СУРГУТСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
РЕШЕНИЕ
от 30 сентября 2004 г. N 369-III ГД
О РАССМОТРЕНИИ ПРОТЕСТА
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО МЕЖРАЙОННОГО ПРИРОДООХРАННОГО ПРОКУРОРА
НА НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Рассмотрев протест Ханты-Мансийского межрайонного
природоохранного прокурора от 10.06.2004 N 1129 на решение
городской Думы от 27.11.1998 N 132-II ГД "Об утверждении Правил
санитарного содержания и благоустройства города Сургута",
городская Дума решила:
1. Дополнить первый абзац пункта 1.5 Правил санитарного
содержания и благоустройства города Сургута, утвержденных решением
городской Думы от 27.11.1998 N 132-II ГД, словами "на основании
соответствующих договоров, заключенных в установленном законом
порядке".
2. Направить Ханты-Мансийскому межрайонному природоохранному
прокурору ответ на протест от 10.06.2004 N 1129 согласно
приложению.
Мэр города Сургута
А.Л.СИДОРОВ
Приложение
к решению
Сургутской городской Думы
от 30 сентября 2004 г. N 369-III ГД
ОТВЕТ
НА ПРОТЕСТ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО МЕЖРАЙОННОГО
ПРИРОДООХРАННОГО ПРОКУРОРА ОТ 10.06.2004 N 1129
Рассмотрев протест Ханты-Мансийского межрайонного
природоохранного прокурора от 10.06.2004 N 1129 на решение
городской Думы от 27.11.1998 N 132-II ГД "Об утверждении Правил
санитарного содержания и благоустройства города Сургута",
городская Дума считает возможным частичное дополнение
вышеобозначенного решения.
Статья 42 Конституции Российской Федерации закрепляет право
каждого на благоприятную окружающую среду. В связи с чем статьи
13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации закрепляют за
собственниками земельных участков и лицами, не являющимися их
собственниками, обязанность по защите земель от захламления
отходами производства и потребления, загрязнения и других
негативных воздействий, ликвидации последствий загрязнения и
захламления земель, а также осуществлять мероприятия по охране
земель, не допускать загрязнения, захламления, деградации и
ухудшения плодородия почв.
Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами
от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации", от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об
охране окружающей среды", Законом Ханты-Мансийского автономного
округа от 10.02.1998 N 11-оз "Об охране окружающей среды и
экологической защите населения автономного округа" органам
местного самоуправления предоставлено право в пределах своих
полномочий осуществлять разработку и установление правил
санитарного содержания и благоустройства территории.
Таким образом, решение городской Думы от 27.11.1998 N 132-II ГД
"Об утверждении Правил санитарного содержания и благоустройства
города Сургута" принято на основании целого ряда как федеральных,
так и окружных нормативно-правовых актов. Кроме того, основой
разработки оспариваемого решения послужили санитарные правила и
нормы, а также Правила и нормы технической эксплуатации жилищного
фонда, на основании которых физические и юридические лица обязаны
благоустраивать и содержать в надлежащем виде не только
закрепленные за ними земельные участки, но и прилегающие к ним
территории.
Правила санитарного содержания и благоустройства города Сургута
были разработаны в соответствии с СанПиН 42-128-4690-88, пункт 6.2
которых свидетельствует о том, что Администрацией города
утверждаются:
- список городских территорий, подлежащих уборке силами
предприятий, организаций всех форм собственности;
- организации, ответственные за санитарное состояние
набережных, садов, парков, скверов, пляжей, пешеходных переходов,
служебно-технических зданий и сооружений, строительных площадок,
торговых и зрелищных учреждений и др.
Кроме того, пункт 4.1 СанПиН 42-128-4690-88 обязывает
организации, предприятия и учреждения, осуществляющие уборку
закрепленных за ними территорий, содержать урны, находящиеся на
этих территориях, в чистоте, а пункт 4.3 определяет обязательный
для уборки предприятиями торговли пятиметровый радиус прилегающей
к торговым павильонам территории.
Таким образом, вводя понятие "прилегающая территория",
городская Дума действовала в пределах своих полномочий.
Прилегающая территория также определена Законом Ханты-
Мансийского автономного округа от 30.04.2003 N 24-оз "Об
административных правонарушениях". Статьей 24 указанного Закона
предусмотрена ответственность за нарушение требований по уборке
дворовых территорий, улиц, тротуаров и прилегающих территорий,
несвоевременную уборку физическими и юридическими лицами
собственных и прилегающих территорий.
Предоставляя земельные участки в собственность, аренду,
пользование, владение по соответствующим договорам, Администрация
города предусматривает обязанность потенциальных собственников, а
также лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по
соблюдению санитарно-экологических норм, прав собственников,
землевладельцев, землепользователей и арендаторов смежных
участков. Таким образом, договоры подразумевают недопущение
загрязнения и захламления не только предоставленных по договорам
земельных участков, но и территорий за пределами их границ, т.е.
прилегающих территорий.
В целях снятия разногласий в вопросах понимания и применения
понятия "прилегающая территория" городская Дума считает
необходимым дополнить первый абзац пункта 1.5 Правил санитарного
содержания и благоустройства города Сургута, утвержденных решением
городской Думы от 27.11.1998 N 132-II ГД, словами "на основании
соответствующих договоров, заключенных в установленном законом
порядке".
Протестом от 10.06.2004 N 1129 Ханты-Мансийский межрайонный
природоохранный прокурор указывает на то, что Департамент жилищно-
коммунального хозяйства Администрации города выдает руководителям
предприятий, учреждений, организаций предписания, обязывающие
осуществлять круглосуточную ежедневную уборку территории
землеотвода и прилегающей территории. Однако выдача подобного рода
предписаний не входит в компетенцию органов местного
самоуправления. Администрацией города выдаются уведомления,
носящие информационный характер и извещающие физических и
юридических лиц о загрязненности их территорий и необходимости
проведения мероприятий по очистке собственной и прилегающей
территорий. Таким образом, Администрация города не выходит за
пределы своих полномочий.
|