ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 31 августа 2005 г. N 462-рп
ОБ ИНФОРМАЦИИ О РАЗВИТИИ ТУРИЗМА
В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ
ЗА ПЕРИОД 2003 - 2005 ГОДЫ
Рассмотрев представленную Комитетом по туризму автономного
округа (Беспояско В.Л.) информацию о развитии туризма в Ханты-
Мансийском автономном округе - Югре за период 2003 - 2005 годы:
1. Информацию о развитии туризма в автономном округе принять к
сведению (прилагается).
2. Комитету по туризму автономного округа (Беспояско В.Л.)
продолжить работу по развитию туризма в Ханты-Мансийском
автономном округе - Югре.
3. Контроль за выполнением распоряжения возложить на
заместителя Председателя Правительства автономного округа
Западнову Н.Л.
Председатель Правительства
автономного округа
А.В.ФИЛИПЕНКО
Приложение
к распоряжению Правительства
автономного округа
от 31 августа 2005 г. N 462-рп
ИНФОРМАЦИЯ
О РАЗВИТИИ ТУРИЗМА
В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ
ЗА ПЕРИОД 2003 - 2005 ГОДЫ
Туризм в перспективе может стать важной отраслью для экономики
и социальной сферы округа. Его развитие будет способствовать
улучшению ситуации на рынке труда. Кроме того, формирование
туристической отрасли отвечает задачам диверсификации экономики
округа.
1. Нормативные и организационно-распорядительные акты,
принятые Губернатором, Правительством автономного округа
в целях развития туризма:
распоряжение Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа
от 16.05.2001 N 205-рг "О проведении в г. Ханты-Мансийске
специализированной выставки "Спорт. Туризм. Гостиничное хозяйство.
Ресторанный бизнес";
постановление Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа
от 10.12.2002 N 238 "О Комитете по туризму Ханты-Мансийского
автономного округа";
распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа
от 24.03.2003 N 201-рп "О представлении Ханты-Мансийского
автономного округа на туристских выставках";
распоряжение Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа
от 07.05.2003 N 182-рг "О проведении конкурса на присуждение
грантов Губернатора автономного округа для поддержки проектов в
области внутреннего туризма и сопутствующей инфраструктуры";
распоряжение Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа
от 20.05.2003 N 196-рг "О проведении 3-й специализированной
выставки "Спорт. Туризм. Гостиничное хозяйство. Ресторанный
бизнес";
постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного
округа от 07.04.2003 N 115-п "Об утверждении Положения о Комитете
по туризму Ханты-Мансийского автономного округа";
распоряжение Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа
от 20.10.2003 N 445-рг "Об участии в международных туристических
выставках";
постановление Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа
- Югры от 30.01.2004 N 18 "О грантах Губернатора Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры для поддержки проектов в области
внутреннего туризма и сопутствующей инфраструктуры";
распоряжение Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа -
Югры от 13.01.2004 N 11-рг "О проведении IV специализированной
выставки "Югратур - 2004";
распоряжение Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа -
Югры от 02.02.2004 N 43-рг "Об издании журнала "Тур-1";
распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа
- Югры от 18.02.2004 N 134-рп "О разработке программы развития
туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2005 - 2010
годы";
распоряжение Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа -
Югры от 19.04.2004 N 157-рг "О выпуске фотоальбома "Югра";
постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного
округа - Югры от 19.11.2003 N 479-п "О Консультативном совете по
развитию туризма при Правительстве Ханты-Мансийского автономного
округа - Югры";
распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа
- Югры от 15.10.2004 N 803-рп "О плане мероприятий по развитию
туризма в автономном округе на 2005 год, финансируемых из бюджета
автономного округа";
распоряжение Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа -
Югры от 18.02.2005 N 46-рг "Об участии в Международной
туристической выставке ITB-2005";
распоряжение Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа -
Югры от 18.02.2005 N 48-рг "Об участии в Международной
туристической выставке MIIT-2005";
распоряжение Правительства автономного округа от 04.03.2005 N
72-рп "О проведении V специализированной выставки "Югратур-2005";
распоряжение Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа -
Югры от 20.04.2005 N 129-рг "О присуждении грантов Губернатора
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры для поддержки проектов
в области внутреннего туризма и сопутствующей инфраструктуры";
распоряжение Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа -
Югры от 18.07.2005 N 323-рг "Об участии в Международной
туристической выставке "Отдых-2005";
Соглашение между Минэкономразвития России и Правительством
Ханты-Мансийского автономного округа от 04.03.2002 N СВ-151/44 "О
передаче части полномочий по лицензированию турагентской
деятельности";
Дополнительное соглашение от 09.01.2003 N СВ-8/44 "О внесении
изменения в соглашение "О передаче части полномочий по
лицензированию турагентской деятельности от 4 марта 2002 года N СВ-
151/44";
Дополнительное соглашение N 2 от 01.08.2003 N СВ-401/44 "О
внесении изменения в статью 3 соглашения "О передаче части
полномочий по лицензированию турагентской деятельности от 4 марта
2002 года N СВ-151/44";
Соглашение о сотрудничестве между Российским Союзом Предприятий
(учреждений, организаций) Туристской Индустрии и Правительством
Ханты-Мансийского автономного округа на 2003 - 2006 годы от
29.05.2003 N 63-АФ-ПП.
Комитетом по туризму подготовлено соглашение между
Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и
Федеральным агентством по туризму о взаимодействии в сфере
туризма, подписание которого состоялось 18.07.2005.
2. Средства, выделенные на развитие туризма
из бюджета автономного округа (рублей)
--------------T--------------------¬
¦Год ¦Сумма ¦
+-------------+--------------------+
¦2003 ¦9189691 ¦
+-------------+--------------------+
¦2004 ¦12170000 ¦
+-------------+--------------------+
¦2005 ¦10000000 ¦
L-------------+---------------------
Основные направления использования денежных средств:
- повышение заинтересованности предприятий туриндустрии в
развитии въездного и внутреннего туризма;
- продвижение туристических возможностей автономного округа на
российский и международный рынки;
- разработка программы развития туризма.
3. Основные мероприятия, направленные на формирование
и развитие туристической отрасли
3.1. Организационные мероприятия, межрегиональное
сотрудничество
За последнее десятилетие законодательные и исполнительные
органы государственной власти автономного округа, принимая
решения, способствующие развитию округа в целом, тем самым создали
основные предпосылки и для развития туризма, а именно: построены
дороги, связавшие территорию округа в единую транспортную сеть; в
округе практически повсеместно действуют современные средства
связи; построены комфортабельные аэропорты, из любой точки мира к
нам можно добраться; продолжается строительство средств
размещения, питания, совершенствуется сфера развлечений.
Для координации деятельности в сфере туризма в декабре 2002
года принято решение о создании Комитета по туризму автономного
округа, в апреле 2003 года утверждено Положение о комитете и
штатное расписание.
Налажены партнерские отношения со средствами массовой
информации, авиакомпаниями, туристическими фирмами. В 2002 году
создан Координационный совет, реорганизованный затем в
Консультативный совет по развитию туризма в автономном округе, в
состав которого вошли представители туриндустрии. На сегодняшний
день проведено 6 заседаний совета, рассмотрено 72 вопроса, в том
числе: о создании туристского продукта Югры; о позиционировании
Югры на российском и международном рынках; о безопасности
туристов; о подготовке кадров; о консолидированном участии
туриндустрии Югры в международных выставках; об участии туристской
общественности в разработке программы развития туризма и др.
Для привлечения внимания к туротрасли, а также для
позиционирования туристических возможностей округа с 2001 года
проводится туристическая выставка "Югратур", в которой участвуют
туристические компании округа и регионов России, транспортные
организации, предприятия гостиничного и ресторанного бизнеса,
природные парки и учреждения культуры. В 2004 году в числе
участников появились зарубежные фирмы. В период выставки
проводятся семинары, заседания Консультативного совета, подводятся
итоги конкурса на присуждение грантов Губернатора в области
внутреннего и въездного туризма. Число участников выставки
неуклонно растет: с 22 в 2001 году до 90 в 2005 году.
На территории округа постоянно проводятся мероприятия,
способствующие привлечению туристов: международные спортивные
соревнования, кино- и телефестивали, музыкальный фестиваль,
выставки различной тематики, инвестиционные форумы, конгрессы,
конференции.
С 2003 года с целью поддержки предприятий туриндустрии,
развивающих внутренний и въездной туризм, проводится конкурс на
грант Губернатора автономного округа. Конкурс проводится в трех
номинациях, решения принимаются экспертным советом и утверждаются
Губернатором автономного округа. Общая сумма грантовых средств - 6
млн. руб.
В 2003 году в конкурсе участвовало 15 проектов, победителями
стали:
- в номинации "Лучший проект по развитию внутреннего туризма" -
ООО "Сибтурсервис" (г. Советский);
- в номинации "Лучший организатор инфраструктуры по поддержке
въездного туризма" - ООО "Добрино" (Ханты-Мансийский район);
- в номинации "Лучший сервис для туристов в гостинице,
ресторане" - ООО "Гостиница "Геолог" (г. Сургут).
В 2004 году подано 42 заявки, допущено к конкурсу советом по
присуждению грантов - 32 проекта.
Гранты Губернатора получили:
- в номинации "Лучший проект по развитию внутреннего туризма" -
ЗАО "Туристско-транспортная корпорация "Спутник" (г.
Нижневартовск);
- в номинации "Лучший организатор инфраструктуры по поддержке
въездного туризма" - ОАО "Окружной Выставочный Центр "Югорские
контракты" (г. Сургут);
- в номинации "Лучший сервис для туристов в гостинице,
ресторане" - ЗАО "Дом быта "Сервис-центр" (г. Нижневартовск).
В 2005 году на рассмотрение конкурсной комиссии было выдвинуто
43 предложения.
Гранты Губернатора получили:
- в номинации "Лучший проект по развитию внутреннего туризма":
грант I степени присужден некоммерческому партнерству
Культурный центр "Торум-тур" (г. Сургут) в размере 1000000 рублей
за проект "Международный фестиваль туризма и красоты "Мисс EXTRIM-
туризм";
грант II степени - обществу с ограниченной ответственностью
"Медвежий угол" (г. Сургут) в размере 500000 рублей за проект
"Развитие въездного туризма и сопутствующей инфраструктуры г.
Сургута и региона в целом";
грант III степени - общественной организации "Сургутский яхт-
клуб "Оптимист" (г. Сургут) в размере 200000 рублей за проект
"Развитие туризма на базе ОО "Сургутский яхт-клуб "Оптимист";
в подноминации "Лучший проект по развитию этнографического
туризма" - Молодежной организации обско-угорских народов (г. Ханты-
Мансийск) в размере 400000 рублей за проект "Многоликая Югра";
в номинации "Лучший проект по развитию инфраструктуры для
въездного туризма":
грант I степени присужден обществу с ограниченной
ответственностью "Югра-Флот-Сервис" (г. Ханты-Мансийск) в размере
1000000 рублей за проект "Организация обслуживания туристов
речными теплоходами среднего и дальнего плавания";
грант I степени - индивидуальному предпринимателю Косинцеву
Валерию Ивановичу (г. Ханты-Мансийск) в размере 1000000 рублей за
проект "Развитие инфраструктуры в районе базы "Старый Сеуль";
грант III степени - национальной общине коренных малочисленных
народов Севера "ВАР" (п. Кышик) в размере 200000 рублей за проект
"Строительство мини-гостиницы в п. Кышик с охотничьими избами на
реке Назым для реализации охотничьего и рыболовных маршрутов с
посещением оленьего стойбища";
в номинации "Лучший проект по развитию социального туризма":
в подноминации "Лучший проект по развитию семейного туризма"
присужден учреждению Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
"Самаровский чугас" (г. Ханты-Мансийск) в размере 400000 рублей за
проект "Развитие семейного туризма на территории "Самаровского
чугаса";
в подноминации "Лучший проект по развитию самодеятельного,
спортивного туризма" - молодежной региональной общественной
организации "Федерация самодеятельного туризма Ханты-Мансийского
автономного округа" (г. Нижневартовск) в размере 400000 рублей за
проект "Проведение водных туров на территории Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры";
в подноминации "Лучший туристско-экскурсионный маршрут" -
закрытому акционерному обществу "Туристско-транспортная корпорация
"Спутник" (г. Нижневартовск) в размере 100000 рублей за проект
"Хранители традиций";
в номинации "Лучший проект средств массовой информации о
туризме":
в подноминации "Лучший проект в сфере теле- и радиовещания" -
федеральному государственному унитарному предприятию "Ханты-
Мансийская государственная телевизионная и радиовещательная
компания "Югория" в размере 500000 рублей за проект создания цикла
телепередач "Путешествие в Югру";
в подноминации "Лучший проект в печатных и электронных
средствах массовой информации" обществу с ограниченной
ответственностью "Рекламное агентство "Фаворит" (г. Ханты-
Мансийск) в размере 300000 рублей за проект "Виртуальный туризм
Югры".
С целью формирования внутриокружных потоков туристов
сформированы маршруты и целевые программы для детей, молодежи и
пенсионеров. Число детей, путешествующих внутри округа, возросло
более чем в четыре раза и превысило 20 тыс. человек. Оказывается
организационная и методическая помощь организациям самодеятельного
туризма.
В 2002 году подписано соглашение о сотрудничестве между
Правительством автономного округа и Минэкономразвития РФ в области
туризма. В нем обозначены направления сотрудничества и полномочия
обеих сторон. Главным в этом соглашении является то, что
Правительству автономного округа в лице Комитета по туризму
автономного округа переданы полномочия по лицензированию. С этого
периода выдана 91 лицензия на турагентскую деятельность.
С 2003 года по настоящее время проверена 51 турфирма,
приостановлено 13 лицензий, возобновлено - 3, аннулированы - 2. В
настоящее время лицензирование туроператорской и турагентской
деятельности осуществляет Ростуризм. Комитет по туризму
автономного округа проводит консультирование субъектов туристской
деятельности по вопросам лицензирования.
В 2003 году заключено соглашение между Губернатором автономного
округа и Российским союзом туриндустрии (крупнейшим в России
объединением предприятий туриндустрии, насчитывающим более 900
членов). Соглашение направлено на сотрудничество в следующих
областях совместной деятельности: продвижения туристского продукта
на российский и международный рынки, совершенствования правового
регулирования туристской деятельности, подготовки кадров для
туристской индустрии, взаимного информирования о развитии
передового опыта в туристической отрасли. В рамках реализации
соглашения проведена совместная пресс-конференция Губернатора
автономного округа и президента Российского союза туриндустрии в
г. Москве, готовится ознакомительный тур для журналистов
туристских изданий в Югру, осуществляется совместное участие в
туристических выставках, выпущен специальный номер журнала для
профессионалов туриндустрии "Тур 1", подготовлен фотоальбом, в
электронном журнале "RATA news" постоянно публикуются материалы о
развитии туризма в Югре (всего более 500 публикаций). Руководители
РСТ постоянно оказывают методическое и организационное содействие
предприятиям туриндустрии округа.
В 2002 - 2004 гг. заключены соглашения о сотрудничестве, в том
числе в области туризма, с другими субъектами РФ (г. Москва,
Краснодарский край, Башкортостан, Свердловская область,
Татарстан), зарубежными государствами и регионами (Болгария,
Лапландия, область Зала (Венгрия)).
В сентябре 2004 г. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
вступил в ассоциацию "Москва - регионы России", объединяющую
органы по управлению туризмом 48 субъектов Федерации. В рамках
этой организации намечен ряд проектов, направленных на
взаимодействие с другими субъектами РФ, например обмен информацией
о маршрутах, о туристических компаниях.
Автономный округ является активным участником комиссии по
туризму Ассоциации "Сибирское соглашение", в рамках которой
разрабатываются совместные проекты с сибирскими регионами в
области взаимного информирования, а также по организации сквозных
туристических маршрутов по Сибири.
Компания "Югорская долина" в 2002 году в общероссийском
конкурсе "Лидеры туриндустрии" в номинации "Лучшая региональная
турфирма года" получила серебряную, а в 2003 году золотую корону.
Гостиничный комплекс "На семи холмах" в 2003 году стал
обладателем национальной премии "Туристический Олимп" в номинации
"Лучшая гостиница России в категории 2 - 3 звезды" по результатам
конкурса, проведенного Департаментом туризма Минэкономразвития РФ.
Гостиница "Русь" (г. Нефтеюганск) в 2003 - 2004 гг. получила
награды:
- международную награду "Золотой слиток" (Швейцария) как
наиболее устойчиво работающее предприятие;
- международную награду "Хрустальный рыцарь" (Мальта) в
номинации "Лидер отрасли";
- медаль Монако "За динамизм и прогресс" (Монако);
- звание Лауреата Всероссийского конкурса "Предприятие высокой
культуры обслуживания" в номинации "Гостиницы и здравницы".
В 2005 году предприятия туризма и сервиса Югры номинированы для
участия в конкурсе "Национальная туристическая премия имени
Ю.Сенкевича", организатор Федеральное агентство по туризму РФ.
Итоги будут подведены 27 сентября 2005 года.
В апреле 2005 г. Комитетом была организована рабочая поездка и
мастер-классы 15 крупнейших туроператоров: TEZ Tour, Natalie
Tours, Pegas Touristik, Mostraval, VKO Travel, Capital Tour, Lanta-
tur Voyage, Ascent trevel, Tourtrans Voyage, Inna Tour, Intourist,
Alean, DSBW-Tours-Continent, East-Line, Mostravel, Roza Vetrov. В
результате югорские туристические компании получили возможность
заключения договоров.
Проведены переговоры с юридическим советником АЕВ (Ассоциация
Европейского Бизнеса в РФ) о презентации Югры, в том числе и
туризма Югры, а также об информационном и рекламном
сотрудничестве. Начать работу планируется в 2006 году.
3.2. Выставочная деятельность
С 2003 года округ представлен на крупнейших международных
туристических выставках. На этих мероприятиях округ осуществляет
свое позиционирование как регион, привлекательный для туризма,
способный обеспечить безопасность туристов и организовать
насыщенную и разнообразную программу их пребывания. Участие в
выставках является важным и престижным фактором, говорящим о
внимании, которое уделяется туризму в регионе, а также является
формой поддержки со стороны государства предприятий туриндустрии
региона.
В 2003 году на международных выставках Комитет по туризму
автономного округа представлял консолидированный туристический
продукт Югры, кроме того, на выставочной площади работали
представители туристических компаний ("Югорская долина", г. Ханты-
Мансийск; ТТК "Спутник", г. Нижневартовск; "Югра-сервис", г. Ханты-
Мансийск).
ITB Berlin 2003 (Международная туристическая биржа) -
крупнейшая международная туристская выставка, которая проходила в
Берлине с 7 по 11 марта 2003 года. В ней приняло участие более
10000 экспонентов из 181 страны мира, посетило выставку около
200000 представителей мировой туриндустрии. Окружной стенд
посетило более 2000 человек, в том числе - 60 представителей
турбизнеса, распространено более 2000 единиц рекламной продукции.
Подписано 10 протоколов, 2 контракта.
10-я Московская международная выставка "Путешествия и туризм"
(MITT 2003), проходившая в Москве с 26 по 29 марта. Количество
экспонентов в 2003 году на этой выставке составило около 1000,
посетителей - 92 тысячи человек. Стенд округа посетило более 1000
посетителей, проведены переговоры с 50 компаниями, в т.ч. "Натали
туре", "Астравел" и др.
Международная выставка "Отдых-2003" (Москва, 15 - 18 октября)
На выставке представлены 850 экспонентов из 31 страны мира.
Число посетителей - около 60 тыс. человек. Окружной стенд посетило
около 3000 человек. Комитет по туризму автономного округа
представлял на выставке ряд инвестиционных проектов в
туристической сфере. В рамках выставки состоялась презентация
автономного округа и пресс-конференция, на которой присутствовало
более 20 журналистов туристских изданий. Проведены переговоры с 27
компаниями и 18 регионами России. Компании округа подписали 4
контракта.
Invetex-2003 (Санкт-Петербург, 1 - 4 октября 2003 г.)
Комитет по туризму автономного округа участвовал в стенде
Международной ассоциации "Северный форум" (количество посетителей
стенда - 24 представителя администраций, 38 туристических фирм,
более 1000 посетителей). В рамках "Северного форума" проведены: IX
съезд Российского союза туриндустрии, семинары, а также рабочая
группа по проекту Сайта Клаус - Дед Мороз. Проработаны 2
совместных проекта, в том числе по обучению персонала
туристических компаний.
Международная туристская выставка "World Travel Market"
(Лондон, 10 - 13 ноября 2003 г.)
В работе выставки приняло участие 3740 турфирм и комитетов по
развитию туризма из 184 стран мира (около 43 тыс. человек), и
посетило выставку около 200 тыс. человек. Стенд автономного округа
посетило более 5000 человек, распространено более 4000 единиц
рекламной продукции. По результатам выставки туристическим
компаниям округа поступили предложения о сотрудничестве от 6 фирм.
В 2004 году на международных выставках округ был представлен
Комитетом по туризму автономного округа и туристическими
компаниями.
ITB Berlin 2004 (Международная туристическая биржа, 12 - 16
марта 2004 г.)
Крупнейшая международная туристская выставка. Число участников
- более 18000 экспонентов из 153 стран, всего посетило выставку
около 200000 представителей туриндустрии.
На стенде Комитетом по туризму автономного округа была
организована презентация туров по Югре. Туристические маршруты
представили компании ООО "Югорская долина", ТТК "Спутник". За
время работы экспозиции стенд Ханты-Мансийского автономного округа
посетило свыше 5 тыс. человек. Распространены рекламно-
информационные материалы, в том числе 2000 CD-дисков с информацией
об автономном округе, туристических компаниях и предлагаемых
турах, гостиницах, ресторанах, культурно-развлекательных
учреждениях и других объектах туриндустрии автономного округа,
сувенирная продукция. Проведены переговоры с представителями 20
стран, компаниям округа предложено 4 контракта.
11-я Московская международная выставка "Путешествия и туризм"
(г. Москва, 24 - 27 марта 2004 г.)
Количество экспонентов - 2700 из 110 стран мира, посетителей
более 120 тыс. человек.
За время работы экспозиции стенд Ханты-Мансийского автономного
округа посетило свыше 3 тыс. человек. Распространены рекламно-
информационные материалы, в том числе 1500 CD-дисков с информацией
об автономном округе, туристических компаниях и предлагаемых
турах, гостиницах, ресторанах, культурно-развлекательных
учреждениях и прочих объектах туриндустрии автономного округа,
сувенирная продукция. Состоялась презентация журнала для
профессионалов туриндустрии "ТУР 1", Вестник РАТА, выпуск посвящен
Югре.
Проведены переговоры с представителями 20 стран и 30 регионов.
По результатам выставки в компании округа поступило 6 коммерческих
предложений.
JATA-World Travel Fair-2004 (Токио, 24 - 27 сентября 2004 г.) -
крупная международная туристская выставка.
В этом году в ней приняло участие более 3000 экспонентов из 70
стран, всего посетило выставку 101 тыс. 641 человек, из них 35533
- специалисты, представители туриндустрии, 66108 - обычные
посетители.
На стенде были представлены туры по Югре. Туристические
маршруты представили компании: холдинг "Югра-Сервис", ТТК
"Спутник", ГК "На семи холмах".
За время работы экспозиции стенд Ханты-Мансийского автономного
округа - Югры посетило свыше 3 тыс. человек, в т.ч. более 30
туроператоров Японии.
В 2005 году на международных выставках округ был представлен
Комитетом по туризму автономного округа и туристическими
компаниями.
ITB Berlin 2005 (11 - 15 марта 2005 г.) - крупнейшая
международная туристская выставка. В этом году в ней приняло
участие более 25000 экспонентов из 170 стран, всего посетило
выставку около 300000 представителей туриндустрии.
Стенд Комитета по туризму автономного округа располагался на
крупном общероссийском стенде и отличался необычным оформлением.
Для демонстрации богатств туристских ресурсов были использованы
национальные сувениры, кедровые орехи, натуральные оленьи шкуры,
что вызвало живой интерес как у других экспонентов, так и у
посетителей.
На стенде была организована электронная презентация туров по
Югре, демонстрация CD-визитки. Сотрудниками комитета были
распространены рекламно-информационные материалы, в том числе 4000
CD-дисков с информацией об автономном округе, туристических
компаниях и предлагаемых турах, гостиницах, ресторанах, культурно-
развлекательных учреждениях и прочих объектах туриндустрии
автономного округа, календарь событий Югры, сувенирная продукция.
Проведены переговоры с представителями 15 стран. Достигнуты
договоренности о сотрудничестве в организации лыжных туров с
крупнейшим туроператором "OLYMPIA REISEN". Сотрудничество
предполагает также и информационную и рекламную деятельность по
продвижению въездного туризма в автономный округ. Туроператоры
Югры подписали договоры о сотрудничестве с туристическим
агентством Мантель Н. (Германия, Бавария).
12-я Московская международная выставка "Путешествия и туризм"
(г. Москва, 23 - 26 марта)
Количество экспонентов - 2500 из 110 стран мира, посетителей
более 150 тыс. Как никогда широко был представлен рынок въездного
и внутреннего туризма. Среди российских участников, которых в этом
году 40 процентов от общего числа экспонентов, такие известные в
туристической индустрии компании, как "Аэрофлот", "Алеан", "Тез
Тур", "Солвекс", "Интерс", "Тари-тур", "Интурист", "Натали Туре" и
другие.
За время работы экспозиции стенд Ханты-Мансийского автономного
округа посетило свыше 3,5 тыс. человек. Стенд Югры посетила
делегация во главе с руководителем Ростуризма Стржалковским В.И.,
заместителем Председателя Федерального агентства по туризму
Ярочкиным А.М.
Распространены рекламно-информационные материалы, в том числе
2000 CD-дисков с информацией об автономном округе. Состоялась
презентация журнала для профессионалов туриндустрии "ТУР 1",
Вестник РАТА, выпуск посвящен Югре. На выставке журнал
распространен в количестве 800 экземпляров.
Состоялась презентация фотоальбома "Красота Югры". На выставке
фотоальбом презентован в количестве 100 экземпляров.
Были проведены рабочие встречи с представителями международных,
российских и региональных СМИ, освещающих вопросы туристического
бизнеса. Обсуждались условия информационной поддержки
туристических проектов Югры.
В ходе рабочих встреч все представители туриндустрии были
приглашены на выставку "Югратур" в г. Ханты-Мансийск и специальный
рекламный тур по Югре.
Работа на выставках дала следующие результаты:
за время участия в выставках экспозиции округа посетило более
35 тыс. человек, в том числе более 300 представителей туркомпаний;
проведено 4 презентации; 1 пресс-конференция, распространено более
50 тыс. единиц рекламной продукции;
информация об округе размещена в официальных каталогах
прошедших выставок;
подписаны соглашения и протоколы о намерениях с 38
туристическими компаниями;
установлены взаимовыгодные контакты в области туризма с 31
регионом России;
приобретен опыт профессионального позиционирования
туристических возможностей региона;
совместное участие в выставках органов власти и представителей
турбизнеса дало толчок формированию и продвижению собственного
турпродукта.
3.3. Работа со СМИ и информационная деятельность
В течение 2003 - 2005 гг. проводилась постоянная работа с
электронными и печатными СМИ с целью информирования туристской
общественности и населения о туристических возможностях Югры. За
этот период вышло более 3000 публикаций и более 1000 выходов в
эфир на радио и телевидении. В большинстве случаев использовались
возможности по бесплатному размещению материалов, прежде всего в
электронных СМИ. Материалы размещались в таких электронных
изданиях, как "RATA news", Российские туристские новости,
Интерфакс, Юграинформ, Туринфо и другие.
Использовались также возможности печатных изданий: журналы
"Туризм-практика, проблемы, перспективы", "Тур 1", "Директор" и
др.; газеты "Туринфо", "Российская газета", "Новости Югры",
"Сургутская трибуна" и др. При поддержке Комитета по туризму
автономного округа издана книга "Охотничьи тропы Югры", выпущен
презентационный фотоальбом "Красота Югры".
В августе 2003 года в Москве состоялась пресс-конференция
Губернатора автономного округа для центральных СМИ, посвященная
вопросам развития туризма. На ней присутствовало более 30
журналистов, пишущих о туризме.
Для работы на выставках, а также в период массовых мероприятий
с целью информирования населения изготовлено более 60 наименований
различной печатной продукции (буклеты, каталоги, календари, CD-
диски и т.п.), общим тиражом более 80 тыс. экземпляров. Вот
некоторые из них:
туристический каталог 2003 - 2004 "Зимняя Югра приглашает
гостей";
туристический каталог 2003 - 2004 "Югра приглашает гостей";
журнал "Тур-1";
буклеты:
"Рождественская Югра ждет Вас";
"Приглашаем Вас в столицу Югры - город Ханты-Мансийск";
"Добро пожаловать в Югру";
к IV музыкальному фестивалю "Югра";
к фестивалю "Дух огня";
рекламные прайсы:
"Югра приглашает гостей";
туристическая программа к фестивалю "Дух огня" и Чемпионату
мира по биатлону "Югра приглашает гостей";
Рекламно-информационные листы:
"Добро пожаловать в Югру. Туристические маршруты";
пресс-релизы;
экскурсионные программки;
календари;
СД-визитки;
летний рекламно-информационный прайс;
детский туристический каталог "Проведите лето в Югре!";
методическое пособие "Организация туристической деятельности";
методическое пособие "Введение в туризм".
3.4. Подготовка кадров
В настоящее время вопросами подготовки кадров для туротрасли
занимаются:
Нижневартовский государственный социально-гуманитарный колледж.
Специальность 2302 "Организация обслуживания в гостиницах и
туристских комплексах", специальность 2307 "Туризм";
Нижневартовский государственный гуманитарный университет.
Специальность 230500 "Социально-культурный сервис и туризм";
Филиал Российского государственного профессионально-
педагогического университета в г. Советский. Специальность
"Менеджмент в туризме и гостиничном сервисе";
Московская академия предпринимательства при Правительстве
Москвы (Сургутский филиал). Специальность 061100 "Менеджмент
организации", специализация "Менеджмент в туристско-гостиничном
бизнесе";
ГОУ Ханты-Мансийский экономический колледж. Специальность 2303
"Гостиничный сервис";
Югорский государственный университет (г. Ханты-Мансийск).
Специальность 230500 "Социокультурный сервис и туризм".
4. Статистика
Статистические данные о туризме в Югре приведены в приложениях
к данной информации.
В 2004 году возросло число туристов, почти 378 тыс. человек,
что составляет 104,0 процента по отношению к 2003 году.
Подавляющее большинство - граждане России - 96,9 процента.
Небольшое количество иностранцев объясняется рядом факторов, а
именно:
Россия у большинства туристов из дальнего зарубежья
ассоциируется с г. Москвой и г. Санкт-Петербургом, в меньшей
степени с "Золотым кольцом". Только в последние годы иностранцы
начали открывать для себя другие регионы страны;
в России в целом вопросам безопасности туристов не уделяется
достаточного внимания, что не способствует их притоку из-за
рубежа;
визовая политика России на сегодняшний день не способствует
увеличению потока иностранных туристов;
опасения по неудобствам из-за неразвитости туристской
инфраструктуры в целом по России распространяется и на регионы, в
том числе и на Югру.
Анализируя структуру туристов по целям пребывания, следует
отметить, что в 2004 году главной целью для туристов, как и в
прошлые годы, были деловые интересы (58,2%), в то же время уже два
года относительно высокой (27,2%) остается доля туристов,
путешествующих с целью рекреации и отдыха. До 2003 года эта часть
туристов стабильно колебалась в пределах 10 - 11 процентов. Факт
увеличения и стабилизации указанной категории говорит о растущей
привлекательности округа как территории, привлекательной для
массового туриста.
Данные статистики свидетельствуют о постепенном росте
привлекательности округа как туристской дестинации. Несомненно, и
в последующее время округ останется объектом интереса для делового
туризма. Событийные мероприятия различного характера также
являются факторами, привлекающими большое количество туристов.
Цифры говорят о том, что объектом, на который должна быть
нацелена политика продвижения туристических возможностей округа,
прежде всего, является Россия. Для увеличения числа иностранных
туристов необходима целенаправленная рекламная деятельность в
дальнем зарубежье.
Доходы коллективных средств размещения автономного округа в
2004 году, по данным статистики, составили более 1139421,8 млн.
руб., что на 22,5 процента больше, чем в 2003 году. Увеличение
доходов произошло за счет увеличения объемов продажи путевок
(курсовок), а также от реализации дополнительных платных услуг.
На территории автономного округа в 2005 году осуществляют свою
деятельность 102 туристские фирмы (98 - турагента и 19
туроператоров, некоторые из них имеют как турагентскую, так и
туроператорскую лицензии). По оценочным данным Комитета по туризму
автономного округа, в 102 турфирмах осуществляют свою деятельность
около 670 человек.
Статистические данные по городам и районам автономного округа
даны в статистических справочных данных (приложение).
5. Перспективы
Ставится задача достижения цифры 700 - 800 тыс. туристов к 2010
году и 1 млн. туристов к 2015 году. При этом неважно, с какими
целями путешествуют туристы: с деловыми или с культурно-
познавательными. Однако следует ожидать постепенного роста доли
туризма с целью досуга, рекреации, отдыха. Кроме того, следует
ожидать медленного роста количества иностранных туристов. Этот
вывод основывается на увеличивающемся интересе иностранцев к
России в целом и к Югре в частности, проявляющемся на
международных выставках, а также в увеличивающемся потоке
обращений иностранцев как в органы власти, так и непосредственно в
туркомпании.
Правительство автономного округа приняло решение о разработке
программы развития туризма на 2005 - 2010 годы, которая в 2005
году будет вынесена на рассмотрение Думы автономного округа. В
настоящее время программа находится на согласовании.
На основе изучения и всестороннего анализа состояния туризма в
автономном округе определится комплекс мер, направленных на
активизацию развития прежде всего въездного и внутреннего туризма,
выработаются направления и механизмы нормативно-правового
регулирования, межведомственного взаимодействия, привлечения
инвестиций, информационной политики, подготовки кадров.
Приложение
к информации о развитии туризма
в Ханты-Мансийском
автономном округе - Югре
за период 2003 - 2005 гг.
СТАТИСТИЧЕСКИЕ СПРАВОЧНЫЕ ДАННЫЕ
Сведения о численности и динамике туристов
в разрезе территорий
чел.
-------------------T--------T--------T--------T--------T---------¬
¦ ¦2001 год¦2002 год¦2003 год¦2004 год¦в % 2004 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ год к ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2003 году¦
+------------------+--------+--------+--------+--------+---------+
¦Всего по округу ¦ 267804 ¦ 239561 ¦ 363561 ¦ 377962 ¦ 104,0 ¦
+------------------+--------+--------+--------+--------+---------+
¦ Города ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+--------+--------+--------+--------+---------+
¦Белоярский ¦ 6797 ¦ 6560 ¦ 6983 ¦ 5448 ¦ 78,0 ¦
+------------------+--------+--------+--------+--------+---------+
¦Когалым ¦ 8141 ¦ 6610 ¦ 8210 ¦ 8239 ¦ 100,4 ¦
+------------------+--------+--------+--------+--------+---------+
¦Лангепас ¦ 1494 ¦ 1262 ¦ 1531 ¦ 1038 ¦ 67,8 ¦
+------------------+--------+--------+--------+--------+---------+
¦Лянтор ¦ 1955 ¦ 1034 ¦ 1375 ¦ 1484 ¦ 107,9 ¦
+------------------+--------+--------+--------+--------+---------+
¦Мегион ¦ 6232 ¦ 6232 ¦ 4449 ¦ 9821 ¦ 220,7 ¦
+------------------+--------+--------+--------+--------+---------+
¦Нефтеюганск ¦ 30323 ¦ 16970 ¦ 17385 ¦ 20715 ¦ 119,2 ¦
+------------------+--------+--------+--------+--------+---------+
¦Нижневартовск ¦ 46565 ¦ 44366 ¦ 94022 ¦ 99904 ¦ 106,3 ¦
+------------------+--------+--------+--------+--------+---------+
¦Нягань ¦ 2765 ¦ 2163 ¦ 2393 ¦ 4521 ¦ 188,9 ¦
+------------------+--------+--------+--------+--------+---------+
¦Пыть-Ях ¦ 7211 ¦ 7372 ¦ 5682 ¦ 5406 ¦ 95,1 ¦
+------------------+--------+--------+--------+--------+---------+
¦Радужный ¦ 4576 ¦ 5074 ¦ 5674 ¦ 3965 ¦ 69,9 ¦
+------------------+--------+--------+--------+--------+---------+
¦Сургут ¦ 31518 ¦ 35258 ¦ 37108 ¦ 38716 ¦ 104,3 ¦
+------------------+--------+--------+--------+--------+---------+
¦Урай ¦ 3987 ¦ 3152 ¦ 5848 ¦ 3938 ¦ 67,3 ¦
+------------------+--------+--------+--------+--------+---------+
¦Ханты-Мансийск ¦ 61760 ¦ 49011 ¦ 70927 ¦ 76478 ¦ 107,8 ¦
+------------------+--------+--------+--------+--------+---------+
¦Югорск ¦ 12381 ¦ 12580 ¦ 12953 ¦ 10335 ¦ 79,8 ¦
+------------------+--------+--------+--------+--------+---------+
¦ Районы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+--------+--------+--------+--------+---------+
¦Белоярский ¦ 3872 ¦ 4812 ¦ 4628 ¦ 6998 ¦ 151,2 ¦
+------------------+--------+--------+--------+--------+---------+
¦Березовский ¦ 13782 ¦ 14857 ¦ 13403 ¦ 12357 ¦ 92,2 ¦
+------------------+--------+--------+--------+--------+---------+
¦Кондинский ¦ 4238 ¦ 3824 ¦ 4206 ¦ 3575 ¦ 85,0 ¦
+------------------+--------+--------+--------+--------+---------+
¦Нефтеюганский ¦ 1034 ¦ 2407 ¦ 32636 ¦ 35760 ¦ 109,6 ¦
+------------------+--------+--------+--------+--------+---------+
¦Нижневартовский ¦ 2891 ¦ 5577 ¦ 11033 ¦ 6653 ¦ 60,3 ¦
+------------------+--------+--------+--------+--------+---------+
¦Октябрьский ¦ 11017 ¦ 5860 ¦ 6999 ¦ 4142 ¦ 59,2 ¦
+------------------+--------+--------+--------+--------+---------+
¦Советский ¦ 2182 ¦ 3010 ¦ 4021 ¦ 4865 ¦ 121,0 ¦
+------------------+--------+--------+--------+--------+---------+
¦Сургутский ¦ 2277 ¦ 1005 ¦ 12043 ¦ 13542 ¦ 112,4 ¦
+------------------+--------+--------+--------+--------+---------+
¦Ханты-Мансийский ¦ 806 ¦ 565 ¦ 52 ¦ 62 ¦ 119,2 ¦
L------------------+--------+--------+--------+--------+----------
Структура размещенных туристов по количеству ночевок
чел.
----------T------T-----------------------------------------------¬
¦ ¦Всего ¦Продолжительность пребывания ¦
¦ ¦разме-+-------T-------T-------T-------T-------T-------+
¦ ¦щенных¦ 1 - 3 ¦ 4 - 7 ¦8 - 28 ¦29 - 91¦ 92 - ¦ 183 - ¦
¦ ¦в КСР ¦ночевки¦ночевок¦ночевок¦ночевка¦ 182 ¦ 365 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ночевки¦ночевок¦
+---------+------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦2002 год ¦239561¦182651 ¦ 31591 ¦ 23517 ¦ 1424 ¦ 250 ¦ 128 ¦
+---------+------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦2003 год ¦363561¦293170 ¦ 39669 ¦ 28685 ¦ 1852 ¦ 148 ¦ 37 ¦
+---------+------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦2004 год ¦377962¦299704 ¦ 42705 ¦ 32488 ¦ 2150 ¦ 840 ¦ 75 ¦
+---------+------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦Увеличе- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ние ¦ ¦ 2,2 ¦ 7,7 ¦ 13,3 ¦ 16,1 ¦ 467,6 ¦ 102,7 ¦
¦(умень- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦шение), в¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦% ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------+------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦Структура¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦в %, 2002¦239561¦ 76,24 ¦ 13,19 ¦ 9,82 ¦ 0,59 ¦ 0,10 ¦ 0,05 ¦
+---------+------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦Структура¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦в %, 2003¦363561¦ 80,64 ¦ 10,91 ¦ 7,89 ¦ 0,51 ¦ 0,04 ¦ 0,01 ¦
+---------+------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦Структура¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦в %, 2004¦377962¦ 79,29 ¦ 11,30 ¦ 8,60 ¦ 0,57 ¦ 0,22 ¦ 0,02 ¦
L---------+------+-------+-------+-------+-------+-------+--------
Структура и динамика туристов по целям поездки
чел.
-----------------T--------T------T--------T------T--------T------T--------T------¬
¦ Перечень ¦ 2004 ¦Струк-¦2003 год¦Струк-¦2002 год¦Струк-¦2001 год¦Струк-¦
¦ показателей ¦ год ¦ тура ¦ ¦ тура ¦ ¦ тура ¦ ¦ тура ¦
¦ ¦ ¦ 2004 ¦ ¦ 2003 ¦ ¦ 2002 ¦ ¦ 2001 ¦
¦ ¦ ¦год, %¦ ¦год, %¦ ¦год, %¦ ¦год, %¦
+----------------+--------+------+--------+------+--------+------+--------+------+
¦ А ¦ ¦ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦
+----------------+--------+------+--------+------+--------+------+--------+------+
¦Размещено - ¦377962,0¦100,0 ¦363561,0¦100,0 ¦239561,0¦100,0 ¦267804,0¦100,0 ¦
¦всего, человек ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------+--------+------+--------+------+--------+------+--------+------+
¦В том числе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦по целям ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦поездок: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------+--------+------+--------+------+--------+------+--------+------+
¦Досуг, ¦102897,0¦ 27,2 ¦98401,0 ¦ 27,1 ¦25138,0 ¦ 10,5 ¦31486,0 ¦ 11,8 ¦
¦рекреация, отдых¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------+--------+------+--------+------+--------+------+--------+------+
¦Деловые и ¦220067,0¦ 58,2 ¦206168,0¦ 56,7 ¦194370,0¦ 81,1 ¦219718,0¦ 82,0 ¦
¦профессиональные¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------+--------+------+--------+------+--------+------+--------+------+
¦Лечение и ¦ 14755,0¦ 3,9 ¦15067,0 ¦ 4,1 ¦ 1057,0 ¦ 0,4 ¦ 2988,0 ¦ 1,1 ¦
¦профилактика ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------+--------+------+--------+------+--------+------+--------+------+
¦Прочее ¦ 40243,0¦ 10,6 ¦43925,0 ¦ 12,1 ¦18996,0 ¦ 7,9 ¦13612,0 ¦ 5,1 ¦
+----------------+--------+------+--------+------+--------+------+--------+------+
¦Размещено ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦граждан России -¦365321,0¦ 96,7 ¦352402,0¦ 96,9 ¦230208,0¦ 96,1 ¦252694,0¦ 94,4 ¦
¦всего, человек ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------+--------+------+--------+------+--------+------+--------+------+
¦В том числе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦по целям поездок¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------+--------+------+--------+------+--------+------+--------+------+
¦Досуг, ¦101864,0¦ 27,9 ¦95247,0 ¦ 27,0 ¦24497,0 ¦ 10,6 ¦30799,0 ¦ 12,2 ¦
¦рекреация, отдых¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------+--------+------+--------+------+--------+------+--------+------+
¦Деловые и ¦209409,0¦ 57,3 ¦198887,0¦ 56,4 ¦186499,0¦ 81,0 ¦206171,0¦ 81,6 ¦
¦профессиональные¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------+--------+------+--------+------+--------+------+--------+------+
¦Лечение и ¦ 14715,0¦ 4,0 ¦15066,0 ¦ 4,3 ¦ 1057,0 ¦ 0,5 ¦ 2913,0 ¦ 1,2 ¦
¦профилактика ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------+--------+------+--------+------+--------+------+--------+------+
¦Прочее ¦ 39243,0¦ 10,7 ¦43202,0 ¦ 12,3 ¦18155,0 ¦ 7,9 ¦12811,0 ¦ 5,1 ¦
+----------------+--------+------+--------+------+--------+------+--------+------+
¦Размещено ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦граждан ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦государств- ¦ 5198,0 ¦ 1,4 ¦ 2895,0 ¦ 0,8 ¦ 4537,0 ¦ 1,9 ¦ 5210,0 ¦ 1,9 ¦
¦участников СНГ -¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦всего, человек ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------+--------+------+--------+------+--------+------+--------+------+
¦В том числе по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦целям поездок ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------+--------+------+--------+------+--------+------+--------+------+
¦Досуг, ¦ 204,0 ¦ 3,9 ¦ 421,0 ¦ 14,5 ¦ 590,0 ¦ 13,0 ¦ 197,0 ¦ 3,8 ¦
¦рекреация, отдых¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------+--------+------+--------+------+--------+------+--------+------+
¦Деловые и ¦ 4549,0 ¦ 87,5 ¦ 2095,0 ¦ 72,4 ¦ 3552,0 ¦ 78,3 ¦ 4254,0 ¦ 81,7 ¦
¦профессиональные¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------+--------+------+--------+------+--------+------+--------+------+
¦Лечение и ¦ 11,0 ¦ 0,2 ¦ 1,0 ¦ 0,0 ¦ 0,0 ¦ 0,0 ¦ 74,0 ¦ 1,4 ¦
¦профилактика ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------+--------+------+--------+------+--------+------+--------+------+
¦Прочее ¦ 434,0 ¦ 8,3 ¦ 378,0 ¦ 13,1 ¦ 395,0 ¦ 8,7 ¦ 685,0 ¦ 13,1 ¦
+----------------+--------+------+--------+------+--------+------+--------+------+
¦Размещено ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦граждан стран ¦ 7533,0 ¦ 2,0 ¦ 8264,0 ¦ 2,3 ¦ 4816,0 ¦ 2,0 ¦ 9900,0 ¦ 3,7 ¦
¦вне СНГ - всего,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦человек ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------+--------+------+--------+------+--------+------+--------+------+
¦В том числе по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦целям поездок ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------+--------+------+--------+------+--------+------+--------+------+
¦Досуг, ¦ 829,0 ¦ 11,0 ¦ 2733,0 ¦ 33,1 ¦ 51,0 ¦ 1,1 ¦ 490,0 ¦ 4,9 ¦
¦рекреация, отдых¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------+--------+------+--------+------+--------+------+--------+------+
¦Деловые и ¦ 6109,0 ¦ 81,1 ¦ 5186,0 ¦ 62,8 ¦ 4319,0 ¦ 89,7 ¦ 9293,0 ¦ 93,9 ¦
¦профессиональные¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------+--------+------+--------+------+--------+------+--------+------+
¦Лечение и ¦ 29,0 ¦ 0,4 ¦ 0,0 ¦ 0,0 ¦ 0,0 ¦ 0,0 ¦ 1,0 ¦ 0,0 ¦
¦профилактика ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------+--------+------+--------+------+--------+------+--------+------+
¦Прочее ¦ 566,0 ¦ 7,5 ¦ 345,0 ¦ 4,2 ¦ 446,0 ¦ 9,3 ¦ 116,0 ¦ 1,2 ¦
+----------------+--------+------+--------+------+--------+------+--------+------+
¦Размещено ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦граждан России -¦ 47732,0¦ 12,6 ¦53033,0 ¦ 14,6 ¦ 6375,0 ¦ 2,7 ¦ 4842,0 ¦ 1,8 ¦
¦детей - всего, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦человек ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------+--------+------+--------+------+--------+------+--------+------+
¦В том числе по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦целям поездок ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------+--------+------+--------+------+--------+------+--------+------+
¦Досуг, ¦ 31529,0¦ 66,1 ¦35991,0 ¦ 67,9 ¦ 4463,0 ¦ 70,0 ¦ 2613,0 ¦ 54,0 ¦
¦рекреация, отдых¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------+--------+------+--------+------+--------+------+--------+------+
¦Деловые и ¦ 4218,0 ¦ 8,8 ¦ 121,0 ¦ 0,2 ¦ 254,0 ¦ 4,0 ¦ 446,0 ¦ 9,2 ¦
¦профессиональные¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------+--------+------+--------+------+--------+------+--------+------+
¦Лечение и ¦ 2434,0 ¦ 5,1 ¦ 2401,0 ¦ 4,5 ¦ 81,0 ¦ 1,3 ¦ 72,0 ¦ 1,5 ¦
¦профилактика ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------+--------+------+--------+------+--------+------+--------+------+
¦Прочее ¦ 9551,0 ¦ 20,0 ¦14520,0 ¦ 27,4 ¦ 1577,0 ¦ 24,7 ¦ 1711,0 ¦ 35,3 ¦
L----------------+--------+------+--------+------+--------+------+--------+-------
Доходы коллективных средств размещения
тыс. руб.
--------T---------T---------T--------T--------T--------T---------¬
¦ ¦Доходы от¦Доходы от¦ В том ¦ Из них ¦От реа- ¦От допол-¦
¦ ¦ предос- ¦ предос- ¦числе от¦ от ¦лизации ¦нительных¦
¦ ¦тавляемых¦тавляемых¦продажи ¦разницы ¦путевок ¦ платных ¦
¦ ¦ услуг ¦ услуг ¦номеров ¦ в ¦(курсо- ¦услуг, не¦
¦ ¦(без НДС,¦в расчете¦(из гр. ¦тарифах ¦вок) (из¦входящих ¦
¦ ¦акцизов и¦ на одну ¦ 1) ¦ для ¦ гр. 1) ¦ в ¦
¦ ¦аналогич-¦ночевку, ¦ ¦ инос- ¦ ¦стоимость¦
¦ ¦ ных ¦ рублей ¦ ¦транных ¦ ¦ номера/ ¦
¦ ¦платежей)¦ ¦ ¦граждан ¦ ¦ путевки ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (из гр. ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1) ¦
+-------+---------+---------+--------+--------+--------+---------+
¦ А ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦
+-------+---------+---------+--------+--------+--------+---------+
¦2003 ¦ 930413,7¦ 796,7¦537438,5¦ 2766,5¦307951,9¦ 85023,3¦
¦год ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+---------+---------+--------+--------+--------+---------+
¦2004 ¦1139421,8¦ 1028,6¦655574,1¦ 8436,5¦365942,5¦ 117905,2¦
¦год ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+---------+---------+--------+--------+--------+---------+
¦Увели- ¦ 22,5¦ 29,1¦ 22,0¦ 205,0¦ 18,8¦ 38,7¦
¦чение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(умень-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦шение),¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦в % ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-------+---------+---------+--------+--------+--------+----------
|