ДУМА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 октября 2005 г. N 2754
ОБ ОБРАЩЕНИИ
ДУМЫ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
В ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ НЕКОТОРЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ
(ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
И "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ РАЗМЕРОВ ПЕНСИЙ
ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ ПЕНСИОННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ И БАЗОВЫХ ЧАСТЕЙ
ТРУДОВЫХ ПЕНСИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ РАЙОННОГО КОЭФФИЦИЕНТА,
УСТАНАВЛИВАЕМОГО СУБЪЕКТАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
И ВЫПЛАТЕ ИХ НЕЗАВИСИМО ОТ МЕСТА ПРОЖИВАНИЯ ГРАЖДАН),
ВНЕСЕННОМ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДУМОЙ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ"
Рассмотрев проект обращения Думы Ханты-Мансийского автономного
округа - Югры в Правительство Российской Федерации "О проекте
федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О
внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и
признании утратившими силу некоторых законодательных актов
Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О
внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации" и "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" (об определении размеров
пенсий по государственному пенсионному обеспечению и базовых
частей трудовых пенсий с применением районного коэффициента,
устанавливаемого субъектами Российской Федерации, и выплате их
независимо от места проживания граждан), внесенном в
Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации
Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", Дума Ханты-
Мансийского автономного округа - Югры постановляет:
1. Принять обращение Думы Ханты-Мансийского автономного округа
- Югры в Правительство Российской Федерации "О проекте
федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О
внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и
признании утратившими силу некоторых законодательных актов
Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О
внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации" и "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" (об определении размеров
пенсий по государственному пенсионному обеспечению и базовых
частей трудовых пенсий с применением районного коэффициента,
устанавливаемого субъектами Российской Федерации, и выплате их
независимо от места проживания граждан), внесенном в
Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации
Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры".
2. Направить настоящее Постановление и указанное Обращение
заместителю Председателя Правительства Российской Федерации
А.Д.Жукову, Председателю Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации Б.В.Грызлову и Председателю Совета
Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М.Миронову.
3. Обратиться к законодательным (представительным) органам
государственной власти субъектов Российской Федерации с просьбой
поддержать указанное Обращение.
Председатель Думы
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
В.С.СОНДЫКОВ
ОБРАЩЕНИЕ
ДУМЫ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
В ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ НЕКОТОРЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ
(ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
И "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ РАЗМЕРОВ ПЕНСИЙ
ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ ПЕНСИОННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ И БАЗОВЫХ ЧАСТЕЙ
ТРУДОВЫХ ПЕНСИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ РАЙОННОГО КОЭФФИЦИЕНТА,
УСТАНАВЛИВАЕМОГО СУБЪЕКТАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
И ВЫПЛАТЕ ИХ НЕЗАВИСИМО ОТ МЕСТА ПРОЖИВАНИЯ ГРАЖДАН),
ВНЕСЕННОМ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДУМОЙ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ"
Уважаемый Александр Дмитриевич!
Депутатам Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
хотелось бы возразить по поводу обоснования отказа в поддержке
внесенного в Государственную Думу Федерального Собрания Российской
Федерации Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
проекта федерального закона, направленного на изменение статей
136, 137 и 150 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-
ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской
Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных
актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации" и "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации", касающегося того, что
"назначения и выплаты пенсий по государственному пенсионному
обеспечению и трудовых пенсий необходимо производить с учетом
районного коэффициента к заработной плате независимо от места
проживания и времени обращения за пенсией для лиц, проработавших в
районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
соответственно не менее 15 и 20 календарных лет".
Россия достигла огромных успехов в освоении Севера. В этом
направлении наша страна намного опередила большинство других стран
со сходным географическим положением. Значение Севера для
Российской Федерации определяется территориальным и ресурсным
потенциалами, которые играют решающую роль в национальной
экономике и обеспечении геополитических интересов России. Роль
Севера с каждым годом возрастает в связи с тем, что на этой
территории находятся основные запасы полезных ископаемых,
биологических, лесных и иных природных ресурсов страны, а северяне
являются поистине бесценным ресурсом и главным богатством России.
Нам кажется глубоко ошибочным мнение, что государство в
сегодняшних непростых условиях может снять с себя обязательства
перед Севером и северянами. Без Севера Россия - не Россия и ей
никогда не достичь того величия, в котором мы мечтаем ее видеть.
Нельзя забывать о том, что Россия - северная страна. Более 60
процентов ее территорий являются территориями, имеющими статус
Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, но на этой
огромной территории живет всего лишь 16 процентов населения страны
(24 миллиона человек), которое обеспечивает всю экономику страны.
Районы Крайнего Севера являются серьезной базой промышленного
производства. На рассматриваемых территориях проживает около 5,5
миллиона граждан-пенсионеров (23 процента от общего количества
населения территорий), причем 74 процента из них относятся к
пенсионерам по возрасту. Уровень пенсии достаточно мал, что,
учитывая сложные условия быта северян, вдвойне отрицательно
сказывается на жизни пенсионеров.
В среднем из всех северных средств, которые перечисляются (это
28 регионов России) в бюджет Пенсионного фонда, на выплату пенсий
пенсионерам-северянам расходуется лишь 40 процентов этих средств.
Например, из Мурманской области за прошлый год в Пенсионный фонд
было перечислено 4,5 миллиарда рублей и только 2,4 миллиарда этих
средств ушло на выплату пенсий для пенсионеров Мурманской области.
Также можно сравнить Республику Коми, например, с той же
Волгоградской областью, где, наоборот, недостаток около двух с
лишним миллиардов рублей собственных пенсионных ресурсов
восполняется за счет того, что зарабатывается в том числе и
северянами.
Природа перераспределения трудовых ресурсов, природа
привлекательности Севера в том и заключалась, что были
определенные рамки, которые через Кодекс законов о труде, через
пенсионную систему, через систему государственных гарантий и
компенсаций настраивали на то, что человек, приехав на Север и
отработав трудовой стаж, на пять лет раньше мог уйти на пенсию,
иметь возможность получать достойную заработанную на Севере пенсию
в том регионе, куда он пожелает выехать.
Большинство пенсионеров предпочитает не выезжать на "материк",
что ведет к "старению" Севера, а те, кто все-таки уезжает, - не
выписываются. На сегодня в Федеральном законе N 122-ФЗ не
предусмотрена дополнительная выплата пенсий в случае выезда
человека с территории, где есть право дополнительной пенсии. Если
пенсионер в Салехарде получает на сегодняшний день пенсию в
размере 2 тысячи рублей, то, переехав на юг, он также будет
получать 2 тысячи рублей - ничего для федерального бюджета не
меняется. Создадутся определенные стимулы, чтобы человек с
Крайнего Севера переезжал в нормальные условия жизни.
Содержание пенсионера на Севере обходится для России гораздо
дороже, чем на "большой земле". В своем отказе поддержать
законодательную инициативу Югры Вы ссылаетесь на то, что это
"повлечет за собой увеличение расходов федерального бюджета", и
предлагаете законодательному органу государственной власти
субъекта Российской Федерации произвести финансово-экономическое
обоснование-расчет, хотя Вам было направлено такое обоснование с
пояснением того, что "принятие указанного проекта не потребует
дополнительных финансовых затрат из средств федерального бюджета".
Правительству Российской Федерации необходимо дать такое указание
Министерству финансов, но и без этого каждому понятно, что реально
государство теряет не менее 3 тысяч рублей ежемесячно на одного
пенсионера, живущего на Крайнем Севере, за счет увеличенных
расходов на здравоохранение, социальное обслуживание, местные
льготы, жилье. Принятие данного законопроекта сэкономит средства
фонда социального страхования и не повлечет увеличения расходов
федерального бюджета.
Пенсионеры на сегодняшний день имеют право выбора, и это право
должно сохраниться. Кто-то возвращается к себе на родину, кто-то
выбирает более благоприятный для жизни климат. Мы не имеем права
(так это записано в законе) ухудшать положение населения. В этом
случае оно ухудшается, потому что проживание пенсионеров в районах
Крайнего Севера неблагоприятно для их здоровья. Северяне,
проработав не один десяток лет в тяжелых климатических условиях,
заработав северную пенсию и выезжая на "большую землю", должны
получать пенсию в том же объеме, что и на Крайнем Севере, с тем же
районным коэффициентом. Это справедливо, поскольку является
компенсацией за тот ущерб здоровью, который они получили здесь, на
Севере. Физиологический износ человека, работающего на Севере,
требует определенных компенсаций. Пенсионеры оказались
заложниками: им пришлось много работать, чтобы заработать эту
северную пенсию, но получать ее в полном объеме они могут, только
оставаясь жить в северных условиях. Мы говорим о том, что на
Севере пенсионеру жить вредно, а поступаем наоборот: делаем все,
чтобы он оставался на этом Севере как заложник пенсионных
надбавок.
У нас долгое время пропагандировали Север как место для
сильных, мужественных людей, место комсомольских строек. И вот
сейчас очень многие люди покидают Север, приезжают сюда, как они
говорят, "на материк" с чувством разочарования, что всю жизнь
отдали такой, можно сказать, героической работе, а когда пришла
пора выходить на пенсию, столкнулись с тем, что пенсии они
зачастую получают такие же, как те люди, которые живут где-нибудь
в Астрахани, на Кубани, в Подмосковье. Действительно мужественные
люди, действительно преданные государству люди живут и работают на
Севере (потому что, как правило, там наиболее сложные условия
труда) в тех добывающих отраслях, которые составляют основу
экономики России, которые пополняют валютными резервами не только
доходную часть российской казны, но и Пенсионный фонд, Фонд
государственного социального страхования. Они никак не являются
нахлебниками.
Президент Российской Федерации Владимир Путин заявлял, что
жители северных регионов, уехавшие с Севера, должны получать
заработанные ими "северные пенсии". "Я бы считал правильным
вернуться к созданию условий, при которых люди, проживающие в
других регионах, могли бы получать пенсии, заработанные на
Севере", - сказал Владимир Путин, отметив, что Министерство
финансов уклоняется от решения этого вопроса, поскольку это
повлечет дополнительные расходы государственных средств. "Но мне
кажется, что к этому надо вернуться", - добавил Президент России.
На встрече с Премьер-министром Михаилом Фрадковым Губернатор
Тюменской области Сергей Собянин 27 мая 2005 года заявил:
"Государство должно при принятии решений по пенсионному
обеспечению выстраивать законодательно стимулы. Сегодня их нет. Мы
ставили задачу создать условия для выезда нетрудоспособной части
населения, а получилось, что создали обратный поток. Это
происходит из-за того, что пенсионеры, выезжая за пределы северных
территорий, теряют все надбавки". Премьер-министр Михаил Фрадков
поддержал эту позицию и отметил, что уже в самое ближайшее время
Правительству Российской Федерации будут даны соответствующие
поручения. А 30 мая 2005 года Вы, Александр Дмитриевич, отказались
поддержать представленный проект федерального закона, несмотря на
публичные обещания Президента России и Председателя Правительства
Российской Федерации разобраться с этим и вернуться к данному
вопросу.
Подобные вопросы неоднократно ставил и Губернатор Ханты-
Мансийского автономного округа - Югры Александр Филипенко. На
выездном заседании Комитета Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации по проблемам Севера и Дальнего
Востока, состоявшемся 7 октября 2005 года в городе Ханты-
Мансийске, Губернатор автономного округа и председатель Комитета
Валентина Пивненко выразили свою озабоченность нынешним положением
дел в сфере пенсионного обеспечения северян, заметив при этом, что
внесенный Думой автономного округа проект закона мог бы решить
часть пенсионных проблем северян и облегчить жизнь людей,
проработавших всю свою жизнь на Севере.
На сегодняшний день в том же Ханты-Мансийском автономном округе
- Югре социальная нагрузка на бюджет, как признают эксперты,
неоправданно высока. В частности, прирост населения Югры во многом
объясняется не столько увеличением разницы в показателях
рождаемости и смертности, сколько повышением числа неработающего
населения, в первую очередь, пенсионеров. Причем, помимо
собственно "северных" пенсионеров, которые до достижения
соответствующего возраста работали в округе, а теперь не могут или
не торопятся его покинуть по финансовым соображениям, эта
категория жителей пополняется за счет приезжих лиц пенсионного
возраста, прибывающих в округ из других регионов в основном из-за
предоставляемых здесь высоких социальных гарантий. И сохранение
северных пенсий для тех, кто готов покинуть Югру и Ямал, - просто
напрашивающийся метод решения этой проблемы. Нагрузка на бюджет с
точки зрения содержания пенсионеров на Севере значительно больше,
чем та же нагрузка на бюджет другого, не "северного", субъекта
Российской Федерации.
Особые условия жизни и производственной деятельности населения
в северных районах требуют корректировки ряда федеральных законов
и документов нормативной правовой базы Российской Федерации с
учетом усиления роли государства в обеспечении устойчивого
развития северных территорий. К сожалению, декларируемая сегодня
государственная поддержка северных территорий явно отстает от их
действительных потребностей и постоянно сокращается. Более того, с
учетом реальных экономических условий существующие межбюджетные
отношения ставят северные субъекты Российской Федерации в более
невыгодное положение по сравнению с центральными регионами России.
Уровень жизни северян ниже, чем средний по России. Государство
должно иметь ясную политику в отношении "северов".
Необходимо выстраивать систему социальной поддержки таким
образом, чтобы пенсионеры, переехав в другой регион с более
благоприятными условиями, не потеряли заработанные своим трудом
льготы и возможности.
Уважаемый Александр Дмитриевич, учитывая вышеизложенное, еще
раз обращаемся к Вам с просьбой поддержать законодательную
инициативу и внести на рассмотрение Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального
закона, внесенный Думой Ханты-Мансийского автономного округа -
Югры.
г. Ханты-Мансийск
28 октября 2005 года
|