ДУМА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 сентября 2004 г. N 1657
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 63519-4
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ"
Рассмотрев проект федерального закона N 63519-4 "О внесении
изменений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе",
внесенный в качестве законодательной инициативы в Государственную
Думу Федерального Собрания Российской Федерации Собранием
депутатов Ненецкого автономного округа, руководствуясь статьей
26.4 Федерального закона "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации", Дума Ханты-
Мансийского автономного округа - Югры постановляет:
1. Не поддерживать проект федерального закона N 63519-4 "О
внесении изменений в Федеральный закон "Об экологической
экспертизе", внесенный в качестве законодательной инициативы в
Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации
Собранием депутатов Ненецкого автономного округа, по основаниям,
указанным в прилагаемом отзыве.
2. Направить настоящее постановление и отзыв в Государственную
Думу Федерального Собрания Российской Федерации, депутатам
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
К.А.Амирову, В.М.Асееву, А.В.Сарычеву, членам Совета Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации П.С.Волостригову,
Г.Д.Олейнику, в Комитет Государственной Думы по экологии, Собрание
депутатов Ненецкого автономного округа.
Председатель Думы
автономного округа
В.С.СОНДЫКОВ
ОТЗЫВ
НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 63519-4
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ"
Рассмотрев проект федерального закона N 63519-4 "О внесении
изменений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе",
внесенный в качестве законодательной инициативы в Государственную
Думу Федерального Собрания Российской Федерации Собранием
депутатов Ненецкого автономного округа, Дума Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры сообщает следующее.
Как указано в пояснительной записке вышеназванного
законопроекта, защита исконной среды обитания и традиционного
образа жизни коренных малочисленных народов Российской Федерации и
малочисленных этнических общностей относится к отдельной сфере
правового регулирования в Российской Федерации и субъектах
Российской Федерации. Между тем авторы законопроекта данные
правоотношения предлагают также регулировать Федеральным законом
"Об экологической экспертизе", имеющим предметом соответственно
иную сферу правоотношений - охрану окружающей среды и обеспечение
экологической безопасности.
1. Так, в преамбуле Федерального закона "Об экологической
экспертизе" устанавливается, что настоящий Федеральный закон
регулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен
на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации
на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения
негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на
окружающую природную среду.
Часть 1 статьи 1 рассматриваемого законопроекта предполагает
дополнить преамбулу вышеназванного Федерального закона словами
"защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни
малочисленных этнических общностей", что по сути является сферой
регулирования другого Федерального закона - "О гарантиях прав
коренных малочисленных народов Российской Федерации", в преамбуле
которого совершенно четко установлена сфера его действия: правовые
основы гарантий самобытного социально-экономического и культурного
развития коренных малочисленных народов Российской Федерации,
защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни,
хозяйствования и промыслов.
Далее авторы законопроекта предлагают дополнить преамбулу
Федерального закона "Об экологической экспертизе" нормой,
устанавливающей, что в местах традиционного проживания и
хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов и
малочисленных этнических общностей, ведущих традиционный образ
жизни и занимающихся традиционными видами хозяйствования, в рамках
экологической экспертизы проводится этнологическая экспертиза,
тогда как ни в Законе "Об экологической экспертизе", ни в
предлагаемом к внесению законопроекте не содержится расшифровки
понятия "этнологическая экспертиза", а также норм, устанавливающих
порядок ее проведения.
Понятие "этнологическая экспертиза" дается в статье 1
Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных
народов Российской Федерации", это научное исследование влияния
изменений исконной среды обитания малочисленных народов и
социально-культурной ситуации на развитие этноса.
2. В части 2 статьи 1 рассматриваемого законопроекта дается
понятие "проведение экологической экспертизы", в котором
содержится, во-первых, противоречие определению "экологическая
экспертиза", данному в Федеральном законе "Об экологической
экспертизе", а именно при проведении экологической экспертизы
авторы законопроекта предлагают ограничиться установлением
соответствия требованиям защиты лишь исконной среды обитания и
традиционного образа жизни коренных малочисленных народов и
малочисленных этнических общностей, тогда как Федеральный закон
устанавливает подобное соответствие экологическим требованиям
вообще, не конкретизируя, требования защиты каких именно
территорий имелись в виду. Дело в том, что у различных территорий
различные требования их защиты (например, требования защиты
заповедных территорий отличаются от требований защиты селитебных
территорий) и в каждом конкретном случае при проведении
экологической экспертизы берутся во внимание требования защиты той
территории, на которой намечается хозяйственная и иная
деятельность.
Во-вторых, в интерпретации предлагаемого определения авторы
законопроекта объединяют два совершенно различных понятия
"экологическая экспертиза" и "этнологическая экспертиза", которые
регулируют деятельность в отношении различных объектов. Так,
статья 1 Федерального закона "Об экологической экспертизе"
определяет, что экологическая экспертиза - это установление
соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности
экологическим требованиям и определение допустимости реализации
объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных
неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую
природную среду и связанных с ними социальных, экономических и
иных последствий реализации объекта экологической экспертизы. В
соответствии же с пунктом 6 статьи 1 Федерального закона "О
гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской
Федерации" этнологическая экспертиза - это научное исследование
влияния изменений исконной среды обитания малочисленных народов и
социально-культурной ситуации на развитие этноса.
3. В части 3 статьи 1 законопроект предусматривает норму,
назначение которой не совсем понятно, а именно: "При проведении
экологической экспертизы в местах традиционного проживания и
хозяйственной деятельности малочисленных этнических общностей и
коренных малочисленных народов в состав экспертной комиссии
государственной экологической экспертизы включаются эксперты для
осуществления экспертных обязанностей, связанных с изучением
влияния хозяйственной и иной деятельности на исконную среду
обитания и традиционный образ жизни малочисленных этнических
общностей и коренных малочисленных народов Российской Федерации".
Возможно, имелись в виду эксперты из числа представителей коренных
малочисленных народов. Тогда это дублирует норму пункта 6 части 1
статьи 8 Федерального закона "О гарантиях прав коренных
малочисленных народов Российской Федерации", которая
предусматривает, что малочисленные народы, объединения
малочисленных народов в целях защиты их исконной среды обитания,
традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов имеют право
участвовать в проведении экологических и этнологических экспертиз
при разработке федеральных и региональных государственных программ
освоения природных ресурсов и охраны окружающей природной среды в
местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности
малочисленных народов.
Также в соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона
"Об экологической экспертизе" уже предусмотрена норма,
устанавливающая, что экспертом государственной экологической
экспертизы является специалист, обладающий научными и (или)
практическими познаниями по рассматриваемому вопросу и
привлеченный в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального
закона специально уполномоченным государственным органом в области
экологической экспертизы к проведению государственной
экологической экспертизы по соответствующим направлениям науки,
техники, технологии.
4. Кроме вышеперечисленного, имеется замечание юридико-
технического характера.
В приложении к законопроекту отсутствует перечень законов и
иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими
силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи
с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в
Федеральный закон "Об экологической экспертизе".
Таким образом, Дума Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
не поддерживает проект федерального закона N 63519-4 "О внесении
изменений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе".
|