11 ноября 2005 года N 102-оз
-------------------------------------------------------------------
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОН
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
О ЗДРАВООХРАНЕНИИ
В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ
Принят Думой Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры 28 октября 2005 года
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 20.04.2006 N 40-оз)
Настоящий Закон принят в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, Основами законодательства Российской Федерации об
охране здоровья граждан, другими нормативными правовыми актами
Российской Федерации в сфере здравоохранения, Уставом (Основным
законом) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и в пределах
полномочий регулирует отдельные отношения в сфере здравоохранения
на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее
также - автономный округ).
Статья 1. Основные понятия
1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе,
применяются в том же значении, что и в Основах законодательства
Российской Федерации об охране здоровья граждан.
2. Для целей настоящего Закона используются также следующие
понятия:
1) медицинская помощь в Ханты-Мансийском автономном округе -
Югре - осуществляемая медицинскими работниками профессиональная
деятельность по профилактике, диагностике, лечению заболеваний,
травм, отравлений, иных состояний, связанных со здоровьем граждан,
реабилитации, а также в отношении женщин в период беременности, во
время и после родов;
2) территориальная программа государственных гарантий Ханты-
Мансийского автономного округа - Югры - программа государственных
гарантий обеспечения жителей автономного округа бесплатной
медицинской помощью;
3) государственная система здравоохранения Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры - государственная система
здравоохранения, в которую входит орган исполнительной власти
автономного округа в сфере здравоохранения и организации
государственной системы здравоохранения автономного округа;
4) организации государственной системы здравоохранения
автономного округа - медицинские организации, в том числе лечебно-
профилактические учреждения; аптечные, научно-исследовательские,
санитарно-профилактические, образовательные учреждения;
фармацевтические предприятия и организации; службы материально-
технического обеспечения; предприятия по производству медицинских
препаратов и медицинской техники; иные предприятия, учреждения и
организации, находящиеся в собственности Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры.
Статья 2. Полномочия органов государственной власти автономного
округа в сфере здравоохранения
1. Дума Ханты-Мансийского автономного округа - Югры:
1) принимает законы автономного округа, регулирующие отношения
в сфере охраны здоровья и медицинской помощи гражданам (в том
числе создания условий для реализации прав коренных малочисленных
народов на охрану здоровья и медицинскую помощь), координации
деятельности в сфере здравоохранения; осуществляет контроль за их
исполнением;
2) в установленном порядке утверждает ежегодные расходы на
здравоохранение в составе бюджета автономного округа;
3) в установленном порядке утверждает бюджет территориального
фонда обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры и отчет об его исполнении;
4) в установленном порядке утверждает целевые программы
автономного округа по вопросам здравоохранения, профилактики
заболеваний и иным вопросам в сфере здравоохранения;
5) в установленном порядке утверждает территориальную программу
государственных гарантий Ханты-Мансийского автономного округа -
Югры;
6) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными
законами, Уставом (Основным законом) Ханты-Мансийского автономного
округа - Югры и законами автономного округа.
2. Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа - Югры:
1) определяет основные направления развития государственной
системы здравоохранения автономного округа;
2) обеспечивает взаимодействие органа исполнительной власти
автономного округа в сфере здравоохранения с Думой Ханты-
Мансийского автономного округа - Югры, Правительством Ханты-
Мансийского автономного округа - Югры и органами местного
самоуправления муниципальных образований автономного округа по
вопросам в сфере здравоохранения;
3) решает иные вопросы в соответствии с полномочиями,
установленными федеральным законодательством, Уставом (Основным
законом) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и законами
автономного округа.
3. Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
(далее - Правительство автономного округа):
1) образует орган исполнительной власти автономного округа в
сфере здравоохранения, утверждает положение о нем, структуру и
штатное расписание;
2) принимает решение о создании, реорганизации и ликвидации
организаций государственной системы здравоохранения автономного
округа;
3) обеспечивает формирование в составе проекта бюджета
автономного округа расходов в части оказания специализированной
медицинской помощи в кожно-венерологических, противотуберкулезных,
наркологических, онкологических диспансерах и других
специализированных медицинских организациях в соответствии с
номенклатурой медицинских организаций, утвержденной уполномоченным
федеральным органом исполнительной власти (за исключением
федеральных специализированных медицинских организаций в
соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации
перечнем), включая обеспечение медицинских организаций
лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского
назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными
средствами, а также донорской кровью и ее компонентами в рамках
программы государственных гарантий оказания гражданам Российской
Федерации бесплатной медицинской помощи, обязательного
медицинского страхования неработающего населения, оказания
специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской
помощи;
4) координирует деятельность органов исполнительной власти
автономного округа, организаций государственной системы
здравоохранения автономного округа, хозяйствующих субъектов,
субъектов муниципальной и частной систем здравоохранения по
вопросам в сфере здравоохранения;
5) разрабатывает и реализует целевые программы автономного
округа по вопросам здравоохранения, профилактики заболеваний,
создания условий для реализации прав коренных малочисленных
народов на охрану здоровья и медицинскую помощь и иным вопросам в
сфере здравоохранения;
6) разрабатывает и реализует территориальную программу
государственных гарантий Ханты-Мансийского автономного округа -
Югры;
7) устанавливает региональные стандарты медицинской помощи на
уровне не ниже стандартов медицинской помощи, установленных
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции
по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере здравоохранения;
(пп. 7 в ред. Закона ХМАО - Югры от 20.04.2006 N 40-оз)
8) самостоятельно либо через уполномоченный орган
исполнительной власти автономного округа в сфере здравоохранения
участвует в установленном порядке в осуществлении контроля за
соблюдением стандартов медицинской помощи, оказываемой
организациями независимо от формы собственности, организационно-
правовой формы и ведомственной принадлежности в части реализации
территориальной программы государственных гарантий Ханты-
Мансийского автономного округа - Югры;
(пп. 8 введен Законом ХМАО - Югры от 20.04.2006 N 40-оз)
9) решает иные вопросы в сфере здравоохранения, не изъятые из
компетенции Правительства автономного округа и не отнесенные к
компетенции федеральных органов, других органов государственной
власти автономного округа и органов местного самоуправления
муниципальных образований автономного округа.
(пп. 9 введен Законом ХМАО - Югры от 20.04.2006 N 40-оз)
Статья 3. Взаимодействие Правительства автономного округа с
территориальным фондом обязательного медицинского страхования
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Правительство автономного округа в соответствии с
законодательством самостоятельно либо через уполномоченный орган
исполнительной власти автономного округа в сфере здравоохранения
осуществляет взаимодействие с территориальным фондом обязательного
медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа -
Югры, в том числе по вопросам:
1) работы правления территориального фонда обязательного
медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа -
Югры;
2) установления подушевых нормативов финансирования, разработки
и реализации территориальной программы государственных гарантий
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
3) финансирования медицинских организаций, участвующих в
выполнении территориальной программы обязательного медицинского
страхования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
4) определения в соответствии с законодательством и в
установленном порядке тарифов на медицинские и иные услуги в
рамках территориальной программы обязательного медицинского
страхования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
5) проведения мероприятий по повышению эффективности
использования ресурсов здравоохранения, качества медицинской и
лекарственной помощи, в том числе на согласованных условиях;
6) обмена информацией между органами здравоохранения и системой
обязательного медицинского страхования;
7) разработки рекомендаций по осуществлению организационно-
методической работы в сфере медицинского страхования;
8) обеспечения реализации мероприятий по стандартизации в
здравоохранении.
Статья 4. Координация Правительством автономного округа
деятельности в сфере здравоохранения организаций государственной
системы здравоохранения автономного округа, субъектов
муниципальной и частной систем здравоохранения
1. Правительство автономного округа в соответствии с
законодательством самостоятельно либо через уполномоченный орган
исполнительной власти автономного округа в сфере здравоохранения
координирует деятельность организаций государственной системы
здравоохранения автономного округа исходя из следующих
направлений:
1) определение задач, функций, порядка их организации и
деятельности, осуществление финансирования;
2) проведение экспертной оценки состояния лекарственного
обеспечения, определение потребности в лекарственных средствах,
медицинских иммунобиологических препаратах и изделиях медицинского
назначения;
3) осуществление контроля и оценки деятельности;
4) организация аттестации медицинских и фармацевтических
работников;
5) формирование государственного заказа на обучение, повышение
квалификации медицинских работников.
2. Правительство автономного округа в соответствии с
законодательством самостоятельно либо через уполномоченный орган
исполнительной власти автономного округа в сфере здравоохранения
координирует деятельность субъектов муниципальной системы
здравоохранения исходя из следующих направлений:
1) определение стратегических направлений развития
здравоохранения муниципальных образований автономного округа;
2) осуществление контроля за исполнением нормативных правовых
актов в сфере здравоохранения на территории муниципальных
образований автономного округа;
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 20.04.2006 N 40-оз)
3) проведение экспертной оценки деятельности системы
муниципального здравоохранения и эффективности использования
ресурсов;
4) проведение анализа состояния здоровья населения в
муниципальных образованиях автономного округа и разработка мер по
его улучшению;
5) обеспечение проведения комплексного анализа и экспертной
оценки состояния здоровья детей и женщин в муниципальных
образованиях автономного округа;
6) формирование направлений развития акушерско-
гинекологической, педиатрической и других служб в муниципальных
образованиях автономного округа, направленных на снижение уровня
заболеваемости, инвалидности, младенческой и материнской
смертности;
7) разработка и реализация единых на территории автономного
округа программ по развитию здравоохранения, профилактике
заболеваний, оказанию медицинской помощи и другим вопросам в сфере
здравоохранения;
8) организация аттестации медицинских и фармацевтических
работников;
9) формирование государственного заказа на обучение, повышение
квалификации медицинских работников.
3. Между Правительством автономного округа и органами местного
самоуправления муниципальных образований автономного округа в
соответствии с законодательством могут заключаться соглашения по
вопросам взаимодействия или координации деятельности субъектов
муниципальной системы здравоохранения.
4. Правительство автономного округа координирует деятельность
субъектов частной системы здравоохранения путем утверждения
методических рекомендаций по совершенствованию организации
профилактической, лечебно-диагностической и реабилитационной
помощи населению и обеспечению развития и совершенствования защиты
населения от заболеваний, общих для человека и животных, и пищевых
отравлений, а также через разработку и реализацию целевых
программ.
Статья 5. Территориальная программа государственных гарантий
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
1. Бесплатная медицинская помощь гражданам Российской
Федерации, проживающим на территории автономного округа,
оказывается в рамках территориальной программы государственных
гарантий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, включающей в
себя территориальную программу обязательного медицинского
страхования.
2. Территориальная программа государственных гарантий Ханты-
Мансийского автономного округа - Югры разрабатывается и
утверждается в соответствии с законодательством на основе
программы государственных гарантий оказания гражданам Российской
Федерации бесплатной медицинской помощи и содержит сведения о
перечнях заболеваний, видах, объемах, условиях предоставления и
финансирования медицинских услуг населению за счет средств бюджета
автономного округа, территориального фонда обязательного
медицинского страхования и иных источников.
3. За счет средств бюджета автономного округа в соответствии с
законодательством обеспечивается финансирование мероприятий по
оказанию следующих видов медицинской помощи:
1) специализированная (санитарно-авиационная) скорая
медицинская помощь;
2) медико-социальная помощь гражданам, страдающим социально
значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность
для окружающих (за исключением помощи, оказываемой федеральными
специализированными медицинскими организациями, перечень которых в
соответствии с федеральным законом утверждается Правительством
Российской Федерации);
3) специализированная медицинская помощь, в том числе
высокотехнологичная, в кожно-венерологических,
противотуберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах
и других специализированных медицинских организациях (за
исключением федеральных специализированных медицинских
организаций, перечень которых в соответствии с федеральным законом
утверждается Правительством Российской Федерации).
4. В случае невозможности оказания специализированной (в том
числе высокотехнологичной) медицинской помощи в рамках
территориальной программы государственных гарантий Ханты-
Мансийского автономного округа - Югры на территории автономного
округа нуждающиеся лица могут быть направлены за пределы
автономного округа в порядке, установленном Правительством
автономного округа, за получением медицинской помощи за счет
средств бюджета автономного округа.
5. Виды и объемы медицинской помощи, финансируемые за счет
средств территориального фонда обязательного медицинского
страхования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и других
источников, подлежащие включению в территориальную программу
государственных гарантий Ханты-Мансийского автономного округа -
Югры, определяются в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Статья 6. Занятие народной медициной (целительством)
1. В соответствии с законодательством право на занятие народной
медициной (целительством) имеют лица, получившие диплом о высшем
или среднем медицинском образовании, сертификат специалиста и
лицензию на медицинскую деятельность.
2. Уполномоченный Правительством автономного округа орган
исполнительной власти автономного округа в сфере здравоохранения
выдает диплом целителя, дающий право на занятие народной медициной
(целительством) на территории автономного округа.
3. Порядок получения диплома целителя устанавливается
Правительством автономного округа.
4. Лишение диплома целителя производится по решению органа
исполнительной власти автономного округа в сфере здравоохранения,
выдавшего диплом целителя, и в соответствии с федеральным
законодательством может быть обжаловано в суд.
Статья 7. Реализация мер по предупреждению, ограничению
распространения и ликвидации инфекционных болезней
Реализация за счет средств бюджета автономного округа мер по
предупреждению, ограничению распространения и ликвидации
инфекционных болезней, в том числе проведению профилактических
прививок по эпидемическим показаниям, осуществляется в
соответствии с программой государственных гарантий Ханты-
Мансийского автономного округа - Югры, другими целевыми
программами автономного округа по вопросам здравоохранения,
профилактики заболеваний и иным вопросам в сфере здравоохранения.
Статья 8. Меры социальной поддержки медицинских и
фармацевтических работников
Медицинским и фармацевтическим работникам организаций
государственной системы здравоохранения автономного округа за счет
средств бюджета автономного округа предоставляются предусмотренные
законодательством меры социальной поддержки, в том числе:
1) обеспечение условий их деятельности в соответствии с
требованиями охраны труда;
2) присвоение квалификационных категорий в соответствии с
достигнутым уровнем теоретической и практической подготовки;
3) совершенствование профессиональных знаний;
4) переподготовка в случаях, предусмотренных законодательством
Российской Федерации;
5) страхование профессиональной ошибки, в результате которой
причинен вред или ущерб здоровью гражданина, не связанный с
небрежным или халатным выполнением профессиональных обязанностей,
в порядке, установленном Правительством автономного округа.
Статья 9. Обязательное страхование медицинских и
фармацевтических работников организаций государственной системы
здравоохранения автономного округа
1. Медицинские, фармацевтические и иные работники организаций
государственной системы здравоохранения автономного округа, работа
которых связана с угрозой их жизни и здоровью, в соответствии с
утвержденным Правительством Российской Федерации перечнем
должностей подлежат обязательному страхованию за счет средств
бюджета автономного округа.
2. Размеры и порядок обязательного страхования медицинских,
фармацевтических и иных работников организаций государственной
системы здравоохранения автономного округа, работа которых связана
с угрозой их жизни и здоровью, устанавливаются Правительством
автономного округа.
Статья 10. Вступление настоящего Закона в силу
1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со
дня его официального опубликования.
2. Действие статей 8 и 9 настоящего Закона распространяется на
правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.
Губернатор
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
А.В.ФИЛИПЕНКО
г. Ханты-Мансийск
11 ноября 2005 года
N 102-оз
|