ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 19 сентября 2005 г. N 489-рп
О ДОКЛАДЕ "О ПОЛОЖЕНИИ ДЕТЕЙ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ
АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ В 2004 ГОДУ"
И ЗАДАЧАХ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ
Руководствуясь Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 124-
ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации",
заслушав доклад, содержащий анализ основных аспектов положения
детей в автономном округе в 2004 году, а также меры, направленные
на его улучшение:
1. Доклад принять к сведению.
Отметить, что в условиях реформирования социальной сферы
удалось не только сохранить, но по отдельным направлениям улучшить
положение семей с детьми в автономном округе.
Денежные доходы населения по Ханты-Мансийскому автономному
округу - Югре в номинальном выражении за 2004 год увеличились на
14,3 процента (в сравнении с 2003 годом). Средняя величина
прожиточного минимума для детей увеличилась на 9 процентов по
сравнению с 2003 годом (3488 руб. - 3190 руб.).
Программно-целевой подход в работе с детьми (реализация целевых
программ: "Дети Югры" на 2003 - 2005 годы"; "Развитие образования
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2004 - 2007 годы";
"Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их
незаконному обороту" на 2004 - 2007 годы"; "Концепция
демографической политики Ханты-Мансийского автономного округа на
период до 2015 года"; "Молодежь Ханты-Мансийского автономного
округа" на 2003 - 2005 годы"), законодательное оформление 20
нормативных правовых актов по вопросам детства (в том числе Закона
автономного округа "О поддержке семьи, материнства, отцовства и
детства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", которым
трехдетная семья признана многодетной, установлено пособие по
рождению второго ребенка, близнецов), усиление взаимодействия в
ходе работы межведомственных комиссий по проблемам детей,
осуществление деятельности детских общественных приемных, развитие
сети ювенальных служб позволили достичь положительных результатов.
Демографическая ситуация в автономном округе характеризуется
увеличением абсолютной численности населения, ростом рождаемости
(в 2004 году число рождений составило 20329 человек и увеличилось
по сравнению с 2003 годом (20210 чел.) на 0,6 процента,
увеличением естественного прироста (в 2004 году на 1000 населения
составил 7,2 промилле, в 2003 году - 7,0), снижением показателей
материнской и перинатальной заболеваемости и смертности,
устойчивой тенденцией к снижению младенческой смертности (в 2004
году - 6,9 промилле на 1000 родившихся живыми; в 2003 году - 7,6;
в 2002 году - 8,6).
В результате согласованных действий исполнительных органов
власти автономного округа и муниципальных образований автономного
округа в 3,6 раза снизилось количество получателей ежемесячного
пособия для малообеспеченных за последние четыре года (с 337 тыс.
детей в 2000 году до 93 тыс. чел. в 2004 году).
В 2004 году улучшены жилищные условия 140 детей-сирот или 40
процентов от состоящих в очереди детей-сирот. Уменьшилось
количество семей с детьми-инвалидами с 5870 в 2003 году до 5290 в
2004 году.
Оказана помощь 19833 несовершеннолетним, находящимся в трудной
жизненной ситуации; трудоустроено 13868 подростков; проведено 1082
выездных консультации для 41961 человека, что в два раза больше по
сравнению с 2003 годом; отмечено снижение тяжких преступлений
среди подростков на 20,2 процента, грабежей - на 64 процента,
разбоев - на 45 процентов, изнасилований - на 62 процента;
количество подростков, направляемых в учреждения системы Минюста
Российской Федерации, уменьшилось более чем в три раза (с 230 чел.
до 61 ребенка).
Использование данных анализа эффективности реализации
программных мероприятий позволили оптимально использовать средства
бюджета автономного округа, выделенные на реализацию целевых
подпрограмм программы "Дети Югры", в результате удалось сократить
финансирование из средств бюджета автономного округа на 29 млн.
руб. в год: со 175 млн. руб. в 2003 году до 146 млн. руб. в 2004
году; в то же время - увеличить объемы спонсорских средств,
средств родителей, предприятий и учреждений в 7 раз (728 млн. руб.
в 2004 году).
Вместе с тем наблюдаются тенденции к:
сокращению количества детей, устроенных под опеку (2002 год -
644 чел.; 2003 год - 614; 2004 год - 492 чел.);
увеличению количества социальных сирот (2003 год - 57 процентов
от выявленных и поставленных на учет детей; 2004 год - 87
процентов);
росту количества детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей
(2003 год - 151 новорожденный; 2004 год - 162 новорожденных), хотя
за шесть лет (1998 - 2004 годы) из 475 ВИЧ-инфицированных детей
диагноз подтвердился лишь у 16 детей;
сокращению с 2001 года периода участия подростков в программе
временного трудоустройства ввиду сокращения финансирования данного
направления (по сравнению с 2003 годом численность подростков, для
которых были организованы временные рабочие места, снизилась на
2615 человек);
значительному количеству обращений по вопросам семейного
неблагополучия в детские общественные приемные, в первую очередь,
ввиду алкоголизации родителей (2002 год - 32 процента обращений;
2003 год - 28 процентов; 2004 год - 27 процентов).
2. Исполнительным органам государственной власти автономного
округа, участвующим в подготовке доклада о положении детей,
предусмотреть организационные мероприятия, направленные на
профилактику семейного неблагополучия, повышение престижа
материнства и отцовства, содействие здоровому образу жизни.
3. Департаменту образования и науки автономного округа (Паукова
Л.Н.):
3.1. Разработать план мероприятий по пропаганде различных форм
устройства детей, формированию общественного мнения и отношений,
основанных на приоритетности поддержки кровной семьи.
3.2. Издать и распространить методические материалы, обобщающие
опыт работы образовательных учреждений, наиболее успешно
работающих в области профилактики семейного неблагополучия.
4. Департаменту труда и социальной защиты населения автономного
округа (Успенская Т.Н.) осуществить разработку превентивных
социальных технологий, основанных на признании в качестве
социальной нормы благополучной семьи, направленных на профилактику
семейного неблагополучия, трудной жизненной ситуации детей,
социальных изменений в детской среде на предкризисной фазе их
появления, сохранение семейных традиций и духовно-нравственных
ценностей.
5. Департаменту здравоохранения автономного округа (Вильгельм
В.Д.) предусмотреть организационные мероприятия, направленные на:
внедрение новых технологий, в задачи которых входит
совершенствование деятельности лечебно-профилактических
учреждений, развитие сети дневных стационаров, повышение
эффективности медицинской и реабилитационной помощи женщинам и
детям, перинатальной помощи новорожденным;
дальнейшее развитие медико-генетического консультирования для
своевременного выявления врожденных пороков развития и
наследственной патологии у плода;
внедрение методов ранней диагностики заболеваний женской
репродуктивной системы;
принятие действенных мер по увеличению объема оказания помощи
для профилактики ВИЧ-трансмиссии в родах и у новорожденных.
6. Комитету по молодежной политике автономного округа (Грибцова
А.В.) подготовить соответствующие нормативные правовые акты по
включению в отдельные целевые программы, финансируемые с
привлечением средств бюджета автономного округа, мероприятий,
направленных на содействие занятости подростков и молодежи на 2006
и последующие годы, укрепление института молодой семьи.
7. Рекомендовать главам муниципальных образований автономного
округа:
7.1. Внести соответствующие коррективы в социальные программы
муниципальных образований автономного округа с учетом
реформируемого законодательства и положений доклада.
7.2. Активизировать взаимодействие с территориальными службами
занятости, работодателями в части создания временных рабочих мест
для подростков и молодежи в летний период.
8. Контроль за выполнением распоряжения возложить на
заместителя Председателя Правительства автономного округа
Западнову Н.Л.
Председатель Правительства
автономного округа
А.В.ФИЛИПЕНКО
|