улучшить свои жилищные
условия и приобрести жилье в собственность, повышение
экономической привлекательности (доступности) жилья, увеличение
объемов строительства жилья, а также развитие организованного
рынка жилья.
1.2. Основными задачами Программы являются:
- создание реально действующей социально ориентированной
экономической системы, основанной на рыночных принципах
приобретения жилья за счет собственных средств граждан в сочетании
с их долгосрочным ипотечным кредитованием;
- повышение платежеспособного спроса на жилье за счет
предоставления долгосрочных ипотечных кредитов для оплаты нового
жилья в сочетании с системой накопления гражданами собственных
денежных средств, а также иных, как материальных, так и
финансовых, активов граждан;
- сокращение числа очередников, а также расширение группы
населения, имеющей возможность улучшить свои жилищные условия и
приобрести жилье в собственность;
- совершенствование организационно-методической базы по
применению ипотечного кредитования строительства и приобретения
жилья;
- увеличение объемов строительства жилья, доступного для
граждан со средними и низкими доходами;
- повышение объемов промышленного производства, сопряженного со
строительством жилья, и, как следствие, рост занятости населения.
1.3. Приоритетными направлениями Программы являются:
- развитие системы ипотечного кредитования граждан в условиях
имеющихся ограничений по бюджетным средствам в качестве
вспомогательного механизма, содействующего активизации граждан по
самостоятельному улучшению их жилищных условий;
- выработка наиболее приемлемых условий предоставления и
оформления ипотечных кредитов;
- реализация жилья в кредит в условиях долгосрочного
кредитования (позволит повысить доступность жилья для граждан -
участников Программы);
- документальное оформление механизма ипотечного кредитования,
соответствующее действующему законодательству (позволит обеспечить
надежность исполнения гражданами своих обязательств: договор
ипотеки, закладная (возможно), договор страхования жизни и
трудоспособности заемщика, договор поручительства физических лиц,
оформленные по единому стандарту);
- использование гражданами жилья, являющегося их
собственностью, а также средств безвозмездных субсидий, выделяемых
им в соответствии с действующим законодательством, других
собственных финансовых и материальных активов граждан для оплаты
части стоимости нового жилья в дополнение к долгосрочному
ипотечному кредиту.
2. Источники финансирования
объектов жилищного строительства
и формы предоставления жилья различным категориям граждан
города Сургута
Строительство жилья в городе происходит в основном за счет
средств юридических лиц (инвесторов) и средств частных лиц
(дольщиков), а также средств бюджетов города Сургута и Ханты-
Мансийского автономного округа в части выполнения жилищных
программ.
Составной частью социально ориентированной жилищной политики
является строительство платного, но доступного для граждан жилья.
При предоставлении жилья за плату должны использоваться
различные финансово-кредитные механизмы, в том числе и предложение
долгосрочных ипотечных кредитов для различных категорий граждан, и
прежде всего для очередников. Долгосрочная ипотека призвана
ускорить темпы строительства и приобретения жилья.
Полученная положительная практика работы по реализации первого
проекта ипотечной Программы на территории города, успешно
проведенная службами Администрации города и Сургутским фондом
развития жилищного строительства "Новый дом" в 2001 году,
объективно позволила установить, что механизм долгосрочного
ипотечного кредитования обеспечивает эффект, суть которого состоит
в улучшении жилищных условий большего числа граждан за счет
привлечения в строительство жилья собственных ресурсов граждан (в
виде денежных средств и стоимости имеющегося в их собственности
жилья) и заемных средств, предоставленных кредитными
организациями.
Сегодня, в отличие от прежних лет, возможность развернуть
ипотечное кредитование определяется большей зрелостью рыночных
отношений в сфере недвижимости, приватизацией жилья и улучшением
общеэкономической ситуации в стране.
Актуальность проблемы, необходимость практической реализации
положений долгосрочного ипотечного кредитования как важнейшего
направления жилищной политики, диктуемой сегодня федеральной
властью и властью на местах, объективно требуют принятия комплекса
мер в виде Программы.
Программа предусматривает привлечение денежных средств
инвесторов на строительство жилья в сочетании с системой
накопления гражданами собственных денежных средств,
предоставлением им ипотечных кредитов уполномоченной кредитной
организацией, с последующим рефинансированием инвестиций,
вложенных в строительство. Администрация города Сургута может
выступать в Программе в качестве гаранта возврата вложенных в
строительство средств инвесторов. В качестве заказчика-застройщика
по привлеченным инвестициям выступает уполномоченный агент.
Предоставление муниципальных гарантий осуществляется согласно
требованиям бюджетного законодательства. Порядок определения
размера и предоставления муниципальных гарантий Администрацией
города Сургута разрабатывается и утверждается заказчиком
Программы. Размер предоставляемых муниципальных гарантий на
очередной финансовый год утверждается городской Думой.
(в ред. решения Сургутской городской Думы от 28.10.2004 N 383-III
ГД)
В случае превышения спроса на строящееся жилье со стороны
участников Программы над возможным предложением уполномоченного
агента последний, по поручению координатора Программы, приобретает
жилье у иных заказчиков-застройщиков, выигравших конкурс в
соответствии с Положением о проведении конкурсов среди инвесторов,
коммерческих банков, страховых, риэлтерских, оценочных и
строительных компаний на право участия в Программе (далее
именуется "Положение о конкурсах").
(в ред. решения Сургутской городской Думы от 28.10.2004 N 383-III
ГД)
Указанное Положение о конкурсах разрабатывается и утверждается
заказчиком Программы.
(в ред. решения Сургутской городской Думы от 28.10.2004 N 383-III
ГД)
В качестве формы муниципальной поддержки очередников может
осуществляться компенсация разницы между процентной ставкой
уполномоченной кредитной организации и фактической процентной
ставкой предоставленного ипотечного кредита.
Категории граждан, имеющих право на получение указанной формы
муниципальной поддержки, размер компенсации, порядок и сроки ее
предоставления устанавливаются отдельным положением,
разрабатываемым заказчиком Программы и утверждаемым городской
Думой.
Абзац исключен. - Решение Сургутской городской Думы от
28.10.2004 N 383-III ГД.
Конкретные объемы муниципальных форм поддержки Программы
устанавливаются при формировании бюджетов на соответствующий год.
Мероприятия Администрации города по поддержке граждан в
приобретении и строительстве жилья осуществляются в настоящее
время при ограниченных возможностях бюджетного финансирования
жилищного сектора и состоят из следующих:
- мероприятия по переселению семей из экологически
неблагоприятного жилья;
- мероприятия по поддержке переселения семей из ветхого жилья;
- мероприятия по поддержке в приобретении жилья льготными
категориями граждан (безвозмездные субсидии);
- мероприятия по поддержке строительства и приобретения жилья
молодежью и молодыми семьями (субсидии, кредитование).
Настоящая Программа вводит еще одно направление муниципальной
поддержки граждан, а именно мероприятия по поддержке строительства
и приобретения жилья с использованием механизма ипотечного
кредитования, что позволит ускорить процесс улучшения жилищных
условий очередников за счет:
- использования накопительной схемы - накопление
первоначального взноса на накопительных счетах в уполномоченной
кредитной организации. Условия открытия, сопровождения и закрытия
накопительных счетов, их доходность определяются на конкурсной
основе между кредитными организациями. Наиболее выгодные условия
для граждан - участников Программы закрепляются в соглашении между
уполномоченным агентом и уполномоченной кредитной организацией.
Конкурс организует координатор Программы в порядке и на условиях,
закрепленных в Положении о конкурсах;
(в ред. решения Сургутской городской Думы от 28.10.2004 N 383-III
ГД)
- выдачи долгосрочных ипотечных кредитов с возможной
компенсацией разницы между процентной ставкой уполномоченной
кредитной организации и фактической процентной ставкой
предоставления кредита. Условия предоставления гражданам -
участникам Программы ипотечных кредитов и их возврата определяются
на конкурсной основе между кредитными организациями. Наиболее
выгодные условия для граждан - участников Программы закрепляются в
соглашении между уполномоченным агентом и уполномоченной кредитной
организацией. Конкурс организует и проводит координатор Программы
в порядке и на условиях, закрепленных в Положении о конкурсах;
(в ред. решения Сургутской городской Думы от 28.10.2004 N 383-III
ГД)
- использования в Программе жилья, находящегося в собственности
граждан - участников Программы и высвобождаемого ими при
приобретении нового жилья в процессе реализации Программы (далее
именуется "старое жилье"). Характеристики старого жилья,
принимаемого в Программу, его оценка и порядок зачета стоимости
старого жилья в оплату нового регламентируется заказчиком
Программы;
(в ред. решения Сургутской городской Думы от 28.10.2004 N 383-III
ГД)
- повышения экономической привлекательности (доступности) жилья
для граждан - участников Программы за счет предложения им
различных вариантов оплаты приобретаемого жилья.
3. Сроки реализации Программы
Общий срок реализации Программы - с 2004 по 2020 годы, который
можно условно разделить на следующие периоды.
В период с 2004 по 2005 годы планируется осуществить следующие
мероприятия:
- сбор аналитического материала, закрепление действий
участников Программы по ее реализации путем разработки
необходимого нормативного и документального обеспечения Программы
и использования его на практике;
- проведение организационно-управленческих мероприятий по
привлечению инвесторов, кредитных организаций, подрядных
организаций, страховых компаний, независимых оценщиков, подготовке
и оформлению муниципальных гарантий в качестве обеспечения
исполнения обязательств по возврату привлеченных инвестиций;
(в ред. решения Сургутской городской Думы от 28.10.2004 N 383-III
ГД)
- организацию строительства нового жилья уполномоченным агентом
за счет привлеченных средств инвесторов с использованием механизма
ипотечного жилищного кредитования граждан для улучшения их
жилищных условий (на первом этапе строительства планируется
построить свыше 34 тыс. кв. метров жилья, что позволит только за
счет нового жилья улучшить жилищные условия порядка шестисот семей
горожан);
- информационную деятельность, направленную на привлечение к
участию в Программе граждан, желающих улучшить свои жилищные
условия.
В период с 2006 по 2011 годы планируется осуществить следующие
мероприятия:
- увеличение объемов строительства жилья, доступного по
условиям его предоставления различным категориям граждан;
- продолжение информационной деятельности, направленной на
привлечение к участию в Программе граждан, желающих улучшить свои
жилищные условия.
На последующих этапах строительства планируется построить свыше
137 тыс. кв. метров жилья, благодаря чему свои жилищные условия
смогут улучшить соответственно около 2,4 тысячи семей горожан.
В период с 2012 по 2020 годы - завершение возврата гражданами -
участниками Программы долгосрочных ипотечных кредитов и банковских
процентов по ним.
4. Организационные и финансовые механизмы улучшения
жилищных условий граждан, в том числе с использованием
долгосрочного ипотечного кредитования
Реализация Программы обеспечена системой кредитных и
организационно-правовых отношений, гарантирующих участникам
Программы приобретение жилья за счет собственных средств и
долгосрочного ипотечного кредитования.
Многие семьи, которым законодательством предусмотрена
государственная и муниципальная поддержка в приобретении жилья и
улучшении жилищных условий, оказываются не в состоянии оплатить
оставшуюся часть стоимости жилья. Вот здесь и возникает
необходимость предоставления им долгосрочного ипотечного кредита
или возможности оплаты этой части в рассрочку.
При всем многообразии вариантов приобретения жилья как с
использованием ипотечного кредитования, так и полностью за счет
собственных средств (в том числе используя накопительные схемы) в
рамках настоящей Программы можно выделить три основные группы
вариантов приобретения жилья:
1. С привлечением средств инвесторов без использования целевых
бюджетных средств на строительство и выдачу ипотечных кредитов.
Условия привлечения инвестиций на строительство, закрепленные в
Положении о конкурсах, выносятся на конкурс между потенциальными
инвесторами и затем закрепляются в договоре инвестирования
строительства между уполномоченным агентом и инвестором,
признанным победителем по конкурсу. Конкурс организует координатор
Программы в порядке и на условиях, закрепленных в Положении о
конкурсах.
(в ред. решения Сургутской городской Думы от 28.10.2004 N 383-III
ГД)
Инвестиции на строительство жилья под Программу привлекаются
под гарантии Администрации города Сургута и могут использоваться
уполномоченным агентом только по целевому назначению.
Координатор Программы формирует списки потенциальных участников
Программы из числа очередников в соответствии с требованиями,
устанавливаемыми соответствующим разделом Положения о реализации
городской целевой Программы улучшения жилищных условий граждан с
использованием механизма ипотечного кредитования (далее именуется
"Положение о реализации Программы"), и передает их уполномоченному
агенту. Указанное Положение разрабатывается заказчиком Программы и
утверждается городской Думой.
(в ред. решения Сургутской городской Думы от 28.10.2004 N 383-III
ГД)
Для очередников координатором Программы устанавливается
согласованная с уполномоченным агентом цена квадратного метра
нового жилья. Цена квадратного метра нового жилья для очередников
в этом случае основывается на фиксированной договорной цене
квадратного метра конкретного жилого дома, возводимого подрядной
организацией, выигравшей конкурс, проведенный координатором
Программы в порядке и на условиях, закрепленных в Положении о
конкурсах.
(в ред. решения Сургутской городской Думы от 28.10.2004 N 383-III
ГД)
Для участия в настоящей Программе и заключения договора
долевого финансирования строительства нового жилья (договора купли-
продажи старого жилья) участнику Программы необходимо внести
первоначальный взнос.
Первоначальный взнос в процентном исчислении от стоимости
приобретаемого жилья определяется в зависимости от категории
очередника в соответствии с порядком, регламентированным в
положении о реализации Программы.
Суммарная величина первоначального взноса определяется исходя
из согласованной цены квадратного метра нового жилья (стоимости
вторичного жилья, принятого в Программу), состава семьи участника
Программы, социальной нормы и проектной площади строящегося жилья,
платежеспособности участника Программы.
При отсутствии у гражданина - участника Программы необходимой
суммы для первоначального взноса ему открывается в уполномоченной
кредитной организации целевой накопительный счет. Открытие
накопительного счета является добровольным волеизъявлением
гражданина, заявившего о своем желании участвовать в Программе.
После открытия целевого накопительного счета по заявлению
гражданина на этот счет могут производиться отчисления из
заработной платы через бухгалтерию организации, в структуре
которой он работает. Отчисления из заработной платы могут
производиться участником Программы до фактического накопления
минимума средств, при котором будет возможно получение недостающей
суммы в виде кредита уполномоченной кредитной организации.
Граждане - участники Программы могут использовать иные способы
накопления денежных средств с целью улучшения жилищных условий, в
том числе принимая участие в жилищно-накопительном кооперативе,
имеющем соответствующее соглашение с заказчиком Программы, для
накопления первоначального взноса и дальнейшего получения
денежного займа на приобретение квартиры.
(в ред. решения Сургутской городской Думы от 28.10.2004 N 383-III
ГД)
После накопления необходимой суммы участник Программы проходит
процедуру проверки своей платежеспособности в уполномоченной
кредитной организации и с положительным заключением приходит к
уполномоченному агенту для заключения договора на приобретение
жилья (долевого участия в строительстве либо договора купли-
продажи). После заключения соответствующего договора с гражданином
уполномоченная кредитная организация перечисляет сумму с его
накопительного счета и сумму кредита на расчетный счет
уполномоченного агента в счет договора на приобретение жилья,
заключенного с участником Программы.
Максимальный фактический размер кредита определяется
уполномоченной кредитной организацией на основании результатов
проверки платежеспособности участника Программы.
При принятии уполномоченной кредитной организацией решения о
невозможности предоставления гражданину ипотечного кредита в
требуемом объеме по причине его недостаточной платежеспособности
гражданин продолжает производить целевые накопления до уровня, при
котором он получит возможность своевременно погасить ипотечный
кредит в размере оставшейся суммы.
Очередникам - участникам Программы, накопившим необходимую
сумму первоначального взноса, уполномоченная кредитная организация
предоставляет кредит на условиях первоочередности.
При внесении участниками Программы старого жилья в оплату
нового старое жилье предлагается прежде всего очередникам для
приобретения. В этом случае сохраняется такой же организационный
порядок построения финансовых взаимоотношений, что и при
приобретении нового жилья.
Правом принятия решения о приеме старого жилья в зачет
стоимости нового, приобретаемого гражданином в рамках Программы,
обладает уполномоченный агент исходя из требований к старому
жилью, регламентированных заказчиком Программы.
(в ред. решения Сургутской городской Думы от 28.10.2004 N 383-III
ГД)
2. С привлечением средств инвесторов с возможностью
использования бюджетных целевых средств на строительство и выдачу
ипотечных кредитов (займов).
В случае использования целевых бюджетных средств гражданам
предоставляются муниципальные ипотечные займы на основании
принятого городской Думой Положения, определяющего порядок и
условия предоставления муниципальных ипотечных займов на жилищное
строительство и приобретение жилья.
3. С использованием средств инвесторов, без использования
целевых бюджетных средств на компенсацию (субсидирование) части
банковской процентной ставки по долгосрочным ипотечным кредитам, с
участием граждан, не относящихся к категории очередников.
В настоящей Программе имеют право участвовать также граждане,
не являющиеся очередниками. Реализация строящегося жилья для
данной категории граждан будет производиться по цене, определенной
исходя из рыночной стоимости жилой недвижимости в городе Сургуте и
экономической эффективности Программы. Данной категории участников
Программы предоставление кредита будет осуществляться на общих
условиях, установленных уполномоченной кредитной организацией для
своих клиентов.
(в ред. решения Сургутской городской Думы от 28.10.2004 N 383-III
ГД)
Абзац исключен. - Решение Сургутской городской Думы от
28.10.2004 N 383-III ГД.
Конкретное соотношение между количеством очередников и иных
граждан, участвующих в Программе, в рамках каждого объекта
жилищного строительства определяется исходя из экономической
целесообразности при расчете каждого инвестиционного проекта.
В ходе реализации Программы для каждой категории участников
может быть применено различное сочетание элементов по выстраиванию
организационной и финансовой цепочки строительства и приобретения
жилья, подбор которых осуществляется уполномоченным агентом с
учетом имеющихся возможностей как у гражданина, так и у
уполномоченного агента на момент заключения договоров.
Для приобретения жилья в собственность участниками Программы
могут использоваться:
- самостоятельно накопленные средства в размере полной
стоимости приобретаемого жилья либо суммы первоначального взноса,
в том числе через открытие накопительных счетов в уполномоченной
кредитной организации;
- жилищные векселя, номинированные в единицах общей площади
жилья;
- старое жилье, имеющееся в собственности граждан, в зачет
оплаты стоимости приобретаемого жилья;
- получение безвозмездной субсидии на строительство и
приобретение жилья, а также других видов муниципальной поддержки,
предусмотренных действующими нормативными актами;
- возможная компенсация разницы процентной ставки между
процентной ставкой уполномоченной кредитной организации и
фактической процентной ставкой предоставленного очередникам
кредита.
Существенными условиями для успешной реализации Программы
являются:
- наличие инвесторов, готовых вкладывать значительные средства
в жилищное строительство;
- строительство нового жилья, максимально отвечающего спросу
потенциальных участников Программы по площадям, ценам и качеству;
- стабильное финансирование строительства за счет привлеченных
денежных средств инвесторов под гарантии Администрации города;
- наличие заинтересованных в реализации Программы кредитных
организаций, страховых компаний, независимых оценщиков, подрядных
организаций, предоставляющих условия, приемлемые для участия в
Программе граждан;
- наличие граждан Сургута, заинтересованных в участии в
Программе;
- отработка уполномоченным агентом механизма реализации
Программы;
- содействие со стороны Администрации города в лице
координатора Программы в своевременном принятии документов,
формирующих нормативную базу по реализации Программы и
предоставлению льгот для инвесторов.
Условиями, активизирующими граждан на участие в Программе,
могут выступить:
- повышение доходности накопительных счетов граждан -
участников Программы;
- использование в Программе бюджетных средств в виде
компенсации разницы между процентной ставкой уполномоченной
кредитной организации и фактической процентной ставкой кредита,
предоставленного очередникам;
- увеличение срока возврата ипотечных кредитов.
Уполномоченный агент, осуществляя свою деятельность по
реализации Программы, руководствуется нормами Гражданского кодекса
РФ, иными действующими законами, нормативными и распорядительными
актами заказчика и координатора Программы, своим уставом и
агентским договором.
(в ред. решения Сургутской городской Думы от 28.10.2004 N 383-III
ГД)
Порядок и условия проведения операций и процедур, связанных с
осуществлением деятельности уполномоченного агента и других
участников Программы при ее выполнении, регламентируются
соответствующими разделами положения о реализации Программы и
иными нормативно-правовыми документами, а также действующими
законами и нормативно-правовыми актами федерального, регионального
и муниципального уровней.
Разработка положения о реализации городской целевой Программы
улучшения жилищных условий граждан с использованием механизма
ипотечного кредитования и иных нормативно-правовых документов по
реализации Программы осуществляется заказчиком Программы и
утверждается городской Думой.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Основными источниками финансирования программных мероприятий
являются внебюджетные средства. Конкретные объемы финансирования и
строительства зависят, в первую очередь, от объема гарантий,
предоставленных Администрацией города на очередной финансовый год.
Кроме того, для проведения точных расчетов и составления
инвестиционного проекта по каждому объекту жилищного строительства
необходимо будет учитывать результаты проведенных конкурсов среди
инвесторов, подрядных организаций, кредитных организаций.
Ресурсное обеспечение Программы в целом будет также в немалой
степени зависеть от готовности граждан своими средствами
участвовать в Программе и других параметров, уточняемых в ходе
реализации Программы.
Приведенные расчеты являются ориентировочными и определяют,
прежде всего, соотношение средств, поступающих из различных
источников, а также заданные (оптимальные) темпы реализации
Программы.
В приложении 1 к Программе и в разделе 7 Программы расчеты
производились исходя из ежегодного участия в Программе около 400 -
500 семей горожан, одновременного строительства порядка 30 тыс.
кв. метров жилья в год, размера ставки за привлечение средств
инвесторов, составляющий 14% годовых, и отсутствия ограничений по
объему предоставляемых бюджетных гарантий.
В ходе реализации Программы по каждому объекту жилищного
строительства с учетом результатов проведенных конкурсов
уполномоченным агентом совместно с координатором Программы будет
разрабатываться инвестиционный проект, далее утверждаемый
заказчиком Программы и предоставляемый на рассмотрение выигравшему
конкурс инвестору.
Общий объем финансирования Программы в соответствии с
приложением 1 к настоящей Программе за счет всех источников
составит 4387,6 млн. рублей, в том числе возвратных заемных
средств инвесторов - 762,8 млн. рублей. Указанный объем
финансирования может измениться в сторону увеличения за счет
средств бюджетов всех уровней, предусмотренных на реализацию
взаимосвязанных программ и мероприятий по улучшению жилищных
условий.
Основной источник финансирования Программы - средства граждан,
в том числе полученные ими долгосрочные ипотечные кредиты.
Авансирование строительства производится за счет привлечения
заемных средств инвесторов. Сводные данные по внебюджетным
источникам финансирования и объемам строительства приведены в
приложении 1 к настоящей Программе.
За счет средств бюджета в рамках Программы может
компенсироваться (субсидироваться) часть банковской процентной
ставки по долгосрочным ипотечным кредитам для очередников при
наличии соответствующих целевых средств в бюджете по статье
"Ипотечное кредитование".
Конкретный размер процента компенсации (субсидирования)
рассчитывается заказчиком Программы и выносится на утверждение
городской Думы при утверждении бюджета на очередной финансовый
год.
Кроме того, предусматривается предоставление муниципальных
гарантий по заимствованиям уполномоченного агента для реализации
Программы, осуществляемых в виде средств инвесторов, направляемых
на строительство жилья по Программе. Порядок определения размера и
предоставления муниципальных гарантий Администрацией города
Сургута разрабатывается и утверждается заказчиком Программы.
Размер предоставляемых муниципальных гарантий на очередной
финансовый год утверждается городской Думой.
(в ред. решения Сургутской городской Думы от 28.10.2004 N 383-III
ГД)
Ежегодные объемы финансирования мероприятий Программы и
взаимосвязанных с ней программ и мероприятий, направленных на
улучшение жилищных условий граждан, за счет средств бюджетов всех
уровней будут уточняться исходя из возможностей бюджетов на
соответствующий год.
6. Организационные мероприятия,
обеспечивающие реализацию Программы
Система контроля над реализацией Программы включает:
- наблюдение за ходом реализации Программы со стороны городской
Думы;
- наличие постоянной обратной связи уполномоченного агента с
координатором Программы и другими ее участниками;
- корректировку мероприятий Программы.
Механизм реализации Программы включает нижеследующий порядок.
Средства инвестора являются строго целевыми и направляются на
реализацию Программы в части строительства жилья, поступают по
открытой кредитной линии на специальный счет уполномоченного
агента, открытый в уполномоченной кредитной организации.
По решению заказчика Программы функции уполномоченного агента
могут быть делегированы юридическому лицу в организационно-
правовой форме муниципального предприятия, муниципального
учреждения либо открытого акционерного общества, контрольным
пакетом акций которого владеет заказчик Программы, профессионально
ориентированной на развитие системы ипотечного кредитования
граждан. В случае отсутствия юридического лица, отвечающего
указанным выше требованиям, уполномоченный агент определяется на
конкурсной основе. Конкурс проводит координатор Программы в
порядке и на условиях, предусмотренных Положением о проведении
конкурса на право осуществления функций уполномоченного агента по
реализации городской целевой Программы улучшения жилищных условий
граждан с использованием механизма ипотечного кредитования на 2004
- 2020 годы, утвержденным заказчиком Программы. С лицом,
выигравшим конкурс, координатор Программы заключает агентский
договор, в котором определяются права и обязанности сторон, размер
и порядок выплаты агентского вознаграждения, формы и периодичность
предоставления уполномоченным агентом отчетности и иные
необходимые условия для эффективного взаимодействия сторон.
(в ред. решения Сургутской городской Думы от 28.10.2004 N 383-III
ГД)
Уполномоченный агент осуществляет выполнение мероприятий,
установленных в рамках Программы, несет ответственность за целевое
и эффективное использование выделяемых средств, привлекает на
договорной основе граждан - жителей Сургута к участию в
строительстве жилья или приобретению готовых жилых помещений.
Уполномоченный агент возвращает инвестору денежные средства,
полученные на строительство жилья, по мере реализации квартир,
построенных участникам Программы. Уполномоченный агент ежегодно
разрабатывает и представляет на утверждение координатора Программы
перечень планируемых на предстоящий год мероприятий, объем
финансовых затрат на их реализацию и основные источники
финансирования, заключает договоры на осуществление планируемых
мероприятий, обеспечивает выполнение программных мероприятий в
полном объеме.
Координатор Программы обеспечивает согласованность действий
участников Программы, организует и контролирует работу по
разработке нормативных актов и представляет их на согласование
заказчику Программы в установленном порядке. В установленные сроки
информирует заказчика Программы о ходе реализации Программы.
Запрашивает от уполномоченного агента периодическую отчетность о
реализации программных мероприятий, содействует уполномоченному
агенту в выполнении мероприятий, указанных в Программе.
Заказчик Программы осуществляет контроль над исполнением
Программы и представляет ежегодный отчет об исполнении Программы
на заседание городской Думы.
Городская Дума по мере необходимости принимает нормативно-
правовые акты по вопросам своей компетенции, создающие условия для
успешной реализации Программы, а также организует экспертные
проверки по ходу выполнения Программы, утверждает ежегодный отчет
заказчика Программы об исполнении Программы.
7. Оценка эффективности
и социально-экономических последствий
от реализации Программы
7.1. Бюджетная эффективность
Активизация потребительского спроса в системе долгосрочного
ипотечного кредитования формирует дополнительный инвестиционный
поток в промышленный сектор экономики, который за счет эффекта
мультипликатора увеличивает доходы производителей товаров и услуг.
Часть дополнительных налогов от этих доходов можно использовать на
финансирование программ долгосрочного ипотечного кредитования и
иных программ по улучшению жилищных условий граждан.
Регулировка финансового режима в системе долгосрочного
ипотечного кредитования связана со многими факторами. Главным из
них является соотношение собственных и заемных средств граждан в
цене приобретаемого жилья. Очевидна закономерность: чем больше в
цене товара собственных средств, тем больше дополнительных
инвестиций будет направлено в производство, тем больше налогов
поступит в бюджет.
Всего ожидается поступлений в оплату жилья за период с 2004 по
2012 годы - 3624,8 млн. рублей, в том числе:
- 2537,4 млн. рублей - за счет использования механизмов
жилищного ипотечного кредитования в виде полученных гражданами
долгосрочных ипотечных кредитов;
- 1087,4 млн. рублей - за счет имеющихся первоначальных
накоплений граждан, а также положенных им по закону субсидий и
компенсаций на строительство и приобретение жилья (для части
граждан, участников иных программ и мероприятий по улучшению
жилищных условий).
Приведенное соотношение собственных средств граждан и
полученных ими долгосрочных ипотечных кредитов может изменяться в
зависимости от наличия накоплений и получения различных субсидий.
Планируемый объем финансирования из бюджета города за период с
2004 по 2020 годы в случае принятия соответствующих решений и
наличия бюджетных средств может составить до 600 млн. рублей в
виде компенсаций (субсидирования) части банковской процентной
ставки по долгосрочным ипотечным кредитам для льготных категорий
граждан.
Таким образом, соотношение средств городского бюджета и
привлеченных внебюджетных средств составит 1:6. При меньших
объемах бюджетного финансирования это соотношение будет еще выше.
За период с 2004 по 2011 годы смогут улучшить свои жилищные
условия только за счет заселения в новое собственное жилье около
трех тысяч семей сургутян. А с учетом сдаваемого ими в Программу
старого жилья смогут устроить новоселье еще 500 - 800 семей. Если
бюджетные средства и средства инвесторов будут увеличены по
сравнению с приведенными в Программе уровнями, то пропорционально
увеличится и число граждан, которые смогут улучшить свои жилищные
условия.
Реализация Программы в части строительства нового жилья, кроме
основных положительных эффектов, позволит изменить облик города за
счет современной застройки и развития новых микрорайонов.
Увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней при
указанном росте жилищного строительства за период с 2004 по 2011
годы составит всего свыше 1133 млн. рублей, что дважды покроет
возможные затраты бюджета на компенсацию банковских процентных
ставок.
Здесь следует отметить, что приведенное значение является
ориентировочным, так как несколько занижены объемы поступлений
налогов и сборов за счет того, что:
- не учтена арендная плата за землю ввиду сложности расчета и
неопределенности многих данных;
- не учтены налоги, уплачиваемые поставщиками строительных
материалов (в том числе НДС). Доля строительных материалов,
приобретаемых у налогоплательщиков города Сургута, неизвестна,
поэтому здесь бюджетный эффект не рассчитывался;
- не учтены налоги на имущество, на загрязнение окружающей
среды, уплачиваемые привлеченными подрядными организациями,
рассчитать которые на основе имеющихся данных затруднительно.
Прирост объемов жилищного строительства при стимулировании
спроса на жилье путем организации долгосрочного ипотечного
жилищного кредитования и привлечения средств граждан и инвесторов
в результате реализации Программы за период с 2004 по 2011 годы
составит 171690 кв. метров, или около 3 тысяч квартир.
7.2. Социально-экономический эффект от реализации системы
ипотечного кредитования
Реализация намеченных Программой задач способствует созданию
механизмов улучшения жилищных условий жителями Сургута через
приобретение жилья по доступным ценам на приемлемых условиях.
Приемлемые условия создаются в том числе в результате
использования системы ипотечного кредитования, при которой
решаются проблемы финансирования жилищного строительства.
Система ипотечного кредитования позволяет увеличить объемы
жилищного строительства за счет дополнительного привлечения
внебюджетных источников финансирования. Соответственно, создаются
новые рабочие места в строительных организациях и организациях,
осуществляющих эксплуатацию и ремонт жилья.
Программой предусмотрено строительство комфортного жилья,
отвечающего современным представлениям о качественном жилье.
С учетом реализации сдаваемого старого жилья по ценам ниже
рыночных за период с 2004 по 2011 годы смогут улучшить свои
жилищные условия свыше трех тысяч сургутских семей. Будет снята
часть вопросов переселения части горожан, проживающих в
экологически неблагоприятном, ветхом, аварийном жилье, что в
полной мере реализует прямое указание Правительства Российской
Федерации и федеральной целевой Программы "Жилище". Кроме того,
улучшится архитектурный облик города Сургута.
Все вышесказанное указывает на высокую социальную значимость
Программы в целом, имеющей положительные последствия на многие
годы вперед.
Приложение 1
к городской целевой Программе
улучшения жилищных условий граждан
с использованием механизма
ипотечного кредитования
(млн. руб.)
----------------------------T-----T------T------T------T------T-------T-------¬
¦ ¦2004 ¦ 2005 ¦ 2006 ¦ 2007 ¦ 2008 ¦2009 - ¦ Всего ¦
¦ ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ 2020 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ годы ¦ ¦
+---------------------------+-----+------+------+------+------+-------+-------+
¦Внебюджетные источники, ¦330,0¦409,6 ¦584,0 ¦494,4 ¦695,3 ¦1874,3 ¦4387,6 ¦
¦всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+-----+------+------+------+------+-------+-------+
¦В том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- средства инвесторов, ¦213,6¦ 13,2 ¦217,6 ¦ 7,8 ¦193,7 ¦ 116,9 ¦ 762,8 ¦
¦заимствованные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦уполномоченным агентом для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦строительства жилья по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Программе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- собственные денежные ¦ 34,9¦118,9 ¦109,9 ¦146,0 ¦150,5 ¦ 527,2 ¦1087,4 ¦
¦средства граждан в виде ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦первоначальных накоплений, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦а также положенных им по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦закону субсидий и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦компенсаций на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦строительство и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦приобретение жилья ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(минимальное значение - 30%¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦от стоимости жилья) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- полученные гражданами ¦ 81,5¦277,5 ¦256,5 ¦340,6 ¦351,1 ¦1230,2 ¦2537,4 ¦
¦долгосрочные ипотечные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦кредиты (максимальное ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦значение - 70% от стоимости¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦жилья) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+-----+------+------+------+------+-------+-------+
¦Справочно: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- примерные объемы ¦ 18/ ¦ 16,3/¦ 22,9/¦ 22,9/¦ 22,9/¦ 68,7/¦ 171,7/¦
¦строительства нового жилья ¦330 ¦326,5 ¦440,4 ¦457,5 ¦462,5 ¦1436,4 ¦3453,3 ¦
¦по Программе, тыс. кв. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦метров/млн. рублей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- возврат привлеченных ¦ - ¦ 83,2 ¦143,6 ¦ 36,8 ¦232,7 ¦ 266,5 ¦ 762,8 ¦
¦средств инвесторов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---------------------------+-----+------+------+------+------+-------+--------
Примечание. Приведенные размеры внебюджетных источников
финансирования, объемы строительства по Программе могут изменяться
в зависимости от реальных объемов финансирования за счет всех
источников, в том числе бюджетов всех уровней.
|