ДУМА ГОРОДА КОГАЛЫМА
РЕШЕНИЕ
от 3 марта 2006 г. N 218-ГД
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НА 2006 - 2008 ГОДЫ
В соответствии со статьями 14, 15 Закона Российской Федерации
от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. N 122-ФЗ от 22.08.2004) "О занятости
населения в Российской Федерации" и в целях реализации
государственной молодежной политики, создания условий,
направленных на комплексное решение вопросов, связанных с
развитием эффективного цивилизованного рынка труда, социальной и
профессиональной адаптации молодежи, Дума города Когалыма решила:
1. Утвердить городскую целевую Программу содействия занятости
населения на 2006 - 2008 годы (далее - Программа) согласно
приложению.
2. Рекомендовать Администрации города Когалыма включить
Программу в перечень городских целевых программ на 2006 год.
3. Финансирование Программы в 2006 году производить за счет
средств, предусмотренных в бюджете города.
4. Опубликовать решение и приложения в городской газете
"Когалымский вестник".
Глава города Когалыма
С.Ф.КАКОТКИН
Приложение
к решению Думы
города Когалыма
от 03.03.2006 N 218-ГД
ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НА 2006 - 2008 ГОДЫ
Паспорт городской целевой Программы
содействия занятости населения на 2006 - 2008 годы
Наименование Городская целевая Программа содействия занятости
Программы: населения на 2006 - 2008 годы (далее именуется -
Программа).
Основание для Статьи 14, 15 Закона Российской Федерации от
разработки 19.04.1991 N 1032-1 (ред. N 122-ФЗ от 22.08.2004)
Программы: "О занятости населения в Российской Федерации".
Разработчики Муниципальное учреждение "Молодежный комплексный
Программы: центр "Феникс";
управление культуры и молодежной политики
Администрации города Когалыма;
управление жилищно-коммунального хозяйства
Администрации города Когалыма.
Цель - создание условий для развития эффективного
Программы: цивилизованного рынка труда путем достижения
сбалансированности спроса и предложения на рабочую
силу, что позволяет оперативно обеспечивать
работодателей необходимой рабочей силой, а граждан,
ищущих работу, соответствующей работой и доходами;
- развитие продуктивной занятости молодых граждан
на территории города.
Задачи - снижение безработицы среди молодежи посредством
Программы: оказания помощи в трудоустройстве;
- дальнейшее развитие системы временной занятости и
квотирования рабочих мест;
- совершенствование работы по профилактике
безработицы среди населения города;
- улучшение информационного обеспечения в области
занятости населения;
- развитие кадрового потенциала путем
профессионального обучения, переобучения и
повышения квалификации;
- повышение эффективности предоставляемых
безработной молодежи услуг с целью сокращения
длительной безработицы;
- содействие развитию малого бизнеса.
Сроки 2006 - 2008 годы.
реализации
Программы:
Основные - обеспечение возможностей трудоустройства
направления безработной молодежи в возрасте от 18 до 20 лет из
Программы: числа выпускников учреждений начального и среднего
профессионального образования, ищущих работу
впервые;
- содействие повышению квалификации кадров.
Контроль Муниципальное учреждение "Молодежный комплексный
за исполнением центр "Феникс";
Программы: управление культуры и молодежной политики
Администрации города Когалыма;
управление жилищно-коммунального хозяйства
Администрации города Когалыма.
Источники средства городского бюджета;
финансирования средства работодателей.
Программы:
Ожидаемые - реализация Программы в течение 2006 - 2008 годов
результаты позволит:
Программы: 1. Оказывать консультационные услуги по вопросам
трудоустройства молодежи;
2. Повысить сбалансированность спроса и предложения
рабочей силы на рынке труда путем заполнения
вакансий;
3. Организовать временное трудоустройство
несовершеннолетних граждан;
4. Поддержать предпринимательскую инициативу
молодежи;
5. Предоставить безработным возможность прохождения
профессиональной подготовки, повышения квалификации
и переподготовки с целью дальнейшего
трудоустройства молодежи;
6. Не допустить роста показателей напряженности
рынка труда;
7. Информировать молодежь и работодателей о
состоянии рынка труда.
Введение
В целях реализации политики занятости населения на территории
города Когалыма разрабатывается Программа содействия занятости
населения на 2006 - 2008 годы.
Программа является продолжением городской целевой Программы
содействия занятости населения на 2004 - 2006 годы, утвержденной
решением городской Думы от 25.06.2004 N 130-ГД.
Программа призвана продолжить работу органов местного
самоуправления по решению актуальной задачи - снизить
напряженность на рынке труда, создать условия для самореализации
молодежи города Когалыма.
Вступление молодежи в трудовую и общественную жизнь происходит
в период острой конкуренции на рынке труда. Молодежь, как
социально-демографическая группа, относится к слабо защищенной
категории на рынке труда.
Создание городской целевой Программы содействия занятости
населения - это инвестиции в настоящее и будущее нашего города,
нашего государства.
Основанием для разработки Программы послужил Закон Российской
Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. N 122-ФЗ от 22.08.2004) "О
занятости населения в Российской Федерации" (статьи 14, 15).
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
1.1. Содержание проблемы
Сохраняющаяся в настоящее время напряженность на рынке труда
свидетельствует о необходимости разработки дополнительных мер
реагирования на состояние рынка труда путем совместных действий
органов местного самоуправления, службы занятости населения,
работодателей и других заинтересованных служб.
Комплексный характер проблемы занятости обусловил необходимость
разработки городской целевой Программы содействия занятости
населения на 2006 - 2008 годы. Данная Программа является
логическим продолжением городской целевой Программы содействия
занятости населения на 2004 - 2006 годы.
1.2. Анализ ситуации на рынке труда <*>
--------------------------------
<*> По данным Государственного учреждения Центра занятости
населения города Когалым.
Среднедушевые денежные доходы населения за 2005 год по
предварительной оценке составили 18923 рубля, увеличившись по
сравнению с 2004 годом на 12,5%.
Основным и самым стабильным источником доходов населения
является заработная плата. По предварительным статистическим
данным среднемесячная заработная плата по полному кругу
предприятий за 2005 год возросла по сравнению с 2004 годом на
13,7% и составила 26459 рублей. Основой увеличения заработной
платы способствовал рост объемов промышленного производства.
Размер реально располагаемой среднемесячной заработной платы за
отчетный период увеличился на 3,4% по отношению к соответствующему
периоду прошлого года.
Анализ размеров заработной платы по городу Когалыму
свидетельствует о сохранении высокого уровня межотраслевой
дифференциации. По данным статистики уровень заработной платы
работников культуры и искусства, образования, здравоохранения и
физической культуры составил к уровню заработной платы в
промышленности за 2005 год соответственно 35%, 38%, 42%.
Среднегодовая численность постоянного населения города за 2005
год составила 56,8 тыс. человек, увеличившись по сравнению с 2004
годом на 0,6 тыс. человек, или на 1,1%.
По предварительным статистическим данным величина естественного
прироста населения в 2005 году составила 611 человек, что на 0,5%
меньше величины аналогичного показателя за 2004 год - или на 3
человека. За отчетный период в городе родилось 817 человек, умерло
206 человек. По сравнению с 2004 годом число родившихся
увеличилось на 1,1%, а умерших - на 6,2%.
За счет миграционного прироста за 2005 год население города
увеличилось на 85 человек.
Численность экономически активного населения города на 1 января
2005 года по предварительной оценке составила 53 тыс. человек, или
71% от общей численности населения города (постоянное население
плюс жители других регионов России, работающие на предприятиях
города вахтовым методом). Следует отметить, что численность
"вахтовых" работников в городе Когалыме большая - их доля в
экономически активном населении составляет 30%. Из числа
экономически активного населения в экономике были заняты 50,9 тыс.
человек, или 96%, что по сравнению с соответствующим периодом 2004
года больше на 0,8 тыс. человек.
Абсолютная численность официально зарегистрированных
безработных в Государственном учреждении Центр занятости населения
города Когалым на 1 января 2005 года уменьшилась с 2079 человек,
зарегистрированных на 1 января 2005 года, до 1127 человек. Среди
них: 574 человека, или 50,9%, - молодежь в возрасте 16 - 29 лет;
631 человек, или 56%, - женщины; 47 человек, или 4,2%, - инвалиды.
Показатель уровня регистрируемой безработицы по городу Когалыму
за год уменьшился на 1,8 процентных пункта с 3,9% на 1 января 2005
года до 2,1% от экономически активного населения на 1 января 2006
года.
В 2005 году в Государственное учреждение Центр занятости
населения города Когалым было заявлено 167 предприятиями и
организациями города о наличии 2997 вакантных рабочих мест, что на
84,5% больше, чем в 2004 году. В результате активизации
взаимодействия службы занятости с работодателями число вакансий
возросло почти в 2 раза, по сравнению с 2004 годом.
За 2005 год снято с учета 2886 вакансий, т.е. на 01.01.2006
потребности в работниках для замещения свободных рабочих мест
составляет 111.
По-прежнему наибольшая доля вакансий представлена предприятиями
связи и транспорта, торговли и общественного питания, жилищно-
коммунальным хозяйством и бытовым обслуживанием населения.
Помимо классификации заявленных вакансий по признаку
принадлежности к секторам экономики и отраслям промышленности, при
определении приоритетной потребности предприятий в той или иной
специальности, а также для изучения конъюнктуры рынка труда,
необходимо объединить имеющуюся информацию по признаку "профессия"
(у рабочих) или "специальность" у служащих.
Проведенный анализ показал несоответствие спроса и предложения
на рабочую силу в городе, как по общему количеству вакантных
рабочих мест, так и в разрезе профессий (должностей). Так, по
профессиям (должностям) служащих вакансии заявлены по 120
профессиям (должностям), предложения - по 179; по профессиям
рабочих - 168 и 223 соответственно.
1.3. Ключевые проблемы на рынке труда
К числу ключевых проблем развития сферы занятости молодежи в
городе Когалыме, решение которых должно составлять содержание и
направленность политики занятости, а следовательно, и городской
целевой Программы содействия занятости населения, относятся
следующие:
1) Несбалансированность спроса и предложения рабочей силы,
которая обусловлена преобладанием на рынке труда города рабочих
мест, в том числе вакансий для мужской части населения. Отсутствие
прогрессивной динамики в обеспечении занятости ряда социально-
демографических групп (молодежи без практического опыта работы).
Остается чрезвычайно сложным их трудоустройство на имеющиеся
вакантные места. С одной стороны, сохраняется отбор при приеме на
работу в зависимости от возраста, пола, наличия опыта работы, а с
другой - растут требования и безработных к условиям и уровню
оплаты труда. Это приводит к тому, что в составе безработных
постоянно увеличивается численность молодых граждан, не имеющих
опыта работы. В последние годы увеличилось число молодых людей, не
имеющих профессий (специальностей). Прогнозируется на 2006 - 2008
годы увеличение численности граждан данной категории.
2) Трудоустройство выпускников учебных заведений также
затруднительно по причине отсутствия опыта работы по полученной
специальности. Не востребованы на рынке труда выпускники учебных
заведений, имеющие профессии экономиста, бухгалтера, менеджера,
юриста. Трудоустройство выпускников учебных заведений возможно на
условиях временной занятости по договорам с предприятиями, но для
этого необходимы дополнительные финансовые средства для
компенсации работодателям расходов по оплате труда участников
программы и увеличение продолжительности участия в Программе до 6
месяцев (что позволит молодым специалистам проявить себя и
закрепиться на рабочих местах).
Организация трудоустройства выпускников учебных заведений в
Программе является одним из приоритетных направлений работы отдела
по трудоустройству молодежи. За 2005 год в Государственное
учреждение Центр занятости населения города Когалым обратилось
выпускников учебных заведений 55 человек, окончивших высшие,
средние специальные учебные заведения, трудоустроено 43 человека
на временные рабочие места, 7 человек приняты на постоянную
работу.
3) Отсутствие положения о квотировании рабочих мест для
молодежи в организациях города для эффективной реализации
Программы, смягчения напряженности на рынке труда среди молодежи.
1.4. Программные методы реализации политики занятости молодежи
на рынке труда города
Экономические условия для развития занятости населения
реализуются в рамках городской целевой Программы содействия
занятости населения.
Комплексный характер проблемы занятости обусловил необходимость
разработки городской целевой Программы содействия занятости
населения. Предложения по эффективной реализации Программы на 2006
- 2008 годы:
1. Организация ученических рабочих мест для молодежи на
предприятиях, в организациях и учреждениях города.
2. Предоставление данных по вакантным местам для молодежи в
отдел по трудоустройству молодежи муниципального учреждения
"Молодежный комплексный центр "Феникс" управления культуры и
молодежной политики Администрации города Когалыма.
3. Принятие положения о квотировании рабочих мест для молодежи
в организациях, осуществляющих свою деятельность на территории
города.
2. Основные цели и задачи Программы, сроки ее реализации
Исходя из стратегических задач, целью Программы является
создание условий для развития эффективного цивилизованного рынка
труда, оперативно обеспечивающего граждан, ищущих работу,
соответствующей работой, позволяющей за счет собственных доходов
обеспечить более высокий уровень потребления, а работодателей -
необходимой рабочей силой.
Для достижения указанной цели Программа предусматривает решение
следующих задач:
- снижение безработицы среди молодежи, оказание им помощи в
трудоустройстве;
- дальнейшее развитие системы временной занятости и
квотирования рабочих мест для молодежи;
- совершенствование работы по профилактике безработицы среди
молодежи города;
- улучшение информационного обеспечения политики занятости;
- развитие кадрового потенциала путем профессионального
обучения, переобучения и повышения квалификации;
- повышение эффективности предоставляемых безработной молодежи
услуг.
Программа осуществляется в течение трех лет (2006 - 2008 годы),
путем реализации программных мероприятий.
3. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий направлена на решение ключевых
проблем рынка труда и представлена следующими направлениями
(приложение 1):
1. Обеспечение функционирования рынка труда и содействие
трудоустройству:
- Совершенствование анализа спроса и предложения рабочей силы;
- Оказание консультационных услуг безработной молодежи;
- Организация работы с работодателями по вопросу привлечения
молодежи.
2. Специальные мероприятия по содействию занятости молодежи:
- Организация временного трудоустройства несовершеннолетних
граждан в возрасте от 14 до 18 лет;
- Трудоустройство молодежи из числа выпускников учреждений
начального, среднего и высшего профессионального образования,
ищущих работу впервые;
- Организация временной занятости несовершеннолетних граждан в
возрасте от 16 до 18 лет, особо нуждающихся в социальной защите;
- Мероприятия по трудоустройству молодежи;
- Организация общественных работ.
3. Повышение качества рабочей силы:
- Предоставление безработным молодым гражданам возможностей
переподготовки, получения второй смежной профессии, повышения
квалификации;
- Профессиональная ориентация незанятого молодого населения,
обратившегося в отдел трудоустройства.
4. Информационное обеспечение политики занятости:
- Информирование молодых граждан и работодателей об услугах,
оказываемых отделом трудоустройства муниципального учреждения
"Молодежный комплексный центр "Феникс";
- Создание информационных, методических материалов.
Профессиональное обучение безработных граждан
Основная задача - восстановить профессиональную мобильность и
конкурентоспособность безработных граждан путем предоставления им
возможности приобрести новую профессию и повысить квалификацию для
последующего трудоустройства.
В 2006 - 2008 годах планируется:
- дальнейшее развитие и совершенствование системы
профессионального обучения безработных, призванной обеспечить их
трудоустройство и отвечающей потребностям рыночной экономики;
- обеспечить координацию и согласование объемов и профилей
подготовки рабочих и специалистов в образовательных учреждениях с
учетом потребностей городского рынка труда.
В 2006 году Программой предусмотрены мероприятия, направленные
на переобучение 90 безработных молодых граждан. Данное мероприятие
необходимо в связи со спадом образовательного уровня
регистрируемых безработных. Профессиональное обучение безработных
ведется под конкретные рабочие места (в том числе в сфере
предпринимательства) и дифференцируется по видам профессиональной
подготовки: первоначальное обучение, переподготовка, повышение
квалификации, обучение второй (смежной) профессии.
Средний срок профессионального обучения безработных составляет
3 месяца.
Приоритетами при направлении на профессиональное обучение
пользуются молодые безработные, лица, предполагающие заняться
предпринимательской деятельностью.
На реализацию программ, связанных с переобучением,
предусматривается израсходовать в 2006 году 342 тыс. рублей.
В 2007 - 2008 годах затраты на профессиональное обучение
планируется увеличить на 158 тыс. рублей.
Профессиональная ориентация безработных граждан и незанятого
населения
Улучшению функционирования рынка труда способствует
обоснованный выбор гражданами вида деятельности и формы занятости
в соответствии с личными склонностями и потребностями рынка труда.
Профессиональная ориентация имеет принципиальное значение для
молодежи, впервые вступающей на рынок труда.
Услуги по профориентации, оказываемые населению специалистами
службы занятости, включают: профессиональное информирование
населения, консультирование по вопросам выбора профессии,
специальности, места обучения.
Содействие предпринимательской деятельности безработных граждан
Реализация активной политики предполагает мероприятия,
направленные на содействие развития самозанятости и
предпринимательской инициативы.
Участниками Программы могут быть граждане, желающие
организовать собственное дело и имеющие соответствующие
способности и возможности. Приоритетным правом на участие в
Программе пользуется молодежь.
Организация временного трудоустройства несовершеннолетних
граждан в возрасте от 14 до 18 лет.
Программа предусмотрена для адаптации несовершеннолетних
граждан в возрасте от 14 до 18 лет, приоритетным правом пользуются
инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей,
дети с ограниченными возможностями, дети, воспитываемые одинокими
родителями, дети из многодетных семей, из семей беженцев и
вынужденных переселенцев.
Проводимое мероприятие является важным профилактическим и
воспитательным средством борьбы с детской безнадзорностью и
преступностью, криминализацией подростковой среды, источником
материальных и духовных потребностей подростков. Для этого
необходимо в 2006 - 2008 годах расширять и укреплять
взаимодействие между организациями, заинтересованными в
обеспечении занятости подростков города, что позволит значительно
снизить уровень молодежной безработицы и снять остроту социальной
напряженности.
Этой Программой в 2006 году предполагается охватить 600
подростков, затраты составят:
- 528,6 тыс. руб. из средств городского бюджета.
В 2008 году предполагается увеличить плановые затраты по
сравнению с 2006 годом на 69%.
Организация временного трудоустройства безработных граждан,
особо нуждающихся в социальной защите
Безработные граждане, относящиеся к категории лиц, особо
нуждающихся в социальной защите, указаны в части 2 статьи 5 Закона
РФ "О занятости населения в Российской Федерации":
- молодежь с 14 до 18 лет;
- выпускники учреждений начального и среднего профессионального
образования в возрасте от 18 до 20 лет, ищущие работу впервые.
В 2007 - 2008 годах планируется охватить 60 человек, увеличив
затраты на 607,5 тыс. рублей по сравнению с 2006 годом.
Организация общественных работ
К общественным работам по благоустройству и озеленению
территорий города могут быть привлечены специалисты любой
квалификации и возраста.
Виды работ:
- планировка торфа;
- внесение раскислителя и удобрений в почву;
- посадка травы;
- посадка саженцев деревьев;
- покраска бордюров, заборов, мостов;
- уборка мусора с автодорог и территорий города;
- очистка дождеприемных колодцев.
Основная особенность данного мероприятия заключается в
возможности создания дополнительных рабочих мест для временного
трудоустройства граждан.
Реализация данного направления необходима в связи с ростом
численности граждан, для которых общественные работы являются
подходящими.
4. Ресурсное обеспечение Программы
4.1. Развитие службы занятости и кадровое обеспечение Программы
В целях эффективной реализации Программы в 2006 - 2008 годах
был создан отдел по трудоустройству молодежи при Муниципальном
учреждении "Молодежный комплексный центр "Феникс".
В отделе по трудоустройству молодежи все рабочие места оснащены
вычислительной техникой. Все это направлено на ведение базы данных
вакансий, повышение оперативности при приеме молодежи, подборе
рабочих мест и трудоустройстве, информационно-издательской
деятельности.
4.2. Финансовое обеспечение Программы (приложения 2 - 9)
Основными источниками ресурсного обеспечения Программы являются
средства городского бюджета.
Для финансирования отдельных мероприятий Программы привлекаются
средства работодателей.
Для реализации Программы в 2006 году на специальные мероприятия
по трудоустройству населения выделено 2171 тыс. руб., в том числе
1662,4 тыс. руб. на трудоустройство молодежи и 508,6 тыс. руб. на
организацию общественных работ.
В 2007 году для реализации данной Программы необходимо средств
из городского бюджета в сумме 2378,2 тыс. руб., а также 508,6 тыс.
руб. на организацию общественных работ.
В 2008 году планируется увеличивать затраты по всем
направлениям Программы на 28,1% по сравнению с 2006 годом.
5. Механизм реализации Программы
К участию в реализации Программы привлекаются: Государственное
учреждение Центр занятости населения города Когалым, предприятия,
организации и учреждения города.
Исполнителями Программы в 2006 году являются: Муниципальное
учреждение "Молодежный комплексный центр "Феникс", управление
культуры и молодежной политики Администрации города Когалыма,
управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города
Когалыма.
В 2007 - 2008 годах исполнителями по реализации мероприятий
Программы являются: муниципальное учреждение "Молодежный
комплексный центр "Феникс", управления культуры и молодежной
политики Администрации города Когалыма, предприятия города,
управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города
Когалыма.
6. Оценка эффективности
и социально-экономических последствий реализации Программы
Реализация Программы в 2006 - 2008 годах позволит создать
условия для функционирования молодежного рынка труда, сочетающего
в себе экономические и социальные интересы работника и
работодателя, сбалансированности спроса и предложения рабочей силы
на рынке труда, снижения социальной напряженности в обществе
посредством эффективной целевой поддержки молодых людей.
В 2006 - 2008 годах предполагается:
- организовать трудоустройство несовершеннолетних граждан в
возрасте от 14 до 18 лет на условиях временной занятости - 1200
человек;
- обеспечить трудоустройство безработной молодежи, особо
нуждающейся в социальной защите: несовершеннолетних в возрасте от
16 до 18 лет - 60 человек; выпускников начального, среднего,
высшего профессионального образования - 160 человек;
- поддержать предпринимательскую инициативу граждан - 6
человек;
- предоставить возможность прохождения профессиональной
подготовки, повышения квалификации и переподготовки с целью
последующего трудоустройства - 130 человек;
- оказать консультационные услуги по вопросам трудоустройства,
занятости - 300 человек;
- не допустить превышения уровня официальной безработицы в
пределах 2,5 процента.
Приложение 1
к городской целевой Программе содействия
занятости населения на 2006 - 2008 годы
МЕРОПРИЯТИЯ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОРОДСКОЙ ПРОГРАММЫ
СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НА 2006 - 2008 ГОДЫ
-------T-------------------T-------------------T---------------------¬
¦ N ¦ Перечень ¦ Физические и ¦Ожидаемые результаты ¦
¦ п/п ¦ мероприятий ¦ финансовые ¦ ¦
¦ ¦ ¦ показатели, ¦ ¦
¦ ¦ ¦ финансирование ¦ ¦
¦ ¦ ¦ из МБ (чел./ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ тыс. руб.) ¦ ¦
¦ ¦ +-----T------T------+ ¦
¦ ¦ ¦2006 ¦ 2007 ¦ 2008 ¦ ¦
+------+-------------------+-----+------+------+---------------------+
¦ 1. Обеспечение функционирования рынка ¦
+------T-------------------T-----T------T------T---------------------+
¦1.1. ¦Формирование и ¦ ¦ 10,0 ¦ 10,0 ¦Расширяет возможности¦
¦ ¦обновление банка ¦ ¦ ¦ ¦молодежи ¦
¦ ¦данных о вакансиях,¦ ¦ ¦ ¦самостоятельного ¦
¦ ¦должностях и ¦ ¦ ¦ ¦трудоустройства, ¦
¦ ¦свободных рабочих ¦ ¦ ¦ ¦обеспечивает ¦
¦ ¦мест для молодежи ¦ ¦ ¦ ¦мобильность рабочей ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦силы ¦
+------+-------------------+-----+------+------+---------------------+
¦1.2. ¦Формирование банка ¦ ¦ 10,0 ¦ 15,0 ¦Предоставляет ¦
¦ ¦данных об учебных ¦ ¦ ¦ ¦возможность молодежи ¦
¦ ¦учреждениях ¦ ¦ ¦ ¦выбрать необходимое ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦учебное учреждение ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦для продолжения ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦профессионального ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦образования ¦
+------+-------------------+-----+------+------+---------------------+
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОН
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
О КАЧЕСТВЕ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
Принят Думой Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры 10 февраля 2006 года
Настоящий Закон определяет механизм и направления
государственной политики качества жизни населения в Ханты-
Мансийском автономном округе - Югре (далее также - автономный
округ), а также полномочия органов государственной власти Ханты-
Мансийского автономного округа - Югры в пределах компетенции
субъекта Российской Федерации по реализации настоящего Закона.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
Для целей настоящего Закона используются следующие понятия:
качество жизни населения автономного округа - совокупность
социально-экономических и иных критериев (показателей), отражающих
уровень и степень достигнутого благосостояния человека в различных
сферах его жизнедеятельности, как основного условия устойчивого
социального развития гражданского общества и личности;
социальный прожиточный минимум - стоимостная оценка жизненно
необходимых потребностей материального, социального, культурного
характера, обеспечивающих общественно приемлемый уровень жизни
человека;
целевая программа поддержания качества жизни населения
автономного округа - гарантированный законодательством автономного
округа комплекс экономических и социальных услуг, предоставляемых
субъекту социальной поддержки за счет средств бюджета автономного
округа;
мониторинг качества жизни населения автономного округа (далее
также - мониторинг) - система наблюдений, оценки и прогноза
благосостояния соответствующих категорий населения, применяемая в
целях осуществления государственной политики по обеспечению
качества жизни человека в автономном округе (включая
продолжительность жизни человека и состояние его здоровья, уровень
знаний и образовательных услуг, уровень дохода на душу населения,
уровень занятости, состояние окружающей среды и другие факторы и
критерии);
социальные индикаторы - статистические показатели, отражающие
стандарты условий и уровня жизни населения автономного округа;
социальные нормативы - социальные индикаторы, выражающие
средний уровень требований, предъявляемых к условиям и процессам
жизни человека, населения и его отдельных групп и категорий;
материальное благополучие населения автономного округа -
уровень жизни населения автономного округа, при котором размеры и
структуры доходов населения позволяют обеспечивать способность
людей удовлетворять социальные потребности;
социально-психологическая поддержка населения автономного
округа - комплекс мер, направленных на оказание социально-
психологической помощи гражданам, в том числе находящимся в
сложных жизненных ситуациях;
социальное индикативное планирование - способ государственного
управления в социальной сфере, при котором определение целей,
показателей, заданий и основных средств их осуществления
основывается на системе социальных индикаторов;
социальное партнерство - система цивилизованных общественных
отношений, обеспечивающая согласование и защиту интересов
работников, работодателей, предпринимателей, различных социальных
групп, слоев, их общественных объединений, органов государственной
власти, органов местного самоуправления на основе договоров,
соглашений, достижения консенсуса по важнейшим направлениям
социально-экономического и политического развития.
Статья 2. Основные показатели обеспечения качества жизни
населения автономного округа
1. Основными показателями обеспечения качества жизни населения
автономного округа являются:
1) продолжительность жизни реальная и ожидаемая;
2) валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой региональный
продукт (ВРП) на душу населения;
3) индекс социального здоровья населения автономного округа в
целом и в расчете на каждого жителя автономного округа;
4) уровень образования и грамотности населения автономного
округа в целом;
5) уровень доходов населения автономного округа в целом и его
отдельных групп;
6) занятость населения автономного округа;
7) потребление товаров, в том числе длительного пользования;
8) доля государственных расходов на социальную деятельность;
9) индексы бедности и нищеты населения автономного округа в
целом и его отдельных социальных групп;
10) достаточность питания;
11) репродуктивное здоровье;
12) младенческая смертность;
13) материнская смертность;
14) количество инвалидов, в том числе детей-инвалидов;
15) уровень потребления базовых социальных услуг;
16) уровень преступности;
17) уровень экологической безопасности;
18) социальная активность;
19) иные показатели, определяющие качество жизни населения
автономного округа.
Порядок определения размеров показателей обеспечения качества
жизни населения автономного округа устанавливается Правительством
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также -
Правительство автономного округа).
2. На основании показателей обеспечения качества жизни
населения автономного округа Правительство автономного округа
разрабатывает социальные стандарты, социальные индикаторы и
социальные нормативы.
3. Социальные нормативы подлежат изменению соответственно
ресурсам и изменениям структуры и масштабам социальных
потребностей населения автономного округа.
Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
Статья 3. Полномочия органов государственной власти автономного
округа в области обеспечения качества жизни населения автономного
округа
К полномочиям органов государственной власти автономного округа
по обеспечению качества жизни населения автономного округа
относятся:
1) принятие нормативных правовых актов Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры;
2) установление социальных стандартов и нормативов, контроль за
их соблюдением;
3) определение расходов на обеспечение установленных социальных
нормативов, а также поддержание социальной инфраструктуры при
формировании социальных стандартов качества жизни населения
автономного округа с учетом средств, необходимых для
субсидирования расходов органов местного самоуправления
автономного округа в целях социально-экономического развития
автономного округа и обеспечения равных прав граждан в области
качества жизни;
4) выявление факторов, неблагоприятно влияющих на благополучие
и здоровье граждан, информирование о них населения и проведение
мероприятий по их устранению;
5) координация деятельности органов государственной власти
автономного округа по повышению качества жизни населения
автономного округа;
6) регулярное информирование граждан по вопросам обеспечения
качества жизни населения;
7) координация и финансирование научных исследований в области
обеспечения качества жизни населения автономного округа;
8) международное сотрудничество в области обеспечения качества
жизни населения автономного округа;
9) определение основных направлений государственной политики
автономного округа в области обеспечения качества жизни населения
автономного округа и осуществление руководства ее реализацией;
10) разработка социальных стандартов, социальных показателей,
социальных индикаторов и социальных нормативов обеспечения
качества жизни населения автономного округа.
Статья 4. Совет по вопросам социального развития и обеспечения
качества жизни населения автономного округа при Губернаторе Ханты-
Мансийского автономного округа - Югры
Для координации деятельности по регулированию вопросов
обеспечения качества жизни населения автономного округа при
Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры создается
Совет по вопросам социального развития и обеспечения качества
жизни населения автономного округа. Порядок формирования и
деятельности Совета по вопросам социального развития и обеспечения
качества жизни населения автономного округа устанавливается
Губернатором Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Глава III. ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
Статья 5. Обеспечение качества жизни населения автономного
округа
Качество жизни населения автономного округа обеспечивается
посредством:
1) системы мер по регулированию демографической ситуации в
автономном округе;
2) регулирования материального благополучия граждан путем
установления за счет средств бюджета автономного округа
дополнительных надбавок к минимальным размерам заработной платы,
пенсиям, социальным выплатам, обеспечивающим достижение
установленного в автономном округе прожиточного минимума для
малообеспеченных категорий населения в соответствии с
законодательством;
3) разработки и реализации целевых программ обеспечения
качества жизни населения автономного округа;
4) осуществления активного жилищного строительства и
обеспечения отдельных категорий граждан социальным жильем в
порядке, определяемом Правительством автономного округа;
5) создания социокультурной среды и развития социальной
инфраструктуры автономного округа;
6) осуществления социального индикативного планирования при
формировании государственной политики в области обеспечения
качества жизни населения автономного округа, разработки и принятия
социальных индикативных планов;
7) установления социальных нормативов качества жизни населения
автономного округа и контроля за их соблюдением;
8) определения социальных индикаторов и порядка их
использования;
9) оказания социально-психологической поддержки населению
автономного округа;
10) сертификации продукции, работ и услуг, представляющих
потенциальную опасность для человека;
11) лицензирования видов деятельности, представляющих
потенциальную опасность для человека;
12) проведения мониторинга качества жизни населения автономного
округа;
13) проведения социально-экономической экспертизы качества
жизни населения автономного округа;
14) научных исследований в области обеспечения качества жизни
населения автономного округа;
15) информирования населения о фактическом положении дел в
области обеспечения качества жизни населения автономного округа, а
также о мерах государственной политики Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры по повышению качества жизни населения.
Статья 6. Представление гражданам информации о качестве жизни
населения автономного округа
1. Граждане регулярно получают достоверную, своевременную и
полную информацию о качестве жизни населения автономного округа,
включая информацию о состоянии окружающей среды, рациональных
нормах питания, товарах и услугах, а также об их соответствии
законодательно установленным стандартам и нормативам, правилам
реализации и контроля, о правах потребителей в отношении
реализуемых на территории автономного округа товаров и услуг,
других факторах, влияющих на качество жизни населения автономного
округа.
2. Информация о качестве жизни населения автономного округа
представляется органами государственной власти автономного округа
через средства массовой информации.
Статья 7. Предоставление помощи гражданам в случаях снижения
качества жизни населения автономного округа
Гражданам, проживающим на территории автономного округа,
предоставляется помощь в случае снижения качества их жизни из-за
определенных жизненных обстоятельств: утраты постоянного источника
дохода, обеспечивающего прожиточный минимум, ограничения
жизнедеятельности по состоянию здоровья (болезнь, инвалидность),
других социальных обстоятельств (чрезвычайная ситуация,
безработица, пребывание в специализированных учреждениях) - на
условиях и в порядке, устанавливаемых Правительством автономного
округа.
Статья 8. Социально-психологическая поддержка населения
автономного округа
1. Правительство автономного округа ежегодно осуществляет
исследования мнения граждан по проблемам обеспечения качества
жизни населения автономного округа и использует их результаты для
принятия решений по оптимизации управления в области обеспечения
качества жизни населения автономного округа.
2. Органами исполнительной власти автономного округа могут
создаваться специализированные социально-психологические службы
для оказания услуг по социально-психологической поддержке граждан.
Статья 9. Материальное благополучие населения автономного
округа
1. Уровень материального благополучия населения в автономном
округе основывается на постоянных источниках доходов граждан
(заработная плата, пенсия, пособие, стипендия, доход от
предпринимательской деятельности, целевая социальная выплата) и не
должен быть ниже ежегодно устанавливаемой Правительством
Российской Федерации и Правительством Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры величины прожиточного минимума.
2. Правительство автономного округа в пределах установленных
законодательством полномочий осуществляет:
1) контроль за реализацией прав граждан в области выплат
заработной платы, пенсий, дополнительного пенсионного обеспечения,
стипендий, пособий, целевых социальных выплат, в том числе за их
индексацией в порядке и размерах, установленных действующим
законодательством;
2) принимает меры по ликвидации задолженности по заработной
плате, пенсиям, стипендиям, пособиям, целевым социальным выплатам,
финансируемым за счет средств бюджета автономного округа.
3. При планировании социально-экономического развития и
разработке долгосрочных программ вводятся нормативы социального
прожиточного минимума. Социальный прожиточный минимум включает в
себя физиологический прожиточный минимум, соответствующий размеру
совокупной потребительской корзины, состоящей из продовольственной
и непродовольственной частей и определяемой действующим
законодательством, а также набора социокультурных услуг.
Глава IV. МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
Статья 10. Мониторинг качества жизни населения автономного
округа
1. Мониторинг является одним из инструментов разработки
государственной политики Ханты-Мансийского автономного округа -
Югры по повышению качества жизни населения автономного округа.
Сведения, полученные в результате проведения мониторинга,
используются в качестве информационной основы при осуществлении
социального индикативного планирования.
Порядок осуществления мониторинга устанавливается
Правительством автономного округа.
2. В процессе проведения мониторинга качества жизни населения
автономного округа оценке подлежат экономические, социальные,
техногенные, демографические, экологические, географические,
социокультурные факторы.
3. Мониторинг проводится по основным показателям качества жизни
населения автономного округа, перечень которых установлен статьей
2 настоящего Закона.
4. Порядок организации и проведения, источники финансирования
мониторинга качества жизни населения автономного округа, а также
правила использования результатов мониторинга устанавливаются
Правительством автономного округа.
Глава V. СОЦИАЛЬНОЕ ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ.
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО
Статья 11. Социальное индикативное планирование
1. Органы государственной власти автономного округа при
разработке целевых программ, касающихся качества жизни населения
автономного округа, применяют социальное индикативное
планирование.
2. Исполнительные органы государственной власти автономного
округа осуществляют паспортизацию социальной инфраструктуры
автономного округа и ее отдельных объектов, формируют банк данных
о состоянии социальной защиты населения на основе сведений,
полученных в результате мониторинга качества жизни населения
автономного округа и других источников информации в соответствии с
действующим законодательством, и представляют полученную
информацию в Правительство Ханты-Мансийского автономного округа -
Югры.
3. Правительство автономного округа исходя из представленной
информации разрабатывает проект социального индикативного плана
качества жизни населения автономного округа (далее - социальный
индикативный план) сроком на один год на основе установленных
социальных индикаторов.
Статья 12. Социально-экономическая экспертиза качества жизни
населения автономного округа
По качеству жизни населения в автономном округе может быть
проведена государственная и (или) независимая социально-
экономическая экспертиза в порядке, установленном
законодательством.
Статья 13. Социальное партнерство
1. В целях согласования и защиты интересов различных социальных
групп в области обеспечения качества жизни населения автономного
округа, а также создания экономической заинтересованности граждан,
индивидуальных предпринимателей и юридических лиц осуществляется
социальное партнерство.
2. Система социального партнерства в Ханты-Мансийском
автономном округе - Югре создается для выполнения следующих задач:
1) обеспечение социально ориентированной политики экономических
преобразований в автономном округе;
2) обеспечение эффективного механизма регулирования социальных
и иных отношений, связанных с обеспечением качества жизни
населения автономного округа;
3) обеспечение стабильности общества на основе объективного
учета интересов всех его слоев;
4) проведение коллективных переговоров, взаимных консультаций
сторон соглашений по вопросам повышения качества жизни населения
автономного округа;
5) совершенствование законодательства в установленном порядке;
6) разработка и заключение соглашений, коллективных договоров в
соответствии с законодательством Российской Федерации,
законодательством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и
настоящим Законом;
7) предупреждение негативных тенденций, ведущих к формированию
и развитию очагов социальной напряженности, и содействие
разрешению конфликтов.
Глава VI. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Статья 14. Международное сотрудничество в области качества
жизни населения автономного округа
Органы государственной власти автономного округа в соответствии
с нормами международного законодательства, федеральными законами,
законодательством автономного округа осуществляют международное
сотрудничество в области обеспечения качества жизни населения
автономного округа посредством взаимодействия с международными
организациями и движениями, реализации международных программ,
международных норм по различным аспектам оценки и технологиям
улучшения качества жизни населения автономного округа и его
отдельных групп, организации обучения специалистов.
Глава VIII. ПОРЯДОК ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА
Статья 15. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня
его официального опубликования.
Губернатор
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
А.В.ФИЛИПЕНКО
г. Ханты-Мансийск
28 февраля 2006 года
N 35-оз
|