ДУМА ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА
РЕШЕНИЕ
от 7 февраля 2006 г. N 625
ОБ ОТЧЕТЕ ОРГАНА МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
(СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ) ДУМЫ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ЗА 2005 ГОД
Рассмотрев отчет о работе органа муниципального финансового
контроля (Счетная палата) Думы города Нижневартовска за 2005 год,
Дума города решила:
1. Утвердить отчет о работе органа муниципального финансового
контроля (Счетной палаты) Думы города Нижневартовска за 2005 год.
2. Отчет о работе органа муниципального финансового контроля
(Счетной палаты) Думы города Нижневартовска за 2005 год направить
Главе города Хохрякову Б.С.
3. Опубликовать в изложении отчет о работе органа
муниципального финансового контроля (Счетной палаты) Думы города
Нижневартовска за 2005 год в городской газете "Варта".
4. Решение вступает в силу со дня его подписания.
Глава города
Б.С.ХОХРЯКОВ
ОТЧЕТ
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ
ДУМЫ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ЗА 2005 ГОД
1. Вводные положения
1.1. Орган муниципального финансового контроля (Счетная палата)
(далее по тексту - Счетная палата) образован как орган финансового
контроля решением Думы города и ей подотчетен.
В своей деятельности Счетная палата руководствуется
Конституцией Российской Федерации, Уставом города Нижневартовска,
иными законодательными актами Российской Федерации и Ханты-
Мансийского автономного округа - Югры.
Компетенция Счетной палаты Думы города определена решениями
Думы города "Об органе муниципального финансового контроля" и "О
порядке составления и рассмотрения проекта бюджета, утверждения и
исполнения бюджета, осуществления контроля за исполнением бюджета
и утверждения отчета об исполнении бюджета города Нижневартовска".
Полномочия Счетной палаты распространяются на органы местного
самоуправления, муниципальные учреждения и предприятия, на
юридические лица, финансово-кредитные учреждения, их союзы,
ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм
собственности, если они получают, перечисляют, используют средства
из местного бюджета или используют муниципальную собственность
либо управляют ею, а также имеют предоставленные органами местного
самоуправления налоговые и иные льготы и преимущества.
Счетная палата в сфере бюджетного устройства и бюджетного
процесса обладает следующими полномочиями:
- организует и осуществляет контроль за исполнением доходной и
расходной частей бюджета, целевых бюджетных фондов по объемам,
структуре и целевому назначению;
- дает оценку эффективности и целесообразности расходов
бюджетных средств и использования муниципальной собственности;
- дает оценку обоснованности доходных источников и расходных
статей проектов местного бюджета;
- осуществляет финансовую экспертизу проектов бюджета, проектов
нормативных актов органов местного самоуправления, городских
программ;
- регулярно представляет в Думу города информацию о результатах
проводимых контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
1.2. Алгоритм контроля за исполнением местного бюджета
Счетная палата обеспечивает систему контроля за исполнением
местного бюджета, реализация которой предполагает целый комплекс
контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, осуществляемых
по всем направлениям деятельности Счетной палаты, и непрерывный
двухлетний контрольный цикл за исполнением бюджетов каждого
финансового года, реализуемого на трех последовательных стадиях -
на стадии предварительного контроля проекта бюджета очередного
финансового года, стадии текущего контроля непосредственно в ходе
исполнения бюджета текущего финансового года и стадии последующего
контроля уже исполненного бюджета отчетного финансового года.
В течение каждого календарного года Счетная палата одновременно
работает с бюджетами не менее двух лет, а бюджеты каждого
финансового года находятся на одном из этапов цикла.
Комплекс контрольных и экспертно-аналитических мероприятий,
осуществляемых в рамках предварительного, текущего и последующего
контроля, составляет каркас единой системы контроля Счетной палаты
за формированием и исполнением местного бюджета и является основой
всей ее контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической
деятельности.
Предварительный контроль
Счетной палатой подготовлено заключение на проект "О бюджете
муниципального образования городской округ Нижневартовск на 2006
год".
Ряд замечаний и предложений, сформулированных в указанном
заключении, принят и учтен в ходе рассмотрения данного проекта.
Текущий контроль
В 2005 году текущий контроль по исполнению местного бюджета
осуществлялся на основании анализа, экспертизы и проверки
участников бюджетного процесса.
Результаты текущего контроля позволяли своевременно
информировать администрацию города о нарушениях, проблемах и
недостатках, имеющих место в ходе исполнения бюджета и
использовании муниципальной собственности.
Последующий контроль
В рамках последующего контроля осуществлен необходимый комплекс
контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, позволивших
провести внешнюю проверку отчета Администрации города об
исполнении областного бюджета за 2004 год и подготовить
заключение, в котором сформулированы также предложения,
направленные на дальнейшее совершенствование бюджетного процесса и
повышение прозрачности бюджетных процедур.
2. Основные направления деятельности Счетной палаты
в 2005 году
Счетная палата в 2005 году осуществляла свою работу на
основании Планов работы, утвержденных Решениями Думы города от
17.12.2004 N 435, от 20.06.2005 N 512, и поручений Председателя
Думы города на основании обращений прокуратуры города
Нижневартовска.
Всего Планами работы Счетной палаты в отчетном году утверждено
15 контрольных мероприятий, фактически проведено 19 мероприятий.
Приоритетными направлениями в деятельности Счетной палаты были:
- проведение мероприятий, связанных с проверкой полноты
формирования и исполнения доходной части местного бюджета;
- целевого и эффективного использования средств по ряду
разделов функциональной классификации расходов местного бюджета;
- хода реализации целевых городских программ; использование
муниципальной собственности.
Контрольно-ревизионная деятельность, осуществляемая Счетной
палатой, требовала поиска новых подходов в повышении эффективности
и действенности контроля, в том числе применение принципа
комплексности при проведении контрольных мероприятий.
В отчетном году была продолжена работа по проверке хода
реализации городских целевых программ, целевого и эффективного
использования средств местного бюджета, направленных на их
выполнение. Счетной палатой в 2005 году были проверены следующие
программы:
- "Анти-СПИД";
- "Развитие образования города Нижневартовска на 2002 - 2006
годы";
- "Комплексные меры по противодействию наркотизации населения
города на 2004 - 2007 годы";
- "Молодежь города Нижневартовска на период 2003 - 2005 годы";
- "Развитие физической культуры и спорта города Нижневартовска
на период 2000 - 2005 годы";
- "Развитие культуры города Нижневартовска на период 2003 -
2006 годы".
3. Контрольно-ревизионная деятельность
Контрольно-ревизионная деятельность является основным видом
деятельности Счетной палаты.
3.1. Характеристика объектов,
охваченных контрольными мероприятиями
Проведенными контрольными мероприятиями с учетом встречных
проверок охвачено в 2005 году 38 объектов.
За отчетный период контрольным мероприятиям подвергнуты:
- 9 структурных подразделений администрации города (23,7%);
- 2 федеральные государственные организации (5,3%);
- 23 муниципальных учреждения (60,5%);
- 1 муниципальное предприятие (2,6%);
- 3 иных хозяйствующих субъекта (7,9%), получающих и
использующих средства местного бюджета, муниципальную
собственность.
3.2. Структура выявленных нарушений за 2005 год
Количество нарушений, выявленных Счетной палатой в отчетном
году, составило - 279.
Общий объем нарушений, выявленных Счетной палатой в 2005 году,
оценивается на сумму 117999,7 тыс. руб.
В том числе по структуре:
- нецелевое использование бюджетных средств - 20084,1 тыс. руб.
(17% от общей суммы выявленных нарушений);
- неэффективное использование бюджетных средств - 15184,4 тыс.
руб. (12%);
- неэффективное использование муниципального имущества - 509,2
тыс. руб. (0,4%);
- другие нарушения законодательства, бухгалтерского учета -
82222,0 тыс. руб. (69,7%).
В ходе проведения проверок выявлены многочисленные нарушения
Бюджетного кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, Гражданского кодекса
РФ, Трудового кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ,
федеральных законов, постановлений Правительства РФ, нормативных
правовых актов РФ по ведению бухгалтерского учета, законов Ханты-
Мансийского автономного округа, постановлений и распоряжений
Администрации города, других нормативных правовых актов Российской
Федерации.
3.3. Меры, принятые по результатам контроля
В отчетном периоде Счетной палатой максимально использовались
все предоставленные действующим законодательством возможности по
устранению негативных последствий финансовых нарушений, возмещению
причиненного бюджетам ущерба, возврату средств, использованных не
по целевому назначению.
По итогам проведенных мероприятий администрации города иным
участникам бюджетного процесса в 2005 году направлено 10
представлений, 9 предписаний.
В отчетном году Счетной палатой принимались меры по контролю за
исполнением представлений и предписаний, что позволило укрепить
конструктивное взаимодействие администрации города и Счетной
палаты, направленное на искоренение финансовых нарушений,
совершенствование бюджетного процесса, открытость бюджетных
процедур.
Об этом же свидетельствует то, что все направленные
представления и предписания Счетной палаты практически полностью
исполнены либо находятся в стадии исполнения.
По итогам проведенных Счетной палатой мероприятий в 2005 году в
целях устранения выявленных нарушений возвращено средств в
городской бюджет в объеме - 37182,6 тыс. руб., предотвращено
нерациональное планирование и расходование бюджетных средств с
нарушениями действующего законодательства в объеме - 11601 тыс.
руб.
3.4. Статистические данные о работе Счетной палаты
за 2005 год в сравнении с данными за 2003 - 2004 годы
-----T------------------------------T----------------------------¬
¦ N ¦Наименование нарушения, ¦Количественные показатели ¦
¦ ¦отклонения, недостатка ¦(тыс. руб.) ¦
¦ ¦ +---------T---------T--------+
¦ ¦ ¦2003 ¦2004 ¦2005 ¦
+----+------------------------------+---------+---------+--------+
¦ 1. ¦Общая сумма нарушений, в т.ч. ¦540519,65¦481804,62¦117999,7¦
+----+------------------------------+---------+---------+--------+
¦1.1.¦Сумма, израсходованная не по ¦ 3264,90¦ 11279,24¦ 20084,1¦
¦ ¦целевому назначению ¦ ¦ ¦ ¦
+----+------------------------------+---------+---------+--------+
¦1.2.¦Сумма, израсходованная ¦ 454833,9¦268473,92¦ 15693,6¦
¦ ¦неэффективно: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ средств бюджета города и ¦ 445406,2¦ 88761,40¦ 15184,4¦
¦ ¦предприятий; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ муниципального имущества ¦ 9427,7¦179712,52¦ 509,2¦
+----+------------------------------+---------+---------+--------+
¦1.3.¦Сумма, израсходованная с ¦ 80083,85¦202051,46¦ 82222,0¦
¦ ¦другими нарушениями ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦бухгалтерского учета и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦отчетности, бюджетного и иного¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦законодательства ¦ ¦ ¦ ¦
+----+------------------------------+---------+---------+--------+
¦ 2. ¦Сумма средств, восстановленных¦ 29750,86¦ 3419,57¦ 37182,6¦
¦ ¦в бюджет ¦ ¦ ¦ ¦
+----+------------------------------+---------+---------+--------+
¦ 3. ¦Сумма средств, по которым ¦ 25697,80¦ 95893,0¦ 11601,0¦
¦ ¦предотвращено нерациональное ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦планирование в расходовании ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦бюджетных средств с нарушением¦ ¦ ¦ ¦
L----+------------------------------+---------+---------+---------
3.5. Характеристика и итоги контрольно-ревизионной работы:
В течение 2005 года были проведены следующие проверки:
- целевого использования средств бюджета города в 2004 г. в
муниципальном учреждении "Станция скорой медицинской помощи";
- целевого использования средств бюджета за 2004 год,
выделенных на исполнение городской целевой программы "Анти-Спид";
- целевого использования средств бюджета за 2004 год,
выделенных на исполнение городской целевой программы "Развитие
образования города Нижневартовска на 2002 - 2006 годы";
- целевого использования средств бюджета за 2004 год,
выделенных на исполнение городской целевой программы "Комплексные
меры по противодействию наркотизации населения города на 2004 -
2007 годы";
- целевого использования средств бюджета за 2004 год,
выделенных на исполнение городской целевой программы "Молодежь
города Нижневартовска на период 2003 - 2005 годы";
- целевого использования средств бюджета за 2004 год,
выделенных на исполнение городской целевой программы "Развитие
физической культуры и спорта города Нижневартовска на период 2000
- 2005 годы";
- целевого использования средств бюджета за 2004 год,
выделенных на исполнение городской целевой программы "Развитие
культуры города Нижневартовска на период 2003 - 2006 годы";
- разделительного баланса при преобразовании в окружную детскую
больницу;
- бюджетополучателей МУ "Мать и дитя", МУ "Перинатальный
центр", МУ "Детская поликлиника" и правильности передачи
муниципальной собственности в окружную;
- целевого использования средств бюджета, внебюджетных
источников, имущества за 2004 г. в муниципальном учреждении
"Объединение спортивных сооружений";
- целевого использования средств бюджета, внебюджетных
источников, имущества за 2004 год в муниципальном учреждении
"Волейбольный клуб "Самотлор";
- целевого и эффективного использования средств бюджета (анализ
штатной численности, смет расходов, эффективности использования
имущества) по детским дошкольным учреждениям города N N 34, 86,
66, 52, 90;
- финансово-хозяйственной деятельности (эффективность
управления и использования средств предприятия, имущества, целевое
использование финансовой помощи бюджета) за 2004 год в МУП
"Автотранспортное предприятие N 2";
- целевого использования средств бюджета, внебюджетных
источников, имущества за 2004 год в муниципальной средней
общеобразовательной школе N 15.
Ежеквартальные отчеты о деятельности Счетной палаты содержат
полный перечень работ, проведенных в I - III кварталах 2005 года,
которые уже были заслушаны на заседаниях Думы.
4. Экспертно-аналитическая деятельность
Реализуя задачи и функции, определенные Положением об органе
муниципального финансового контроля, Счетная палата Думы города в
отчетном году осуществляла экспертизу проектов решений Думы, иных
нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы местного бюджета
и муниципальной собственности, готовила и вносила на рассмотрение
администрации и Думы города предложения по устранению причин
выявленных нарушений, а также по совершенствованию бюджетного
законодательства в целом.
Счетной палатой Думы города в 2005 году было проведено 15
экспертно-аналитических мероприятий, в том числе:
- 7 экспертиз по "Внесению изменений и дополнений в Решение о
бюджете города Нижневартовска на 2005 год" в феврале, марте,
апреле, мае, июне, сентябре, ноябре;
- на отчет администрации города "Об исполнении бюджета города
Нижневартовска по доходам и расходам за 2004 год";
- на проект "О бюджете муниципального образования городской
округ Нижневартовск на 2006 год";
- на проект программы капитального строительства на 2005 год;
- на проект решения "О внесении изменений и дополнений в
городскую целевую программу "Молодежь города Нижневартовска на
период 2003 - 2005 годы";
- на проект городской целевой программы "Поддержка и развитие
малого предпринимательства города Нижневартовска на 2006 - 2010
годы";
- на проект городской целевой Программы "Подготовки
перспективных спортсменов и дальнейшего развития культивируемых
видов спорта в городе Нижневартовске на 2006 - 2009 гг.";
- на проект целевой программы "Комплекс мероприятий по
профилактике правонарушений и усилению борьбы с преступностью в
городе Нижневартовске на 2005 - 2007 годы".
5. Информационная деятельность
Информационная деятельность регламентирована Положением о
Счетной палате и состоит в информировании органов местного
самоуправления и населения города Нижневартовска по результатам
проведения контрольно-ревизионных мероприятий.
Итоги работы Счетной палаты заслушивались на заседаниях Думы
города ежеквартально в присутствии представителей средств массовой
информации. Материалы об итогах работы Счетной палаты за отчетный
год имеют открытый доступ, публикуются в средствах массовой
информации, в том числе на сайте Думы города Нижневартовска.
Одним из направлений информационной деятельности Счетной палаты
является взаимодействие и обмен информацией по опыту работы и
методологии с контрольно-счетными органами других городов и
регионов для повышения эффективности финансового контроля,
координации деятельности контрольных органов различных уровней.
Счетная палата активно сотрудничала с органами финансового
контроля муниципальных образований других субъектов Российской
Федерации.
В рамках обмена опытом и помощи в становлении высылались пакеты
документов нормативной базы палаты в адрес коллег г. Нефтеюганска,
Сургутского района и других. Сотрудники Счетной палаты принимали
участие в работе семинаров, проводимых Счетной палатой Российской
Федерации, Координационным советом Союза представительных органов
местного самоуправления.
Счетная палата информирует о выявленных при контрольно-
ревизионных мероприятиях фактах нарушений законодательства
правоохранительные органы в порядке инициативы и по их запросам. В
течение года направлены материалы трех контрольно-ревизионных
мероприятий.
Таким образом, результаты деятельности Счетной палаты стали
достоянием гласности и дальнейшего исследования.
Выводы
План работы Счетной палаты выполнен в полном объеме. Выявлены
факты нарушений в использовании имущества и бюджетных средств
города на общую сумму более 117 млн. руб., что почти в четыре раза
ниже уровня 2004 года (482 млн. руб.). Продолжают иметь место
нерациональное и неэффективное использование бюджетных средств,
использование средств на цели, не предусмотренные нормативными
актами, неэффективное использование муниципального имущества,
недостоверности бухгалтерского учета и отчетности и др.
Однако можем констатировать факт, что финансовая дисциплина в
2005 году на порядок выше прошлых лет.
И в заключение необходимо отметить, что в дальнейшем
деятельность Счетной палаты Думы города будет строиться на том,
чтобы еще на ранних стадиях планировать как доходы, так и расходы,
предотвратить их незаконность и неэффективность, что в дальнейшем
позволит открыть финансирование тех или иных более масштабных и
социально значимых для города проектов.
|