Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Ханты-Мансийского автономного округа

Архив (обновление)

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ХМАО ОТ 29.07.2003 N 302-П ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ИСХОДНОЙ (ФОНОВОЙ) ЗАГРЯЗНЕННОСТИ КОМПОНЕНТОВ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ, ПРОЕКТИРОВАНИЮ И ВЕДЕНИЮ СИСТЕМЫ ЛОКАЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА В ГРАНИЦАХ ЛИЦЕНЗИОННЫХ УЧАСТКОВ НЕДР НА ТЕРРИТОРИИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

(по состоянию на 31 июля 2006 года)

<<< Назад


           ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                       от 29 июля 2003 г. N 302-п
   
            ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ИСХОДНОЙ
         (ФОНОВОЙ) ЗАГРЯЗНЕННОСТИ КОМПОНЕНТОВ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ,
                        ПРОЕКТИРОВАНИЮ И ВЕДЕНИЮ
             СИСТЕМЫ ЛОКАЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА
                 В ГРАНИЦАХ ЛИЦЕНЗИОННЫХ УЧАСТКОВ НЕДР
           НА ТЕРРИТОРИИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
   
       В соответствии  с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об
   охране окружающей среды", Постановлениями Правительства Российской
   Федерации  от  31.03.2003  N  177  "Об организации и осуществлении
   государственного мониторинга окружающей  среды"  и  от  23.08.2000
   N 622   "Об   утверждении   Положения   о  государственной  службе
   наблюдения за состоянием окружающей  природной  среды",  в  рамках
   формирования   и   обеспечения   функционирования  территориальной
   системы наблюдения за состоянием окружающей  среды  на  территории
   Ханты-Мансийского автономного округа и в целях обеспечения органов
   государственной  власти  и  местного   самоуправления,   населения
   автономного  округа  информацией  о  состоянии окружающей среды на
   территории автономного округа, учитывая заключение Государственной
   экологической  экспертизы  от  22.07.2003  N  1568,  Правительство
   автономного округа постановляет:
       1. Утвердить   требования  к  определению  исходной  (фоновой)
   загрязненности  компонентов  природной  среды,  проектированию   и
   ведению системы экологического мониторинга в границах лицензионных
   участков недр на территории Ханты-Мансийского  автономного  округа
   (приложения N N 1 - 3).
       2. Определить  организацией,  осуществляющей  централизованное
   накопление,   ведение,   обновление   и   хранение   экологической
   информации   о   состоянии   окружающей   среды   на    территории
   Ханты-Мансийского   автономного   округа,   унитарное  предприятие
   Ханты-Мансийского  автономного   округа   "Научно-производственный
   центр   комплексного   мониторинга  окружающей  среды  и  кадастра
   природных ресурсов" (Макеев В.Н.).
       3. Управлению    по    охране   окружающей   природной   среды
   Ханты-Мансийского автономного округа (Пикунов С.В.):
       утвердить методические рекомендации по применению требований к
   определению   исходной   (фоновой)   загрязненности    компонентов
   природной  среды,  проектированию и ведению системы экологического
   мониторинга в границах лицензионных участков  недр  на  территории
   Ханты-Мансийского автономного округа;
       обеспечить предоставление        унитарному        предприятию
   Ханты-Мансийского  автономного   округа   "Научно-производственный
   центр   комплексного   мониторинга  окружающей  среды  и  кадастра
   природных ресурсов"  информации,  касающейся  состояния  природной
   среды на территории автономного округа.
       4. Рекомендовать  федеральным  органам  государственной власти
   (их  территориальным  органам),  органам  местного  самоуправления
   муниципальных  образований  автономного округа взаимодействовать в
   вопросах,  касающихся накопления,  ведения,  обновления и хранения
   информации  о  состоянии природной среды на территории автономного
   округа,  с  Управлением  по  охране  окружающей  природной   среды
   Ханты-Мансийского  автономного  округа  и  унитарным  предприятием
   Ханты-Мансийского  автономного   округа   "Научно-производственный
   центр   комплексного   мониторинга  окружающей  среды  и  кадастра
   природных ресурсов".
       5. Настоящее   постановление   вступает  в  силу  со  дня  его
   официального опубликования.
       6. Контроль   за   выполнением   постановления   возложить  на
   заместителя Председателя Правительства автономного округа Карасева
   В.И.
   
                                           Председатель Правительства
                                                   автономного округа
                                                        А.В.ФИЛИПЕНКО
   
   
   
   
   
                                                       Приложение N 1
                                                      к постановлению
                                                        Правительства
                                                    Ханты-Мансийского
                                                   автономного округа
                                           от 29 июля 2003 г. N 302-п
   
                               ТРЕБОВАНИЯ
            К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ИСХОДНОЙ (ФОНОВОЙ) ЗАГРЯЗНЕННОСТИ
                      КОМПОНЕНТОВ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
                 В ГРАНИЦАХ ЛИЦЕНЗИОННЫХ УЧАСТКОВ НЕДР
           НА ТЕРРИТОРИИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
   
                           1. Общие положения
   
       1.1. Настоящие  требования  разработаны   в   соответствии   с
   абзацами  5  и 6 статьи 6 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ
   "Об охране окружающей среды" и с учетом  перспективы  долгосрочной
   разработки   месторождений   полезных   ископаемых  на  территории
   Ханты-Мансийского автономного округа и применяются  к  определению
   исходной  (фоновой)  загрязненности  компонентов природной среды в
   границах лицензионных участков  недр  (лицензионных  участков)  на
   территории   Ханты-Мансийского   автономного   округа   (далее   -
   Требования).
       1.2. Настоящие  Требования  обязательны для пользователей недр
   независимо от организационно-правовых форм и  форм  собственности,
   осуществляющих деятельность на территории лицензионных участков.
       1.3. Проведение площадных  исследований  исходного  (фонового)
   состояния  компонентов  природной  среды  в  границах лицензионных
   участков является необходимой основой  и  условием  проектирования
   наблюдательной  сети локальных систем экологического мониторинга в
   границах лицензионных участков.
       1.4. Исходная (фоновая) загрязненность  компонентов  природной
   среды определяется отдельно по каждому лицензионному участку.
   
              2. Общие требования к определению исходного
           (фонового) загрязнения компонентов природной среды
                    в границах лицензионных участков
   
       2.1. Для   определения   исходного   (фонового)    загрязнения
   компонентов  природной  среды  в  границах  лицензионных  участков
   необходимо провести:
       а) инвентаризацию  основных  источников  и  зон антропогенного
   воздействия на природную среду в границах  лицензионного  участка,
   включая источники сторонних организаций и предприятий;
       б) определение исходного (фонового) состояния почв  и  грунтов
   зоны аэрации, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха.
       2.2. Проекты  исследований  исходного  фонового  загрязнения в
   соответствии с законодательством согласовываются с уполномоченными
   органами   государственной  власти  и  утверждаются  руководителем
   соответствующей организации.
       2.3. Проекты   исследований  исходного  фонового  загрязнения,
   помимо органов,  указанных в пункте  2.2,  подлежат  обязательному
   согласованию  с  Управлением  по охране окружающей природной среды
   Ханты-Мансийского автономного округа.
   
                 3. Инвентаризация основных источников
                       антропогенного воздействия
                     на окружающую природную среду
                    в границах лицензионного участка
   
       3.1. Инвентаризация основных источников и  зон  антропогенного
   воздействия  на  природную  среду в границах лицензионного участка
   проводится в соответствии с лицензионным соглашением.
       3.2. В  результате  инвентаризации  основных  источников и зон
   антропогенного  воздействия  на   природную   среду   в   границах
   лицензионного    участка   (участков)   должны   быть   составлены
   электронные карты  (с  соответствующей  атрибутивной  информацией)
   основных  экологически опасных техногенных объектов,  загрязненных
   различными  химическими  веществами  земель,   деградированных   и
   нарушенных   ландшафтов,   техногенных  геохимических  аномалий  в
   форматах, совместимых с программными продуктами Arcinfo и Mapinfo.
       3.3. Обязательной инвентаризации подлежат:
       3.3.1. Трубопроводы, с разбивкой по категориям (магистральные,
   межпромысловые,    внутрипромысловые);    отдельно   трубопроводы,
   требующие замены.
       3.3.2. Разведочные и поисковые скважины.
       3.3.3. Дожимные   насосные   станции,    центральные    пункты
   нефтесбора и цеха добычи нефти и газа.
       3.3.4. Кустовые площадки.
       3.3.5. Шламовые амбары.
       3.3.6. Автодороги (с указанием класса дорог).
       3.3.7. Линии электропередач.
       3.3.8. Места      произошедших      аварий      (региональных,
   территориальных,   локальных)   с  указанием  границ  загрязненных
   земель,  их  площади  (га)  и  количества  загрязняющих   веществ,
   попавших в окружающую среду (т):
       в том числе:  в водные объекты (т), на рельеф (т), в атмосферу
   (т);
       в том  числе:  нефти и нефтепродуктов (т),  пластовых вод (т);
   газов (тыс. куб. м).
       3.3.9. Земли, рекультивированные после аварий (га).
       3.3.10. Земли, находящиеся в пользовании (га).
       3.3.11. Санкционированные  и  несанкционированные   свалки   с
   указанием накопленных объемов отходов.
       3.3.12. Карьеры  по   добыче   стройматериалов   с   указанием
   отведенной   площади   (га),   проектных   и  фактических  объемов
   накопленной добычи (тыс. куб. м).
       3.3.13. Стационарные    источники    выбросов    в   атмосферу
   загрязняющих веществ с указанием объемов выбросов (т).
       3.3.14. Водозаборы     подземных     и    поверхностных    вод
   хозяйственно-питьевого назначения с указанием величины  водоотбора
   (тыс. куб. м/год) и использования (тыс. куб. м/год).
       3.3.15. Зоны санитарной  охраны  водозаборов  поверхностных  и
   подземных  вод  с характеристикой возможных источников загрязнения
   подземных вод в этих зонах.
       3.3.16. Водозаборы  подземных  и  поверхностных  вод для целей
   поддержания пластового  давления  с  указанием  объемов  отбора  и
   водопотребления (тыс. куб. м/год).
       3.3.17. Системы   нагнетательных   скважин   для   поддержания
   пластового   давления   с   характеристикой  объемов  закачиваемых
   жидкостей (тыс.  куб.  м/год) с разделением на  подтоварные  воды,
   минерализованные подземные воды аптсеноманских отложений,  пресные
   подземные воды, пресные поверхностные воды, бытовые и промышленные
   сточные воды.
       3.3.18. Места сброса сточных вод  с  указанием  объемов  (тыс.
   куб. м/год) и характеристики сбрасываемых вод.
       3.3.19. Полигоны твердых  промышленных  и  бытовых  отходов  с
   указанием проектных и накопленных объемов (куб. м).
       3.3.20. Памятники истории и культуры.
       3.3.21. Земли историко-культурного назначения.
       3.3.22. Особо охраняемые  природные  территории  (с  проектами
   зонирования при их наличии).
       3.3.23. Территории традиционного природопользования.
   
             4. Проведение площадных исследований исходного
            (фонового) состояния компонентов природной среды
                    в границах лицензионных участков
   
       4.1. В  границах  лицензионных  участков  для   каждого   типа
   ландшафта   должно   быть  установлено  исходное  содержание  всех
   возможных при  планируемых  технологиях  загрязняющих  веществ,  а
   также   исходные   величины   иных   физико-химических  параметров
   природной среды,  изменение которых предполагается при  разработке
   месторождений  в  условиях  конкретного  природно-территориального
   комплекса.
       4.2. Общее количество проб в пределах однородных в ландшафтном
   отношении участков должно составлять репрезентативные выборки  для
   достоверного   определения  концентраций  загрязняющих  веществ  и
   статистических оценок их естественной вариации.
       4.3. Оценка  экологического  состояния  природных  компонентов
   должна  осуществляться  с  учетом  методических  рекомендаций   их
   изучения.
       4.4. Для   установления   степени   исходной    загрязненности
   территории обязателен следующий комплекс исследований:
       площадное литогеохимическое изучение  почв  и  почвообразующих
   пород;
       гидрохимическое исследование поверхностных и подземных вод;
       литогеохимическое изучение  донных   отложений   водотоков   и
   водоемов;
       геохимическое исследование атмосферных выбросов путем изучения
   снежного покрова.
       4.5. Отбор  проб,  лабораторный  анализ атмосферного воздуха и
   почв,  поверхностных  и  подземных  вод  должен  производиться   в
   соответствии  с законодательством,  государственными стандартами и
   иными соответствующими нормативно-техническими документами.
   
          5. Требования к определению исходного состояния почв
                         и грунтов зоны аэрации
   
       5.1. Перечень загрязняющих веществ и параметров почв и грунтов
   зоны аэрации,  исследуемых в обязательном  порядке,  приводится  в
   таблице N 2 (приложение N 3 к настоящему постановлению).
       5.2. Сеть эколого-геохимического опробования в среднем  должна
   иметь плотность 2 x 2 км (1 проба на 4  км2).  В  условиях  слабой
   ландшафтной дифференциации и отсутствия существенного техногенного
   воздействия  на  природную  среду  для  отдельных  однотипных   по
   природным условиям участкам территории допускается разрежение сети
   опробования  до  1  пробы  на  25  км2  площади,  с   обязательным
   предварительным  дешифрированием материалов аэрокосмических съемок
   и проведением опробования по  линиям  профилей,  пересекающим  все
   типы       ландшафтов       вкрест       простирания      основных
   геолого-геоморфологических структур.
       5.3. В  ходе  площадного   обследования   исходного   качества
   природной  среды должны быть выявлены и зафиксированы контуры всех
   геохимических аномалий, обусловленных техногенными загрязнениями.
       5.4. При    выявлении   в   границах   лицензионных   участков
   экстремально загрязненных земель плотность  эколого-геохимического
   опробования должна возрастать до уровня,  позволяющего с точностью
   картирования масштаба 1:25000,  оконтурить техногенные аномалии  и
   получить  характеристику  площадного  распределения  загрязняющего
   вещества.
       5.5. Параметры  сети опробования и список показателей качества
   почв и  грунтов  зоны  аэрации  могут  быть  откорректированы  при
   представлении   соответствующего   обоснования,  базирующегося  на
   фактическом  материале  лабораторных   исследований,   проведенных
   опытно-методических работ.
   
            6. Требования к определению исходного состояния
                            водных объектов
   
                  6.1. Определение исходного состояния
                  поверхностных вод и донных отложений
   
       6.1.1. Изучению     подлежат    химико-физические    параметры
   поверхностных вод и  донных  отложений.  Опробуются  все  открытые
   водные объекты.  В транзитных водотоках, пересекающих лицензионные
   участки,  обязателен отбор разносезонной серии проб воды на полный
   химический анализ на входе водотока в пределы отведенной площади и
   его выходе за границы  участка.  Мелкие  водотоки,  чьи  водосборы
   полностью находятся в границах лицензионного участка, опробуются в
   приустьевых частях. При большой площади лицензионного участка реки
   опробуются в  среднем  через  10  -  20  км,  а  также выше и ниже
   впадения крупных притоков.
       6.1.2. Донные  отложения рек опробуются в среднем через 5 - 20
   км протяженности русла;  донные  осадки  крупных  водоемов  вблизи
   местонахождений промышленных  объектов  -  по  сетке 2 x 2 км (вне
   литоральных зон);  при площади акватории более 2 км2  как  минимум
   отбирается   1  проба.  Места  отбора  проб  донных  отложений  по
   возможности совмещаются с местами опробования поверхностных вод.
       6.1.3. Перечень    обязательных   для   фоновых   исследований
   показателей загрязнения поверхностных и подземных (грунтовых)  вод
   приводится  в  таблице  N  3,  донных  осадков  -  в  таблице  N 4
   (приложение N 3 к настоящему постановлению).
       6.1.4. Параметры   сети   опробования   и  список  показателей
   качества  воды  могут  быть  откорректированы  при  предоставлении
   соответствующего   обоснования,   базирующегося   на   фактическом
   материале       лабораторных       исследований,       проведенных
   опытно-методических работ.
   
           6.2. Требования к определению исходного состояния
                             подземных вод
   
       6.2.1. Определение  исходной  загрязненности   подземных   вод
   проводится  на  площади  эксплуатации  недр и участков водозаборов
   подземных вод  хозяйственно-питьевого  назначения,  а  в  случаях,
   установленных   лицензией   на  пользование  недрами,  на  площади
   лицензионных участков,  где отсутствует эксплуатация подземных вод
   хозяйственно-питьевого   назначения   -   в  сроки,  установленные
   лицензионным соглашением.
       6.2.2. На   эксплуатируемых  месторождениях  подземных  вод  и
   водозаборах,   работающих   на   неутвержденных    запасах,    как
   расположенных  на  территории  лицензионных участков,  так и за их
   пределами,  качество подземных вод  должно  быть  установлено  для
   продуктивных  (эксплуатируемых)  водоносных горизонтов,  смежных с
   эксплуатируемыми водоносными горизонтами, и первого от поверхности
   водоносного   горизонта,   а  на  остальной  площади  лицензионных
   участков  -  только  для  первого   от   поверхности   водоносного
   горизонта.
       6.2.3. Качество  подземных   вод   продуктивного   водоносного
   горизонта изучается,  главным образом, по действующим водозаборным
   скважинам.  При этом также должны использоваться  данные  изучения
   качества,  имеющиеся  у эксплуатирующих водозаборы организаций,  а
   также данные центра санитарно-эпидемиологического надзора.
       6.2.4. Качество  подземных  вод  неэксплуатируемых  водоносных
   горизонтов  должно  определяться   по   имеющимся   наблюдательным
   скважинам, не ликвидированным поисковым и разведочным скважинам на
   эти горизонты (при их нормальном техническом состоянии),  колодцам
   и родникам.  Перед отбором проб воды из несамоизливающихся скважин
   в    обязательном     порядке     производятся     их     прокачки
   продолжительностью, обеспечивающей  отбор  не  менее 4 - 5 объемов
   ствола  скважины,  ручным  или  механическим   насосом.   Перечень
   обязательных  компонентов  для  оценки качества подземных вод и их
   загрязнения приводится в таблице N 3 (приложение N 3 к  настоящему
   постановлению). Этот перечень может быть расширен в зависимости от
   наличия тех или иных потенциальных источников загрязнения.
   
             6.3. Определение гидродинамических показателей
   
       6.3.1. Исходные гидродинамические показатели определяются  для
   поверхностных и подземных водных объектов.
       6.3.2. Для  поверхностных  водных  объектов  в  створах,   где
   изучается качество поверхностных вод, определяются расход воды (на
   водотоках) и уровень (на водоемах).
       6.3.3. На  водозаборах  поверхностных  вод определяется расход
   водозабора (тыс. куб. м/сут.).
       6.3.4. Исходные гидродинамические показатели, определяемые для
   подземных  водных  объектов,  зависят  от  характера   воздействия
   хозяйственной деятельности на подземные воды.
       6.3.5. На месторождениях подземных вод и участках водозаборов,
   работающих на неутвержденных запасах, расположенных как в границах
   лицензионных участков,  так и за их пределами, определяются уровни
   (пластовые    давления)    эксплуатируемых,   смежных   водоносных
   горизонтов как при заборе  вод  хозяйственно-питьевого  назначения
   (водоносные  горизонты  кайнозойских отложений),  так и при заборе
   вод для поддержания пластового давления (аптсеноманский водоносный
   горизонт), а также расходы водозаборов.
       6.3.6. На участках,  где производится закачка  вод  для  целей
   поддержания пластового давления, определяются расход закачки (тыс.
   куб.  м/сут) и пластовые  давления  в  смежных  с  нефтеводоносным
   пластом, в который осуществляется закачка, водоносных горизонтах.
       6.3.7. На остальной площади лицензионных участков  оценивается
   положение уровня первого от поверхности водоносного горизонта.
       6.3.8. Наблюдение   за   уровнями   подземных   вод   верхнего
   гидрогеологического этажа осуществляют по имеющимся водозаборным и
   наблюдательным скважинам,  а за пластовыми  давлениями  водоносных
   горизонтов  нижнего  гидродинамического  этажа  -  по водозаборным
   скважинам,  а  также  выведенным  из  эксплуатации  скважинам   на
   аптсеноманский водоносный комплекс.
   
            7. Требования к определению исходного состояния
                          атмосферного воздуха
   
       7.1. Местоположение  пунктов  исследования  исходного   уровня
   загрязнения  атмосферного  воздуха  по своим ландшафтным и местным
   климатическим условиям должно быть  репрезентативным  для  данного
   района.
       7.2. Перечень  веществ,  подлежащих  обязательному  замеру   в
   пробах воздуха,  приводится  в  таблице  N  5  (приложение  N  3 к
   настоящему постановлению).
       7.3. Площадная оценка атмосферного потока загрязняющих веществ
   проводится посредством  снеговой  съемки  территорий  лицензионных
   участков.    Геохимическое   опробование   атмосферных   выпадений
   осуществляется путем отбора проб снега (объем не менее 2 дм3 талой
   воды)  на  всю  мощность  снежного  покрова в период максимального
   накопления влагозапаса в снеге (в марте) по сетке, аналогичной для
   определения  исходной  загрязненности  почв.  Список  загрязняющих
   веществ,  обязательно исследуемых в снеговых  пробах,  приведен  в
   таблице N 6 (приложение N 3 к настоящему постановлению).
       7.4. На эксплуатируемых месторождениях  углеводородного  сырья
   дополнительно   выполняются   замеры   подфакельных   концентраций
   загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.
       7.5. Перечень обязательных ингредиентов загрязнения окружающей
   природной  среды  и   параметры   сети   проботбора   могут   быть
   пересмотрены  по согласованию с уполномоченными органами в области
   охраны природных ресурсов и окружающей среды.
   
            8. Информация о результатах определения исходной
          (фоновой) загрязненности компонентов природной среды
                    в границах лицензионного участка
   
       8.1. Информация о результатах определения  исходной  (фоновой)
   загрязненности    компонентов    природной    среды   в   границах
   лицензионного участка должна содержать:
       8.1.1. Пояснительную   записку   (на   бумажном   и  магнитном
   носителях),  где  приводится  полное  (обоснованное   фактическими
   данными,    результатами    дешифрирования)    описание    текущей
   экологической   ситуации,   характеристика   распределения    всех
   загрязняющих  веществ  по  территории  и  их привязка к источникам
   загрязнения;  в пояснительной записке,  в том числе,  должны  быть
   отражены:
       природно-географические условия   территории   (географическое
   положение,  климатические особенности, гидрография, геоморфология,
   рельефообразующие отложения,  почвы, растительный покров, животный
   мир, ландшафты);
       характеристика техногенной нагрузки на природную среду;
       концентрации, ассоциации   и   формы  нахождения  загрязняющих
   веществ в природной среде,  а также  пути  поступления  и  способы
   миграции загрязняющих веществ;
       площадная оценка техногенных геохимических аномалий;
       оценка изменения    состояния   природной   среды   с   начала
   эксплуатации месторождения.
       8.1.2. Цифровые  карты  (масштаб  не  менее  1:50000) основных
   экологически потенциально   опасных   техногенных    объектов    и
   выявленных  техногенных геохимических аномалий (в форматах Arcinfo
   или Mapinfo или совместимых с ними).
       8.1.3. Полученный   при  обследовании  территории  фактический
   материал  (в  том  числе  результаты   лабораторных   исследований
   концентраций     загрязняющих    веществ),    а    также    данные
   осуществлявшегося  на  территории   месторождения   ведомственного
   аналитического контроля за весь период его проведения (в табличном
   варианте в программных средах Word, Excel, Access), с обязательным
   указанием   для  всех  точек  наблюдения  и  пунктов  отбора  проб
   координат географических или плановых  в  проекции  Гаусса-Крюгера
   1942 года.
       8.1.4. Карта фактического материала (в  форматах  Arcinfo  или
   Mapinfo, или   совместимых   с  ними)  на  топографической  основе
   масштаба не менее 1:50000 с указанием  местоположения  всех  точек
   наблюдения, пунктов отбора проб для лабораторных исследований.
       8.2. Материалы   экологических   обследований    в    границах
   лицензионного участка согласовываются с уполномоченными органами в
   соответствии  с  законодательством  в  области  охраны  окружающей
   среды.
       Информация о   результатах   определения   исходной  (фоновой)
   загрязненности   компонентов   природной    среды    в    границах
   лицензионного  участка  подлежит  обязательному  предоставлению  в
   Управление по охране окружающей природной среды  Ханты-Мансийского
   автономного округа.
       Для целей   учета,  систематизации  и  хранения  информация  о
   результатах   определения   исходной   (фоновой)    загрязненности
   компонентов  природной среды предоставляется Управлением по охране
   окружающей природной среды Ханты-Мансийского автономного округа  в
   унитарное   предприятие   Ханты-Мансийского   автономного   округа
   "Научно-производственный центр комплексного мониторинга окружающей
   среды и кадастра природных ресурсов".
   
          9. Информация о суммарном антропогенном воздействии
          на природную среду в границах лицензионного участка
   
       9.1. За шесть месяцев до окончания срока действия лицензии  на
   право  пользования  недрами  пользователь недр обязан предоставить
   информацию о  суммарном  антропогенном  воздействии  на  природную
   среду  в границах лицензионного участка за время его эксплуатации,
   которая должна содержать:
       а) итоговые  показатели  содержания  нормируемых компонентов в
   поверхностных и  подземных  водах,  атмосферном  воздухе,  почвах,
   донных отложениях на момент прекращения эксплуатации лицензионного
   участка;  изменение физико-химических параметров окружающей среды;
   разницу  между  проектными  уровнями  загрязнений  и фактическими;
   оставшиеся в границах лицензионного участка действующие  источники
   потенциального загрязнения природной среды;
       б) природно-восстановительные (рекультивационные) мероприятия,
   проведенные    на   лицензионном   участке;   возмещение   ущерба,
   нанесенного природным ресурсам (земельным, лесным, водным, рыбным,
   охотничье-промысловым  и пр.) за период эксплуатации лицензионного
   участка.
       Материалы инвентаризации экологического состояния территории в
   границах  лицензионного  участка согласовываются с уполномоченными
   органами в  соответствии  с  законодательством  в  области  охраны
   окружающей среды.
       9.2. Информация   о  суммарном  антропогенном  воздействии  на
   природную среду в границах лицензионного  участка  предоставляется
   пользователем  недр  в  Управление  по охране окружающей природной
   среды Ханты-Мансийского автономного округа на бумажном и магнитном
   носителях  (в  том  числе  отражающая состояние природной среды на
   момент прекращения действия лицензии),  электронные карты масштаба
   не менее  1:50000  в  форматах Arcinfo и Mapinfo или совместимых с
   ними.
   
   
   
   
   
                                                       Приложение N 2
                                                      к постановлению
                                                        Правительства
                                                    Ханты-Мансийского
                                                   автономного округа
                                           от 29 июля 2003 г. N 302-п
   
                               ТРЕБОВАНИЯ
                       К ПРОЕКТИРОВАНИЮ И ВЕДЕНИЮ
             СИСТЕМЫ ЛОКАЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА
                 В ГРАНИЦАХ ЛИЦЕНЗИОННЫХ УЧАСТКОВ НЕДР
           НА ТЕРРИТОРИИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
   
                           1. Общие положения
   
       1.1. Настоящие   требования   разработаны   в  соответствии  с
   абзацами 5 и 6 статьи 6 Федерального закона от 10.01.2002  N  7-ФЗ
   "Об охране  окружающей  среды"  с  учетом перспективы долгосрочной
   разработки  месторождений  полезных   ископаемых   на   территории
   Ханты-Мансийского    автономного    округа    и    применяются   к
   проектированию   и   ведению   системы   локального    мониторинга
   (наблюдательной   сети)  в  границах  лицензионных  участков  недр
   (лицензионных   участков)    на    территории    Ханты-Мансийского
   автономного округа (далее - Требования).
       1.2. Настоящие Требования обязательны для  пользователей  недр
   независимо от  организационно-правовых  форм и форм собственности,
   осуществляющих деятельность в границах лицензионных участков.
       1.3. Проектирование     локальных     систем    экологического
   мониторинга   лицензионных   участков   должно   основываться   на
   результатах   предварительных   исследований   исходной  (фоновой)
   загрязненности компонентов природной среды,  проведенных с  учетом
   Требований   к   определению   исходной  (фоновой)  загрязненности
   компонентов природной среды в границах лицензионных участков  недр
   (лицензионных    участков)    на    территории   Ханты-Мансийского
   автономного округа (приложение N 1 к настоящему постановлению).
       1.4. В  результате  проектирования на основе анализа данных об
   источниках и масштабах техногенного воздействия на природную среду
   (включая количественные и качественные показатели загрязнения почв
   и пород зоны аэрации,  поверхностных и подземных вод, атмосферного
   воздуха)   подлежат   определению   оптимальные   (необходимые   и
   достаточные):
       количество и местоположение пунктов наблюдения за компонентами
   природной среды;
       перечень определяемых   показателей    качества    компонентов
   природной среды;
       периодичность проведения  наблюдения за состоянием компонентов
   природной среды и их показателей.
       1.5. Набор   ингредиентов   и  частота  проведения  наблюдений
   (отбора проб)  для  разных  пунктов  сети  наблюдения  могут  быть
   различными,  в  каждом  конкретном  случае  должны быть обоснованы
   результатами предварительного исследования исходной загрязненности
   компонентов  природной  среды  в  границах  лицензионного участка.
   Систематическое  (в  соответствии   с   настоящими   Требованиями)
   наблюдение  обязательно для всех загрязняющих веществ,  содержание
   которых в природной среде превышает установленные нормативы.
       1.6. Функционирование  наблюдательной сети должно обеспечивать
   возможность  комплексной  оценки  загрязнения   всех   компонентов
   природной среды.
       1.7. Проект    наблюдательной    сети    согласовывается     с
   уполномоченными  органами  в  соответствии  с  законодательством в
   области охраны окружающей среды.
       1.8. Проект наблюдательной сети, включающий размещение пунктов
   отбора   проб   и   экспресс-анализов,   перечень   контролируемых
   ингредиентов   и  периодичность  проведения  наблюдений,  подлежат
   обязательному согласованию  с  Управлением  по  охране  окружающей
   природной среды Ханты-Мансийского автономного округа.
       1.9. Прекращение наблюдений в  пункте  мониторинга,  изменение
   местоположения  действующих пунктов наблюдений,  организация новых
   пунктов,  изменение списка измеряемых  ингредиентов,  показателей,
   периодичности  наблюдений  подлежат  обязательному  согласованию с
   Управлением по охране окружающей природной среды Ханты-Мансийского
   автономного округа.
       1.10. Несанкционированная  смена  места   расположения   точек
   отбора   проб   и  изменение  периодичности  наблюдений  и  набора
   контролируемых параметров не допускаются.
       1.11. Отбор   проб   должен  производиться  в  соответствии  с
   законодательством,   государственными    стандартами    и    иными
   соответствующими нормативно-техническими документами.
       1.12. Проектирование    и    ведение     систем     локального
   экологического  мониторинга  осуществляются  отдельно  по  каждому
   лицензионному участку.
   
                 2. Требования к проведению мониторинга
                     состояния атмосферного воздуха
   
       2.1. Места  расположения  точек наблюдения выбираются с учетом
   преобладающих направлений движения воздушных масс и зон  разгрузки
   загрязняющих  веществ.  Пункты  мониторинга  атмосферного  воздуха
   организуются  на  участках  месторождений,  где  воздушная   среда
   испытывает   воздействие   техногенных   выбросов   и   подвержена
   загрязнению; кроме  этого с учетом розы ветров должны быть созданы
   пункты  фоновых   наблюдений   на   территориях   с   относительно
   незагрязненным атмосферным воздухом.
       2.2. Расположение  пунктов  отбора  проб  и  экспресс-анализа,
   частота  определений   должны   обеспечивать   получение   данных,
   необходимых   для  характеристики  состояния  воздушной  среды  на
   территории  лицензионного  участка,  влияние  источников   смежных
   участков и трансграничного переноса загрязняющих веществ.
       2.3. Минимальная периодичность отбора проб - один раз в месяц.
   По каждому отбору проб фиксируются точная дата и время.
       2.4. Перечень  веществ,  подлежащих  обязательному  замеру   в
   пробах воздуха,  приводится  в  таблице  N  5  (приложение  N  3 к
   настоящему постановлению).
       2.5. Геохимическое     опробование    атмосферных    выпадений
   осуществляется путем отбора  проб  снега  в  период  максимального
   накопления  влагозапаса  -  в  марте  (не менее 2 дм' талой воды в
   точке отбора).  Отбор  проб  производится  ежегодно  по  профилям,
   спроектированным  на основании предварительного изучения исходного
   (фонового) загрязнения  компонентов  природной  среды  в  границах
   лицензионного участка.
   
         3. Требования к ведению мониторинга поверхностных вод
   
       3.1. Пункты  мониторинга  поверхностных  вод  организуются  на
   водоемах и водотоках, подверженных техногенному загрязнению; кроме
   того,   создаются   пункты   фоновых  наблюдений  на  относительно
   незагрязненных водоемах и водотоках.
       3.2. Закрепление   на   местности  гидропостов  осуществляется
   опознавательными знаками.
       3.3. Количество и расположение пунктов наблюдения за качеством
   поверхностных  вод  должны  обеспечивать   получение   информации,
   необходимой  для  характеристики состояния водной среды территории
   лицензионного участка и миграции загрязнений.
       3.4. Наблюдением  должны  быть  охвачены все крупные водоемы и
   водотоки.  При  определении  местоположения   пунктов   наблюдения
   поверхностных   вод   следует   учитывать   возможность   миграции
   загрязнений, существующие и планируемые водозаборы, расположение:
       замыкающих створов  рек  на  выходе  за  пределы лицензионного
   участка;
       территорий с   высокой    вероятностью    аварийных    сбросов
   загрязняющих  веществ  и  повышенной  загрязненности поверхностных
   вод;
       устьев загрязненных притоков;
       мест сброса сточных вод;
       участков заморных  явлений,  мест  нереста  и  зимовья  рыб  и
   прочее.
       3.5. При  наличии   на   водотоке   множественных   источников
   загрязнения    створ   контроля   качества   речных   вод   должен
   располагаться ниже последнего из  них.  При  наличии  на  водотоке
   нескольких   рукавов   створ   размещается  на  том  из  них,  где
   наблюдаются  наибольшие  расходы  воды  или  фиксируются  наиболее
   существенные нарушения норм качества воды. На каждом створе должны
   быть однозначно определены вертикали и горизонты опробования.
       3.6. Периодичность  наблюдений  на  разных пунктах мониторинга
   поверхностных вод при нормальной экологической ситуации может быть
   ежедекадной,  ежемесячной,  в основные фазы водного режима; должна
   быть обоснована проектированием  по  результатам  предварительного
   исследования  исходного  загрязнения  поверхностных вод и с учетом
   имеющейся   техногенной   нагрузки.   Отбор   проб   воды   должен
   производиться:
       для водотоков - не менее семи раз в год (во время половодья на
   подъеме,  пике,  спаде;  во  время  летней межени - при наименьшем
   расходе и  при  прохождении  дождевого  паводка;  осенью  -  перед
   ледоставом; во время зимней межени);
       на водоемах  -  не менее четырех раз в год (зимой при наиболее
   низком уровне и максимальной толщине ледяного  покрова,  в  начале
   весеннего  наполнения водоемов,  в период максимального наполнения
   (при  наибольшем   уровне),   при   наиболее   низком   уровне   в
   летне-осенний период).
       3.7. Наблюдения  за расходом воды (на водотоках) и уровнем (на
   водоемах)  должны  производиться  с  периодичностью,  указанной  в
   пункте 3.6 настоящих Требований.
       3.8. При  обострении   экологической   ситуации   в   границах
   лицензионного  участка  частота  инструментального контроля должна
   увеличиваться (при региональной аварии - несколько  определений  в
   сутки,  при территориальной - ежедневные наблюдения, при местной -
   один  раз  в  пять  суток).  Регламент  аномальной   периодичности
   проведения  контроля  качества  воды  должен  быть  разработан при
   проектировании   локальной   сети    экологического    мониторинга
   территории лицензионного участка.
       3.9. Для территорий интенсивного техногенного  воздействия  на
   природную   среду   и  частых  углеводородных  загрязнений  водных
   объектов  в  целях  оперативного  контроля  содержания   нефти   в
   водотоках  и своевременного информирования как пользователей недр,
   так и природоохранных органов о  наличии  превышений  ее  массовой
   концентрации  обязательным  является размещение ниже по течению от
   нефтепромыслов автоматических постов индикации нефти (АПИН).
   
           4. Требования к ведению мониторинга подземных вод
   
       4.1. Мониторинг  подземных  вод   в   пределах   месторождений
   подземных  вод  и  водозаборов,  эксплуатируемых на неутвержденных
   запасах,   расположенных   в   границах   лицензионных   участков,
   осуществляют  владельцы лицензии на пользование недрами для добычи
   подземных вод.
       4.2. Основными   объектами   наблюдений  на  месторождениях  и
   участках водозаборов  подземных  вод  являются  эксплуатируемый  и
   смежный с ним водоносные горизонты.  По эксплуатируемому горизонту
   наблюдения проводятся по водозаборным сооружениям и наблюдательным
   пунктам,  а  по  смежным  горизонтам  -  только  по наблюдательным
   пунктам.  Наблюдаемыми  показателями  являются   величина   забора
   подземных  вод,  дебиты  водозаборных  сооружений (эксплуатируемый
   горизонт),  уровни,   пластовые   давления,   химический   состав,
   физические свойства и температура подземных вод.
       4.3. Состав наблюдательной сети, методика и частота наблюдений
   определяются  масштабом водозабора,  типом месторождения подземных
   вод,    особенностями    его     геологического     строения     и
   гидрогеологических  условий,  наличием  выявленных и потенциальных
   источников и очагов загрязнения. На крупных групповых водозаборах,
   где возможно влияние на другие компоненты природной среды, в общий
   комплекс могут быть включены наблюдения за поверхностными  водными
   объектами,    ландшафтами    (растительностью),    экзогенными   и
   эндогенными геологическими процессами.
       4.4. Для  проведения  наблюдений  предварительно  производится
   откачка воды из скважины,  после чего  осуществляется  отбор  проб
   воды на химический и бактериологический анализы.
       4.5. На небольших водозаборах (одиночные скважины и водозаборы
   из 2   -   3  скважин)  наблюдения  могут  проводиться  только  на
   эксплуатационных скважинах. Специальные наблюдательные сети должны
   создаваться   только   на   участках  эксплуатации  подземных  вод
   хозяйственно-питьевого водоснабжения  (верхний  гидрогеологический
   этаж).  На водозаборах минеральных вод аптсеноманского водоносного
   комплекса   в   качестве   наблюдательных   следует   использовать
   выведенные из эксплуатации скважины.
       4.6. На  участках  закачки  вод  для  поддержания   пластового
   давления наблюдения осуществляются за объемом закачки и изменением
   пластового давления в наблюдательных скважинах, в качестве которых
   следует  использовать  неэксплуатируемые,  а  также  разведочные и
   поисковые скважины.
       4.7. На  остальной территории лицензионных участков наблюдения
   проводятся за уровнем подземных вод и качеством воды  на  площадях
   выявленного и потенциально возможного загрязнения подземных вод.
       4.8. Система размещения  наблюдательных  пунктов,  наблюдаемые
   показатели,  методика и частота наблюдений определяются программой
   (проектом) работ по  локальному  мониторингу.  При  ее  подготовке
   рекомендуется  использовать  Методические рекомендации "Мониторинг
   месторождений  и  участков  водозаборов  питьевых  подземных  вод"
   (ГИДЭК,   1998),  утвержденные  Министерством  природных  ресурсов
   Российской Федерации.
   
               5. Требования к ведению мониторинга земель
   
       5.1. Система   экологических    наблюдений    за    состоянием
   почвогрунтов  (и горных пород зоны аэрации) должна проектироваться
   на основе  ландшафтно-геохимической  дифференциации  территории  с
   учетом   геохимических   барьеров   и   наиболее  вероятных  путей
   поверхностной и грунтовой (подпочвенной) миграции поллютантов.
       5.2. Ежегодно  по ранее спланированным на местности точкам или
   профилям  производится  опробование  почвогрунтов   и   выявляется
   распределение   концентраций   основных  загрязняющих  веществ  на
   территории лицензионного участка.  Наблюдения должны вестись и  на
   незагрязненных территориях для определения фонового состояния.
       5.3. Наряду с химическим  анализом  контроль  за  экологически
   опасными  источниками загрязнения земель рекомендуется проводить с
   помощью   биотестирования.   Выбор   биологических   тест-объектов
   проводится с учетом природно-климатических условий.
       5.4. В рамках проведения экологического  мониторинга  не  реже
   одного  раза в три года проводится дистанционное зондирование всей
   территории лицензионного участка (аэросъемка или  спектрозональная
   космосъемка    высокого    разрешения)    с    целью   определения
   пространственно-дифференцированного  техногенного  воздействия  на
   природную среду при интенсивном промышленном освоении, в остальных
   случаях - через 5 лет.
       5.5. В    случае   региональных   и   территориальных   аварий
   недропользователи   обязаны   оперативно   провести   аэро-    или
   космосъемку места аварии и прилегающей территории.
   
                      6. Информация о результатах
                 локального экологического мониторинга
                    в границах лицензионного участка
   
       6.1. Результаты исследований, наблюдений, замеров параметров и
   показателей  по  каждому  замеру,   исследованию,   наблюдению   в
   соответствии со  сроками  и  по  формам,  определенными  таблицами
   N N 2  -  7  (приложение  N  3  к  настоящему  постановлению),  на
   электронных   носителях  представляются  в  Управление  по  охране
   окружающей природной среды Ханты-Мансийского автономного округа.
       6.2. Кроме   материалов,  указанных  в  пункте  6.1  настоящих
   Требований,  пользователь недр ежегодно предоставляет в Управление
   по охране окружающей природной среды Ханты-Мансийского автономного
   округа  на  электронных   носителях   информацию   о   результатах
   локального  экологического  мониторинга  в  границах лицензионного
   участка, которая должна содержать:
       6.2.1. Наименование    лицензионного   участка   с   указанием
   владельца лицензии и номера лицензии.
       6.2.2. Карту  лицензионного участка масштаба не менее 1:50000,
   на которую наносятся в том числе и новые (введенные в эксплуатацию
   за отчетный год)  кусты  скважин,  трубопроводы,  компрессорные  и
   насосные  станции,  факелы  (с  указанием  режима работы) и другие
   стационарные источники выбросов в атмосферу,  ЛЭП, дороги и прочие
   коммуникации   и   объекты,  являющиеся  источниками  техногенного
   воздействия на окружающую среду,  а также пункты наблюдения (точки
   отбора проб).
       6.2.3. Краткую    характеристику    экологического   состояния
   территории лицензионного участка.
       6.2.4. Сводную   информацию   по   техногенной   нагрузке   на
   окружающую среду  (таблица  N  1  приложения  N  3  к   настоящему
   постановлению).
       6.2.5. Информацию о местоположении  аварий,  их  экологических
   последствиях, мерах, принятых по их устранению.
       6.2.6. Основные     результаты      проведения      локального
   экологического  мониторинга  в  границах  лицензионного  участка с
   указанием исполнителей  работ,  наличия  лицензии  на  данный  вид
   деятельности;  аккредитованных  лабораторий,  выполнявших  анализы
   проб воздуха,  воды,  донных осадков,  почв. Все места отбора проб
   должны быть вынесены на прилагаемые к отчету карты. По всем точкам
   опробования должны  быть  указаны  географические  (или  плановые)
   координаты  в  виде  таблицы  координат (по системе координат 1942
   года).
       7. Для  целей  обработки,  систематизации,  хранения  и  учета
   результаты  исследований,   наблюдений,   замеров   параметров   и
   показателей  информация  о  результатах  локального экологического
   мониторинга в границах лицензионных  участков,  сводные  данные  о
   состоянии  почв,  воздушной  среды,  поверхностных и подземных вод
   предоставляется Управлением по охране окружающей  природной  среды
   Ханты-Мансийского автономного округа в государственное предприятие
   Ханты-Мансийского  автономного   округа   "Научно-производственный
   центр   комплексного   мониторинга  окружающей  среды  и  кадастра
   природных ресурсов".
       8. Информация  об  аварийных  сбросах  и выбросах в окружающую
   среду  загрязняющих  веществ   предоставляется   в   установленном
   законодательством порядке.
   
   
   
   
   
                                                       Приложение N 3
                                                      к постановлению
                                                        Правительства
                                                    Ханты-Мансийского
                                                   автономного округа
                                           от 29 июля 2003 г. N 302-п
   
                                ТАБЛИЦЫ
                  К ТРЕБОВАНИЯМ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ИСХОДНОЙ
         (ФОНОВОЙ) ЗАГРЯЗНЕННОСТИ КОМПОНЕНТОВ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ,
                        ПРОЕКТИРОВАНИЮ И ВЕДЕНИЮ
             СИСТЕМЫ ЛОКАЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА
                 В ГРАНИЦАХ ЛИЦЕНЗИОННЫХ УЧАСТКОВ НЕДР
           НА ТЕРРИТОРИИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
   
                                                          Таблица N 1
   
                   Информация по техногенной нагрузке
                          на окружающую среду
   
   -----------------------------------------------------------------¬
   ¦Предприятие                                                     ¦
   +----------------------------------------------------------------+
   ¦Лицензионный участок                                            ¦
   +----------------------------------------------------------------+
   ¦Номер лицензии                                                  ¦
   +---T-------------------------------------------------------T----+
   ¦1  ¦Объем добытой нефти, млн. т                            ¦    ¦
   +---+-------------------------------------------------------+----+
   ¦2  ¦Объем добытого газа, млн. куб. м                       ¦    ¦
   +---+-------------------------------------------------------+----+
   ¦3  ¦Коэффициент утилизации газа, %                         ¦    ¦
   +---+-------------------------------------------------------+----+
   ¦4  ¦Общее количество нефтяных скважин, шт.                 ¦    ¦
   +---+-------------------------------------------------------+----+
   ¦5  ¦Общая протяженность трубопроводов, км                  ¦    ¦
   +---+-------------------------------------------------------+----+
   ¦6  ¦Протяженность трубопроводов, требующих замены, км      ¦    ¦
   +---+-------------------------------------------------------+----+
   ¦7  ¦Протяженность автодорог, км                            ¦    ¦
   +---+-------------------------------------------------------+----+
   ¦8  ¦Протяженность ЛЭП, км                                  ¦    ¦
   +---+-------------------------------------------------------+----+
   ¦9  ¦Количество кустовых площадок, шт.                      ¦    ¦
   +---+-------------------------------------------------------+----+
   ¦10 ¦Количество ДНС, шт.                                    ¦    ¦
   +---+-------------------------------------------------------+----+
   ¦11 ¦Количество ЦПНС и ЦЦНГ, шт.                            ¦    ¦
   +---+-------------------------------------------------------+----+
   ¦12 ¦Количество шламовых амбаров, шт.                       ¦    ¦
   +---+-------------------------------------------------------+----+
   ¦13 ¦Объем отходов бурения, тыс. т                          ¦    ¦
   +---+-------------------------------------------------------+----+
   ¦14 ¦Общее количество аварий с экологическими последствиями,¦    ¦
   ¦   ¦шт.                                                    ¦    ¦
   +---+-------------------------------------------------------+----+
   ¦15 ¦Количество аварий на трубопроводах, шт., в том числе:  ¦    ¦
   +---+-------------------------------------------------------+----+
   ¦   ¦а) коррозия                                            ¦    ¦
   +---+-------------------------------------------------------+----+
   ¦   ¦б) строительный и технический брак                     ¦    ¦
   +---+-------------------------------------------------------+----+
   ¦   ¦в) механические повреждения                            ¦    ¦
   +---+-------------------------------------------------------+----+
   ¦   ¦г) другие причины                                      ¦    ¦
   +---+-------------------------------------------------------+----+
   ¦16 ¦Количество загрязняющих веществ, попавших при авариях в¦    ¦
   ¦   ¦окружающую среду (т), в том числе:                     ¦    ¦
   +---+-------------------------------------------------------+----+
   ¦   ¦а) в водные объекты, т                                 ¦    ¦
   +---+-------------------------------------------------------+----+
   ¦   ¦б) на рельеф, т                                        ¦    ¦
   +---+-------------------------------------------------------+----+
   ¦   ¦в) в атмосферу, т                                      ¦    ¦
   +---+-------------------------------------------------------+----+
   ¦   ¦в том числе:                                           ¦    ¦
   +---+-------------------------------------------------------+----+
   ¦   ¦а) нефти и нефтепродуктов, т                           ¦    ¦
   +---+-------------------------------------------------------+----+
   ¦   ¦б) пластовых вод, т                                    ¦    ¦
   +---+-------------------------------------------------------+----+
   ¦   ¦в) газов, тыс. куб. м                                  ¦    ¦
   +---+-------------------------------------------------------+----+
   ¦17 ¦Площадь загрязненных при авариях земель, га            ¦    ¦
   +---+-------------------------------------------------------+----+
   ¦18 ¦Площадь рекультивированных земель после аварий, га     ¦    ¦
   +---+-------------------------------------------------------+----+
   ¦19 ¦Площадь земель в пользовании, га                       ¦    ¦
   +---+-------------------------------------------------------+----+
   ¦20 ¦Задолженность по возврату земель, га                   ¦    ¦
   +---+-------------------------------------------------------+----+
   ¦21 ¦Количество карьеров по добыче стройматериалов, шт.     ¦    ¦
   +---+-------------------------------------------------------+----+
   ¦22 ¦Объемы добычи стройматериалов, тыс. куб. м             ¦    ¦
   +---+-------------------------------------------------------+----+
   ¦23 ¦Количество источников выбросов в атмосферу, шт.        ¦    ¦
   +---+-------------------------------------------------------+----+
   ¦   ¦а) в том числе стационарных, шт.                       ¦    ¦
   +---+-------------------------------------------------------+----+
   ¦24 ¦Объем выбросов в атмосферу (т)                         ¦    ¦
   +---+-------------------------------------------------------+----+
   ¦   ¦В том числе:                                           ¦    ¦
   +---+-------------------------------------------------------+----+
   ¦   ¦а) стационарных, т                                     ¦    ¦
   +---+-------------------------------------------------------+----+
   ¦25 ¦Объемы водопотребления (тыс. куб. м)                   ¦    ¦
   +---+-------------------------------------------------------+----+
   ¦   ¦В том числе:                                           ¦    ¦
   +---+-------------------------------------------------------+----+
   ¦   ¦а) из поверхностных водоемов, тыс. куб. м              ¦    ¦
   +---+-------------------------------------------------------+----+
   ¦   ¦б) из подземных водоносных горизонтов, тыс. куб. м     ¦    ¦
   +---+-------------------------------------------------------+----+
   ¦   ¦в) на хозяйственно-бытовые нужды, тыс. куб. м          ¦    ¦
   +---+-------------------------------------------------------+----+
   ¦   ¦г) на поддержание ППД, тыс. куб. м                     ¦    ¦
   +---+-------------------------------------------------------+----+
   ¦26 ¦Объемы водоотведения (тыс. куб. м)                     ¦    ¦
   +---+-------------------------------------------------------+----+
   ¦   ¦В том числе:                                           ¦    ¦
   +---+-------------------------------------------------------+----+
   ¦   ¦а) сточных вод, сброшенных без очистки, тыс. куб. м    ¦    ¦
   +---+-------------------------------------------------------+----+
   ¦27 ¦Наличие очистных сооружений, всего: КОС, количество/   ¦    ¦
   ¦   ¦мощность БИО, количество/мощность                      ¦    ¦
   +---+-------------------------------------------------------+----+
   ¦   ¦а) в том числе нормативной очистки: КОС, количество    ¦    ¦
   ¦   ¦/мощность БИО, количество/мощность                     ¦    ¦
   +---+-------------------------------------------------------+----+
   ¦28 ¦Количество полигонов: по утилизации ТБО, шт.; по       ¦    ¦
   ¦   ¦утилизации промышленных отходов, шт.                   ¦    ¦
   +---+-------------------------------------------------------+----+
   ¦29 ¦Количество факелов (с указанием режима работы)         ¦    ¦
   +---+-------------------------------------------------------+----+
   ¦30 ¦Затраты на природоохранные мероприятия, тыс. руб.      ¦    ¦
   L---+-------------------------------------------------------+-----
   
                                                          Таблица N 2
   
            Перечень загрязняющих веществ и параметров почв,
                  исследуемых в обязательном порядке.
                       Периодичность - ежегодно.
                  Дата предоставления - до 30 сентября
   
   ------T-----T----T-----T----T----T---T----T----T----T-----T----T---T----T----T--------T--T-----¬
   ¦  N  ¦Коор-¦Дата¦Нефть¦Нит-¦Фос-¦Же-¦Сви-¦Цинк¦Мар-¦Ртуть¦Хром¦Гу-¦Хло-¦Ни- ¦Бенз(а)-¦pH¦Ток- ¦
   ¦пробы¦дина-¦про-¦и не-¦риты¦фаты¦ле-¦нец ¦    ¦га- ¦     ¦    ¦мус¦риды¦кель¦ пирен  ¦  ¦сич- ¦
   ¦     ¦ ты  ¦ве- ¦фте- ¦    ¦    ¦зо ¦    ¦    ¦нец ¦     ¦    ¦   ¦    ¦    ¦        ¦  ¦ность¦
   ¦     ¦места¦де- ¦про- ¦    ¦    ¦об-¦    ¦    ¦    ¦     ¦    ¦   ¦    ¦    ¦        ¦  ¦     ¦
   ¦     ¦отбо-¦ния ¦дукты¦    ¦    ¦щее¦    ¦    ¦    ¦     ¦    ¦   ¦    ¦    ¦        ¦  ¦     ¦
   ¦     ¦ ра  ¦из- ¦     ¦    ¦    ¦   ¦    ¦    ¦    ¦     ¦    ¦   ¦    ¦    ¦        ¦  ¦     ¦
   ¦     ¦пробы¦ме- ¦     ¦    ¦    ¦   ¦    ¦    ¦    ¦     ¦    ¦   ¦    ¦    ¦        ¦  ¦     ¦
   ¦     ¦     ¦ре- ¦     ¦    ¦    ¦   ¦    ¦    ¦    ¦     ¦    ¦   ¦    ¦    ¦        ¦  ¦     ¦
   ¦     ¦     ¦ний ¦     ¦    ¦    ¦   ¦    ¦    ¦    ¦     ¦    ¦   ¦    ¦    ¦        ¦  ¦     ¦
   +-----+-----+----+-----+----+----+---+----+----+----+-----+----+---+----+----+--------+--+-----+
   ¦     ¦     ¦    ¦     ¦    ¦    ¦   ¦    ¦    ¦    ¦     ¦    ¦   ¦    ¦    ¦        ¦  ¦     ¦
   L-----+-----+----+-----+----+----+---+----+----+----+-----+----+---+----+----+--------+--+------
   
                                                          Таблица N 3
   
                 Перечень обязательных для исследований
               показателей загрязнения поверхностных вод.
                     Периодичность - ежеквартально.
                 Дата предоставления - 30 числа месяца,
                         следующего за отчетным
   
   ------T-----T----T--T-----T-----T-----T----T----T----T----T----T----T---T----T----T-----T----T----T-----T---T-----¬
   ¦  N  ¦Коор-¦Дата¦pH¦Взве-¦ Су- ¦Элек-¦БПК ¦Сви-¦Цинк¦Мар-¦Хром¦Ни- ¦Же-¦Азот¦Фос-¦Суль-¦Хло-¦СПАВ¦Нефть¦Фе-¦Ток- ¦
   ¦пробы¦дина-¦ и  ¦  ¦шен- ¦ хой ¦тро- ¦пол-¦нец ¦    ¦га- ¦    ¦кель¦ле-¦ам- ¦фаты¦фаты ¦риды¦    ¦  и  ¦но-¦сич- ¦
   ¦     ¦ ты  ¦вре-¦  ¦ ные ¦оста-¦про- ¦ный ¦    ¦    ¦нец ¦    ¦    ¦зо ¦мо- ¦    ¦     ¦    ¦    ¦ не- ¦лы ¦ность¦
   ¦     ¦места¦ мя ¦  ¦ ве- ¦ ток ¦вод- ¦<*> ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦об-¦ний-¦    ¦     ¦    ¦    ¦фте- ¦   ¦     ¦
   ¦     ¦отбо-¦про-¦  ¦щес- ¦     ¦ность¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦щее¦ный ¦    ¦     ¦    ¦    ¦про- ¦   ¦     ¦
   ¦     ¦ ра  ¦ве- ¦  ¦ тва ¦     ¦     ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦   ¦    ¦    ¦     ¦    ¦    ¦дукты¦   ¦     ¦
   ¦     ¦пробы¦де- ¦  ¦     ¦     ¦     ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦   ¦    ¦    ¦     ¦    ¦    ¦     ¦   ¦     ¦
   ¦     ¦     ¦ния ¦  ¦     ¦     ¦     ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦   ¦    ¦    ¦     ¦    ¦    ¦     ¦   ¦     ¦
   ¦     ¦     ¦из- ¦  ¦     ¦     ¦     ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦   ¦    ¦    ¦     ¦    ¦    ¦     ¦   ¦     ¦
   ¦     ¦     ¦ме- ¦  ¦     ¦     ¦     ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦   ¦    ¦    ¦     ¦    ¦    ¦     ¦   ¦     ¦
   ¦     ¦     ¦ре- ¦  ¦     ¦     ¦     ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦   ¦    ¦    ¦     ¦    ¦    ¦     ¦   ¦     ¦
   ¦     ¦     ¦ний ¦  ¦     ¦     ¦     ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦   ¦    ¦    ¦     ¦    ¦    ¦     ¦   ¦     ¦
   +-----+-----+----+--+-----+-----+-----+----+----+----+----+----+----+---+----+----+-----+----+----+-----+---+-----+
   ¦     ¦  +  ¦  + ¦ +¦  +  ¦ +/- ¦  +  ¦  + ¦  - ¦  - ¦  - ¦  - ¦  - ¦ - ¦  + ¦  + ¦  +  ¦  + ¦  + ¦  +  ¦ + ¦  +  ¦
   L-----+-----+----+--+-----+-----+-----+----+----+----+----+----+----+---+----+----+-----+----+----+-----+---+------
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт создан в системе uCoz